Выступление на МО. Тема "Уроки нравственности".
материал

Моценко Галина Александровна

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx20.79 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на методическом объединении

от 25 марта 2015 года

Из  опыта работы учителя начальных классов

школы №504 ЮАО

Моценко  Галины  Александровны

по теме: «Уроки нравственности».

Нравственное воспитание является важнейшей стороной формирования и развития личности ребёнка и предполагает становление его отношений

- к родителям                                             - к коллективу

- к окружающим                                        - к обществу

- к Родине                                                    - к труду

- к своим близким                                     -  к самому себе  

  Нравственное формирование человека начинается с рождения. В дошкольном возрасте у детей формируются первоначальные нравственные чувства и представления, Элементарные навыки нравственного поведения. Перед учителем стоит задача проводить эту работу систематически и целенаправленно.

  Младший школьный возраст  характеризуется повышенной восприимчивостью внешних влияний, верой в истинность всего, чему учат, что говорят, в безусловность и необходимость нравственных норм. Он отличается бескомпромиссностью нравственных требований к другим ,непосредственностью в поведении. Эти особенности являются залогом обучаемости и воспитуемости  младших школьников.

   Нравственное воспитание младшего школьника происходит прежде всего в процессе обучения – главном виде деятельности в школе. Учение ребёнка только при поверхностном подходе может показаться делом сугубо индивидуальным. На самом деле – урок место разнообразных коллективных действий и переживаний, накопление опыта нравственных взаимоотношений. В воспитательном отношении все предметы ,которые изучаются в школе, одинаково важны.

 Но в образовательном отношении особая важность отводится урокам нравственности.

Уроки нравственности- новое направление в содержании школьного образования.

На уроках мы используем предоставленный нам  учебно – методический комплект, состоящий из:

- книга для чтения « Азбука нравственности»

- рабочей тетради

- методического пособия для учителя.

Основное содержание учебной работы по курсу « Азбука нравственности» сводится к направлению

«Нравственные правила и поведение».

Это направление предусматривает работу по следующим разделам:

1. Правила поведения в школе.

2. Как быть аккуратным.

3. Правила вежливости.

4.Как быть трудолюбивым.

5.Базовые моральные представления.

6.Общение с окружающими.

7.Школьный этикет.

8. Культура поведения.

 Процесс нравственного образования предполагает преемственность определённых общих положений, которые проходят единой нитью через все классы, все уроки и так или иначе раскрывают содержание этих уроков. Одновременно содержание не просто повторяется, но и обогащается новыми чертами, новым уровнем обобщений и связями с другими явлениями действительности.

Материал к урокам стараюсь подбирать с учётом его как позитивного так и негативного воздействия на сознание ребёнка. Но при этом никогда не отступать от народной традиции, что добро всегда побеждает зло.

Уже в первом классе основное внимание мы уделяем ознакомлению детей с правилами культуры поведения:

- на уроке                                            - в столовой

- на перемене                                     - в библиотеке

- в раздевалке                                     -  в общественном месте

Мы начинаем с правил вежливости, которую дети проявляют в ограниченном числе ситуаций, хорошо знакомым им, с форм проявления вежливости, которые так е ограничены( н-р «волшебные слова») с ряда действий ( встать при приветствии, ответе и пр.). Постепенно от отдельных правил поведения переходит к обобщённым положениям, включающим ряд правил объединяющих  их устойчивое  выполнение каждой личностью, в нравственных качествах, а позднее в группу взаимосвязанных качеств. Объединение качеств может быть связано с местом, обстоятельствами, в которых проявляются те или иные качества (содержание и форма поведения).Дети постепенно подводятся к мысли , что именно правила нравственного поведения определяют отношения с другими людьми. Если правила соблюдаются , то отношения между людьми складываются хорошие , доброжелательные, если же не соблюдаются, то отношения складываются неблагоприятно.

От класса к классу усиливается переход к самосознанию , самоизучению , самовоспитанию. Постепенно шаг за шагом создаётся основа для создания «образ –Я».

Выполнение правил является тем показателем, по которому можно судить о воспитанности детей.

При построении уроков нравственности надо учитывать психологические особенности младших школьников:

- эмоциональность

-преобладание наглядно – образного мышления

-конкретность

Поэтому часто уроки нравственности выходят за свои традиционные рамки и проводятся в самых разнообразных формах:

- этические беседы( основная форма рвботы)

-ролевые игры

- утренники

- работа в малых группах

-инсценировка

-конкурсы

- викторины и т.д.

Безусловно, главной формой работы на уроке является этическая беседа.

Коллективное обсуждение важных для детей вопросов, как бы объединяют их в общем мнении, совместном принятии и одобрении тех или иных норм. Беседы способствуют уточнению нравственных представлений, обогащению и оценке имеющихся у детей опыта, приобретению  знаний «впрок» для новых впечатлений, готовит их к действию, выбору поведения в новых условиях.

Очень интересно прошли беседы на уроках по темам:

- Друзья Мойдодыра.

- Что такое взаимопомощь.

- Что такое справедливость.

- Надо быть бескорыстным.

-  Добро и зло.

В конце урока ребята получают домашнее задание: нарисовать картину, прочитать книгу, выполнить любую творческую работу по желанию.

Если ребята, по началу, задания выполняли не все, то никаких порицаний они не получали, главное – мы обязательно отмечали тех, кто принёс работу. В результате работы, мы пришли к выводу, что нам необходим урок – отчёт по домашним работам. Такие уроки стали проводить один  раз в четверть. На них ребята выступали со своей творческой работой. В классе почти не осталось таких , кто не выполнял домашнее задание. И раз от разу работы и выступления детей становились всё интереснее и интереснее.

Расскажу о других формах работы, где дети могут применить свои полученные знания.

3класс.

Раздел: Культура поведения.

Тема: Слово лечит, слово ранит.

Цель: показать детям значение слова  в общении, отношениях людей, объяснив, что  слово может быть и поступком.

На занятии дети изготовили из цветной бумаги цветок « вежливости». На каждом лепестке написали «вежливые» слова. Затем класс разделился на 4 команды и каждая команда выбрала один из лепестков цветка. Перед ребятами стояла задача: подготовить миниинсценировку , в которой они спрячут своё «вежливое» слово , а другие команды должны это слово отгадать.

Сценки могут быть такими:

- ученик опоздал в класс, ему надо войти на урок

- ребята обедают в столовой, нужно поблагодарить повара

- ученик заболел, его пришёл навестить друг, ему надо подбодрить своего товарища. И т.д.

Раздел: Поведение в школе.

Тема: Общее дело – работа каждого.

Цель: для выполнения  общих дел нужна взаимопомощь.

В школе находится музей боевой славы. Наш класс получил задание восстановить альбом , отражающий героический путь 17 стрелковой дивизии.

Для выполнения этого задания :

1.Ребята распределили между собой всю работу.

2. Продумали её выполнение по времени.

3.Провели работу по сбору дополнительного материала.

4. Выполнили общее намеченное дело.

5. Подвели итоги.

Для выполнения этого задания , ребята неоднократно побывали в школьном музее, встретились с  ветеранами Великой Отечественной войны, активистами нашего музея.

Результат- восстановленный альбом.

4класс

Раздел: Школьный этикет.

Тема: Подарки к торжествам и праздникам.

Цель: отношение к подаркам, которые ты даришь и получаешь.

Научить дарить то , что может порадовать, как надо преподносить подарки.

На уроках технологии и ИЗО дети готовили подарки к «Дню защитника Отечества»- рисунки, открытки, аппликации.

На урок нравственности дети принесли свои поделки, мы с ними обсудили , почему папам будет гораздо приятнее получить подарок, который изготовлен своими руками, нежели куплен в магазине. Ребята разделились  на группы и разыграли сценки, как подарить подарок и ка его получить.

На этом же занятии прошла работа в группах по изготовлению подарка для Совета Ветеранов войны. Ребята выполнили работу – коллаж на военную тему.

Не менее интересна работа , где используется преемственность поколений.

И в заключении хочу сказать, что уроки нравственности необходимы в начальной школе.

                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете Основы нравственности у младших школьников

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе. Перемены в области просвещения , из...

Темаурока: Whatareyourfavoriteanimals? («Какиетвоилюбимыеживотные?»)

Дата:Класс: 4 «_» класс.Длительностьурока: 40 минутТемаурока: Whatareyourfavoriteanimals?  («Какиетвоилюбимыеживотные?»)Тип урока по структуре: изучение нового материала.Цель урока:тренировать на...

Выступление на МО "Духовно-нравственное воспитание младших школьников через преподавание курса ОРКСЭ"

В выступлении приводятся доказательства о том, что  введение курса «Основы религиозных культур и светской этики» – это принципиальный шаг воссоединения обучения и воспитания....

Выступление на методическом совете "Нравственное воспитание"

Содержание нравственного воспитаниямладших школьников Выступление на методическом совете. Учитель Карп Татьяна ВладимировнаМОУ «Волосовская НОШ» Нравственное воспитание является ...