Семейное чтение - залог успешного обучения.
статья (1, 2, 3, 4 класс)

Фофонова Ольга Ивановна

Семейное чтение - залог успешного обучения.Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Но, очевидно, что на сегодняшний день это та ценность, которая относится к исчезающим, т. к. происходит трансформация семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными. Учителя, преподаватели, а в первую очередь, конечно, именно родители должны прививать любовь ребенка к чтению. Статья о важности чтения. Можно использовать для выступлений на педсоветах, родительских собраниях, методических объединениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл semeynoe_chtenie_-_zalog_uspeshnogo_obucheniya.docx25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семейное чтение - залог успешного обучения.

Всем хорошим во мне я обязан книгам.

А. М. Горький

А. М. Горький сказал: «Всем хорошим во мне я обязан книгам». Самовоспитание мыслей, чувств, убеждений и взглядов возможно только при условии, когда книга входит в жизнь маленького человека как духовная потребность. Ни для кого ни секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье и основа его – привычка ребенка читать. Но, очевидно, что на сегодняшний день это та ценность, которая относится к исчезающим, т. к. происходит трансформация семейного уклада, разрушение традиционных нравственных норм во взаимоотношениях людей, в том числе и в семье, приоритет развлекательных предпочтений перед познавательными и т. д. Телевизор, компьютер заменил удовольствие почитать книгу ребенку, читать семьей, обсуждать волнующие строки, поведение героев. Это в немалой степени отражается на успешном учении детей, и особенно в начальной школе. Сейчас для детей незнакомы такие известные авторы, как А. Барто, Л.Толстой, В. Драгунский и др. На уроках чтения мало кто называет названия сказок, детских рассказов. Это очень жаль. Ведь чтение – это общение читающего с исписанной страницей. Чтение можно сравнивать с главной дорогой в стране знаний. Все последующее обучение – математике, истории, биологии – будет основано на умении ребенка понимать написанное, пользоваться языком, на его способности вычленять смысл письменного текста.

         Сегодня важно привлечь внимание родителей к книге - как важному фактору воспитания ребёнка; помочь решить проблему, связанную с нежеланием детей читать. Приучение ребёнка к чтению- длительное и кропотливое занятие. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребенка читать.

        Самые читающие страны сегодня - это Италия и Швейцария, России нет в «десятке». Неутешительные результаты наших детей в международном тестировании РISA на понимание текста (33 место среди 40 стран) говорят о необходимости активизировать работу по формированию у детей навыков чтения и формировании национальной программы “Чтение и духовная безопасность будущего России”. По технике чтения наши старшеклассники занимают лишь 43 место из 45 стран мира.

Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Однако педагоги и психологи констатируют, что дети, едва научившись читать в начальной школе, к 6-7 классу читают все хуже и хуже. Замедленность процесса чтения, отсутствие интереса к чтению приводит к тому, что процессы интеллектуальной деятельности тоже замедляются.

Опыт свидетельствует, что плохо читающий ученик обречен на неуспеваемость в средних и старших классах, где учебный материал увеличивается в несколько раз.

Если ребенок рос и развивался в обстановке, где беседы, слушание, чтение являются нормой повседневной жизни, он и в школе будет интересоваться содержательной и разнообразной информацией, которую можно почерпнуть главным образом из книг, из него вырастет увлеченный и естественно сформировавшийся читатель.  

Немаловажную роль в привитии к чтению играет посещение библиотеки. В ней могут, по предварительной просьбе, приготовить разнообразные беседы и праздники на различные темы. По своим наблюдениям могу сказать, что некоторые ребята с удовольствием слушают и отвечают на вопросы беседы, а некоторым не интересно. Многие ребята берут лишь журналы, а к книгам равнодушны. К нам приходила и библиотекарь нашей школьной библиотеки, проводила беседу о книгах и как их сохранить в хорошем состоянии.

            Давно замечено: пока ребенок мал, взрослые с упоением читают ему книжку. Но вот ребенок пошел в школу, и родители вздыхают с облегчением: теперь сам будет читать. А спустя несколько лет часто становятся участниками диалога: «Ну, как книга?» - «Ничего, нормально», - безразлично отвечает сын или дочь. И родители с удивлением ощущают, что между ними и детьми стена непонимания. Избежать подобных сцен помогает семейное чтение. Я хочу посоветовать, вам, создать дома семейные вечера чтения. Читайте разные книги, а затем беседуйте о прочитанном. Я думаю, что это принесет какие-то добрые всходы – старайтесь, чтобы чтение стало для детей потребностью, чтобы оно помогало им в жизни. Это сейчас нам кажется все просто. Мы забыли, как в детстве нам нелегко давалось чтение. Когда мы показываем эту простоту ребенку, мы поступаем нечестно по отношению к нему. Давайте наберемся терпения и сделаем все, чтобы не отбить у ребенка желания читать. Пусть радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

           В то же время в обществе нарастает убежденность, что книга сегодня, независимо от формы ее представления (печатной или электронной), по-прежнему остается основой культуры и грамотности. Важность книги и чтения неоспорима, и эта идея особенно поддерживается в последние годы мировым сообществом. В частности, повысилось значение книги как средства воспитания, связи между культурами разных поколений, в этом отношении особую роль сегодня приобретает вопрос культивирования чтения в условиях семейных отношений, и, в частности, общения посредством книги родителей и детей.

             Необходимо сделать так, чтобы вернуть книгу в семью. Современное российское общество, безусловно, признало: какими бы прекрасными ни были дошкольные и школьные учреждения, самыми, главными «мастерами», формирующими разум, мысли детей, являются мать и отец. Более того, на расширение прав и ответственности родителей как «первых педагогов» обращается внимание в Законе Российской Федерации «Об образовании», обязывающем родителей «заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте».

             В этой связи деятельность школы по поддержке, сохранению и развитию семейного чтения трудно переоценить. Школа может оказать квалифицированное содействия семейному чтению - наличие специалистов-профессионалов в области детского чтения, способных убедительно объяснить необходимость совместного чтения родителя и ребенка, обучить его организации, а также создать условия для непринужденного общения и сближения родителя с ребенком в библиотеке.

            Возрождение традиции семейного чтения как культурной нормы развития ребенка - одна из важнейших задач библиотечных учреждений. Необходимо библиотечное содействие семейному чтению. Главной задачей библиотек в направлении поддержки материнского чтения является информационно-методическое обеспечение процесса чтения взрослыми ребенку и содействие просвещению родителей в исполнении обязанностей по воспитанию ребенка.

              В воспитании любви к книге у детей положительную роль играют незначительные, на первый взгляд, моменты. Так например, наличие собственной библиотеки или просто полочки с книгами, возможность обмениваться книгами с товарищами – всё это вызывает подлинный интерес детей книге.

              Для того, чтобы приучить детей самостоятельно читать, можно использовать следующий приём. Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку вслух. На самом интересном месте чтение прекращается. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями. Ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Позже взрослые должны обязательно  спросить его, о чём он прочитал, похвалить за самостоятельность.

            Можно рассказать ребёнку один, но самый занимательный эпизод из какого либо рассказа. В ответ на вопрос «А что дальше?» дать ребёнку книгу: «Вот прочти. Здесь столько интересных историй».

          Хотелось, чтобы вы требовали от ребёнка, чтобы он запомнил фамилий автора и художника-оформителя и название книги. Перед чтением бывает полезно спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал или слышал, что он знает о нём, встречались ли ему где-нибудь рисунки художника-иллюстратора.

          Надо, чтобы ребёнок читал книгу внимательно, не торопясь. Часто дети младшего школьного возраста, прочитав 5 – 6 страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем закончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети продолжают читать менее внимательно. И чтобы у детей не появилась эта вредная привычка, не следует рассказывать детям заранее, как развиваются события в книге, чем она заканчивается.

          Для младших школьников большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций в книге. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное. Большое значение имеют вопросы, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое: «Что здесь нарисовано? Как зовут этих людей? Что они делают?»

            Надо стараться, чтобы дети рассказывали о прочитанном. Если на первых порах ребёнок затрудняется рассказать о прочитанном, надо ему помочь с помощью вопросов: « что ты узнал из рассказа? Когда и где это было? Что тебе понравилось больше всего?»

            Очень хорошо, если в семье практикуются совместные чтения вслух. Это сближают родителей и детей. Чтения вслух – полезная тренировка для детей, они привыкают читать громко, выразительно, чётко.

            Что делать, если ребёнок плохо читает? Надо быть терпимыми к тому, что на первых порах дети могут и ошибаться, и читать медленно, тихо. Пусть ребёнок радуется каждому прочитанному слову, гордится всякой удачей в преодолении трудностей.

            Процесс семейного чтения представляет собой:

· во-первых, собственно процесс чтения взрослыми ребенку;

· во-вторых, чтение родителями педагогической и медицинской литературы для осуществления воспитания и ухода за ребенком;

· в-третьих, деятельность взрослых по организации самостоятельного чтения ребенка (рекомендация ему книг, их приобретение, получение из библиотеки, беседы о прочитанном и др.).

          Заставить читать нельзя. Можно только любить чтение вместе с ребёнком. И для того, чтобы это не оставалось пустыми призывами, литература напоминает нам, какие права мы сами себе как читатели присвоили: читать по своему выбору, не дочитывать то, что не нравится, перечитывать любимое помногу раз, молчать о прочитанном…

          Традицию семейного чтения создать крайне сложно. Особенно, если ранее этой традиции в семье не было. Но можно! И крайне важно, чтобы первое знакомство с книгой шло от родителей.

           Для этого сегодняшним родителям необходимо:

- ориентироваться в новых писателях и новых книгах;

- иметь представление об интересах сегодняшних детей и подростков;

- понимать, зачем нужно читать ребенку, какие книги сделают его лучше, добрее, взрослее;

- читать книги о семье, воспитании, проблемах современного образования, развития, досуга семьи, о привлечении детей к чтению.

            Каждому человеку книги нужны по-разному. Кому-то больше, кому-то меньше. Лучшая книга в мире – та, которую человек прочитал и полюбил. Но найти ее может только он сам. Мы, взрослые,  должны помочь ребенку в этом.

Приложение:

Заповеди чтения:

Уважаемые папы и мамы!

Вы хотите, чтобы ваш сын или дочь читали? Учтите эти добрые советы, и ваши желания исполнятся!

1.Прививайте детям интерес с раннего детства.

2.Покупайте книги, выбирая яркие по оформлению и интересные по содержанию.

3.Систематически читайте сами. Это сформирует у ребёнка привычку видеть в доме книгу ежедневно.

4.Обсуждайте прочитанную книгу среди членов своей семьи, даже если произведение вам не понравилось.

5.Рассказывайте ребёнку об авторе прочитанной им книги.

6.Если вы сами о нём ничего не знаете, поинтересуйтесь. Никогда не поздно получить новые знания и впечатления.

7.Вспоминая с ребёнком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он сам запомнил текст.

8. Рекомендуйте ребёнку книги своего детства, делитесь своими детскими впечатлениями от чтения той или иной книги, сопоставляйте ваши и его впечатления.

9.Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.

10. Покупайте, по возможности, книги полюбившихся ребёнку авторов, оформляйте личную библиотеку вашего сына или дочери.

11.Воспитывайте бережное отношение к книге, демонстрируя книжные реликвии своей семьи.

12.Дарите своему ребёнку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и тёплыми пожеланиями . Спустя  годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.

Анкета для учащихся

1.Как ты считаешь, может ли человек жить без книги?

2.Нравится ли тебе читать книги?

3.Какие книги ты читаешь с удовольствием?

4.Нравится ли тебе получать книги в подарок?

5.Что в течение последней недели прочёл (или читал ты)?

6.Тебе её  подарили или ты взял её в библиотеке?

7.У вас дома много книг?

8.Назови, что в течение последней недели читали твои

А) мама,

Б) папа?

9. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

10. Назови книгу, которую ты считаешь главной книгой своего времени?

 Анкета для родителей

1.Является ли чтение одним из увлечений вашего ребёнка?

2.Сколько времени он проводит за книгой?

3.Убеждаете ли вы своего ребёнка читать или он делает это без принуждения?

4.Какие книги он предпочитает?

5.Как вы поощряете его читательские стремления?

6.Назовите, что в течение последней недели читали (или прочли  ) вы и ваш муж (жена)?

7.     Назовите, что в течение последней недели прочёл (или читал  ) ваш ребёнок?

8.Обсуждаете ли вы со своим ребёнком прочитанные книги, газеты, просмотренные телепередачи?

9.Советуете ли вы ребёнку книги своего детства и юности?

10. Являетесь ли вы примером для своего ребёнка в чтении книг?

Библиография:

1.Азбука воспитания: советы родителям / Сост.Г.Перегибов//Воспит. Школьников.-2001.-№7.

2.Взаимодействие детей и родителей: тесты // Воспит.школьников. -2001.-№8.-С.50-51.

3.Дереклеева Н. Анкеты для родителей и учащихся / Н. Дереклеева // Воспит. школьников.-2002.-№1.- С.48-50.

4.Дереклеева Н. Нетрадиционные формы проведения собраний/ Н. Дереклеева Н. // Воспит. школьниников.-2001.-№10.-С.46.

5.Крупина И. Педагогическое просвещение родителей / И. Крупина // Воспит. школьников.- 2001.-№1.-С.18.

6.Лучина Т. Методические рекомендации по проведению родительских собраний / Т. Лучина // Воспит. школьников.-2002.-№9.- С.15.

7.Писарева С.Детей воспитываем вместе / С. Писарева // Воспит. школьников.-2001.-№7.-С.48.

8.Саляхова Л. Родительские собрания: традиционные и нетрадиционные формы.5-9классы :  методическое пособие /Л.И. Саляхова- 2-е изд., стереотипное - М.: Глобус, 2007.

9.Семейное воспитание : краткий словарь  /  Сост. И. В. Гребенников, Л.В. Ковинко.-М.: Политиздат, 1990.

10.Хоменко И.Советы родителям / И. Хоменко // Педология.- 2001.-№6. – С44-45.

11.Чепурных Е. Обобщённые материалы по итогам Всероссийского родительского собрания «Воспитание подрастающего поколения» // Вест.обр. – 2001.- №8.

12.Яровова Т.В. Десять секретов успешного проведения родительского собрания (памятка для педагогов) / Т.В. Яровова // Практика адм.раб. в шк. – 2005.- №1.- С.57.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Овладение навыками оптимального чтения-залог успешного обучения"

В презентации даны рекомендации о том, как повысить технику чтения....

Продуктивное чтение - залог успешного обучения

Данная презентация поможет разобраться в технологии продуктивного чтения...

Родительское собрание "Любовь к чтению - залог успешного обучения. Книга в семье"

Материал собрания поможет рассказать родителям насколько важно чтение в жизни ребенка, особенно в 1 классе....

Качественное чтение – залог успешного обучения

Я считаю «Уголок чтения» удачной находкой. Думаю, что он помог бы всем учителям начальных классов, особенно начинающим, развить у детей интерес к чтению книг, приобщить их к чтению....

Оптимальная техника чтения - залог успешного обучения в школе

Статья для родителей  учащихся начальной школы...

Сценарий родительского собрания "Любовь к чтению - залог успешного обучения"

Сценарий родительского собрания "Любовь к чтению - залог успешного обучения"...