Главные вкладки

    Рабочая программа (1 класс) по теме:
    Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Я- гражданин России"

    Ларионова Татьяна Николаевна

     

     

    Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon ya-_grazhdanin_rossii.doc195.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    КОМИТЕТ ПО НАРОДНОМУ ОБРАЗОВАНИЮ АДМИНИСТРАЦИИ СОЛНЕЧНОГОРСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

    МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    ТИМОНОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

    С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ

    г. СОЛНЕЧНОГОРСКА - 7

    РОССИЯ 14 1 507 Московская область г. Солнечногорск-7 ул. Подмосковная

    Тел./факс 994-36-46                                                                                                E-mail: timon-school@mail.ru

                         «РАССМОТРЕНО»                                                         «УТВЕРЖДЕНО»

              на заседании ШМО                                                                       решением педсовета

               «___» ___________ 201_ г.                                                            Директор _______ Серова В.В.

                Руководитель ШМО                                                                       «___» ____________ 201_ г.

                _______________________                                                           Приказ № ________

                          «СОГЛАСОВАНО»

                Зам. директора по УВР

                ________________________

                «___» ____________ 201_ г.

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    (внеурочная деятельность, гражданско-патриотическое направление)

    По           факультативному  курсу  «Я – гражданин России»                                             

    Класс          1 «Г»

    Количество часов     33 ч.

                                                                                     

                                                                                       Учитель    Ларионова Татьяна Николаевна

    2011 – 2012 г

    Пояснительная записка к курсу

    Программа  факультативного курса составлена на основе программ:

    1. класс:  Бобкова Н.Н. «Азбука права». Интегрированный курс по праву и граждановедению для начальной школы.  – Волгоград: Учитель, 2006.
    1. класс: Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. Факультативный курс «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). -– Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.

    Программа направлена на формирование таких личностных результатов, как   гражданская идентичность личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности.

    Преподавание прав человека - это решение не только правовых, но и нравственных, психологических и педагогических проблем. Исходя из этого, в программе отражена взаимосвязь правового, нравственного воспитания с психолого-педагогическими особенностями развития личности младших школьников.

    Уже в раннем возрасте дети начинают усваивать ценности общества, в котором живут. Осознание детьми неотъемлемости своих прав, развитие самоуважения и уважения прав других способствуют формированию определенного мировоззрения, которое не является простым производным от суммы усвоенных знаний.

     Интегрированный курс «Азбука права» носит ознакомительный характер и является первой ступенькой на пути обучения школьников демократическим ценностям и правам человека на основе Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка. Младшие школьники должны получить лишь общее представление об основных правах и свободах.

    «Азбука права» - интегрированный курс. Изучение прав человека неразрывно связано с изучением общества и человека в нем (граждановедение), самосознанием и самоопределением. В программе в достаточной мере реализованы метапредметные результаты, что усиливает значимость изученного материала и способствует формированию целостного представления об окружающем мире.

     Изучаемый материал преподносится с учетом возрастных особенностей младших школьников, в доступной форме. На первой ступени материал изучается на уровне понятий, представлений, чувств. В легкой, интересной и занимательной форме, посредством обращения к литературным источникам и жизненным ситуациям, в ходе откровенных и задумчивых бесед, решения проблемных ситуаций важно на чувственном, понятийном уровне подготовить базу для изучения Всеобщей декларации прав человека и Конвенции ООН о правах ребенка. Само знакомство с этими основополагающими документами предусматривается только в конце 1 -го года обучения.

    В следующих классах происходит более детальное изучение текста Декларации прав человека и Конвенции о правах ребенка.

    Возрастает доля теоретического материала, проводится работа над базовыми терминами и понятиями (такими, как «право», «обязанности», «ответственность», «государство», «гражданин», «личность», «свобода вероисповедания», «раса», «социальное положение» и т. п.). Определение и разъяснение этих понятий не предполагают исчерпывающего и по-научному строгого толкования, они должны ориентировать на передачу смысла, что на данном этапе вполне достаточно.

    Обсуждения и оценка различных ситуаций, взятых из литературы, из жизни (реальной, настоящей или прошлой, знакомой по урокам окружающего мира, другим источникам) с точки зрения соблюдения прав человека, поиск ситуаций, связанных с правовой тематикой, в литературных произведениях и в реальной жизни, обмен мнениями, выполнение различных творческих заданий позволят подвести детей к осознанию своих прав и обязанностей, научат делать осознанный выбор в различных сферах жизни.

    Важно намеренно акцентировать внимание не только на правах детей, но и на их обязанностях, показать неразрывность прав и обязанностей, необходимость уважения прав других.

    Полученные на занятиях опыт и знания помогут юным гражданам обрести уверенность в себе, почувствовать свою значимость как личности среди других равноправных личностей, научат состраданию, терпимости, правилам общения, основанным на уважении и соблюдении прав других людей.

    Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса - благоприятные, естественные условия для понимания и усвоения детьми нравственных норм.

    Преподавание курса «Азбука права» в начальной школе строится на принципе преемственности как между классами начальной школы, так и между начальной и основной школой. Естественным продолжением его в начальной школе будет курс Чутко Н.Я.,Фесенко О.Г. «Я - гражданин России»

    Место курса в учебном плане

    В учебном плане на изучение данного факультатива отводится 1 ч в неделю, всего 135  часов: 67 часов  в 1-2 классе и 68 часов  в 3-4 классе.

    Таблица тематического распределения часов

    Содержание программы «Азбука права» распределено автором не на тематические разделы, а на занятия. Рабочая программа в 1 классе расширяет и конкретизирует темы занятий 1-го года обучения, а во втором классе объединяет темы 2-го и 3-го годов обучения по программе  Бобковой Н.Н.

    Дата

    Содержание

    Дата прове-дения по неделям

    Оборудование

    Кто Я? Какие мы? (4 ч)

    1

    Кто я? Мы такие разные по внешности.

    1-4 сент.

    Игровой инвентарь

    2

    Кто я? Мы такие разные по характеру.

    6-10 сент.

    Игровой инвентарь

    3

    Кто я? Разные способности разных людей.

    13-17 сент.

    Мультимедийное оборудование

    4

    Мы такие разные! Общие права для всех.

    20-24 сент.

    Игровой инвентарь

    0 человеческом счастье...  (6 ч)

    5

    Из чего складывается счастье? (Право на семью на достойный уровень жизни, мед. обслуживание)

    27-1 окт.

    Андерсен Г.-Х. «Калоши счастья»

    6

    Из чего складывается счастье? (Право на отдых, развлечения, образование, труд и др.)

    4-8 окт.

    7

    Счастье в семье. Забота о детях и детей о родителях.

    11-15 окт.

    Мультимедийное оборудование

    8

    Образование. Любимая профессия.

    18-22 окт.

    Встреча с родителями учащихся.

    9

    Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности).

    25-29 окт.

    Мультимедийное оборудование

    10

    Соблюдение прав других. Как проявить уважение к другому человеку.

    8-12 ноя.

    Игровой инвентарь

    А нужны ли правила? (6 ч)

    11

    Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений.

    15-19 ноя.

    Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?»

    12

    Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? Анализ и обсуждение литературных произведений. Инсценировка.

    22-26 ноя.

    Рассказы В. Осеевой

    13

    Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировка народных сказок.

    29-3 дек.

    Народные сказки.

    14

    Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировка народных сказок.

    6-10 дек.

    15

    Обсуждение поступков, соответствующих понятиям «хорошо» и «плохо». Инсценировка народных сказок.

    13-17 дек.

    А нужны ли правила? (6 ч)

    16

    Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила дорожного движения.

    20-24 дек.

    Мультимедийное оборудование

    17

    Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила  противопожарной безопасности.

    10-14 янв.

    Мультимедийное оборудование

    18

    Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила  взаимоотношений между людьми.

    17-21 янв.

    Игровой инвентарь

    19

    Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Правила  взаимоотношений между людьми.

    24-28 янв.

    Игровой инвентарь

    20

    Что такое правила? Обсуждение правил поведения в школе с точки зрения права.

    31-4 февр.

    21

    Что такое правила? Необходимость соблюдения определенных правил в поведении, деятельности. Обсуждение правил поведения в общественных местах с точки зрения права.

    7-11 февр.

    Царство Закон (4 ч)

    22

    Раскрытие понятия «закон». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Права и обязанности школьника.

    21-25 февр.

    23

    Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Мои права и обязанности в семье.

    28-4 марта

    24

    Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Мои права как ребенка.

    7-11 марта

    25

    Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей. Я – гражданин.

    14-18марта

    Царство Беззаконие (4 ч)

    26

    Раскрытие понятия «беззаконие». Игры «без правил».

    21-22 мар,1

    Игровой инвентарь

    27

    Раскрытие понятия «беззаконие». Игры «без правил».

    4-8 апр.

    Игровой инвентарь

    28

    Неразрывность прав и обязанностей, необходимости уважения прав других.

    11-15 апр.

    Игровой инвентарь

    29

    Органы, состоящие на защите прав граждан.

    18-22 апр.

    Встреча с инспектором ОПДН

    Закон Для нас. Закон внутри нас (3 ч)

    30

    Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Кто пишет законы.

    25-29 апр.

    А. Усачев «Приключения маленького человека»

    31

    Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Для чего пишут законы.

    2-6 мая

    Всеобщая декларация прав человека (в упрощенном варианте).

    32

    Первичное знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Где хранится закон?

    9-13 мая

    Всеобщая декларация прав человека (в упрощенном варианте).

    Что мы знаем о правах человека?(1 ч)

    33

    Итоговое занятие. Викторина «Что мы знаем о своих  правах?»

    16-20 мая

    Таблица тематического распределения часов

    Содержание программы «Азбука права» распределено автором не на тематические разделы, а на занятия. Рабочая программа в 1 классе расширяет и конкретизирует темы занятий 1-го года обучения, а во втором классе объединяет темы 2-го и 3-го годов обучения по программе  Бобковой Н.Н.

    № п/п

    Разделы, темы

    Количество часов

    программа «Азбука права» (Бобкова Н.Н.)

    Рабочая  программа

    1 год

    2 год

    3 год

    1 кл.

    2 кл.

    1

    Кто Я? Какие мы?

    4

       

    2

    О человеческом счастье...

    6

    3

    Что такое «хорошо» и что такое «плохо»?

    5

    4

    А нужны ли правила?

    6

      5

    Царство Закон

    4

    6

    Царство Беззаконие

    4

    7

    Закон Для нас. Закон внутри нас

    3

    8

    Что мы знаем о правах человека?

    3

    9

    Всеобщая декларация прав человека

    17

    10

    Конвенция ООН по правам ребенка.

    17

    Всего:

    9 ч

    17 ч

    17 ч

           33

    34

    Итого

    43 часа

    67 часов

    Целью курса «Я — гражданин России» является расширение общественно значимых знаний ребенка о самом себе, своей родине,  с дополнением знаний по истории — о нашем далеком и недавнем прошлом, о социальном начале человека, его становлении и развитии с опорой на уроки и опыт прошлого.

    Чем сознательнее ребенок усвоит определенный минимум историко-обществоведческих знаний, тем быстрее он займет необходимую каждому личностно-гражданскую позицию. Тем адекватнее и активнее он будет жить и действовать в сложных, противоречивых, заранее далеко не всегда предсказуемой системе отношений «Я — моя страна — мой мир».

    Цель курса конкретизируют следующие задачи:

    - содействия ребенку в понимании особенностей общественных отношений в семье, городе или деревне; в селе — в родном крае, в родной стране, входящей в систему стран всего мира;

    - помощи в осознании своей принадлежности государству, предоставляющему каждому его гражданину определенные права и требующему исполнения определенных обязанностей;

    - обогащение знаниями, раскрывающими прошлое, историю, способствующими   присвоению   определенных   норм   морали, нравственности.

    В соответствии с возрастными особенностями младших школьников историко-обществоведческие знания формируются в виде минимума определенных фактов и понятий, но в основном — в представлениях. Именно представления позволяют приблизить ребенка к достаточно сложным явлениям его настоящего, «увидеть» прошлое, приобретая чувство гражданской причастности к нему. Попутно, косвенно факты и представления — при их анализе и осмыслении содействуют формированию и более сложных структурных элементов общественно-исторических знаний (понятий, причинно-следственных связей, закономерностей).

    Курс «Я — гражданин России» состоит из 2-х частей, 1-я часть — «Я — гражданин России» (Я — моя страна — мой мир) изучается в 3-м классе, 2-я часть — «Я — гражданин России» (Мое настоящее и мое далекое прошлое) — в 4-м классе.

    Для учащихся 3-го класса составлен учебник-хрестоматия, в котором авторский текст соединен с отрывками из документальных источников, из литературных произведений - сказок, мифов, рассказов и стихотворений. В 4-м классе линию углубленного знакомства школьников с окружающим миром продолжает учебник-хрестоматия «Твоя Россия».

    Таблица тематического распределения часов

    № п/п

    Разделы, темы

    Количество часов

    Авторская программа

    Рабочая  программа по классам

    3 кл.

    4 кл.

    3 класс

    1

     Россия – моя Родина

    7

    7

    -

    2

    Без прошлого нет настоящего и будущего

    7

    8

    -

    3

    Далекая Россия становится близкой

    7

    8

    -

    4

    Россия и мир

    10

    10

    -

    5

    Заключение. Я и Россия

    1

    1

    -

    4 класс

    6

    От прошлого к будущему. Зачем мне история?

    1

    -

    1

    7

    Древняя Русь

    6

    -

    7

    8

    Московское государство

    6

    -

    7

    9

    Российская империя

    6

    -

    6

    10

    19 век России

    5

    -

    5

    11

    История и современность

    8

    -

    8

    34

    34

    Итого

    32+32

    68

    1. Содержание программы.

    1 КЛАСС (33 ч)

    Кто Я? Какие мы? (4 ч)  Занятия тренингового характера «Мы такие разные» (2 ч), «вот какой я!», «Мы все равны». 

    О человеческом счастье... (6 ч)  Игровое занятие «Из чего складывается счастье?» (Право на семью, на достойный уровень жизни, мед. обслуживание, отдых, развлечения, образование, труд и др.) Счастье в семье. Ролевые игры:  Забота о детях и детей о родителях. Здоровье. Образование. Любимая профессия. Отдых, развлечения (соблюдение правил безопасности). Соблюдение прав других. Уважение

    Что такое «хорошо» и что такое «плохо»? (5 ч)  Анализ литературных произведений (Маяковский В. В. «Что такое хорошо и что такое плохо?», рассказы В. Осеевой)  Положительные  и отрицательные герои сказок. Инсценировки и ролевые игры.

    А нужны ли правила? (6 ч) Что такое правила? Правила игры. Правила дорожного движения. Правила  противопожарной безопасности. Правила общения.  Правила поведения в школе.  Составление собственных правил.

    Царство Закон (4 ч)  Игра «Остров  туземцев». Выработка собственных прав человека и собственных обязанностей самими учащимися. Коллективное сочинение истории «В царстве Закона».

    Царство Беззаконие (4 ч) Анализ литературных произведений (Сказки с ситуациями беззакония; герои, их учинявшие, герои-«освободители», которые навели порядок . Чуковский К. «Бармалей»). Просмотр тематических мультфильмов. Игра «День без правил», «Рынок». Беседа со школьным инспектором (Органы, состоящие на защите прав граждан).

    Закон Для нас. Закон внутри нас (3 ч) Знакомство с понятиями «Всеобщая декларация прав человека» и «Конвенция о правах ребенка». Встреча со школьным инспектором. Просмотр и обсуждение тематических мультфильмов.

    Что мы знаем о правах человека? (3 ч) Культура поведения. Викторина по правам человека. Занятие-игра с приглашением родителей.

    1. КЛАСС (34 ч)

    Всеобщая декларация прав человека (17 ч)

    Всеобщая декларация прав человека – что это? Беседа. Встреча с работником школьной  библиотеки.

     Чем каждый человек отличается от других людей? (игры – тренинги и ролевые игры).

     Чем мы похожи?  Игровое занятие.  

    Чем я горжусь? Выставка моих достижений и достижений моей семьи.  

    Люди с ограниченными физическими возможностями. Как вести себя, чтобы нам было комфортно.

     Право на жизнь и личную неприкосновенность. Игровое занятие.

    Развитие общества в историческом разрезе (рабовладельчество, крепостное право в России; случаи рабства в современной жизни - нарушение прав человека. Просмотр и обсуждение видеороликов

      Равенство всех перед законом. Конституция - основной закон государства.

    Защита прав и свобод с помощью суда. Лишение свободы. Решение и разыгрывание ситуаций.

     Право на неприкосновенность жилища. Разыгрывание ситуаций.

    Меры предосторожности и правила безопасности.

    Посягательство на доброе имя (честь и репутацию), клевета. Обсуждение примеров из литературных произведений.

    Вскрытие корреспонденции, вмешательство в личную жизнь.

    Свобода передвижения внутри своей страны и за ее границы. Свобода выбора места жительства.

    Разыгрывание и обсуждение ситуаций.

    Право на гражданство. Свобода бракосочетания.

    Право на владение имуществом. Анализ и обсуждение примеров из литературных произведений.

    Право на свободу мысли, совести и религии. Различные религии, свобода вероисповедания.

    Право на свободу убеждений и свободное их выражение. Уважение чужого мнения.(тренинг. Отработка умения спорить , доказывать, уступать)

     Право принимать участие в управлении своей страной. Выборы. Депутаты. Дума. Президент. (ролевая ирга)

    Право на достойный уровень жизни, медицинское обслуживание, социальное обеспечение

    Право на образование (обсуждение ситуации на примере своей школы).

    Право свободного участия в культурной жизни общества, пользования благами научного прогресса.

     Обязанности перед обществом. Уважение и соблюдение правил других. Ограничение прав в той мере, которая необходима для обеспечения прав и свобод других граждан. (тренинг толерантного поведения)

    Конвенция ООН по правам ребенка. (17 ч)

    Значение имени и гражданства. Имя и кличка. Взаимоотношения и «обидные слова». Игровой тренинг.

     Родословная. Праздник моей семьи.

      Право на достойное жилище. Что могут сделать дети, чтобы улучшить условия жизни, поддерживать порядок. Школа - второй дом. Игра «Дом, который построим мы»

     Право на медицинское обслуживание.  Здоровье. Развитие. Здоровый образ жизни.

    Материнство и детство Право детей на любовь и понимание со стороны родителей и государства. Совместное детско-родительское занятие.

     Излишняя забота. Недостаток внимания. Должны ли дети проявлять заботу о ком-либо?

    Семья. Семейные узы. Многодетные семьи и социальная помощь детям. Дети сироты.

    Модель счастливой семьи в понимании детей. Обязанности детей в семье. Коллективный проект.

    Право на получение обязательного и бесплатного образования. Предоставление равных возможностей для развития и становления личности.

    Ответственность родителей и государства за образование и обучение детей. Усилия самих детей

     Равноправие среди других детей и других социально не защищенных слоев общества.

    Совесть. Мораль.

    Занятия вредные и полезные.

    Непосильный труд. Помощь по дому. Самообслуживание. Оказание помощи нуждающимся (пожилым, маленьким) и т. п.

    Право на защиту от расовой, национальной и иной дискриминации. Тренинг толерантного поведения.

    Предубеждения по признаку пола. Игровой тренинг «Мальчики – девочки»

    Взаимоотношения в классе. Тренинг толерантного поведения.

    Подведение итогов изученного за год . Интеллектуальный марафон по правам человека.

    3 КЛАСС (34 ч)

    Раздел I. Россия — моя Родина (7 ч)  Государственное устройство России (Российская Федерация, Конституция). Россия многонациональное государство. Москва — столица России. Современная карта России. Народы России (расы, языки, религии; разность традиций, обычаев на отдельных примерах). Права и обязанности граждан России, ребенка — младшего школьника. Государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная. Президент). Государственная символика (герб, флаг, гимн). Государственные праздники (общероссийские, национальные, региональные - на отдельных примерах).        

    Раздел П. Без прошлого нет настоящего и будущего (8 ч) Человек — самое необычное существо на Земле. Связь настоящего с прошлым. Представления о происхождении, становлении человека (научная и религиозно-мифологическая версии).

    Раздел III. Далекая Россия становится близкой (8 ч) Как воскресить прошлое. Археология. Этнография. Топонимика. Имена и фамилии. Время и пространство в истории (хронология, историческая карта). Письменность.

    Раздел IV. Россия и мир (10 ч) Россия и другие страны мира (историческая карта мира). Земля — наш общий дом. Общечеловеческие проблемы (созидание и творчество, сохранение мира и здоровья, формирование экологического сознания), их прогнозирование и преодоление с использованием опыта, уроков истории. «Чудеса света» (искусство, наука, культура — на примере России и ряда других стран). Международное сотрудничество.

    Заключение (1 ч) Я живу в России.

    4  КЛАСС (34 ч)

    Введение. От прошлого к будущему. Зачем мне история? (1ч)

    Раздел I. Древняя Русь (7 ч) Восточные славяне и их соседи. Образование Древнерусского государства. Крещение Руси. Киевская Русь, Владимир Мономах, Ярослав Мудрый. Основание Москвы, Юрий Долгорукий. Древнерусские города и села: жизнь, быт, занятия, культура. Родной край в древности.

    Монголо-татарское нашествие. Борьба жителей Руси против монголо-татар. Новгородская Русь и Александр Невский. Невская битва и битва на Чудском озере. Объединение русских земель вокруг Москвы. Куликовская битва, Дмитрий Донской.

    Раздел П. Московское государство (7 ч) Первый Русский царь Иван Грозный. Расширение границ государства, жизнь и быт людей. Первопечатник Иван Федоров. «Смутное время». Защита Отечества от иноземных захватчиков в начале XVII века. К.Минин и Д.Пожарский. Иван Сусанин. Степан Разин. Жизнь, быт и культура России в XVII в.

    Раздел III. Российская империя (6 ч) Петр I и преобразования в России (в армии, на флоте, в образовании, в быту). Новая столица России. Полтавская битва. Послепетровская Россия. Екатерина II. М.Ломоносов. А. Суворов. Жизнь и быт населения. Культура России.

    Раздел IV. XIX век России (5 ч) Отечественная война 1812 года. Бородинское сражение. М. Кутузов. Николай I и декабристы.

    Российская империя во второй половине XIX века. Отмена крепостного права. Развитие промышленности. Жизнь и быт населения. Культура России.

    Раздел V. XX век. История и современность (8 ч) Конец Российской империи. Падение царской власти. Октябрьская революция. Гражданская война. Образование СССР. Жизнь и быт людей. Великая Отечественная война. Основные сражения великой Отечественной войны. Городагерои. Герои фронта и тыла. Ордена и оружия Победы. Послевоенное восстановление хозяйства страны. Достижения науки и техники. Освоение космического пространства. Культура России в XX веке. Новая Россия. Начало века. Войны и Революции.

    1. Требования к подготовке учащихся по предмету

    Личностные результаты:

    - осознание себя членом общества и государства самоопределение своей российской гражданской идентичности, чувство любви к своей стране, выражающееся в интересе к ее истории и культуре,

    - осознание своей этнической и культурной принадлежности в контексте единого и целостного отечества при всем разнообразии культур, национальностей, религий России;

    - уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов России;

    - уважение к людям других национальностей, вероисповедания, культуры на основе понимания и принятия базовых общечеловеческих ценностей;

    - способность к адекватной самооценке с опорой на знание основных моральных норм, требующих для своего выполнения развития самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

    Метапредметными результатами являются:

    - способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

    - умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

    - освоение правил и норм социокультурного взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждения культуры в городе, т.д.).

    - способность регулировать собственную деятельность (в том числе учебную, направленную на познание закономерностей социальной действительности;

    - способность использовать источники художественного наследия в пересказе, анализировать тексты, пересказы, ответы товарищей,

    - совершенствование логичности, доказательности суждений, умозаключений, выводов, установление причинно-следственных связей, закономерностей.

    - приобретение  навыков культуры общения (дома, в школе, в обществе).

    - совершенствование в умениях чтения, слушания обществоведческой литературы, историко-художественной и историко-популярной литературы, документалистики; в анализе использования историко-литературных источников, художественного наследия для приобретения обобщенных представлений и первоначальных понятий по истории; в анализе своего пересказа полученных знаний (слышать себя), рассказа учителя и ответов товарищей (слышать других).

    Предметные результаты:

    - усвоение первоначальных сведений о правах и свободах человека, об обществе и роли человека в нем;

    -  владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего правового образования. Иметь представление о понятиях: равноправие, хороший поступок, плохой поступок, правило, закон, права человека, религия, вероисповедание, социальная помощь, Конституция, Декларация и Конвенция ООН, ребенок, государство, гражданство, социальная защита, инвалид, милосердие, родословная, здоровый образ жизни, дискриминация, раса, расизм, право, свобода, обязанность, ответственность. Знание (на уровне обобщенных представлений и первоначальных понятий) значения ключевых слов, раскрывающих курс: человек, общество, гражданин России, его права и обязанности; Родина, столица, государство, государственная символика, праздники, народы, населяющие Россию (в отдельных примерах); международное сотрудничество, общечеловеческие проблемы; история, предыстория; 

    - владение навыками устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в социуме;

    - овладение основами правовой грамотности, правилами правового и нравственного поведения.

    - знание (на уровне обобщенных представлений) поворотных моментов в истории Российского государства и наиболее значимых событий в истории материальной и духовной культуры России.

    - умение пользоваться картой (в определении границ России, крупных ее городов), рассказывать о родной стране, столице; называть Основной закон нашей страны,; приводить примеры достопримечательностей родного края;

    - умение рассказывать о важнейших событиях в истории России; находить на исторической и современной картах России места исторических событий; приводить примеры исторических и культурных памятников страны.

    5. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

    Всеобщая декларация прав человека (1948 г.).

    Декларация прав ребенка (1959 г.).

    Конвенция ООН по правам ребенка (1990 г.).

    Азбука права: разработки занятий в начальной школе/ авт.-сост. Н.Н.Бобкова. – Волгоград: Учитель, 2004

    Антонов, В. В. Младшим школьникам о Всеобщей декларации прав человека. - М.: Вита-Пресс, 1998.

    Антонов, В. В. Изучаем права человека: рабочая тетрадь для учащихся начальных классов. -М.: Вита-Пресс, 1997.

    Усачев, А. Приключения маленького человека. - М.: РИО «САМОВАР», 1995.

    Шабельник, Е. С. Права ребенка. - М.: Вита-Пресс, 2002.

    Шабельник, Е. С, Каширцева, Е. Г. Ваши права: учеб. пособие. - М.: Вита-Пресс, 1995.

    Шкробова, М. А. Граждановедение. - Ульяновск, 2000.

    «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Факультативный курс. Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. – Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.

    Хрестоматия «Твоя Россия»

    Программа разработана на основе

    Программы Азбука права. Интегрированный курс по праву и граждановедению для начальной школы. Автор: Бобкова Н.Н. –Волгоград: Учитель, 2006.

    Программы факультативного курса «Я - гражданин России» (Я - моя страна - мой мир). Авторы Н.Я.Чутко, О.Г.Фесенко. – Сборник программ для четырехлетней начальной школы. Система Л.В. Занкова. – М.: 2008.

    Согласовано                                                                                             Согласовано

    Протокол заседания                                                                                Заместитель директора по УМР

    методического объединения учителей № 1                                          _____________

    от 26.08.2011 г.                                                                                        30.08.2011 г.

    Руководитель МО ________



    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Азбука этикета"

    Пояснительная записка.     Часто дети теряются в жизненных ситуациях: не умеют разговаривать по телефону, не могут правильно подобрать форму приветствия или благодарности.   ...

    Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Умники и умницы"

              Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению математики, стремиться развивать свои инте...

    Внеурочная деятельность 1 кл Рабочая программа "Риторика"

    Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные з...

    Рабочая программа внеурочной деятельности военно - патриотическое направление «Я – гражданин России» для _1-4 классов

    Рабочая программа  внеурочной деятельности военно - патриотическое  направление  «Я – гражданин России» для _1-4 классов...

    Рабочая программа по внеурочной деятельности для 3 класса "Я гражданин России"

    Рабочая программа по внеурочной деятельности курса «Я – гражданин России» составлена на основе Феде­рального государственного образовательно­го стандарта начального общего об...