Сценарий мастер-класса "Читательская грамотность как основа успешности младших школьников".
методическая разработка по чтению

Цель: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального обмена опытом по развитию читательской грамотности младших школьников.

Задачи:

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными приемами работы.
  • показать практическую значимость использования разных типов заданий при формировании навыка чтения.
  • - отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, карточки с заданиями для каждого класса на отработку навыка чтения, карточки для работы с текстом, раздаточный материал на этап рефлексии.

Продолжительность проведения: 20-25 минут

Целевая аудитория: педагоги начальной школы. В практическую деятельность будет включено не более 12 человек.

Планируемый результат: участники мастер-класса получат знания по формированию читательской грамотности младших школьников через разнообразные приёмы.

Основные преимущества мастер-класса - это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий мастер – класса

 «Читательская грамотность

как основа успешности младших школьников»

Автор: Андреева Валентина Геннадьевна

учитель начальных классов

МОУ ВМР «Лицей г.Вольска Саратовской области»

Цель: создание условий для полноценного проявления и развития педагогического мастерства на основе организации пространства для профессионального обмена опытом по развитию читательской грамотности младших школьников.

Задачи:

  • раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными приемами работы.
  • показать практическую значимость использования разных типов заданий при формировании навыка чтения.
  • - отработать приемы работы с текстом на деятельностной основе (работа в группах).

Материально-техническое и методическое обеспечение: компьютер, проектор, карточки с заданиями для каждого класса на отработку навыка чтения, карточки для работы с текстом, раздаточный материал на этап рефлексии.

Продолжительность проведения: 20-25 минут

Целевая аудитория: педагоги начальной школы. В практическую деятельность будет включено не более 12 человек.

Планируемый результат: участники мастер-класса получат знания по формированию читательской грамотности младших школьников через разнообразные приёмы.

Основные преимущества мастер-класса - это уникальное сочетание: короткой теоретической части, индивидуальной работы, направленной на приобретение и закрепление практических знаний и навыков.

Ход мастер-класса

  1. Организационный момент.

-Добрый день, уважаемые коллеги. Рада приветствовать Вас на своем мастер-классе «Читательская грамотность как основа успешности младших школьников»

2. Постановка проблемы.

В нашей стране, как и во многих странах мира, наблюдается снижение уровня читательской культуры населения в целом, и интерес детей к чтению не исключение. В настоящее время чтение книг заменяется просмотром телепередач, компьютерными играми, общениями в социальных сетях. Поэтому вопрос формирования читательской грамотности школьников остаётся весьма актуальным.

Особое внимание решению данной проблемы должно быть уделено в начальной школе, т.к. она является основой развития устойчивого интереса к литературе.

Литературное чтение позволяет развивать речевые навыки и таким образом совершенствовать функциональную грамотность. Одной из важных частей функциональной грамотности является читательская грамотность.

3. Актуализация и мотивация к деятельности участников мастер-класса

-Давайте вместе попробуем разобраться, что такое читательская грамотность? (ответы)

Слайд: Вы совершенно правы, коллеги. Читательская грамотность –

  • способность человека понимать и использовать тексты,
  • размышлять о их содержании,
  •  заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,
  • расширять свои знания и возможности,
  • участвовать в социальной жизни.

Обратите внимание на дерево. Представим, что это читательская грамотность. У Вас на столах есть зеленые листочки, напишите на них, что такое читательская грамотность и добавьте к дереву.

- От чего зависит появление плодов на дереве? (ответы)

-Так и формирование читательской грамотности зависит от некоторых факторов. (слайд) 1) Формирование навыка чтения; 2) Овладение техникой чтения;
3) Формирование читательских интересов.

-Предлагаю Вам поухаживать за нашим деревом и полить его. Напишите на лейках, от чего зависит формирование ЧГ.  

4. Основная часть.

-Перед тем, как пройти в кабинет, я вас угостила разноцветными конфетками. Сами того не подозревая, вы разделились на группы.

Желтый цвет- 1 класс Зеленый цвет – 2класс Синий цвет – 3 класс Красный цвет – 4 класс.

-Для формирования навыка чтения, техники чтения и читательских интересов используют разнообразные приемы.

-Приемов работы очень много! С некоторыми вы поработаете сейчас, они помогут Вам ответить на вопрос. АУДИО - Внимание вопрос!  «Что в черном ящике?»

В конвертах находятся задания. Ознакомьтесь с ними. У вас есть пара минут.

1 класс - конверт №1.  

Начнем с первой ступени в начальной школе. 1 класс, прочитайте задание №1.

  1. Прочитай слова без лишнего слога.

Крупог, квабудрат, треугольмюник, оровал. (Круг, квадрат, треугольник, овал).

-Как одним словом назвать данные слова? (геометрические фигуры, форма)

-Второе задание даст подсказку, какой формы предмет в черном ящике.

2. Прочитай только первые слоги. Какое слово получилось?

Хорёк роща водник - Хоровод

- Делаем вывод, предмет в черном ящике круглой форы. (слайд)

2 класс – конверт №1.  

Переходим к следующему звену в обучении. 2 класс.

- Если мы говорим про геометрическую фигуру, помимо формы мы должны учитывать размер. Чтобы понять какого размера предмет, выполните задание.

Задание: Если отбросить буквы, которых нет в русском алфавите, то получится загадка. Прочитайте загадку и отгадайте её.

L R Ч F S Q У W G Т Z Ь h Б U O L Л t Ь V F Ш S R Е G Z Н L О Y Г W J О S Т N F К G S А Z N Y Д W Е R L В J f O S Y Ч Q К W А Б Z U Ы L G Л R t S J U А

Чуть больше ноготка девочка была (Дюймовочка)

-Дюймовочка по размеру была маленькая. Соответственно предмет в черном ящике небольшого размера. (слайд).  

3 класс – конверт №1.  

3 класс, напомните, в чем смысл анаграммы? В том, чтобы переставить буквы или звуки в слове для образования другого слова.

              Переставь слоги, чтобы получилось другое слово. Прочитай загадку и отгадай её.                                      

синовапель лыхспе ветц

дамё ветц и ветц феткон

тьхо голюбо вайспраши,

шийлуч ветц – ...

Апельсинов спелых цвет,

Меда цвет и цвет конфет!

Хоть любого спрашивай,

Лучший цвет – ...

-Ваша характеристика? (цвет). Какой цвет? (оранжевый) Вывод: - Предмет в черном ящике оранжевого цвета. (слайд)

4 класс – конверт №1.  -Завершающее звено в начальной школе - 4 класс.

- Сможете ли вы, увидев пол-арбуза, представить себе, как выглядит целый арбуз? - Конечно же, ответ будет положительным. А теперь предложите своим ученикам провести такой же эксперимент со словами. Возьмите непрозрачную линейку. Прикройте линейкой одну строчку в книге так, чтобы было видно только верхнюю часть слов. Задача: прочитать текст, видя только верхушки букв. Переместите линейку выше и покажите только нижнюю часть слов. Читаем. Это, кстати, уже труднее.

- Задание 4 класса даст нам последнюю подсказку.

  1. Прочитать текст, видя только верхушки букв.

У предмета в черном ящике особенный, «радостный», праздничный запах.

-Ваша характеристика подскажет нам запах.

  1. Прочитать текст, видя только нижнюю букв.

Вкусно пахнет Новый год! Скоро, скоро он придет!

- Делаем вывод, что запах предмета напомнит нам о празднике. (слайд)

Открытие ящика.

-Внимание знатоки! Давайте подведем итог. Наш предмет круглый, небольшого размера, он оранжевого цвета, по запаху напоминает праздник.

АУДИО - Внимание вопрос!  «Что в черном ящике?»

-В черном ящике мандарин.

Приемы у каждого учителя-предметника могут быть свои.  Приемы, которые мы с вами рассмотрели, помогают улучшить навык чтения, стимулируют детей к познавательной и творческой активности. Способствуют формированию читательской грамотности.

5. Работа с текстом.

-Предлагаю каждому классу поработать с текстом и узнать интересную информацию о мандарине.

-В конвертах №2 находится текст и задания к нему. Ознакомьтесь, пожалуйста.

-Закончив задание, выберите читательские умения, которые помогли лично Вам его выполнить. Умения находятся на карточках в форме мандаринов.

1 класс. Внимательно рассмотри афишу и ответь на вопросы.

афиша 2.jpg

«Объединение детских библиотек» г.Тольятти.

Вся информация по тел.:89234457887

  1. Выйдя из дома, семья Кузнецовых увидела эту афишу. Куда приглашала афиша? Отметь правильный ответ знаком ×

  □   в библиотеку

   □  в театр

  □  в цирк

  1. В каком городе живёт семья Кузнецовых? Вставь пропущенное слово.

Семья Кузнецовых живёт в городе ____________________________.

  1. Папа, мама и Миша пошли на представление. В кассе им продали 2 билета.

  Найди и подчеркни на афише информацию, которая объясняет: почему

  билетов 2, а не 3.      

Верные умения, которые помогли  справиться с заданием.

  1. Умение извлекать конкретную информацию, запрашиваемую в вопросе.
  2. Умение работать с информацией, оформленной в виде несплошного текста.
  3. Умение понимать значение неизвестного слова на основе контекста.

2 класс. Прочитай. Вставь пропущенные слова в тексте, где это необходимо. Используй слова для справок.

Было время, когда новогоднюю елку украшали этими фруктами, обернутыми в золотую и серебряную фольгу. Мандарины висели на смолистых еловых ветках, словно разноцветные шарики. В конце праздника ребятишки срывали их с веток и лакомились ими.

(Слова для справок: смолистых, еловых, золотую, разноцветные, новогоднюю, серебряную).

Умения, которые помогли  справиться с заданием.

  1. Умение понимать лексическое значение слова на основе контекста.
  2. Умение связать единицы информации (определять их общую роль в тексте), определять морфемную форму.
  3. Умение определять наличие/отсутствие информации.

3 класс.  Собери текст по плану.

  1. Родина мандарина – Китай. Известно, что мандарины выращиваются в Китае и Японии в течение более 3000 лет. В настоящее время эти вкуснейшие цитрусовые хорошо прижились в Грузии, Абхазии, Турции, Греции, на юге Франции, в Португалии и Испании. (Место рождения мандарина)
  2. Мандаринам свойственно расти на дереве или кустарнике до 4-х м в высоту. Они густо покрыты маленькими зелеными листьями. Когда мандарины созревают, плод становится оранжевого цвета. От кожуры чувствуется устойчивый аромат. Этот запах создают эфирные масла, которые содержатся в кожуре фрукта (Свойство мандарина)
  3. Китайцы считают эти фрукты олицетворением финансового благополучия. Поэтому, придя, в гости на Новый год, они обязательно дарят два мандарина хозяевам дома. Провожая гостя, хозяева дома преподносят гостям тоже два других мандарина. Таким образом, они желают друг другу финансового благополучия. (Традиция китайцев на Новый год). 

План текста.

1.Место рождения мандарина

2.Свойство мандарина

3.Традиция китайцев на Новый год.

Умения, которые помогли справиться с заданием.

  1. Умение выявлять связь между прочитанным текстом и современной реальностью.
  2. Умение понимать содержание информации и восстанавливать деформированный текст по плану.
  3. Умение извлекать конкретную информацию, запрашиваемую в вопросе.

4 класс. Изучите статью из энциклопедии растений.

Мандарин (лат. Citrus reticulata) – вечнозеленый плодовый кустарник или низкорослое дерево. Является ярким представителем рода Цитрус. Русское название культуры было позаимствовано от испанского языка (по другим данным – с французского). В настоящее время мандарин широко культивируется в Японии, Китае, Южной Корее, Испании, Алжире, Франции, Египте, Турции, Марокко, Грузии, Азербайджане, Аргентине и Бразилии. Также мандарины выращивают на черноморском побережье.

Характеристика культуры

Мандарин – кустарник или дерево высотой до 4-5 м с темно-зелеными побегами. Листья черешковые, средних размеров, эллиптической или яйцевидной формы. Цветки матово-белые, одиночные или собранные по две штуки в пазухах листьев. Плоды желтые или оранжевые, округлые. Кожура плода тонкая, легко отделяющаяся, ароматная. Мякоть желто-оранжевая или оранжевая, сочная, сладкая или кисло-сладкая. Цветет мандарин в мае – начале июня (что зависит исключительно от климатических условий), плоды созревают в октябре-ноябре.

Уход

Уход за мандаринами заключается в обильных и регулярных поливах. В зимнее время года поливы сокращают. Для поливов используют теплую и отстоянную воду. Подкормки обязательны. Зимой подкормки не нужны или по мере необходимости. Болезнями и вредителями мандарины поражаются редко, но профилактические обработки натуральными препаратами не возбраняются.

К каждому заданию ты должен дать ответ. Выбери правильный вариант ответа или впиши свой вариант ответа там, где это требуется. При выполнении заданий не забывай пользоваться прочитанным текстом.

  1. К какому роду относятся мандарины?
  1. Виноградовые        2) Цитрусовые                3) Бобовые
  1. Что в переводе с латинского означает Citrus reticulata? _____________________
  2. Дополни таблицу

Части мандарина

Характеристика

Листья

средних размеров, яйцевидной формы.

Цветки

Плоды

Кожура плода

тонкая, легко отделяющаяся, ароматная.

Мякоть

  1. Сформулируй вопрос, ответ на который дается в тексте._____________________________________________________________

Выберите умения, которые помогли Вам справиться с заданием.

  1. Умение находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
  2. Умение формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу (вопрос).
  3. Умение работать с информацией, оформленной в виде несплошного текста.

7. Обобщение. Рефлексия.

-Выполняя задания по формированию ЧГ, мы узнали полезную информацию о фрукте - мандарин.

1 класс – узнали, что бывает мандариновое шоу, 2 класс - историческая информация о мандарине, 3 класс - по плану текста узнали интересные факты, 4 класс – раскрыли информацию из энциклопедии.

-В результате нашей плодотворной работы, мы вырастили плоды на дереве. Прикрепите плод-умение на наше дерево.

8. Заключение.

Слайд: Корни учения горьки, зато плоды его сладки —  Аристотель
- Давайте вместе зачитаем слова Аристотеля.

- Учиться всегда нелегко, ничто не дается само собой, обязательно надо приложить усилия, запастись терпением. Зато высокие знания всегда принесут пользу и отблагодарят своего обладателя.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Мастер-класс: «Читательская грамотность как основа успешности обучающихся младших школьников»

Слайд 3

Читательская грамотность способность человека понимать и использовать тексты, размышлять о их содержании, заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, участвовать в социальной жизни.

Слайд 5

Особенности формирования читательской грамотности: 1) Формирование навыка чтения; 2) Овладение техникой чтения; 3) Формирование читательских интересов.

Слайд 8

Предмет в черном ящике… Круглой формы; Небольшого размера; Оранжевого цвета; Пахнет праздником.

Слайд 13

План текста. 1.Место рождения мандарина. 2.Свойство мандарина. 3.Традиция китайцев на Новый год.

Слайд 16

Корни учения горьки, зато плоды его сладки. Аристотель

Слайд 17

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класса «Функциональная читательская грамотность как основа успешности учащихся»

Выступление на августовском секционном заседании муниципального методического объединения педагогических  работников Лаишевского района на базе МБОУ «Лаишевская СОШ № 2 им. Б.К. Кузнецова&r...

Читательская грамотность как основа успешности учащегося

Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в начальной и основной школе невозможно без сформированности у обучающихся чи...

"Режим дня - основа успешной учёбы школьника"

Показать  родителям  необходимость выполнения режима дня школьника и влияние его на учёбу....

Мастер-класс «Читательская грамотность как основа успешности обучающегося»

Данный материал будет интересен для педагогов начальной школы....

Мастер-класс Функциональная грамотность как основа успешности учащихся

Мастер-класс Функциональная грамотность как основа успешности учащихся...

Доклад по теме:"Читательская грамотность, как основа успешности учащегося"

Данный доклад из опыта своей работы я готовила для выступления на районном семинаре учителей начальных классов....

Публикация Читательская грамотность как основа успешности учащегося

Публикация Читательская грамотность как основа успешности учащегося...