Читательская грамотность как основа успешности учащегося
статья

Беспалова Кристина Анатольевна

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. Материал для педсовета.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chitatelskaya_gramotnost_v_nachalnoy_shkole.docx34.57 КБ

Предварительный просмотр:

Читательская грамотность как основа успешности учащегося

1 слайд

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

        Такое развитие личности обучающегося задает особые требования к ступени начального образования. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий.

        Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся читательской грамотности. 

2 слайд

      Читать – это ещё ничего не значит: что читать и как понимать читаемое – вот в чём главное дело.

К. Д. Ушинский

        В Федеральном государственном образовательном стандарте начального образования читательская грамотность рассматривается как один из планируемых результатов обучения. Требования ФГОС к читательской грамотности отражены в обобщенных планируемых результатах освоения междисциплинарной программы «Чтение: работа с информацией», а также в обобщенных планируемых результатах освоения учебных программ по всем предметам начальной школы.

Особое значение формирование читательской грамотности приобретает сегодня, когда ситуация в области чтения напряжена: время на чтение постоянно сокращается, круг чтения сужается, литературные вкусы делаются более примитивными, поэтому учителю нужно ясно осознавать, что без привлечения к чтению, без формирования уважения, любви к книге, тяги к чтению, без сознательного чтения как труда и творчества, невозможно формирование читательской информационной культуры.

3 слайд

Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Международный мониторинг результатов образования рассматривает читательскую грамотность  в двух критических точках:

  • на переходе младших школьников от обучения чтению к чтению для обучения («PIRLS»). В «PIRLS» речь идет о читательской грамотности.
  • на переходе старших школьников от мира образования к миру труда («PISA»). «PISA» рассматривает также математическую и естественно-научную грамотность.

Международного исследования PISA, выявило, что российские школьники значительно отстают от своих сверстников в уровне сформированности читательских умений: умение найти и извлечь информацию из текста, умение интегрировать и интерпретировать сообщения текста, умение осмыслить и оценить сообщения текста. (Россия 43 место)        

4 слайд

В основу организации работы с читательской грамотностью положены группы читательских умений, овладение которыми свидетельствует о полном понимании текста:

  • общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла;
  •  нахождение информации;
  • интерпретация текста;
  • рефлексия на содержание текста или на форму текста и его оценка.

Таким образом, каждое читательское умение не формируется по отдельности, все умения, образующие систему, формируются одновременно при обращении к каждому новому произведению, поскольку более высокий уровень восприятия достигается только в результате взаимодействия всех элементов системы.

В анализе результатов мониторинга «Изучение качества чтения и понимания текста» указывается на невысокие результаты учащихся.

В мониторинге читательской грамотности приняли участие 26 обучающихся 3 б класса (100%). Успешность выполнения 58%. Стал вопрос как заложить основы формирования читательских умений. Достичь более высокого результата. Для этого необходимо было обратить внимание на умениябез которых не может эффективно осуществляться никакая читательская деятельность.

Раскрыв понятие «читательская грамотность», можно сделать вывод, что для того, чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.

5 слайд

У развитого читателя должны быть сформированы обе группы умений:

I.        умения, целиком основанные на тексте, извлекать из текста информацию и строить на ее основании простейшие суждения:

– умения находить информацию и формулировать простые непосредственные выводы:

– найти в тексте информацию, представленную в явном виде;

– основываясь на тексте, сделать простые выводы;

II.        умения, основанные на собственных размышления о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний читателя»:

– устанавливать связи, которые не высказаны автором напрямую;

– интерпретировать их, соотнося с общей идеей текста;

– реконструировать авторский замысел, опираясь не только на содержащуюся в тексте информацию, но и на формальные элементы текста (жанр, структуру, язык).  

6 слайд

Уровни читательской грамотности связаны с качественной характеристикой читательской самостоятельности выпускников начальной школы.

Высокий уровень читательской грамотности говорит о готовности учащегося к дальнейшему обучению на следующей образовательной ступени. Такие ученики уже почти не нуждаются в помощи, чтобы понять и оценить сообщения художественных и информационных текстов, не выходящих далеко за пределы их речевого и житейского опыта и знаний. Читатели высокого уровня готовы (при должном педагогическом руководстве) осваивать те составляющие чтения, которые позволят им расширять и преобразовывать собственный опыт и знания с помощью новых сведений, мыслей, переживаний, сообщаемых в письменной форме.

Средний уровень понимания текстов характерен для читателей, еще не полностью освоивших основы чтения. Для того чтобы вычитывать сообщения текста и строить на его основе собственные значения, они все нуждаются в помощи. Это помощь в понимании тех сообщений текста, которые не противоречат их собственному опыту и помощь в освоении письменного общения и сотрудничества с собеседниками, чей жизненный опыт и взгляды на мир расходятся с их опытом.

Низкий уровень понимания текстов делает невозможным принятие учащимися помощи педагога в использовании письменных форм сообщения о человеческих чувствах, мыслях и знаниях для самообразования.

В 3–4-м классах, когда у учащихся сформирован навык чтения, содержательным концентром урока становится само литературное произведение и его смыслы.  Реализация коммуникативно-деятельностного подхода обеспечивается наполнением урока специфическим содержанием, выбором адекватных поставленной задаче технологий и способов освоения произведения, позволяющим сформировать необходимые читательские умения.

        Тщательно изучив принципы и технологию построения уроков курса Г.Н. Кудиной и Г. Н. Новлянской «Литература как предмет эстетического цикла», входящего в систему РО, я увидела, что этот курс как нельзя лучше реализует требования к формированию читательской грамотности. Проблемно-деятельностный подход к постижению сущности литературы стал основным в моей педагогической деятельности.

 Перечислю основные типы учебной работы, способствующие решению этих требований к современному филологическому образованию:

7 слайд

Работа в позиции «читатель»:

1. Непосредственно-эмоциональное вслушивание. Этот вид работы с текстом, прежде всего, направлен на развитие мотивационной сферы

ЧИТАТЕЛЯ-критика.

2.Вычитывание (интерпретация, толкование) текста в основном способствует формированию позиции читателя-КРИТИКА.

 8 слайд

Работа в позиции «автор», которая «вырастает» из позиции «читатель-КРИТИК» и приобретает самостоятельное значение при создании читательского (критического) отзыва. При этом выделяются и два других самостоятельных вида авторской работы: художественная (АВТОР-художник) и публицистическая (АВТОР-публицист).

9 слайд

   Работа в позиции «теоретик». Главная задача теоретика – открытие закона художественной формы и способов создания художественного образа как средства работы в позициях «ЧИТАТЕЛЬ» и «АВТОР».  Иными словами, теоретические знания необходимы как условие развития разных видов литературной деятельности, совершенствование которой невозможно без определенного минимума литературоведческих знаний.

10 слайд

Акцентное «вычитывание» текста (акцентное чтение) – отнюдь не новое в методике литературного чтения понятие. Акцентное чтение можно рассматривать и как разновидность «медленного чтения», и как прием выборочно-направленного анализа литературного произведения.

В последнем случае учитель целенаправленно выбирает в тексте определенные моменты, помогающие ему решить конкретную задачу: провести наблюдения над развитием образа переживания в лирическом стихотворении, собрать материалы об одном из героев эпического или драматического произведения, посмотреть на события глазами одного из героев и т.п. Ведущим видом работы, обеспечивающим становление позиции «читателя», в предлагаемом курсе  выступает акцентное вычитывание, т.е. «вычерпывание» из текста определенных моментов, существенных для понимания авторской позиции. При таком способе работы учитель заранее «назначает» задачу вычитывания, но никогда, однако, не знает ее исчерпывающего решения. Акцентное вычитывание - путь не только к пониманию авторской позиции, но и к осознанию и становлению собственной позиции читателя.

Идеальное вычитывание - это создание целостной «партитуры» текста, последовательное движение вслед за развитием мысли-чувства автора, воссоздание целостной условной модели, «картины жизни», толкование художественной формы как содержательной на всех ее уровнях – от родо-видовых признаков до слова, ритма, звука. Такое прочтение требует очень высокой квалификации, литературно-критического профессионализма и занимает много времени. Выведение учеников на профессиональный уровень не является задачей школы, но дать читателю необходимые и достаточные средства для его самостоятельной читательской практики она должна. Достижению этого и способствует акцентное вычитывание.

Оставаясь на протяжении всего курса основным, этот вид читательской работы должен приобретать разные формы по мере читательского развития детей. Сначала акцентное вычитывание протекает в форме коллективной классной работы, в процессе которой дети постоянно переходят от «прочитывания» текста к его толкованию, интерпретации, пытаются обосновать свое мнение, подтвердить его, «доказать текстом». Это позволяет отсечь прочтения, неадекватные авторскому замыслу, и в то же время раскрывает возможные варианты индивидуальных прочтений, этому замыслу не противоречащих.

Постепенно эту работу следует переводить в форму индивидуального письменного сочинения, соответствующую определенным литературно-критическим жанрам. Ученики, выражая свои читательские мнения, становятся уже не только читателями-критиками, но и авторами-критиками. Сначала такие сочинения имеют форму свободного читательского отзыва - «читательские мнения». Первые отзывы должны появляться уже к концу начальной школы. Некоторые сочинения-отзывы о лирических стихотворениях можно проводить до изучения текста стихотворения в классе.

Коллективное обсуждение индивидуальных литературно-критических сочинений – следующий этап акцентного вычитывания. На этом этапе в ходе обсуждения сочинений читательские мнения детей корректируются: критики оценивают сочинения соучеников, помогают уточнить чье-то суждение, и тем самым выступают в позиции «соавторов» сочинения. Уроки - обсуждения совершенно необходимы и чрезвычайно важны для развития читательской деятельности. Именно на них благодаря вновь возникающей необходимости обращения к художественному тексту в поисках доказательных обоснований своих прочтений углубляется понимание текста, выявляются наиболее трудные для понимания моменты, оценивается допустимое и недопустимое в свободной интерпретации.

При работе с лирическим стихотворением главным является вычитывание образа-переживания лирического героя. Эта задача ставится перед маленькими читателями в виде вопроса: "Как развивается настроение рассказчика в стихотворении?" Процесс вычитывания начинается с выявления в тексте "лица говорящего" (рассказчика). Следующий этап – вычитывание развития чувства-мысли рассказчика, его настроения, вызываемого различными событиями жизни. Понять внутренний мир героя невозможно без осмысления образных средств речи, среди которых особое место занимают сравнения, метафоры, а также звуковой рисунок авторской поэзии. На первоначальном этапе литературного развития детей акцентное вычитывание протекает в форме коллективной классной работы, в процессе которой дети постоянно переходят от "прочитывания" текста к его толкованию, пытаются обосновать свое мнение, "доказать" текстом. Позже эта работа переходит в индивидуальную письменную форму – сочинение - отзыв о произведении.

А.С. Пушкина "Зимний вечер".

Чтение первой строфы

            Беседа по вопросам:

·        Кто рассказчик? (Рассказчик – герой, так как есть слова "к нам")

·        Какая "картина жизни", о чем стихотворение? (Зимняя буря, зимний вечер)

·        Какое настроение вызывает эта "картина жизни" у рассказчика? (Грустное, мрачное).

·        Докажите текстом это настроение (Завоет, заплачет).

·        С кем сравнивает рассказчик бурю? (Со зверем, с дитятею).

·        Зачем он это делает? Какие чувства он испытывает при этом? (То, как зверь она завоет – страх; то заплачет, как дитя – жалость; то, как путник запоздалый – ожидание, чувство одиночества). Пушкин находился далеко от своих друзей и очень скучал по ним.

·        Как называется прием, когда один предмет сравнивается с другим? (Сравнение).

·        Какую роль играет сравнение? (Помогает автору лучше выразить свои чувства и мысли).

Читателю очень важно понять и почувствовать роль сравнений. Именно они передают нам настроение рассказчика. Понимая роль сравнений, чтец сможет лучше и выразительнее прочитать стихотворение.

Но в этой строфе поэт воспользовался еще одним приемом, и этот прием помогает нам представить "картину жизни".

Учитель вычитывает строки, выделяя голосом нужные звуки:

  1. "….вихри, снежные крутя"– (рев бури).

·        Что помогло нам представить снежную бурю? (Определенные звуки, сочетание звуков).

Этот прием – звуковой рисунок, и вы убедились, что он помог нам представить эту бурю.

  1. "…. то, как зверь, она завоет" (Завывание вьюги слышится).
  2. "…по кровле обветшалой, вдруг соломой зашумит" (Шуршание).

Чтение второй строфы

·        К кому обращается рассказчик? (К старушке)

·        Кто знает, кого называет Пушкин в этом стихотворении старушкой? (Свою няню Арину Радионовну) .

·        Какое настроение содержится в этом обращении? (Печаль - т.к. ветхая лачужка; беспокойство – почему приумолкла).

·        Как поэт относится к своей няне? (Ласково, любовно, тревожится о ней "мой друг", "старушка").

   Пушкин очень любил свою няню Арину Радионовну. Свои детские годы он провел с ней, и это она рассказывала ему сказки, которые он потом взял за основу и подарил всему человечеству. Ведь стихи и сказки Пушкина известны во всем мире.

·        Как понять слова: ветхая лачужка, утомлена, дремлешь, приумолкла?

Почему в предложении "наша ветхая лачужка и печальна, и темна" повторяется союз "и"? (Усиливает печаль).

Чтение третьей строф

·        Меняется настроение рассказчика?

·        На что надеется рассказчик? (на изменение настроения – "и сердцу будет веселей").

·        Почему рассказчик уверен, что его настроение изменится к лучшему? (Он любит песни своей "подружки", надеется, что они его развеселят).

Чтение четвертой строфы

·        В чем особенность построения этой строфы? (1 часть – из 1 строфы, 2 часть из третьей строфы).

Пушкин зачем-то соединил два кусочка из предыдущих строф у рассказчика.

·        Зачем он это сделал? (Усиливается печальное настроение от бури, но он надеется на веселое настроение).

Итог урока:

Сегодня мы попробовали понять настроение рассказчика в стихотворении "Зимний вечер", поняли роль сравнений и звукового рисунка, и, я думаю, вы готовы читать это произведение выразительно, также результатом может быть написание отзыва

 

Работа с эпическим текстом. Акцентное вычитывание Андерсен Гадкий утёнок

Прочитайте первый абзац. О чем сообщает нам рассказчик-повествователь? Как оценивает ситуацию? («Хорошо было за городом»).

– Какой рисунок можно вывесить первым для составления диафильма?

– Тот, кто правильно ответил на поставленный вопрос, пойдет вывешивать рисунок к диафильму.

– Какое настроение у РП? (Он восхищается. В природе все прекрасно.)

– Почему вы так считаете?

Что мы можем ждать от сказки с таким прекрасным началом? (Читатель ожидает веселую интересную историю).

– Но увы, до самого конца ничего веселого не будет. Утенку долго будет плохо.

– Итак, мама-утка сидела на яйцах, «сидела она уже давно и ей порядком надоело это сидение». Почему «надоело»? (Ей скучно.)

– Что было дальше? (Вылупились птенцы).

– Каким был следующий день? (В природе опять все хорошо.)

– Найдите это в тексте.

– Все утята, в том числе и некрасивый птенец, «поплыли так, что любо». Все хорошо «ведь некрасивый серый утенок не отставал от других».

– Скоро добрались они до птичьего двора. И что же? На что прежде всего обращает внимание читателя рассказчик?  (На птичьем дворе драка. Две семьи дрались из-за одной угриной головки. И в конце концов, она досталась кошке.)

– О каком отношении рассказчика к обитателям птичьего двора это говорит?   (Рассказчику смешно.)

– Как к обитателям птичьего двора относится утка? Согласен ли с ее отношением рассказчик? (Утка восхищается знатной уткой испанской породы. А знатность заключается в том, что у нее на лапке красный лоскуток, и она «такая жирная». Рассказчик так не думает. Человеку смешно.)

Паустовский сказка «Волшебное колечко»

Дети вычитывают внутренние черты героев.

Варюша. Добрая – пошла зимой за махоркой для деда, поделилась махоркой с солдатами, а не продала; доверчивая – верит бойцу; любопытная – нарушает договор. Сказочные черты: загадывает желание, как сказочная героиня. Несказочные черты: отказывается от третьего желания, не хочет в другие земли со всеми их чудесами, хочет остаться со своим дедом на своей земле – любит родную землю, родные места.

Боец, подаривший колечко. «Веселый», шутит, «посмеивается», но шутит любовно – «цветок-лепесток в валенках», «анютины глазки с косичками». Может, и колдун – «его даже мина не брала», хотя это может говорить и о боевом опыте человека.

У. Опять получается по-разному. Если рассматривать это произведение как рассказ, то выходит, что Варя – просто мечтательница, еще очень маленькая и наивная, верит в чудеса. А боец – шутник, любовно, по-доброму шутит с наивной девочкой. Как же нам быть? К какому жанру все-таки отнести это произведение?

Д. …

Итог обсуждения. Паустовский оставляет нам возможность прочитать это произведение так, как хочется читателю: либо как сказку, либо как рассказ. Но раз указывает на жанр, то, значит, хочет, чтобы мы читали «Стальное колечко» как сказку. Он как бы напоминает нам: в жизни рядом с нами всегда есть чудесное, нужно только его заметить.

У. Каков ведущий эмоциональный тон этой сказки? В волшебной сказке, как вы помните, преобладает волшебное, торжественное, таинственное настроение, а в бытовой – юмористическое. А у Паустовского?

Дети вычитывают отрывки из текста, которые, по их мнению, наиболее ярко выявляют настроение, его переходы – от шутливого к таинственному и пр.

У. И в результате складывается какое-то особое настроение, отличное от настроения как волшебной, так и бытовой сказки. В авторских сказках так часто бывает. И все это потому, что автор не придерживается строгих правил создания сказки, которыми руководствовались народные авторы. Писатели, пишущие сказки, легко соединяют черты разных типов сказок, вводят совершенно несказочные эпизоды и многое другое. Поэтому и читателю с авторской сказкой работать труднее, труднее понять задачу автора, проникнуть в его замысел. И выразительное чтение, соответственно, требует иного подхода. Вы сами, наверное, заметили, что сейчас, когда вы вычитывали настроение, вам было трудно. Ну и, наконец, читатель, который понял произведение, должен уметь написать о нем отзыв.

11 слайд

Таким образом, в процессе беседы мы выделяем и анализируем три уровня восприятия художественного произведения: эмоциональный, идейно-смысловой, ценностный. Беседа проявляет уровень развития деятельности читателя, в первую очередь, у всего класса в целом, в меньшей степени у каждого отдельного ученика. Достигается единое адекватное прочтение текста, понимание автора. Такой результат будет достигнут быстрее, если беседа будет проходить в форме круглого стола, где все участники видят глаза друг друга и могут свободно общаться. Учитель занимает равное со своими учениками положение и высказывает свое собственное мнение.

12 слайд

Итак, сначала акцентное вычитывание протекает в форме коллективной классной работы, в процессе которой дети постоянно переходят от «прочитывания» текста к его толкованию, интерпретации, пытаются обосновать свое мнение, подтвердить, «доказать» текстом. Позже эта работа переводится в индивидуальную письменную форму. Создавая сочинение-отзыв, то есть, выражая свое читательское мнение, ученик становится в авторскую позицию, которая в данном случае выступает как ведущая. На этих уроках формируется творческий человек, стремящийся к глубокому постижению мира, человеческих отношений, себя, наконец.  

     13 слайд

      Главная цель уроков акцентного вычитывания художественного текста заключается в том, чтобы ученик получил возможность неограниченного развития и имел активную жизненную позицию.

     14 слайд

Результаты мониторинга по слайду. Есть динамика в течении года

     15 слайд

Фраза ДИДРО


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класса «Функциональная читательская грамотность как основа успешности учащихся»

Выступление на августовском секционном заседании муниципального методического объединения педагогических  работников Лаишевского района на базе МБОУ «Лаишевская СОШ № 2 им. Б.К. Кузнецова&r...

Мастер-класс «Читательская грамотность как основа успешности обучающегося»

Данный материал будет интересен для педагогов начальной школы....

Мастер-класс Функциональная грамотность как основа успешности учащихся

Мастер-класс Функциональная грамотность как основа успешности учащихся...

Доклад по теме:"Читательская грамотность, как основа успешности учащегося"

Данный доклад из опыта своей работы я готовила для выступления на районном семинаре учителей начальных классов....

Читательская грамотность - основа успешности учащегося.

В данной статье представлены методы и приемы по формированию читательской грамотности младших школьников....

Сценарий мастер-класса "Читательская грамотность как основа успешности младших школьников".

Цель: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального обмена опытом по развитию читательской грамотност...

Публикация Читательская грамотность как основа успешности учащегося

Публикация Читательская грамотность как основа успешности учащегося...