Рабочие программы по программе "Школа России"
рабочая программа (4 класс)

Кугушева Оксана Николаевна

Рабочие программы для 4 класса  начальной школы по программе "Школа России". Кроме русского языка, русский язык по учебнику Т.Г. Рамзаевой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_opk_kuraev.doc132.5 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа курса «Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основании Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2010 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, примерной программы по «Основам православной культуры» - одного из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»,  федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования 2010 года и на основе  программы общеобразовательных учреждений для 4-5 классов «Основы религиозных культур и светской этики» (автор Данилюк А. Я.); в соответствии с основной образовательной программой начального общего образования и учебным планом МБОУ «Школа № 41» г. Рязани на 2018-2019 уч. год

  Программа «Основы православной культуры» изучается в течение 1 года в 4 классе, в объеме 34 часов, из расчёта 1 учебный час в неделю.

Планируемые результаты изучения курса

«Основы религиозных культур и светской этики».

Модуль «Основы православной культуры»

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Результаты изучения основ православной культуры в 4 классе:

Личностными результатами изучения основ православной культуры является воспитание и развитие социально и личностно значимых качеств, индивидуально-личностных позиций, ценностных установок (внимательное и доброжелательное отношение к сверстникам, младшим и старшим, готовность прийти на помощь, заботливость, уверенность в себе, чуткость, доброжелательность, общительность, эмпатия, самостоятельность, ответственность, уважительное отношение к культуре всех народов, толерантность, уважительное отношение к своему и чужому труду и результатам труда).

 Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметными результатами изучения основ православной культуры является освоение учащимися универсальных способов деятельности, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях (умение принять учебную задачу или ситуацию, выделить проблему, составить план действий и применять его для решения практической задачи, осуществлять информационный поиск, необходимую корректировку в ходе практической реализации, выполнять самооценку результата).

Метапредметные результаты

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

Предметными результатами изучения основ православной культуры являются доступные по возрасту начальные сведения о соответствующей религии, её истории, традициях, нравственных ценностях, выдающихся представителях. Освоение обучающимися российской культуры как целостного, самобытного феномена мировой культуры; понимание религиозного, культурного многообразия и исторического, национально-государственного, духовного единства российской жизни; знания, понимания и принятия личностью ценностей: Отечество, семья, религия - как основы традиционной культуры многонационального народа России. Получат элементарный опыт творческой и проектной деятельности.

Предметные результаты

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Раздел 1. Знакомство с новым предметом (2 ч.)

Россия – наша Родина.

Россия как государство. Россия как часть планеты Земля. Представления о мире в древности. Образ мирового дерева. Историческая связь поколений. Значение семьи в жизни человека и человечества. Родословная. Родословное древо.

Духовные ценности человечества. Культура. Религия.

Культура и духовные ценности человечества. Общие  духовные ценности народов, населяющих Россию. Религия. Древние представления о Вселенной и богах. Языческие верования. Наиболее распространенные в современном мире и традиционные для России религии: христианство, ислам, иудаизм, буддизм. Религиозная культура: религиозные тексты, религиозные обряды, религиозное искусство. Священные тексты, сооружения и предметы, религиозные практики разных религий. Вечные вопросы человечества. Религия и наука. Этика как часть философии. Нравственный закон в светской и религиозной жизни.

Раздел 2. Введение в православную культуру ( 28 ч.)

Человек и Бог в православии. Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди. Как вера влияет на поступки человека. Вечные вопросы человечества.

Православная молитва. Молитва и ее смысл для верующих. Виды молитв. Молитвы-просьбы. Правила молитвы. Значение совместной молитвы в храме для православных верующих. Молитвы в повседневной жизни православных верующих. Православная молитва перед учением.

Библия и Евангелие. Библия как источник знаний, мудрости и нравственности. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Основное содержание:  святые в христианской традиции. Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. Создание славянской азбуки и распространение Евангелия среди славянских народов. Библия — священная книга христианства. Ветхий Завет и Новый Завет.

Проповедь Христа. Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему. Чему учил Христос. Смысл проповедей Христа. Ученики Иисуса Христа. Что является духовными сокровищами. Какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Христос и Его крест. События, предшествующие рождению Иисуса Христа. Благовещение. События жизни Иисуса Христа. Рождество, детство и юность, начало проповеднической деятельности. Деяния Иисуса Христа. Чудеса. Предательство Иуды. Распятие. Воскресение. Вознесение. Апостолы и их проповедническая деятельность. Христианские представления об Иисусе Христе как Спасителе.

Пасха. Пасха  главный христианский праздник. Великий пост. Правила Великого поста. Смысл поста для православных верующих. Подготовка к Пасхе. Традиционные пасхальные блюда. Пасхальная служба в храме. Крестный ход. Пасхальные колокольные звоны.

Православное учение о человеке. Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души христианина.

Совесть и Раскаяние. Заповеди. Что христиане считают  добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние. Христианские заповеди. Совесть. Божественное происхождение заповедей согласно христианскому учению. Значение заповедей. Смысл заповедей. Заповеди об отношении к Богу. Заповеди об отношении человека к себе и другим людям. Любовь как основа всех заповедей. Совесть в системе нравственных ценностей православия.

Милосердие и сострадание. Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Милосердие как нравственное качество и христианская добродетель. Житие Николая Чудотворца. Подвиги любви к ближнему. Что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Какие существуют дела милосердия.

Золотое правило этики. Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Почему главное правило этики называется «золотое».

Храм. Храм как культурно-историческое наследие. Значение храма в жизни православных верующих. Традиции строительства храмов на Руси. Храмы как произведения архитектуры и искусства. Различное и общее во внешнем облике православных храмов. Правила поведения в храме. Забота государства и Русской Православной Церкви о сохранении шедевров православной архитектуры и искусства. Каноны строительства храма. Строительство новых храмов. Внутреннее строение и убранство храма.

Икона. Фрески и иконы в храме. Фрески. Технология, правила и традиции создания фресок. Икона как особый священный предмет для православных верующих. Назначение иконы. Отношение верующих к иконе. Чудотворные иконы. Фрески и иконы как произведения искусства и культурное достояние России. Андрей Рублев. Особенности изображения на иконе фигур и фона. Детали изображения на иконе. Система символов в иконописи. Символика цвета и света в иконописи.

Как христианство пришло на Русь. Принятие христианства на Руси. Летописные свидетельства о крещении Руси. Представления о Боге в христианстве. Представление о сотворении мира в христианстве. Первые люди, грехопадение Адама и Евы, появление в человеческой жизни страданий и зла. Иисус Христос. Православие. Распространение православия в мире. Православие как традиционная религия России.

Подвиг. Что такое подвиг, что такое жертвенность. Пример подвижнической жизни архиепископа Луки Войно-Ясенецкого. Ценности, ради которых люди жертвуют своим временем, здоровьем, даже жизнью.

Заповеди блаженств. Что делает христианина счастливым. Почему христиане благодарны Иисусу Христу. Текст Заповедей Блаженства

Зачем творить добро? Свобода воли и проблема  выбора как нравственная проблема. Ответственность человека за свой выбор и свои поступки. Забота человека о своей душе. Нравственные поступки. Любовь, уважение и терпение как основа человеческих взаимоотношений. Прощение, умение прощать.

Чудо в жизни христианина. Православие о Божием суде. Чудеса, совершенные Иисусом Христом согласно Евангелию. В чём состоит христианское учение о Святой Троице. Что такое христианские добродетели и в чём они проявляются. Почему христиане верят в бессмертие. Творение добра. Как вера в Божий суд влияет на поступки христиан.

Таинство причастия. Церковные таинства, их смысл и значение для верующих. Таинство крещения. Обряд крещения в православной традиции. Смысл обряда крещения. Наречение имени в православной традиции. Таинство миропомазания. Смысл обряда миропомазания. Таинство покаяния. Таинство причащения. Происхождение и смысл таинства причащения. Таинство брака. Обряд венчания в православной традиции. Обрядовая и духовная составляющие церковных таинств.

Монастырь. Монастыри в истории Древней Руси. Внешний вид православного монастыря. Стены и надвратная церковь. Защитные функции монастыря в военное время. Монашество как духовный подвиг. Монашеский постриг и монашеские обеты. Правила монашеской жизни, монастырский устав. Послушания. Архитектурный ансамбль монастыря. Монастыри как центры культуры, просвещения и благотворительности. Монастыри как объекты культурного наследия. Монашество в православной традиции.

Отношение христианина к природе. Какие качества делают человека «выше» природы. Какую ответственность несёт человек за сохранение природы. В чём проявляется милосердное отношение к животным. Почему человек стал оказывать губительное воздействие на природу?

Христианская семья. Основа семьи в православной традиции. Почему заключение брака в церкви называется «венчание». День семьи, любви и верности  светский и церковный праздник. Служение в семье. Долг членов семьи по отношению друг к другу. Послушание и смирение как христианские добродетели.

Защита Отечества. Имена и подвиг святых защитников Родины. Когда война бывает справедливой. Когда против общих недругов России вместе сражались разные народы.  Какие поступки недопустимы даже на войне. Монахи-воины. Пересвет и Ослябя. Поединок Пересвета с Челубеем.

Христианин в труде. Какие заповеди получили первые люди от Творца. Что такое первородный грех. Что такое пост, и для чего он нужен христианину. Какие дела может совершать человек (даже ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.

Любовь и уважение к Отечеству. Главные ценности для человека, к какой бы национальности или религиозной культуре он себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура. Благотворительность и милосердие в православной традиции. Подвиги любви. Жертвенность как основа любви. Защита Родины.

Раздел 3. Подведение итогов курса (4 часа).

Творческая деятельность учащихся. В ходе изучения предмета предусмотрена проектная деятельность обучающихся, поэтапная подготовка к ним и защита проектов на основе изученного материала. В зависимости от сложности темы творческие задания (творческие проекты) могут носить индивидуальный или коллективный характер.

Календарно-тематическое планирование модуля «Основы православной культуры» 4 класс

№ темы

                  Наименование темы

Количество часов

Тема 1

Россия – наша Родина

1

Тема 2

Культура и религия

1

Тема 3

Человек и Бог в православии

1

Тема 4

Православная молитва

1

Тема 5

Библия и Евангелие

1

Тема 6

Проповедь Христа

1

Тема 7

Христос и Его крест

1

Тема 8

Пасха

1

Тема 9

Православное учение о человеке

1

Тема 10

Совесть и раскаяние

1

Тема 11

Заповеди

1

Тема 12

Милосердие и сострадание

1

Тема 13

Золотое правило этики

1

Тема 14

Храм

1

Тема 15

Икона

1

Тема 16

Творческие работы учащихся

1

Тема 17

Подведение итогов

1

Тема 18

Как христианство пришло на Русь

1

Тема 19

Подвиг

1

Тема 20

Заповеди блаженств

1

Тема 21

Зачем творить добро?

1

Тема 22

Чудо в жизни христианина

1

Тема 23

Православие о Божием суде

1

Тема 23

Таинство Причастия

1

Тема 24

Монастырь

1

Тема 25

Отношение христианина к природе

1

Тема 26

Христианская семья

1

Тема 28

Защита Отечества

1

Тема 29

Христианин в труде

1

Тема 30

Любовь и уважение к Отечеству

1

Тема 31

Подготовка творческих проектов учащихся

1

Тема 32-33

Выступление учащихся  со своими творческими работами

2

Тема  34

Презентация творческих проектов

1

Всего

34

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Средства обучения: кабинеты для занятий оснащены компьютерами, телевизорами, интерактивными досками, мультимедийными проекторами, демонстрационными и раздаточными дидактическими материалами.

Имеются технические и электронные средства обучения, учебная и справочная литература, цифровые образовательные ресурсы.

Научно-популярные книги, содержащие дополнительный познавательный материал развивающего характера по различным темам курса.

Таблицы к основным разделам, содержащегося в программе по основам православной культуры, карты.

Наборы сюжетных (предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в программе по основам православной культуры (в том числе и в цифровой форме).

Энциклопедическая и справочная литература (философские и религиоведческие словари, справочники по теории и истории религий, биографии религиозных деятелей и значимых персоналий и др.).

Художественные альбомы, содержащие иллюстрации к основным разделам курса, репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в программе и методических пособиях по основам православной культуры  (в том числе и в цифровой форме).

Список рекомендуемой учебно-методической литературы.

Для учителя:

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для учителя. 4-5 классы: справ. Материалы для общеобразовательных учреждений / В.А. Тишков, Т.Д. Шапошникова, О.Е. Казьмина и др.; под ред. В.А. Тишкова, Т.Д. Шапошниковой. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Л.Л. Шевченко «Духовно-нравственная культура. Православная культура». Концепция и программа учебного предмета. – М., Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2008.
  3. Александр Невский. Святой князь – ратоборец. А.В. Шишов. – М.: Вече, 2006. – 352 с.: ил. – (Серия «Устроители земли Русской»).
  4. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Москва, изд. Православного Свято-Тихоновского Института, 1997.
  5. Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.
  6. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.
  7. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.
  8. Владимир святой. Создатель русской цивилизации. С.В. Алексеев. – М.: Вече, 2006.
  9. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.
  10. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.
  11. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.
  12. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.
  13. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.
  14. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006.

Для учащихся:

  1. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. / А.В. Кураев . – 4-е изд.-М.: Просвещение, 2017.  
  2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.
  3. Библейская азбука.  Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.
  4. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.
  5. Давыдова Н.В. «Мастера»: Книга для чтения по истории православной культуры. М.: Издательский дом «Покров», 2004.
  6. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.
  7. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.
  8. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.
  9. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.
  10. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.

Дополнительная литература для учителя и учащихся:

  1.  Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Министерство образования РФ.
  2. Примерные программы для начальной школы. Министерство образования РФ.

Перечень Интернет-ресурсов и цифровых образовательных ресурсов:

  1. CD. Электронное приложение к учебнику «Основы религиозных культур и светской этики», «Основы православной культуры», 2018 г.
  2. DVD. Моя первая Библия. The Beginner's Bible.

http://edu.ru –  Система федеральных образовательных порталов.

http://school.edu.ru – Российский общеобразовательный портал.

http://school-collection.edu.ru – Цифровые образовательные ресурсы.

http://eois.mskobr.ru – Единая Образовательная Информационная Среда.

http://www.kinder.ru –Каталог детских ресурсов Рунета.

http://school.holm.ru – Школьный мир: каталог образовательных ресурсов.

www.1september.ru – Сайт ИД «Первое сентября».

http://testedu.ru – Образовательные тесты.        

http://experiment-opk.pravolimp.ru/lessons – Методическое обеспечение экспериментальных уроков по Основам православной культуры для 4-5 классов.

http://www.golddomes.ru/cerkov/cerkov1.shtml - Золотые купола.

www.diak-kuraev.livejournal.com – Сайт диакона Андрея Кураева.

http://www.otdelro.ru/ – Отдел религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы УМК Школа России на 2011-2012 уч.год

В работу входят рабочие программы по русскому языку, литературному чтению, математике, окружающему миру, ИЗО УМК Школа России на 2011-2012 учебный годпо ФГОС...

Рабочие программы УМК "Школа России", 3 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо....

Рабочие программы УМК "Школа России", 2 класс

Представлены рабочие программы по предметам: русский язык, литературное чтение, математика, окружающий мир, технология, изо и "Разговор о правильном питании"....

Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"

  Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности...

Рабочая программа "Я гражданин России"

План воспитательной работы в 3 классе по программе "Я гражданин России"...

Рабочая программа УМК "Школа России"

В программе представлен материал по организации учебного процесса в начальной школе. УМК "Школа России", соответсвие ФГОС. В программу включено календарно - тематическое планирование уроков заявленног...

Рабочая программа по "Школе России" 2 класс

В данном материале представленв рабочие программы по предметам  для 2 класса по "Школе России"....