Статья "Применение технологии Портфолио в начальной школе"
статья

Копкова Ольга Фёдоровна

В статье описывается применение технологии портфолио в начальных классах. Данная технология – основа для индивидуального маршрута обучения. В современной школе  становятся востребованным такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность. Портфолио -  это портфель достижений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Применение технологии портфолио22.62 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Применение технологии портфолио в начальной школе.

                                                                 (выступление на педсовете)                          09.01.2018

   Проблема оценки качества образования является на сегодняшний день самой актуальной для педагогов. Требования по оценке  заложены в тексте нового стандарта. В связи с этим, пед. технологии ориентированы на достижение уч-ся  практических результатов. Перепробовав многие традиционные средства, я остановилась на инновационной технологии «портфолио» в качестве возможного и достаточно эффективного инструмента личностного развития, творческой индивидуальности и активности. Данная технология – основа для индивидуального маршрута обучения. В современной школе  становятся востребованным такие качества как самостоятельность, ответственность, инициативность. Портфолио -  это портфель достижений.

Основной смысл портфеля достижений – «показать все, на что ты способен».

Смещение акцента с того, что учащийся не знает и не умеет, на то, что он знает и умеет по данной теме и данному предмету

Технология «портфолио» позволяет последовательно и целенаправленно развивать творческую личность.  
В современном мире актуальность портфолио возрастает с каждым годом в разных сферах деятельности.  

 Портфолио – это своеобразный «портрет» ученика, это коллекция работ и

индивидуальных результатов учащегося, которая демонстрирует его усилия, прогресс и достижения в различных областях.

Приоритетными целями использования технологии портфолио являются: выявление способностей и возможностей ребенка.

Задачи: 1.        Поддерживать высокую учебную мотивацию школьников.

2.        поощрять их активность и самостоятельность;

3.        развивать навыки оценочной, самооценочной деятельности;

«Портфолио» позволяет учитывать результаты, достигнутые учеником в разных видах деятельности: учебной, творческой, социальной.

На сегодняшний день нет официальных документов и рекомендаций по ведению портфолио ученика начальной школы. Существует много вариантов его представления, но нет единых подходов к введению данной технологии. Перед тем как внедрить технологию «Портфолио» в практику, я определила содержание работы с портфолио. На родительском собрании в 1 классе совместно с родителями разработали единую структуру ведения портфолио. Объяснила детям, для чего они будут вести учебное портфолио, а также проинструктировала их, как правильно начать работу:

« Сегодня мы заведем особенную папку – портфолио. Она предназначена не для школьных заданий. Она необходима для записи ваших успехов и достижений. Заполняя портфолио, каждый из вас сможет рассказать о себе, а папка сохранит ваши рассказы для вас самих и других людей, которые захотят узнать вас лучше ». 

Портфолио учеников состоит из следующих разделов :Структура портфолио.
Раздел 1.  «Мой мир».  Данный раздел -  смогла увидеть самооценку моим учеником самого себя, как личности.  Раздел включает следующие рубрики «Мое имя», «Моя семья», «Моя родословная»,  «Мои увлечения»,  «Мои цели».  
Раздел 2.  «Мои достижения». Здесь были представлены грамоты, дипломы, сертификаты, благодарственные письма. 
Раздел 3. «Моё творчество». В этом разделе размещались самые удачные творческие работы: рисунки, сказки, стихи, фото поделок. Данный раздел позволил мне увидеть индивидуальную творческую направленность каждого ученика, что я использовала для развития его активности, целенаправленности.
   Была разработана процедура презентаций портфолио, которая состоит из нескольких этапов:

1. презентация после прохождения каждого раздела в мини группах;

         2. презентация всего портфолио внутри класса;

3. показ родителям на родительском собрании в конце года;

4. подведение итогов и награждение по номинациям в конце года;

 Создание Портфолио – это увлекательная совместная кропотливая работа детей и их родителей, под руководством учителя. К созданию его следует отнестись внимательно и серьезно – ведь это лицо  ребенка.
Немаловажную роль   в ведении портфолио играют родители. Они могут быть не только источником информации, реальным помощником и поддержкой ребёнку.

Очень важно сделать родителей своими союзниками в непростом деле сбора портфолио. Поэтому первоначально привлекаются самые активные, неравнодушные родители.

Портфолио используется как дополнительный материал при изучении семьи – уклада ее жизни, интересов, традиций. Наблюдая за детьми и их родителями в процессе создания портфолио, отмечала, что подобные мероприятия способствуют налаживанию более теплых взаимоотношений в семье.

Безусловная ценность портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Одним из главных результатов работы над портфолио является то, что родители учатся наблюдать и замечать происходящие изменения, систематизировать их.

               Преимущества Портфолио как метода оценивания достижений учащихся:

  • учитывает особенности развития критического мышления учащихся путем  использования трех стадий: вызов (проблемная ситуация) – осмысление – рефлексия;
  • позволяет помочь учащимся самим определять цели обучения, осуществлять активное присвоение  информации и размышлять о том, что они узнали.
  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности в собственных возможностях;
  • развитие способностей ученика;

В процессе работы над портфолио:  учителю даёт

Наглядно видеть  процесс формирования предметного знания у детей, обеспечивать своевременную  и  целенаправленную коррекцию

 Сделать отметку содержательной и для ученика и для родителей

 Сделать оценку работы оптимистичной

Дети учатся замечать собственные успехи             Родители, раскрывая талант ребенка        

 Классный руководитель поддерживает ситуацию успеха

Таким образом, совместная деятельность всех участников образовательного процесса определяет зону ближайшего развития каждого ребёнка.

Материал портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Портфолио является формой  оценивания образовательных результатов по продукту, созданному учащимся в ходе учебной, творческой, социальной и других видов деятельности. Таким образом, портфолио соответствует целям, задачам и идеологии личностно-ориентированного обучения.  Главное - это то, что портфолио не несет идеи соперничества между детьми, а помогает каждому индивидуально развивать свои таланты.

      В заключении я хочу сказать, что все идет к тому, что спустя всего несколько лет возможно фраза "Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован!" при работе  с портфолио станет когда-нибудь   убеждением каждого учителя. Наши ученики должны стать активными участниками в жизни этого общества, а для этого им необходимо научиться всматриваться в себя, что может быть достигнуто при использовании технологии портфолио.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование новых педагогических технологий – портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личностного развития.

Педагогический проект.Портфолио – это способ фиксирования, накопления и оценки индивидуальных достижений школьников.Идея портфеля или папки индивидуальных учебных достижений учащихся становится в наше...

Выступление на педагогическом форуме: "Технология разработки и оформления портфолио ученика начальной школы"

Рекомендации по оформлению портфолио ученика начльной школы с презентацией...

Применение технологии портфолио в начальной школе как эффективное средство воспитания.

Современная школа должна воспитывать ученика, востребованного обществом. Для выполнения этой цели необходимо решить такую проблему, как повышение эффективности воспитательного процесса. Одним из средс...

Применение технологии портфолио в начальной школе

Применение технологии портфолио в начальной школе...

Выступление на МО учителей начальной школы "Портфолио ученика начальной школы как средство мотивации личного развития" Ермилова Н.Н., учитель начальных классов

Основное предназначение портфолио в начальной  школе – это продемонстрировать достижения ученика в различных областях деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. В стать...

Портфолио ученика начальной школы как технология оценивания предметных и метапредметных результатов

В презентации рассмотрены основные виды портфолио, схемы структур портфолио...