Научить учиться. Как мотивировать ребёнка?
статья

Михальченко Елена Вячеславовна

В сложном информационно-насыщенном мире задача учителя — научить ребенка отсеивать, фильтровать информацию, отличать ложь от истины, анализировать, систематизировать, искать, направлять внимание в нужную сторону. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Научить учиться. Как мотивировать ребёнка?

     Сейчас важно понимать, что учеба в современной школе выглядит по-другому, чем 20 лет назад. Обучение — это, по сути, поток нужной и ненужной, полезной и бесполезной информации. В потоке такой разнообразной информации из всевозможных источников ребенку гораздо сложнее выбирать, хотя сам выбор огромен. Так как ребенок имеет реальную возможность выбрать, откуда черпать знания, увы, он часто совершает выбор не в пользу учителя. Учитель на фоне современных технологий выглядит скучным ретроградом, и шансов быть интересным у него все меньше. Наверное, именно поэтому "крутые" столичные школы оснащены мультимедийными досками, смарт-телевизорами и компьютерами. И даже в окружении этих технологий учитель теряет конкурентоспособность. Ведь не секрет, что с ролью накопителя и транслятора информации компьютер и Интернет справляются лучше, и школе надо это принять и перестроить свои кадры на то, чтобы стать скорее путеводителем, гидом, сопровождающим ребенка в мире информации. 

В сложном информационно-насыщенном мире задача учителя — научить ребенка отсеивать, фильтровать информацию, отличать ложь от истины, анализировать, систематизировать, искать, направлять внимание в нужную сторону. Иначе "перекормленный" информационным потоком ребенок всегда сыт по горло и познавать новое не хочет, точно так же, как ребенок, наевшийся конфет, не будет кушать суп. И это первая причина отсутствия мотивации к обучению. Сытого ребенка невозможно накормить даже вкусной и полезной пищей.

     Формирование учебной мотивации можно назвать одной из центральных проблем современной школы. Ее актуальность обусловлена самой учебной деятельностью, обновлением содержания обучения, формированием у школьников приемов самостоятельного приобретения знаний, развития активности. Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны с демотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Выявить характер мотивации – смысла учения для школьника – значит определить меры педагогического влияния, способы работы с этим школьником.

    Внутренняя мотивация предполагает развитие собственных мотивов школьника, самоуважения в деятельности, познавательных мотивов. Внешняя мотивация  основана на желании достичь внешних результатов ради вознаграждения или избегания наказания. Создание и поддержание мотивации к учебной деятельности зависит от:

 - понимания учащимися необходимости данной информации;

 - осознания ими связи между частными учебными задачами и основной;

- понимания предложенного учебного материала;

- положительных эмоций, возникающих от процесса деятельности («понравилось») и достигнутого результата.

    Решая проблему учебной мотивации  нужно применять все факторы, формирующие положительную мотивацию в учебной деятельности у обучающихся. Это и содержание учебного материала, организация учебной деятельности, коллективные формы деятельности, оценка результатов учебной деятельности, демократический стиль общения с детьми. Организуя учебную деятельность, нужно стараться создать для обучающихся проблемную ситуацию, вместе с ними поставить цель и определить задачи.

Итак, что же мотивирует ребенка к учебе?

Своевременное начало учебного процесса, согласно физическому и психологическому возрасту.

Адекватная учебная нагрузка и требования к ребенку.

Адекватная оценка его успехов и промахов. Фиксация на успехах.

Обучение ребенка КАК учиться, давая ему правильные схемы и методы получения знаний, соответствие методов его возрасту и потребностям.

Уважение к школе, учителю, учебному процессу.

Своевременное поощрение и похвала в случае удачи, поддержка и помощь при неудаче.

Благоприятная обстановка в семье, единые требования и методы воспитания, доверительная атмосфера в семье.

Контроль и режим дня, приучение к самоконтролю.

Если вы видите в ребенке личность, верите в его силы и поддерживаете в трудные минуты, это всегда принесет свои плоды.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Научи учиться"

Данный документ содержит пояснительную записку к программе по внеурочной деятельности младшего школьника, а также тематическое планирование занятий, их разработки и мониторинги с ослеживанием результа...

КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ? ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ БЕЗ ПРОБЛЕМ!

КАК НАУЧИТЬСЯ УЧИТЬСЯ? ДОМАШНИЕ ЗАДАНИЯ БЕЗ ПРОБЛЕМ!...

Статья "Как важно научиться учиться" учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны

В начале года первоклассники неожиданно попадают в новую образовательную среду, которая меняет их статус, но дети 6-7 лет не умеют быстро перестраиваться и менять своё поведение в новой изменившейся с...

Статья "Как важно научиться учиться" учителя начальных классов Титовой Елены Викторовны

В начале года первоклассники неожиданно попадают в новую образовательную среду, которая меняет их статус, но дети 6-7 лет не умеют быстро перестраиваться и менять своё поведение в новой изменившейся с...

Статья учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны "Как важно научиться учиться"

Первые шаги первоклассника в школе. Рекомендации для успешной адаптации ребёнка в этот период жизни....

Статья учителя начальных классов Подольской Натальи Леонидовны "Как важно научиться учиться"

В начале года первоклассники неожиданно попадают в новую образовательную среду, которая меняет их статус, но дети 6-7 лет не умеют быстро перестраиваться и менять своё поведение в новой изменившейся с...

Научить учиться

Советы родителям, как помочь ребенку научиться планировать и организовать выполнение домашней работы, управлять временем, делать выбор и решать проблемы....