Сценарий родительского собрания "Любовь к чтению - залог успешного обучения"
материал

Насибуллина Ирина Владиславовна

Сценарий родительского собрания "Любовь к чтению - залог успешного обучения"

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл stsenariy_roditelskogo_sobraniya.docx45.2 КБ
Файл roditelskoe_sobranie.pptx102.52 КБ
Файл prilozhenie_k_sobraniyu.docx24.75 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий родительского собрания

«Любовь к чтению – залог успешного обучения»

Выполнила: Насибуллина Ирина Владиславовна

учитель начальных классов МБОУ Игримская СОШ № 1

Пояснительная записка.

        Значение книги в жизни человека огромно. В век компьютеров и высоких технологий человек не может обойтись без чтения. Но, едва научившись читать в начальной школе, дети чаще увлекаются компьютером и телевизором. Замедляется процесс чтения, теряется интерес к нему. Из-за этого замедляются и процессы интеллектуальной деятельности: ребята медленнее прочитывают условие задачи, упражнения, забывают его суть прежде, чем начнут выполнять. Многие термины и понятия, о которых они должны иметь представление в этом возрасте, им просто неизвестны и неинтересны. Ни для кого не секрет, что желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его – привычка ребёнка читать. Воспитание любви к чтению – актуальная проблема нашего современного общества.

Для гармоничного развития ребнка необходимо воспитать в нём любовь к чтению. Важно объяснить ему, что чтение книги откроет много полезного и расскажет об удивительных вещах, может стать интересным путешествием в мир сказки или изучением жизни животных. А чтобы воспитать у младшего школьника любовь к чтению книг, важно самим подать ему пример. Ребёнок вряд ли полюбит книги, если в вашем доме обитают только глянцевые журналы, а все вечера в свободное время проходят перед телевизором или компьютером.

Воспитание любви к чтению имеет огромное значение для успешного обучения  ребёнка по всем предметам.

Сроки проведения: 1 класс, вторая половина учебного года.

Форма проведения: интерактивная (работа в группах, коллективное обсуждение).

Структура: состоит из четырёх этапов: актуализация, основная часть, рефлексия, решение собрания.

Цель родительского собрания: оказание помощи родителям в воспитании у детей любви к чтению.

Задачи:

- рассказать родителям о роли книги в развитии интеллектуальных способностей детей;

- довести значение умения читать для успешного обучения;

- дать рекомендации по развитию читательского интереса у детей.

Оборудование:

Памятки для родителей, оформление доски (тема, высказывания, эпиграф).

 «Уделяй внимание книгам, потому что это окошко в мир.»

          Народная мудрость

 Б)Высказывания о чтении, о книгах.

1. «Чтение — вот лучшее учение!» Пушкин А. С.

2. «Я ни во что не ставлю чтение без всякого удовольствия.» Цицерон

3. «Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения. «Монтескье

4. «Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение.» (А.П. Чехов.)

        3.Памятки для родителей.

        Этап подготовки:

1.Подготовка мотивирующей информации для родителей «О чтении языком статистики», «Почему чтение – это важно».

2.Разработка памяток для родителей.

2.1. «Как воспитать «буквоежку»?»

2.2.Советы родителям.

3.Тренинговые упражнения по развитию техники чтения и интереса к нему.

        План собрания:

1.Актуализация:

А)Встреча с родителями.

Б)Расстановка в форме круга.

В)Упражнение-энергизатор «Книжки-малышки»

Г)Тема, цель, задачи мероприятия.

2.Основная часть.

        А)Вступительное слово учителя.

        Б)Теоретическая часть:

1.ФГОС НОО. Основные цели, задачи, требования.

2.Закон об Образовании.

3.Динамическая пауза игра «Овощной салат»

        В)Практическая часть.

1. «Мозговой штурм». Педагогическая ситуация 1.

2. Работа в группах.

3. Педагогическая ситуация 2.

4.Педагогическая ситуация 3.

5. Памятки.

6. Рефлексия. Игра «Мячик».

7. Решение собрания.

        Для того, чтобы разделить родителей на группы, им раздаются разноцветные кружки. Родители усаживаются по цветовым группам. Чтобы переключить внимание родителей на работу и настроиться на общение, надо использовать упражнение-энергизатор «Книжки-малышки». При этом приёме происходит творческое усвоение знаний.

        В основной части вступительное слово делает учитель. В целях мотивации и актуализации используется приём «М озговой штурм». Родители высказывают мнения по данной ситуации. Для совместной деятельности работа проходит в группах. Каждый родитель является полноправным участником общения.

        Собрание завершается рефлексией. По итогам собрания учитель и родители чётко представляют, какими компетенциями должен обладать школьник. Какие требования ФГОС НОО предъявляются и какую посильную помощь должны оказать родители в воспитании любви к чтению книг. Учитель совместно с родителями определяет главные задачи и способы достижения поставленных целей. Итоги данного собрания используются учителем при мсоставлении коррекционной программы для плохо читающих детей.

Основная часть.

Конспект родительского собрания.

  1. Актуализация.

Учитель:

        -Уважаемые родители! Поприветствуйте друг друга.

Родители: рассаживаются по кругу.

Учитель: Упражнение-энергизатор «Книжки-малышки»  - это упражнение помогает творчески подойти к решению данного вопроса.

        -Начинаем по часовой стрелке. – Скажите, какой ваш сосед по вашему мнению. Условие: только положительные характеристики.

        -Поменяйтесь местами те, у кого есть дома сказки.

        -Поменяйтесь местами те, у кого есть дома поэзия.

        -Поменяйтесь местами те, у кого ребёнок записан в библиотеку.

        -Сегодня наше собрание мы прведём, сидя в группах. У каждого в руках есть разноцветные кружочки. (родители рассаживаются за столы по цветным кружкам. Выбирают руководителя группы.  На каждом столе прикреплён разноцветный кружок)

        -Наше собрание предлагаю провести в таком режиме: каждый имеет право высказать свою точку зрения, будьде активны.

Тема нашего собрания: «Любовь к чтению – залог успешного обучения»

Цель собрания: Оказание помощи родителям в воспитании у детей любви к чтению.

Задачи:

- рассказать родителям о роли книги в развитии интеллектуальных способностей детей;

- довести значение умения читать для успешного обучения;

- дать рекомендации по развитию читательского интереса у детей.

        2.Основная часть.

Уважаемые родители! Для того, чтобы ребёнок успешно учился в школе, он должен уметь читать, интересоваться книгами. Иногда ребёнку сложно решить задачу только потому, что он не умеет её правильно прочитать, следовательно, не понимает прочитанное. Грамотное письмо тоже связано с навыками чтения. У читающего ребёнка широкий кругозор, развиты познавательные способности.

В век компьютеров и новых технологий значение книги в жизни человека становится ещё более значимо. Неумение читать отрицательно влияет на успеваемость ребёнка, на его общее развитие.

        1.Теоретическая часть:

Руководители групп (4 группы) зачитывают высказывания с доски.

Родители по очереди зачитывают мотивирующую информацию.

Мотивирующая информация для родителей:

«О чтении языком статистики»

  • Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения.
  • К 1980 году объём информации удваивался каждые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно.
  • К 2013 году объём информации по сравнению с 1990 годом возрастёт в 4 раза, к 2040 году – в 32раза.

  • Утверждается, что наш современник, для того чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь.
  • 95% людей читают очень медленно 180-220 слов в минуту (страницу за 1, 5- 2 минуты).
  • Средняя скорость чтения старшеклассников – 90-100 слов в минуту, студентов – 120-180, специалистов с высшим образованием – 200-250 (степень усвоения при этом колеблется в пределах 20-60%).
  • Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной строке 12-16 остановок.
  • У традиционно читающего человека объём одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков – 1, 5-2 слова одной строки.
  • Потрясающе быстро читали Ж.. Ж.. Руссо, А. С. Пушкин, Наполеон, О. де Бальзак, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, В. И. Ленин, М. Горький, А. Энштейн, А. В. Луначарский.
  • Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту.
  • О. де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса.
  • М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту.
  • Просветитель Н. А. Рубакин в течение жизни прочитал более двухсот тысяч книг (по 2750 в год).
  • И. Гете: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели».
  • Н. Амосов: «Для человеческого организма благоприятен только режим напряжения. Силы при напряжении возрастают».

«Почему чтение – это важно?»

  • Чтение:
  • 1. Будит эмоции.
  • 2.Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны.Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные.
  • 3. Повышает интеллект.
  • 4.Человек воспринимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал всю жизнь. Чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия чтения нужно всё время повышать.
  • 5. Помогает в учёбе.
  • 6.Хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая  техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и обобщения.
  • 7. Книги формируют самообразовательные навыки.
  • 8.Приобщившись к чтению, ребёнок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Ребёнок идёт в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в книге.
  • 9. Побуждает к нравственным поступкам.
  • 10.К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают. Книги – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвежонок-невежа» А. Барто, «Волшебное слово» Л. Осеевой, стихотворение С. Маршака «Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести» и  многие другие, - это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер.

Учитель: Цель образовательного курса «Литературное чтение» ФГОС НОО: овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основной цели изучения предмета:

развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;

-учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;

-формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

-развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;

-формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;

-обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе;

-формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы;

-обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;

-расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка;

- обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;

-работать с различными типами текстов;

-создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Личностные, метапредметные и предметные результаты  освоения     учебного  предмета «Литературное чтение»

Реализация программы обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества;

2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы;

4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев;

10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах;

6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Предметные результаты:

1) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении;

3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение;

7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение;

8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

        Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» статья 44 «Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся», гласит:

        1. Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка.

2.Родители (законные представители) несовершеннолетних обязаны обеспечить получение детьми общего образования.

Динамическая пауза. Игра «Овощной салат»: Родители садятся в круг, поставлен на один стул меньше, чем игроков, игроки выбирают, кто «яблоко», кто «груша» и т.д. Учитель говорит, например, «яблоко», «яблоки» поменялись местами, кто не успел, выходит из игры и т.д.

2.Практическая часть.

1. «Мозговой штурм». Инструкция: родителям предлагается проблемная ситуация, после анализа которой в группах предлагается план действий и решение.

        Ситуация 1:

«…Нельзя сказать, чтобы Володя не любил книги. Он может подолгу держать книгу в руках, рассматривать картинки, переворачивать страницы. Но сам читать не любит. «Папа, у меня интересная книга. Почитай, пожалуйста», - часто обращается он к отцу. Папа берёт книгу и читает. Прочитав главу, откладывает в сторону: «Читай дальше сам».
Володе интересно, что будет в следующей главе. Он берётся за книгу, но самому читать трудно: слова не складываются в предложения так быстро как у папы. Помучившись немножко он идёт к бабушке, маме и старшей сестре».

        Учитель: -Что делать, как поступить?

Выслушав группы родителей, делаем вывод (в решение): надо чаще упражнять его в чтении вслух.

        Ситуация 2.

Уместен ли торг между родителями и ребенком? «Ты не прочитал книгу, поэтому компьютера и телевизора не будет». Насколько оправдан и эффективен такой прием?

Выслушав группы родителей, делаем вывод (в решение):( Говоря так ребенку, мы меняем местами книгу, которая становится обязаловкой, и телевизор, который становится развлечением, подарком за сделанное что-то. И потихонечку мы вкладываем в сознание ребенка, что книга – это что-то такое нудное и такое обязательное, как мытье посуды, а все остальное: компьютер, телевизор – это что-то такое, чем его наградят, когда он в конце-то концов все дочитает и расскажет о содержании. Современный писатель Пинак советует: «Делитесь тем, что вы любите. Делитесь самым дорогим. Если вы любите книгу – делитесь вашей радостью, вашей любовью. Как делиться? Читайте вслух детям. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому что, ну, книга не может стать и любовь к книге не может стать предметом торговли. Не надо говорить: «Вот сейчас я тебе почитаю, а ты вот это…».)

        Ситуация 3.

Учитель: -Вспомните своё детство,какие книги вы читали. Вспомните свою любимую книгу. Расскажите о ней. Кто читал вам книги?

Родители обсуждают в группах, делятся сообщениями с другими группами, делают вывод (в решение): Каждому родителю нужно найти время для семейного чтения.

2.Игра «Глухой телефон».

Выбирается 5 человек. 4 человека выходят за дверь, а пятому читается вслух текст. Заходит один из четверых. Пятый игрок рассказывает вошедшему текст, как он его запомнил. И т.д. каждый заходит и предыдущий игрок рассказывает ему запомнившийся текст. В итоге сравнивается текст последнего игрока с оригиналом.

Выоды:

Памятка «Как воспитать буквоежку?»

1.Личный пример.

Ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему". Читайте сами, учите стихи, цитируйте, рассказывайте то, что узнали из книг. Создавайте при этом дружескую, весёлую и уютную атмосферу.

2.Чтение вслух.

С самого рождения читайте ребенку вслух. Если есть старшие братья и сёстры, то приобщите их к чтению малышу. Старайтесь ограничивать пребывание у телевизоров и компьютеров, а так же сами не засиживайтесь, ведь вы для них пример во всём.

3.Свобода выбора.

Ходите вместе в книжный магазин или библиотеку и предоставляйте выбор книги ребенку или же выбирайте совместно. Поверьте, даже малышу такая самостоятельность понравится. А так же можно постепенно ознакомить с различными разделами литературы. Подпишитесь на детские журналы.

4.ворческий подход.

В комплексе с традиционным чтением устройте домашний театр по уже знакомому произведению или ситуации из жизни. Играйте в настольные игры со знакомыми персонажами, при этом разговаривайте о них, придумывайте новые истории, в которых они участвуют.

5.Наглядность.

Все мы помним фразу: «Лучший подарок – это книга». Дарите их близким и друзьям. Дома обязательно должно быть место для книг, где детские стоят отдельно, и доступны для ребенка. Культура чтения подразумевает и бережное отношение к книгам, чему необходимо приучать с детства.

6.Компромисс.

Если ребёнок увлекся мультфильмами или компьютерными играми, то найдите книги, настольные игры, прописи с героями этих мультфильмов, и предложите ребенку помочь им выполнить задания. Такие книги, обычно, направлены на воспитательный процесс (например, пособия «Смешарики. Привычки», «Смешарики. Обещание» и другие).

7.Любопытство.

Вас о чём-то спрашивает ребенок – предложите вместе найти ответ в книге, тем самым покажите её значимость. Можно устроить викторину, составить кроссворд или нарисовать по сюжету (а если ещё предложить сделать это подарком, например, бабушке, то усилия ребенка удвоятся).

Вывод: Учитель раздаёт родителям памятки как воспитать «буквоежку».

Памятки для родителей: (Раздаточный материал)

«Как воспитать буквоежку?»

1. Первые книги у ребёнка должны быть красочно оформлены, тогда они ещё до чтения заинтересуют. В то же время они не должны состоять только из иллюстраций, тогда их смысл будет понятным уже после беглого просмотра, и желание читать пропадёт.

2. Лучше, если в книге есть разбивка на небольшие главы или она состоит из небольших законченных рассказов. Повествование, состоящее из множества страниц, психологически как бы «давит» на ребёнка, он понимает, что прочесть сразу он не сможет, а для него необходимо увидеть результат приложенных усилий.

3. Взрослые должны помнить, как много зависит от их отношения к чтению ребёнка. Обязательно поговорите о прочитанном (и не переусердствуйте с вопросами на понимание и критическими замечаниями по поводу самого чтения). Похвалите, даже если не всё было «гладко».

4. Следует воспитывать культуру чтения. Если начал, дочитай до конца. Книгу нужно читать последовательно, не перескакивая со страницы на страницу, и не заглядывая в конец. Постарайтесь донести до ребёнка, что важно понять о прочитанном всё, а если что-то осталось неясным, спросить.

5. Взрослым не стоит прекращать читать ребёнку вслух. Вечерние часы за книгой, когда родители, сами увлекаясь содержанием, читают ребёнку – это замечательный способ духовного с ним единения, общения и естественного развития.

6. В доме обязательно должна быть детская библиотечка, которая периодически пополняется. Она должна быть ориентирована на интересы ребёнка, но не только. Ребёнок, возможно, ещё не осознаёт нужность энциклопедий, словарей, справочников. Но они должны найти место на домашних полках: со временем ребёнок их оценит.

7. Отыщите на антресолях свои любимые детские книжки. Расскажите о них ребёнку. Почитайте их вместе. Поведайте о том, какую роль они сыграли в вашей жизни.

8. Внимательно следите за программой по внеклассному чтению. Возможно, обязательность отторгает ребёнка от чтения таких книг. Попробуйте прочесть (или хотя бы просмотреть) их и заинтересовать их содержанием.

9. Заведите «семейный читательский дневник», куда каждый из членов семьи коротко (возможно даже в одно предложение) запишет своё впечатление о прочитанном.

10. Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.

11. Вспоминая с ребенком содержание ранее прочитанного, намеренно его искажайте, чтобы проверить, как он запомнил прочитанный текст.

Советы родителям: (Раздаточный материал)

1.Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех.

2. Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1–2 абзаца. Перед сном – еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием.

3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

4. Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо чаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно 1 минуту. Подсчитайте, сколько слов он успевает прочесть за это время. К своим успехам он будет относиться столь же ревностно, как к меткам роста на двери.

5. Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему.

6. Семейное чтение - это лучший вид коллективного общения.Введитетрадицию - чтения вслух. Читайте вместе с детьми. Помните слова Я. Корчака: «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».

3. Рефлексия:

-Уважаемые родители, что сегодня вам больше всего запомнилось, понравилось или взволновало вас, заставило задуматься? Какие выводы вы сделали?

        В руках у меня мяч. Я бросаю этот мяч родителю,а он высказывает свои мысли и бросает другому. Таким образом, все родители выскажут свои мысли.

Решение собрания:

1.Принять к сведению нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность субъектов образования.

2.Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы.

3. Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников 4.Продолжить инсценировать сказки на русском и родном языках в классе. 5.Участвовать в мероприятиях, проводимых линией поселковой и школьной библиотек(конкурсы, викторины).

6.Выписать детские журналы и приучить детей их читать.

Учитель: А теперь уважаемые родители, на доске висит цветик-семицветик, оторвите лепестки и напишите пожелание своему ребёнку по нашей теме.

Список источников

  1. О.С.Богданова, В.И.Петрова «Методика воспитательной работы в начальных классах» Москва. Просвещение. 1989 год.
  2. Шклярова Т.В. Справочник для начальных классов. – М., 1993.
  3. Полная хрестоматия для начальной школы .Венди Уильямс «Как воспитать привычку к чтению».Астрель. Москва 2010 год
  4. Журнал «Начальная школа» 2009 год № 2.
  5. https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2013/05/06/roditelskoe-sobranie-kak-privit-lyubov-k
  6. https://infourok.ru/prezentaciya-roditelskogo-sobraniya-kak-privit-lyubov-k-chteniyu-786097.html
  7. ФГОС НОО https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/chtenie/2013/06/08/fgos-nachalnogo-obshchego-obrazovaniya-po-literaturnomu
  8. О.Е. Жиренко, Е.В. Лапина. Классные часы по этическому и эстетическому воспитанию. 1-4 классы. М.: - Вако, 2017 г.

Представляя аттестационное задание, гарантирую, что использованная в задании информация не нарушает прав интеллектуальной собственности третьих лиц.

__________________                _________________________        

       (Подпись)             (Расшифровка подписи)

                                                            «_____» __________20   г.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Родительское собрание «Любовь к чтению – залог успешного обучения»

Слайд 2

«Уделяй внимание книгам, потому что это окошко в мир .» Народная мудрость

Слайд 3

Цель родительского собрания : Оказание помощи родителям в воспитании у детей любви к чтению.

Слайд 4

Задачи: - рассказать родителям о роли книги в развитии интеллектуальных способностей детей; - довести значение умения читать для успешного обучения; - дать рекомендации по развитию читательского интереса у детей.

Слайд 5

Мотивирующая информация для родителей: «О чтении языком статистики» Человек воспринимает глазами 20% информации, из них 70% - посредством чтения. К 1980 году объём информации удваивался каждые 5-7 лет, к 1990 году удвоение происходило ежегодно. К 2013 году объём информации по сравнению с 1990 годом возрастёт в 4 раза, к 2040 году – в 32раза. Утверждается, что наш современник, для того чтобы быть в курсе научных новостей, в год должен прочитывать столько, сколько раньше он прочитывал за всю жизнь. 95% людей читают очень медленно 180-220 слов в минуту (страницу за 1, 5- 2 минуты). Средняя скорость чтения старшеклассников – 90-100 слов в минуту, студентов – 20-180, специалистов с высшим образованием – 200-250 (степень усвоения при этом колеблется в пределах 20-60%). Глаза человека со средними навыками чтения делают на одной книжной строке 12-16 остановок. У традиционно читающего человека объём одномоментной фиксации составляет 10 печатных знаков – 1, 5-2 слова одной строки.

Слайд 6

Потрясающе быстро читали Ж.. Ж.. Руссо, А. С. Пушкин, Наполеон, О. де Бальзак, Н. Г. Чернышевский, Л. Н. Толстой, В. И. Ленин, М. Горький, А. Энштейн , А. В. Луначарский. Наполеон читал со скоростью две тысячи слов в минуту. О. де Бальзак прочитывал роман в двести страниц за полчаса. М. Горький читал со скоростью четыре тысячи слов в минуту. Просветитель Н. А. Рубакин в течение жизни прочитал более двухсот тысяч книг (по 2750 в год). И. Гете: «Добрые люди и не подозревают, каких трудов и времени стоит научиться читать. Я сам на это употребил 80 лет и всё не могу сказать, что достиг цели». Н. Амосов: «Для человеческого организма благоприятен только режим напряжения. Силы при напряжении возрастают».

Слайд 7

«Почему чтение – это важно?» Чтение: 1. Будит эмоции. Ещё И.П. Павлов утверждал, что эмоции являются для человека своеобразным и весьма сильным энергетическим источником. Читая книгу, ребёнок радуется, переживает, удивляется, сострадает, и всё это – эмоции, они нужны. Если нет положительных «зарядов», легко могут пойти в ход и отрицательные. 2. Повышает интеллект. Человек воспринимает глазами 20% информации, и из них 70% посредством чтения. То есть, если ребёнок систематически не читает, то он упускает около 14% от всей доступной ему информации. Чтобы быть в курсе научных новостей человек должен сегодня прочитывать столько, сколько раньше человек прочитывал всю жизнь. Чтение сегодня – способ соответствовать времени, его скоростям и жёстким требованиям. Причём скорость и уровень восприятия чтения нужно всё время повышать.

Слайд 8

3. Помогает в учёбе. Хорошо читающий ребёнок быстро улавливает смысл прочитанного, выделяет главное. Слабо читающий ребёнок должен несколько раз прочесть, например, условие задачи, чтобы вникнуть в его суть. Тот, кто читает свободно, обычно лучше отвечает на вопросы по прочитанному и имеет большую орфографическую «зоркость». Наконец, высокая техника чтения способствует его эмоциональной выразительности и повышает степень восприятия и глубину понимания. И, безусловно, если ребёнок читает больше, он обладает большим объёмом информации, и лучше ориентируется во всех предметах, имеет навыки её поиска и обобщения. 4. Книги формируют самообразовательные навыки. Приобщившись к чтению, ребёнок освобождается от зависимости и опеки взрослых. Ребёнок идёт в библиотеку, учится разбираться в структуре книги, пользоваться справочниками, энциклопедиями, формулярами. Это очень помогает в учебной деятельности. Ребёнок знает, какой бы вопрос ни возник, ответ можно найти в книге.

Слайд 9

5. Побуждает к нравственным поступкам. К сожалению, жизнь, окружающая действительность не всегда «изобилуют» уроками высокой нравственности. И вера в доброе, светлое, поддерживается образами любимых героев, на которых хочется походить, поступки которых восхищают. Книги – ценный источник знаний о нормах поведения. «Медвежонок-невежа» А. Барто , «Волшебное слово» Л. Осеевой, стихотворение С. Маршака «Медведя лет пяти-шести учили, как себя вести» и многие другие, - это своеобразные и остроумные учебники хорошего тона, вежливости и хороших манер.

Слайд 10

Высказывания знаменитых людей: « Чтение — вот лучшее учение!» ( Пушкин А. С .) 2. «Я ни во что не ставлю чтение без всякого удовольствия.» (Цицерон) 3. «Любить чтение — это обменивать часы скуки, неизбежные в жизни, на часы большого наслаждения.» (Монтескье) 4. «Чтобы воспитывать, тут нужен беспрерывный дневной и ночной труд, вечное чтение .» (А.П. Чехов.)

Слайд 11

ФГОС НОО определяет основные и приоритетные цели по литературному чтению. овладение осознанным, правильным, беглым и вырази­тельным чтением как базовым навыком в системе образования младших школьников; формиро­вание читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и самостоятельной читательской деятельности;

Слайд 12

Достижение этой цели предполагает решение следующих задач: развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное; -учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся; -формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно ассоциативное мышление;

Слайд 13

-развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус; -формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства; -обогащать чувственный опыт ребенка, его реальные представления об окружающем мире и природе; -формировать эстетическое отношение ребенка к жизни, приобщая его к классике художественной литературы; -обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности; -расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребенка; - обеспечиват ь развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения; -работать с различными типами текстов; -создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».

Слайд 14

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета: Личностными результатами изучения предмета «Литературное чтение» являются следующие умения и качества:

Слайд 15

Личностные результаты: 1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации многонационального российского общества; 2) формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов, выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности; 6) овладение начальными навыками адаптации к школе, к школьному коллективу; 7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения избегать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, умения сравнивать поступки героев литературных произведений со своими собственными поступками, осмысливать поступки героев; 10) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Слайд 16

Метапредметные результаты : 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления; 2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера; 3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5) использование знаково-символических средств представления информации о книгах; 6) активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач; 7) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

Слайд 17

8) овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составления текстов в устной и письменной формах; 9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления причинно-следственных связей, построения рассуждений; 10) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 11) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих; 12) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.

Слайд 18

Предметные результаты : 1 ) понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций; 2) осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, дружбе, честности; формирование потребности в систематическом чтении; 3) достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т. е. овладение чтением вслух и про себя, элементарными приёмами анализа художественных, научно-познавательных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий; 4) использование разных видов чтения (изучающее (смысловое), выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев; 5) умение самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;

Слайд 19

6) умение использовать простейшие виды анализа различных текстов: устанавливать причинно-следственные связи и определять главную мысль произведения, делить текст на части, озаглавливать их, составлять простой план, находить средства выразительности, пересказывать произведение; 7) умение работать с разными видами текстов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных произведений. На практическом уровне овладеть некоторыми видами письменной речи (повествование — создание текста по аналогии, рассуждение — письменный ответ на вопрос, описание — характеристика героев). Умение написать отзыв на прочитанное произведение; 8) развитие художественно-творческих способностей, умение создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, по иллюстрациям, на основе личного опыта.

Слайд 20

Требования к уровню подготовки учащихся знать/понимать: • названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов; уметь: • читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости); • определять тему и главную мысль произведения; • пересказывать текст (объем не более 1,5 с);• делить текст на смысловые части, составлять его простой план; • составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст, оценивать события, героев произведения; • читать стихотворные произведения наизусть (по выбору); • создавать небольшой устный текст на заданную тему;

Слайд 21

• приводить примеры произведений фольклора (пословицы, загадки, сказки); • различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные; • приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; • различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация); • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для самостоятельного чтения книг; • высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии); • самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам; •владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.

Слайд 22

Закон 273-ФЗ «Об образовании в РФ» , Статья 44, Права, обязанности и ответственность в сфере образования родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся, гласит: 1. Родители (законные представители) обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка. 2. Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся обязаны: 1) обеспечить получение детьми общего образования.

Слайд 23

«Мозговой штурм». Работа в группах. Вывод: Самим учиться терпению, чаще упражнять ребёнка в чтении вслух. Вывод: Читайте вслух детям. А главное – не просите ничего у них взамен. Потому что, ну, книга не может стать и любовь к книге не может стать предметом торговли. Не надо говорить: «Вот сейчас я тебе почитаю, а ты вот это…».) Вывод: Каждому родителю необходимо найти время, возможности для семейного чтения. Вывод: О бсуждайте с детьми прочитанное, составляйте яркие, образные рассказы, обучая при этом детей правильной, точной речи, исключая слова-повторения и слова-паразиты

Слайд 24

Игра «Глухой телефон» Текст: 1.Личный пример. Ещё в XVI веке были написаны строчки: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему". Читайте сами, учите стихи, цитируйте, рассказывайте то, что узнали из книг. Создавайте при этом дружескую, весёлую и уютную атмосферу . 2.Чтение вслух. С самого рождения читайте ребенку вслух. Если есть старшие братья и сёстры, то приобщите их к чтению малышу. Старайтесь ограничивать пребывание у телевизоров и компьютеров, а так же сами не засиживайтесь, ведь вы для них пример во всём.

Слайд 25

3.Свобода выбора. Ходите вместе в книжный магазин или библиотеку и предоставляйте выбор книги ребенку или же выбирайте совместно. Поверьте, даже малышу такая самостоятельность понравится. А так же можно постепенно ознакомить с различными разделами литературы. Подпишитесь на детские журналы. 4.ворческий подход. В комплексе с традиционным чтением устройте домашний театр по уже знакомому произведению или ситуации из жизни. Играйте в настольные игры со знакомыми персонажами, при этом разговаривайте о них, придумывайте новые истории, в которых они участвуют. 5.Наглядность. Все мы помним фразу: «Лучший подарок – это книга». Дарите их близким и друзьям. Дома обязательно должно быть место для книг, где детские стоят отдельно, и доступны для ребенка. Культура чтения подразумевает и бережное отношение к книгам, чему необходимо приучать с детства.

Слайд 26

6.Компромисс. Если ребёнок увлекся мультфильмами или компьютерными играми, то найдите книги, настольные игры, прописи с героями этих мультфильмов, и предложите ребенку помочь им выполнить задания. Такие книги, обычно, направлены на воспитательный процесс (например, пособия « Смешарики . Привычки», « Смешарики . Обещание» и другие). 7.Любопытство. Вас о чём-то спрашивает ребенок – предложите вместе найти ответ в книге, тем самым покажите её значимость. Можно устроить викторину, составить кроссворд или нарисовать по сюжету (а если ещё предложить сделать это подарком, например, бабушке, то усилия ребенка удвоятся). Вывод: Учитель раздаёт родителям памятки как воспитать « буквоежку ». Советы родителям.

Слайд 27

Советы родителям : (Раздаточный материал) 1.Если вы хотите, чтобы ребенок читал, надо, чтобы рядом с ним был читающий родитель, а еще лучше – читающий вместе с ребенком родитель. Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием: цитируйте, смейтесь, заучивайте отрывки, делитесь прочитанным. Этот пример может стать заразительным для всех. 2. Если ребенок находится еще только на первых ступеньках овладения техникой чтения, не надо заставлять его подолгу читать. Лучше читать поменьше, но чаще: почитал 5–7 минут и пересказал содержание абзаца. Через час-два – еще 1–2 абзаца. Перед сном – еще одна порция. Эффективность такой тренировки гораздо выше, чем чтение в течение часа за один прием. 3. Если ребенок не любит читать, то необходим режим щадящего чтения: ребенок читает одну-две строчки, после этого получает краткий отдых. Этот прием вполне подходит тем детям, которые читают неохотно.

Слайд 28

4. Для того чтобы ребенок видел свои достижения в овладении техникой чтения, надо чаще измерять скорость чтения и делать это самым торжественным образом. Следует вооружиться часами с секундной стрелкой, книжкой с крупным шрифтом и легким текстом. Пусть ребенок читает ровно 1 минуту. Подсчитайте, сколько слов он успевает прочесть за это время. К своим успехам он будет относиться столь же ревностно, как к меткам роста на двери. 5. Ребенка следует записать в библиотеку, где он может выбрать то, что нужно именно ему. 6. Семейное чтение - это лучший вид коллективного общения.Введитетрадицию - чтения вслух. Читайте вместе с детьми. Помните слова Я. Корчака: «Семейное чтение тонкой нитью соединяет одну душу с другой, и тогда рождается родство души».

Слайд 29

Игра «Мячик» Решение собрания: 1.Принять к сведению нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность субъектов образования. 2.Читать с ребенком каждый день, обсуждать прочитанное, составлять по картинкам в книгах яркие, образные рассказы. 3. Оказывать детям помощь в оформлении читательских дневников 4.Продолжить инсценировать сказки на русском и родном языках в классе. 5.Участвовать в мероприятиях, проводимых линией поселковой и школьной библиотек(конкурсы, викторины). 6.Выписать детские журналы и приучить детей их читать.

Слайд 30

Спасибо за внимание!



Предварительный просмотр:

Тест для родителей «Читательские умения ребенка»

Вопрос

Выбрать вариант ответа

да

нет

1

Любит ли ваш ребёнок слушать сказки и рассказы?

 

 

2

Способен ли их пересказать?

 

 

3

Возникает ли у ребенка желание читать книги самостоятельно?

 

 

4

Вашего ребёнка больше интересует содержание, чем картинки в книге?

 

 

5

Имитирует ли он чтение вслух, подобно взрослым?

 

 

6

Интересуют ли его (её) книги познавательного характера (о животных, кораблях, странах)

 

 

7

Внимателен ли ваш ребёнок (в течение 30-40 минут) во время вашего чтения ему?

 

 

8

Он аккуратно хранит свои любимые книги?

 

 

9

Ваш ребёнок имеет хороший словарный запас и довольно успешно им пользуется?

 

 

10

Он понимает смысл большинства сложных слов?

 

 

11

Чтение для него приносит удовольствие?

 

 

12

Ваш ребенок способен пересказать то, что прочитал сам или услышал (в своём темпе)?

 

 

13

Ваш ребёнок знает много стихов и песен?

 

 

14

Ваш ребёнок с радостью учится читать?

 

 

Обработка результатов.

Если больше ответов «Да»

Ваш ребенок полностью готов к школьному обучению читать. Его интересует не только способность читать «как взрослые», но и возможность узнать самостоятельно много полезного и занимательного из книг. Постарайтесь помочь ему в этом позитивном стремлении – в данном возрасте у него наступает как раз сенситивный (чувствительный )период к обучению. Ребенок младшего школьного возраста готов к тому, чтобы узнавать новое. Заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием.

Если больше ответов «Нет»

Пора бить тревогу! Вам срочно надо заняться его обучением. Просто так ничего не получится – сейчас есть много интересных, а самое главное- комплексных методик для обучения ребенка чтению. Сделайте все правильно – сначала проконсультируйтесь со школьным психологом, логопедом, поговорите с педагогом – они, скорее всего, могут дать вам консультацию по вашей работе что и как необходимо делать.

Относительно ребенка- заинтересуйте его интересными книгами с хорошими картинками и умным содержанием. Обучение чтению превратите в увлекательную игру.

Советы:

  1. Книги должны быть с яркими картинками, с интересной фабулой и небольшие по объёму, чтобы ребёнок смог быстро прочитать их.
  2. Если родители затрудняются в выборе книги, не знают, какую книгу купить, надо посоветоваться с учителем или библиотекарем.
  3. В воспитании любви к чтению у детей младшего школьного возраста могут сыграть положительную роль и незначительные на первый взгляд внешние моменты. Своя собственная домашняя библиотека, полочка для книг, возможность обмениваться книгами с товарищами – все это вызывает у детей интерес к книге.
  4. Надо приучать детей начинать чтение с обложки и титульного листа книги, на которых приводится фамилия автора, художника, сделавшего рисунки к книге.
  5. Полезно бывает перед началом чтения спросить ребёнка, какие книги этого писателя он уже читал и что он знает о нём, встречались ли где-нибудь рисунки художника – иллюстратора.
  6. Родители внимательно должны следить за тем, чтобы у детей не появилась такая вредная привычка. Часто младшие школьники, прочитав пять- шесть страниц, заглядывают на последнюю страницу – чем кончилось? Прочитав окончание книги и узнав судьбу героев, дети, естественно, продолжают читать менее внимательно, пропускают целые куски или главы книги, а иногда просто оставляют её.

Прием 1 для приучения детей самостоятельно читать.

Кто-нибудь из взрослых начинает читать ребёнку, но на самом интересном месте прекращает чтение вслух. Увлечённый событиями в книге и желанием узнать, что произойдёт дальше с героями, ребёнок в большинстве случаев продолжает читать самостоятельно. Взрослые потом должны спросить его, о чем он прочитал, похвалить за его самостоятельность, выразить надежду, что теперь он всегда сам будет читать. Следующую книгу можно начать читать также. Постепенно ребёнок приобретает вкус к самостоятельному чтению.

Прием 2 для приучения детей самостоятельно читать.

Можно рассказать ребёнку хотя бы один, но самый занимательный эпизод из какой-либо книги. Младший школьник обязательно спросит: «А что дальше?
Расскажи, что потом было?» В ответ надо дать книгу: «Вот прочти. Ты здесь узнаешь о многом очень интересном».

Приём 3 для приучения детей самостоятельно читать.

При чтении более объёмных произведений используйте волшебный приём, известной со времён сказочной Шахерезады: в самом интересном месте рассказа или сказки попросите вашего ребёнка прочитать небольшой отрывок. Более трудные эпизоды читайте сами!

План устного рассказа о книге.

  1. Покажи книгу.
  2. Назови автора, издателей, художника.
  3. Познакомь с тематикой: из чего она состоит (из одного произведения или из нескольких)
  4. Назови героев книги.
  5. Что происходит с героями книги?
  6. Самое интересное зачитай.
  7. Понравилась ли?

Советы:

  1. Большое воспитательное значение имеет рассматривание иллюстраций. Они помогают ребёнку понять и запомнить прочитанное.
  2. Важно научить рассматривать рисунки в книге, подмечать интересные детали. Поэтому большое значение имеют вопросы родителей, направленные на то, чтобы ребёнок внимательно рассмотрел изображаемое. Что нарисовано на этой картинке? Как зовут изображенных действующих лиц? Что они делают? Хорошо ли поступают? Что выражает их лица?
  3. Если ребёнок затрудняется на первых порах рассказать о прочитанном, надо помочь ему с помощью вопросов. Что ты узнал из книжки? Когда и где это было? Что тебе понравилось всего?
  4. Хотелось бы напомнить вам о том, чтобы вы не переусредствовали в этом процессе; пусть ребёнок читает и отвечает на вопросы только тогда, когда у него есть желание и силы. При первых же признаках усталости или рассеянного внимания переключайте его на другой вид деятельности если интерес к чтению на данный момент пропал, не пытайтесь восстановить его «насильственными» методами. Это не приведёт ни к чему хорошему «любить «из – под палки» ещё никто не научился.
  5. Детям III класса полезно посоветовать и помочь написать отзыв о прочитанной книге. Отзыв не должен быть по форме и содержанию.

План письменного отзыва

  1. Автор, название книги.
  2. Краткое содержание: тема, главные герои, интересный отрывок или эпизод.
  3. Чему учит эта книга?
  4. Выпиши значения неизвестных слов и выражений, пользуясь словарём.
  5. Понравилась ли тебе книга? Почему?
  6. Выполни иллюстрацию (по желанию).

Совет: Как вместе читать?

  1. Выбирается интересная и занимательная книга, чтобы дети с удовольствием ждали вечера, когда все сядут и будут читать.
  2. Читать вслух следует по очереди: сегодня читает отец, завтра – сын и т. д.
  3. Надо определить продолжительность чтения – не больше 45 минут, с тем, чтобы чтение не утомило детей, не притупило интереса к книге.
  4. Хорошо, когда родители и дети делятся впечатлениями о книге. Если возникает спор, если дети будут высказывать неправильные мнения, надо в тактичной форме помочь им разобраться в прочитанном.
  5. Надо приучить детей беречь книгу. Особенно бережно относиться к библиотечной книге.
  6. Приучить детей соблюдать основные гигиенические правила чтения.

Пять золотых правил гигиены зрения.

Правило 1. Как можно меньше смотреть телевизор

Правило 2. Никогда не читать непрерывно более 30 мин. Обязательно встать, размяться и только потом продолжать читать.

Правило 3. Никогда не читать лежа и в других условиях отсутствия комфорта:, во время поездки в транспорте и т.п.

Правило 4. Большое значение для предупреждения близорукости имеет освещение. Место работы школьника должно быть не в глубине комнаты, а у окна, не затемненного шторами. Настольная лампа с абажуром спокойных тонов и лампочкой 60-75 ватт должна стоять слева. Книга должна не лежать на столе, а стоять под углом примерно 40 градусов, тогда и расстояние между глазами и книгой или тетрадью будет не меньше 30-40 сантиметров.

Правило 5. Постоянно следить и укреплять свое зрение с помощью упражнений. Один раз в год посещать врача, проверять зрение.

Анкета для родителей

  1. Что надо сделать, чтобы ваш ребёнок полюбил чтение? (Покупать книги, внимание к чтению, помощь и руководство).
  2. Следите ли вы за подбором книг для детского чтения?
  3. Любое чтение полезно?
  4. Есть ли у вас домашняя библиотека? Полочка для книг?
  5. Читаете ли вы ребенку?
  6. Обсуждаете ли вы прочитанное?
  7. Можно ли увлечь ребенка чтением? Как?
  8. Рассказывает ли ваш ребёнок о прочитанном?
  9. Читаете ли вы вместе с ребёнком?
  10. Ваши просьбы, пожелания учителю.
  11. О чем бы вы хотели узнать на собрании?

Правила чтения для учащихся

  1. Если хочешь научиться читать хорошо, старайся читать не менее 40–45 минут в день.
  2. Старайся не читать лежа, выбери удобную позу для чтения.
  3. Во время чтения убери отвлекающие предметы, выключи телевизор. Если ты этого не сделаешь, твой труд будет напрасен.
  4. Читай вслух и не торопись. Если будешь обращать внимание на время, скоро забудешь смысл читаемого текста.
  5. Если тебя книга увлекла и тебе хочется почитать подольше, сделай небольшой перерыв, используй его для физкультурной паузы.
  6. Обращай внимание на поступки героев, анализируй их поступки, делай для себя выводы.
  7. Учись у героев прочитанных книг хорошим манерам и хорошим поступкам.
  8. Если ты решил прервать чтение до следующего раза, положи в книгу закладку. Эта книга, возможно, будет интересна не только тебе, но и другим людям. Они должны взять ее в руки чистой и опрятной.
  9. Делись с друзьями информацией об интересной и захватывающей книге.
  10. Если тебе встретились интересные фразы в книге, не поленись их выписать в отдельную тетрадь. Возможно, когда-нибудь ты вернешься к этим словам.

Памятка по подготовке устных заданий:

  1. Вспомни рассказанное учителем на уроке.
  2. Читай текст целиком. Попутно, где надо ,пользуйся словарями, рисунками, схемами, картами.
  3. Читай внимательно и старайся запомнить основное.
  4. Для лучшего запоминания записывай в черновике даты, названия, имена.
  5. Закрой книгу и мысленно представь часть прочитанного, перескажи.
  6. Читай второй раз, обращая внимание на те места, которые забываются.
  7. Если плохо запоминается , запиши краткий план прочитанного и пересказывай по нему.

Как обсуждать с ребенком прочитанное?

Выясните перед чтением или во время чтения трудные слова. Спросите, понравилось ли ребенку прочитанное. Чем? Что нового он узнал? Попросите его рассказать о главном герое, главном событии. Какие слова и выражения запомнились? Чему научила книга? Предложите ребенку нарисовать картинку к понравившемуся эпизоду, выучить отрывок, если это стихотворение.

Рекомендации для родителей по развитию читательского интереса.

  • Наслаждайтесь чтением сами и выработайте у детей отношение к чтению как к удовольствию.
  • Покупая книги, выбирайте яркие по оформлению и интересные по содержанию.
  • Читайте детям вслух с самого раннего возраста.
  • Читайте детям волшебные сказки.
  • Обсуждайте прочитанную детскую книгу среди членов своей семьи.
  • Подпишитесь на журналы для ребёнка с учётом его интересов и увлечений.
  • Если вы читаете ребенку книгу, старайтесь прервать чтение на самом увлекательном эпизоде.
  • Поощряйте чтение: наградой может быть новая книга, принадлежности для рисования, билеты в театр, поход в зоопарк или музей, разрешение дольше не ложиться спать, чтобы почитать.
  • Выделите дома специальное место для чтения(укромный уголок с полками и т.п.).
  • Устраивайте дома дискуссии по прочитанным книгам.
  • Покупайте по возможности книги полюбившихся ребенку авторов, собирайте его личную библиотеку.
  • Поощряйте дружбу с детьми, которые любят читать.
  • Дарите своему ребенку хорошие книги с дарственной надписью, добрыми и теплыми пожеланиями. Спустя годы это станет счастливым напоминанием о родном доме, его традициях, дорогих и близких людях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание "Овладение навыками оптимального чтения-залог успешного обучения"

В презентации даны рекомендации о том, как повысить технику чтения....

Продуктивное чтение - залог успешного обучения

Данная презентация поможет разобраться в технологии продуктивного чтения...

Родительское собрание " Домашнее задание- залог успешного обучения"

История возникновения домашних заданий. Роль домашней  учебной  работы  учащихся  в  овладении знаниями.Содержание домашних заданий.Условия, при которых домашние задания будут...

Родительское собрание "Любовь к чтению - залог успешного обучения. Книга в семье"

Материал собрания поможет рассказать родителям насколько важно чтение в жизни ребенка, особенно в 1 классе....

Качественное чтение – залог успешного обучения

Я считаю «Уголок чтения» удачной находкой. Думаю, что он помог бы всем учителям начальных классов, особенно начинающим, развить у детей интерес к чтению книг, приобщить их к чтению....

Оптимальная техника чтения - залог успешного обучения в школе

Статья для родителей  учащихся начальной школы...