Выступление на методическом объединении
методическая разработка

Формирование нравственных ценностей на уроках литературного чтения в начальной школе 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mo_iz_opyta_raboty_2.docx21.85 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование нравственных ценностей на уроках литературного чтения в начальной школе

Будучи педагогами, мы пытаемся понять, что есть сущность ребенка, какова его формирующаяся личность, что на это влияет и что в этом вопросе является приоритетом. Наблюдая за воспитанниками, мы видим, что многие дети очень агрессивны, вспыльчивы, нетерпеливы, не умеют уступать и договариваться, часто свою вину перекладывают на других, не видят прекрасное вокруг себя.                                            1слайд

 Нравственное воспитание младших школьников является одной из сложнейших задач учителя. Для решения данной проблемы учителю требуется не только знание предметов начальных классов и методика их преподавания, но и умение направить свою деятельность на нравственное воспитание в формировании учебной деятельности.

Формирование нравственности происходит в школе на всех уроках. И в этом отношении нет главных и второстепенных предметов. Я хочу более подробно остановиться на уроках литературного чтения.»

2 слайд

Воспитание ребенка через литературу - это один из самых эффективных способов решения данной проблемы, так как в этой ситуации необходимы нравственные опоры и чистые источники духовного богатства.

По словам К.Д. Ушинского, «чтение – это упражнение в нравственном чувстве, поэтому наиглавнейшая задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души через чтение, размышление, через чувства. Уроки литературного чтения таят в себе неограниченные возможности воспитания у ребенка нравственных качеств.

 Главной своей целью авторов  учебника и учебных пособий считают, что «Школа России» должна стать школой духовно-нравственного развития.

Опираясь на произведения, подобранные в учебниках для литературного чтения, учитель воспитывает в детях любовь Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к людям, к чужому мнению, культуру диалога, что хорошо согласуется с задачей толерантности как важнейшего личностного качества.

 На уроках литературного чтения эта идея реализуется через удачный подбор авторских произведений и произведений устного народного творчества. В учебнике «Литературное чтение» (авторы Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова) включены лучшие произведения, многократно адаптированные отечественной школой, выдающихся поэтов и писателей: А.С. Пушкина, Л.Н. Толстого, М.Ю. Лермонтова, Н.А. Некрасова,  А.И. Куприна и многие другие.

Слайд 3

 В разделе «Люби живое» представлены произведения о природе, о животных. Дети знакомятся с замечательными авторами: М.М. Пришвин, И.С. Соколов-Микитов, В.В. Бианки, Б.С. Житков и т.д. Изучение литературных шедевров обогатит и разовьет детей духовно, сформирует глубокое убеждение в том, что красота природы, разнообразный животный и растительный мир – это общее богатство народов нашей страны, и богатство это надо хранить.

Слайд 4

С этой целью мы проводили в классе Акцию «Кормушка» и игру «Люблю свой край родной».

Также важной особенностью выбора произведений, включенных в учебники, является их соответствие возрастным особенностям младшего школьника. В этой связи важно, что учебники дают возможность обратиться к произведениям устного народного творчества, особенно к сказкам. Именно сказки по своему сюжету (борьба добра и зла) и по своей идее (победа добра), дают обширный материал в понятной и доступной детям форме для формирования таких качеств, как: трудолюбие, доброта, смелость, настойчивость и ответственность, способность сопереживать, готовности помогать другому.

Слайд 5

Сказки В качестве основного средства обучения на уроках используются тексты художественных произведений, содержащие ситуации нравственного выбора или проявления нравственных чувств и нравственных отношений. Литературное произведение – организующий центр урока. Работая с текстами, большое внимание уделяем ярким художественным образам, которые должен воспринять, понять и прочувствовать каждый ученик. Эмоциональное отношение учащихся к изображаемым персонажам является основой формирования нравственных представлений. Дети не всегда могут доказать и обосновать, почему один герой хороший, а другой плохой, но хорошо это чувствуют. Поэтому на уроках я используются различные приемы уподобления, одушевления, перевоплощения, сравнения. Ребенок должен научиться ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его.

Обязательным элементом урока является обращение к личному опыту детей и их размышлениям по обсуждаемой теме. Очень важно всем учащимся предоставить возможность высказать свое мнение. Это формирует веру в свои собственные силы, положительное отношение к себе, демонстрирует внимание коллектива к его мнению.

Разнообразие форм работы с детьми на уроке позволяют эмоционально «насытить» уроки. На уроках я использую такие формы и виды деятельности, как  игровые ситуации, изобразительная деятельность, прогулки, просмотр видеофильмов, коллективные творческие работы ( проекты), написание детьми сочинений.

В нравственном воспитании учащихся начальных классах весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств и этому во многом способствуют уроки чтения, чтение произведений и работа с ними.

Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка становится организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально-исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях, поэтому  на уроках часто использую групповую работу. Это коллективные или ндивидуальные творческие работы( проекты).

Важнейшим пунктом для успешного исследования является создание учителем, родителями условий, в которых каждый школьник может проявить себя, свои стремления, способности, таланты. Здесь, как говорится, все средства хороши. Особенно хорошо то, что при создании детских работ привлекаются родители младших школьников, что очень ценно для развития детско-родительских отношений. Не секрет, что в настоящее время родители проводят в семье все меньше времени, они зачастую не умеют общаться со своими детьми. А школа, прежде всего, работает над   развитие ребенка как личности и и проводит успешную работу триады: учитель-ученик-родитель. Именно при работе с проектом идет успешное развитие обратной связи, родитель вовлекается в жизнь и проблемы своего ребенка, вместе с ним учится открывать новые горизонты.

Ценным в учебном проекте является не столько результат познавательной деятельности, сколько обучение его умениям проектирования: проблематизации, планированию деятельности, самоанализу, коммуникативности, умению принимать решение. Все это формирует положительную мотивацию обучения.

Решение всех вышеперечисленных проблем нашло свое отражение в очень интересном для учащихся начальной школы проекте – «Моя сказка»

На уроках литературного чтения во 2 классе мы изучали по теме «Устное народное творчество» русские народные сказки. На уроках учащиеся много читали, анализировали, сравнивали сюжеты, учились создавать портреты главных героев сказок. При сравнительных характеристиках героев делался акцент на нравственные и гуманные качества персонажей. При этом обращалось внимание учащихся, что все русские народные сказки заканчиваются тем, что добро побеждает зло, отмечались положительные качества героев такие, как доброта, чуткость, отзывчивость, сострадание, самоотверженность, взаимопомощь, благодарность, т.е. все известные гуманные качества, присущие людям. Была организована выставка книг на данную тему. На уроке учащиеся познакомились со схемой построения сказки (присказка, зачин, троекратное повторение, концовка), с видами сказок (бытовые, о животных и др.).  На заключительном уроке по изучению русских народных сказок был проведен праздник – проект «Моя сказка». Подготовка к нему проходила в несколько этапов: выбор темы («Сказка, придуманная мной»); составление плана сказки, учитывая схему построения русских народных сказок; работа с опорными словами сказки; индивидуальная подготовка (сочинение сказки) . Сказки были сочинены на разные темы.  (Моя любимая сказка, Путешествие Дюймовочки, Колобок( на новый лад), Царевна – лягушка. Обращалось внимание детей, что при сочинении своей сказки они должны отобразить в ней все гуманные идеи, присущие русским народным сказкам.

Слайд  6

И еще мы работали над  проектом – «9 Мая» . Проект направлен не только на создание условий для формирования представлений детей об истории Российского государства в годы Великой Отечественной войны, но также он призван дать детям возможность отразить свои представления об этих событиях в разных видах деятельности.

Идея проекта такова: на основе познавательно-творческой деятельности развивать желание детей узнать, как можно больше об истории страны и города во время Великой Отечественной войны. Прошло много десятков лет, как закончилась страшная война. Уходят из жизни защитники родины, их остаётся с каждым годом всё меньше. Но о войне забывать нельзя, о ней надо помнить всем поколениям, нельзя забывать подвиг своих дедов. И если люди будут знать, что такое война, то будут милосердны, рассудительны и мудры, тогда и войн будет меньше. Создавая проект о Великой Отечественной Войне, мы старались, прочувствовать все тяготы войны, чтобы понять всю трагедию нашего народа, восхищались подвигами советских солдат и испытывали гордость за свой народ. Проектная деятельность – это интересный, но вместе с тем трудоёмкий процесс учебной деятельности. Работая над проектами мы встретились с некоторыми   трудностями: но мы с ними справлялись. Когда я вижу огонёк в глазах своих ребят, когда мой ученик без напоминания идёт в библиотеку и сам может определиться с выбором литературы, лишний раз убеждаюсь в том, что труды и время потрачено не напрасно.  Вся данная работа несёт большой эмоциональный заряд.

Таким образом, систематическая работа по нравственному воспитанию в процессе работы над литературным произведением позволяет повышать уровень нравственного воспитания младших школьников, воспитывать у них доброту, честность, чувство долга, ответственности; формировать чувство патриотизма; учить уважать людей.

Слайд 7

Сейчас мы готовимся к празднику День матери , которая тоже проводится с целью формирования нравственных качеств  и хочу всех присутствующих поздравить вас с этим праздником , пожелать вам крепкого здоровья и всех благ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом объединение учителей начальных классов Тема: «Технология формирования типа правильной читательской деятельности».

: Технология формирования типа правильной читательской деятельностиОбразовательные технологии в образовательной системе «Школа 2100»Технология проблемно - диалогического обученияТехнология ...

Выступление на методическом объединении в форме эссе.

Учительский поиск путей  поддержки уникальности ученика....

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов по теме: Компетентностно-деятельностный подход в реализации ФГОС

В выступлении раскрываются понятия "компетентность" и "компетенция", а так же показана  разница в формулировке заданий в  «знаниевом» и компетентностно-деятельностном подходе при обучении ма...

Выступление на методическом объединении

Психологические особенности детей младшего школьного возраста...

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов

Развитие навыков управления эмоциями и эмоциональными состояниями,а также адекватного поведения в стрессовых ситуациях....

«Обучение и воспитание успехом: методика обучения С. Н. Лысенковой»: выступление на методическом объединении учителей коррекционных школ Юго-Западной зоны Краснодарского края

Выступление на МО учителей начальной школы  в специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеоб...