Элективный курс "Научи учиться"
элективный курс (1 класс) по теме

Данный документ содержит пояснительную записку к программе по внеурочной деятельности младшего школьника, а также тематическое планирование занятий, их разработки и мониторинги с ослеживанием результатов обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kurs_nauchi_uchitsya.docx55.75 КБ

Предварительный просмотр:


Элективный курс «Научи учиться»

Пояснительная записка

Курс рассчитан на 1 * 33 = 33 часа

Цель: формирование устойчивого познавательного интереса, умения применять знания в процессе учения.

 Задачи:

- приобретение опыта использования знаний в игровых ситуациях (Звездный час, Поле чудес, Счастливый случай…)

-проявление интереса к познанию, к самостоятельному изучению научно-популярной литературы; формирование  культуры взаимоотношений в интеллектуальной, познавательной деятельности.

 Формы работы: познавательные игры, викторины, экскурсии, решение проблемных задач, исследовательская деятельность.
Результаты деятельности
Занятия в интеллектуальном клубе, в классных и школьных конкурсах, викторинах , декадах работают на формирование воспитательных результатов первого.

 ПРЕДМЕТНЫЕ: приобретение учеником первичных знаний организации познавательной деятельности через взаимодействие ученика с учителем. ЛИЧНОСТНЫЕ: позитивное отношение к школе, интерес к познавательной деятельности.

КОММУНИКАТИВНЫЕ: умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 РЕГУЛЯТИВНЫЕ: выполнять действия по плану, корректировать, оценивать результаты деятельности.

 ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ:-выделять учебные задачи, работать с различными источниками информации, находить главное существенное.

Требования к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения курса.

В результате изучения данного курса обучающиеся получат возможность   формирования

Личностных результатов: 

  1. Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).
  1. В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметных результататов :  

Регулятивные УУД:

  1. Определять и формулировать цель деятельности   с помощью учителя.
  1. Проговаривать последовательность действий  .
  1. Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.
  1. Учиться работать по предложенному учителем плану.
  1. Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
  1. Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

  1. Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
  1. Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
  1. Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.
  1. Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса.
  1. Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.
  1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем); находить и формулировать решение задачи с помощью простейших  моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

  1. Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
  1. Слушать и понимать речь других.
  1. Читать и пересказывать текст.
  1. Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
  1. Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметных результатов: 

- описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.  

Контроль и оценка планируемых результатов.

  В основу изучения спецкурса  положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются  по трём уровням.

  Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями  как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

   Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

  Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть   в защищенной, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает). 

        Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.

Диагностика  результатов познавательных способностей

      Как известно, начальной школе принадлежит исключительно важная роль в психическом развитии школьников. Она призвана не только вооружить их начальными предметными умениями, но и в значительной мере развивать у них познавательные УУД (восприятие, внимательность, память, мышление, воображение, речь). Тем более, что между этими двумя комплексами психических свойств существует глубокая, органическая взаимосвязь, проходит в процессе овладения первым.

    Перечисленные выше УУД  (их можно объединить в понятие познавательного интеллекта)  принадлежит к категории общих. Это значит, что они находят применение и развиваются в процессе усвоения всех общеобразовательных предметов. Сказанное, однако, не означает, что функционирование УУД происходит совершенно одинаково при усвоении любого общеобразовательного материала. Нет, обслуживание процесса овладения, скажем, математикой предъявляет существенно иные требования к восприятию, вниманию, памяти и т. д., чем овладение языком.

      Выдвигая перед учащимися определенные учебные задания. Учитель должен знать. Насколько сформированы у него соответствующие познавательные способности. Такое знание позволяет определенным образом модифицировать предлагаемые задания – расчленять их на более или менее крупные единицы, снижать или повышать их уровень, предоставлять ученику отдельные подсказки, наводящие вопросы и т.п., короче – осуществлять дифференциацию и индивидуализацию учебно-воспитательного процесса.

     Но это только одна сторона проблемы. Другая заключается в необходимости всеми имеющимися средствами развивать познавательный интеллект учащихся. Если он не достигает возрастной нормы – корригировать его, а если такая норма достигнута – способствовать его дальнейшему развитию. При этом используются два пути: придание процессу обучения развивающего характера и использование специальных упражнений тренировочного характера.

     Первая диагностическая работа проводится в начале учебного года, при выполнении заданий  первого занятия. Результаты выполнения заданий заносятся в таблицу (см. приложение 2) и сравниваются с результатами, полученными при аналогичном тестировании в конце предыдущего года обучения.

    Второе диагностическое обследование проводится в конце учебного года, при выполнении заданий последнего занятия. Результаты, полученные после проверки, заносятся в таблицу, в которую внесли данные о развитии детей в начале года. Сопоставляя данные начала года и результаты выполнения заданий последнего занятия, определяем динамику роста познавательных способностей учащихся.

     

Тематическое планирование занятий

Месяц

№ занятия

Развиваемые способности

С

Е

Н

Т

Я

Б

Р

Ь

1

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Графический диктант (вводный урок)

2

Развитие концентрации внимания.

Графический диктант.

3

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

4

Тренировка слуховой памяти.

Развитие мышления.

Графический диктант.

О

К

Т

Я

Б

Р

Ь

5

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

6

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

7

Совершенствование воображения. Задание по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

8

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Н

О

Я

Б

Р

Ь

9

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

10

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

11

Развитие слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

12

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

Д

Е

К

А

Б

Р

Ь

13

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

14

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек. Рисуем по образцу

15

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

16

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графические диктанты

Я

Н

В

А

Р

Ь

17

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант.

18

Тренировка слуховой памяти. Развитие мышления.

Графический диктант

19

Тренировка зрительной памяти. Развитие мышления.

Графический диктант.

20

Развитие аналитических способностей. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант.

Ф

Е

В

Р

А

Л

Ь

21

Совершенствование воображения. Задания по перекладыванию спичек.

Рисуем по образцу

22

Развитие логического мышления. Совершенствование мыслительных операций. Графический диктант

23

Развитие концентрации внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

24

Тренировка внимания. Развитие мышления.

Графический диктант

М

А

Р

Т

25

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления

Графический диктант

26

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Графический диктант

27

Развитие аналитических способностей

Совершенствование мыслительных операций

Графический диктант

28

Совершенствование воображения

Задания по перекладыванию спичек

Рисуем по образцу

А

П

Р

Е

Л

Ь

29

Развитие логического мышления

Совершенствование мыслительных операций

30

Развитие концентрации внимания

Развитие мышления

Графический диктант

31

Тренировка внимания

Развитие мышления

Графические диктанты

32

Тренировка слуховой памяти

Развитие мышления

Графический диктант

М

А

Й

33

Тренировка зрительной памяти

Развитие мышления

Развитие аналитических способностей

Совершенствование мыслительных операций

Учебно – методическая литература для учителя

Автор, год издания

Название пособия

Вид пособия

1.

Холодова О., Москва: РОСТ книга, 2007 г

«Юным умникам и умницам: Задания по развитию познавательных способностей (6-7 лет)»

Методическое пособие для 1-4  класса

2.

Криволапова Н.А. Учимся учиться [Текст]: программа развития познавательных способностей учащихся младших классов / Н.А. Криволапова, И.Ю. Цибаева. – Курган: Ин - т повыш. квалиф. и переподготовки раб-ов образования, 2005. – 34 с. – ( Серия «Умники и умницы»)

Программа развития познавательных способностей учащихся

5.

Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников [Текст]: методический конструктор: пособие для учителя / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. – М.: Просвещение, 2010. – 223 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

6.

Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе [Текст]: система заданий. В 2-х ч. Ч.1. / М.Ю. Демидова  [ и др.]; под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - 2 – е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

7.

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе [Текст]: от действия к мысли : пособие для учителя / А.Г. Асмолов [ и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. -2 –е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 152 с. – (Стандарты второго поколения)

Пособие для учителя

Приложение 1.

Модель занятия в 1 классе:

«МОЗГОВАЯ ГИМНАСТИКА» (1-2 минуты).

Выполнение упражнений для улучшения мозговой деятельности является важной частью занятия по РПС. Исследования ученых убедительно доказывают, что под влиянием физических упражнений улучшаются показатели различных психических процессов, лежащих в основе творческой деятельности: увеличивается объем памяти, повышается устойчивость внимания, ускоряется решение элементарных интеллектуальных задач, убыстряются психомоторные процессы.

РАЗМИНКА (3 минуты).

Основной задачей данного этапа является создание у ребят определенного

положительного эмоционального фона, без которого эффективное усвоение знаний невозможно. Поэтому вопросы, включенные в разминку, достаточно легкие. Они способны вызвать интерес у детей, и рассчитаны на сообразительность, быстроту реакции, окрашены немалой долей юмора. Но они же и подготавливают ребенка к активной учебно-познавательной деятельности.

тренировка и развитие психических механизмов, лежащих в основе познавательных способностей, памяти, внимания, воображения, мышления (15минут)

      Используемые на этом этапе занятия задания не только способствуют развитию этих так необходимых качеств, но и позволяют, неся соответствующую дидактическую нагрузку, углублять знания ребят,  разнообразить методы и приемы познавательной деятельности, выполнять логически-поисковые и творческие задания. Все задания подобраны так, что степень их трудности увеличивается от занятия  к занятию

             ВЕСЕЛАЯ ПЕРЕМЕНКА (3-5 минут)

  Динамическая пауза, проводимая на данных занятиях, будет  не только развивать двигательную сферу ребенка, но и способствовать развитию умения выполнять несколько различных заданий одновременно.

ПОСТРОЕНИЕ ПРЕДМЕТНЫХ КАРТИНОК, ШТРИХОВКА (15 минут)

 На данном этапе занятия ребята штрихуют предметы, которые они нарисовали или построили при помощи трафаретов с вырезанными геометрическими фигурами. Обведение по геометрическому трафарету фигур, предметов помогает ребятам рисовать предметы с натуры, они не искажают пропорции и форму. Штриховка же не только подводит детей к пониманию симметрии, композиции в декоративном рисовании, но и формирует и совершенствует тонкую моторику кисти и пальцев рук. Составление, моделирование и штриховка предметов и попутное составление ребятами небольших рассказов по теме, продолжение начатого рассказа, работа над словом, словосочетанием, - это и способ развития речи, и овладение выразительными свойствами языка. Тренируя тонкую моторику рук, ребята одновременно развивают устную речь.

№ п/п

Внимание

Вообра-

жение

Восприятие

Память

Мышление

Задание

№1

№2

№3

Есть точка 2

№3

№4

№5

№6

№7

№8

Фамилия,

Имя

Кол-во

Фигурок за 2 мин.

Количество придуманных рисунков

количество

зрит

слух.

Способн.

сравнивать 9дуга)

Способн.

рассужд.

(распл.

предмет.)

Способн.

 Анализу

(закон.)

Способн.

классиф.

(лишн. слово)

рисун..

изобра-

женных

линий

количество

правильно

неправильно

правильно

неправильно

правильно

неправильно

правильно

неправильно

рисунков

Числит.

Правильно

Неправильно

точно

соот. цветом

на каранд.

В круге

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

Приложение 3.

Конспект занятия № 4.

Тема: «Тренировка психических механизмов: памяти, мышления».

Цели: развитие слуховой памяти, логического мышления,

           развитие сенсорной сферы ребят    (мелких  мышц кисти руки),

                     развитие умения самостоятельно работать, контролировать и оценивать       свою   работу;

           воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Ход занятия.

  1. Орг. момент.
  2. «Мозговая гимнастика»

«Качание головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы).

«Ленивые восьмёрки» (упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания)

«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь)

«Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения)

  1.  Разминка.

- Сколько медведей навестила Маша в известной русской сказке?

- Катался колобком, пока не стал носком. Что это?

- Сколько колец у одних ножниц?

- Какой рукой лучше размешивать чай?

- Как называется место, где продают хлеб? А где стригут?

- Сколько всего ушей у трёх мышей?

     IV. Тренировка слуховой памяти.

         1.  Послушайте ряд слов, а затем постарайтесь воспроизвести их вслух в том же порядке: ДОМ, ДЕРЕВО, СОЛНЦЕ, ВЕТЕР, НЕБО.

         2.  Послушайте ряды слов, а затем постарайтесь воспроизвести их вслух в том же порядке:

а) МАМА, БРАТ, ДЯДЯ, СЕСТРА, ЖЕНА;

б) МАЙ, ЛЕТО, СРЕДА, ВЕСНА, СЕНТЯБРЬ.

     - Какую группу слов было легче запомнить? Почему?

           3. Внимательно слушайте задание и смотрите на рисунки.  Раскрасьте большие машины так, чтобы маленькая машина была между красной и синей, а зелёная была рядом с красной.

Проверка.

           4. Нарисуйте круг справа от квадрата, но слева от треугольника. Что нарисовали первым, что посередине?

        V.  Весёлая переменка.

     Вначале левой рукой дотроньтесь до правого уха, а правой рукой – до кончика носа; затем     поменяйте быстро положение рук. (5 раз)

        VI. Логически – поисковые задания.

  1. Пёс Трезор разорвал записку, которую мама оставила Стёпе.  Восстановите записку и прочитайте, что там написано.
  2. Выполните действия и напишите полученное слово.

Образец: ВО + РОК – К + БЕЙ = ВОРОБЕЙ

МЫ + ЛОВ – В =

         

           КРО – РО + ОМ + ПОТ =             

  1. Было два кролика – белый и серый.  Один из них ел морковку, другой – капусту.    Белый кролик ел морковку. Что ел серый кролик?

VII. Коррегирующая гимнастика для глаз.

«Зоркие глазки» : глазами  нарисуйте 6 кругов по часовой стрелке и 6 кругов против часовой стрелки.

«Стрельба глазами» : двигайте глазами из стороны в сторону. Смотря как можно дальше влево, затем – вправо, затем – вверх и вниз. Повторить 5-6 раз не спеша.

VIII. Графический диктант. Штриховка.

- Вспомните, какие существуют виды транспорта? Назовите, какой водный транспорт вы знаете? Подводный?

- Будем строить корабль.  (Здесь можно дать информацию о том, как появился первый корабль)

Диктант: от начальной точки одна клетка вверх, одна  влево, две вниз, одна вправо, одна вниз, десять вправо, 1 вверх, 1вправо, 1 вверх, 1вправо, 1вверх, 2влево, 1вниз, 6влево, 1вверх, 3влево, 1вверх, 2влево, 1вверх, 1вправо, 1вверх, 1вправо, 1вверх, 1вправо, 1вверх, 1вправо, 1вверх, 3вправо, 1вверх, 2влево, 1вверх, 2вправо, 1вверх, 1вправо, 10 вниз, 7влево, соединяем в начальной точке.

- Заштрихуйте или раскрасьте получившийся рисунок.

IX. Самооценка.

- Оцените свою работу и раскрасьте треугольный флажок соответствующим цветом: красный – получилось всё отлично, жёлтый – получилось всё хорошо, зелёный – только часть заданий выполнено так, как хотелось и синий – не получилось так, как хотелось.

X. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Особенности формирования партийных систем в России"

Программа служит дополнением к блоку «Политическая сфера» образовательной области «Общественные дисциплины», изучаемому в  10-11 классах и  углубляет очень важный аспект  подготов...

Элективный курс "Мир геометрии" для дополнительного образования

Элективный курс для обучающихся 2 класса для дополнительного образования....

Программа элективного курса по изучению карело-финского эпоса «КАЛЕВАЛА»

      Предметом изучения моей программы является карело-финский эпос «Калевала». Курс представляется актуальным, так как знакомит учащихся с историей и культурой своей...

Элективный курс "Учимся решать задачи" для 2 класса.

В программе представлены: пояснительная записка, календарно-тематическое планирование, контрольно-измерительные материалы....

Элективный курс "Учись учиться" 3 класс

Рабочая программа по элективному курсу "Учись учиться" в 3 кл. по авторскому учебно-методическому комплекту "Развивающие задания. Тесты, игры, упражнения" Языкановой Е.В....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 2 класс "Учись писать грамотно".

Результатами изучения модуля являются: осознание языка как основного средства человеческого общения; восприятие русского языка как явления национальной культуры; понимание того, что правильная у...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ПО МАТЕМАТИКЕ «УЧИМСЯ РЕШАТЬ ЗАДАЧИ» 3 КЛАСС

Данная программа  разработана в соответствии с нормативными документами федерального и регионального уровня. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации "Об утверж...