Активные методы обучения в начальной школе
статья (1 класс)

Спивак Маргарита Георгиевна

Применение АМО на уроках в 1 классе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_amo_v_nachalnoy_shkole.docx17.82 КБ

Предварительный просмотр:

Активные методы обучения на уроках в начальной школе

Изменения, происходящие в мире, внедрение государственных стандартов второго поколения поставили перед учителем  новые цели: формирование универсальных учебных действий и мотивации к обучению. Согласно ФГОС процесс обучения необходимо выстраивать не только как систему усвоения знаний, умений и навыков, но и как процесс развития личности.

Следовательно, учитель должен не только понимать, чему и как учить, но и организовывать процесс таким образом, чтобы дети задавались вопросами «Чему мне нужно научиться?», «Как мне этому научиться?» То есть главной задачей каждого учителя становится не только дать ученикам определенный объем знаний, но и развить у них желание и умение учиться, не только все рассказать и показать, но и привить ученикам навыки практических действий, научить их мыслить.

Обучение становится  процессом «открытия» каждым школьником конкретного знания, в ходе которого из  пассивного слушателя ученик должен превратиться в самостоятельную, критически мыслящую личность.

Общекультурное, личностное и познавательное развитие ребенка – вот важнейшие задачи, стоящие перед учителем.

Решению этих задач   могут способствовать активные формы и методы обучения.

Активные методы обучения (АМО) – это методы, характеризующиеся высокой степенью включенности обучающихся в учебный процесс, активизирующие их познавательную и творческую деятельность при решении поставленных задач. Это методы, которые побуждают учащихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом.

Для решения конкретных задач того или иного этапа урока я применяю различные активные методы обучения.

Динамично и весело начать урок, установить контакт между учащимися и размяться перед выполнением более серьезных упражнений помогают такие методы как «Улыбнемся друг другу»,  «Поздоровайся локтями», «Поделись хорошим настроением», «Подари подарок другу», «Поздоровайся глазами».  Выполняя задания, дети улыбаются, касаются  друг друга, называют по именам, что способствует созданию хорошего настроения и доброжелательной атмосферы  в классе.

На этапе актуализации знаний я использую методы «Магазин», «Светофор».

Метод актуализации опорных знаний «Магазин» (использовался на уроке окружающего мира)

Цель: актуализировать знания учащихся по ранее изученной теме, подвести учащихся к изучению нового материала.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: предметные картинки с изображениями объектов живой и неживой природы.

Проведение: на доске картинки с изображениями объектов живой и неживой природы. Каждый ученик подходить к доске, произносит фразу: «Я «покупаю» солнце потому, что это объект неживой природы».  Или: «Я покупаю зайчика потому, что это объект живой природы».

Ученик, правильно определивший принадлежность объекта к живой или неживой природе, забирает картинку.

Оценка результата: после покупки всех картинок подводится итог (чей ряд купил больше картинок).

Метод закрепления изученного материала «Парный выход» (использовался на уроке математики)

Цель: закрепить знание состава числа 4-10.

Участники: все обучающиеся.

Необходимые материалы: мел.

Проведение. Учитель вызывает к доске ученика. Тот подбирает себе пару, а затем записывает два числа, сумма которых равна, например, 5. Его товарищ записывает рядом другие два числа, сумма которых тоже равна 5.

Оценка результата: оцениваются правильность выполнения задания, быстрота работы.

В целях  экономии времени  данную работу можно провести на местах (работа с соседом по парте) на листочках: например, по очереди записать все случаи состава числа 10, а затем проверить по образцу на доске.

Чтобы снять напряжение после выполнения трудного задания, для  восстановления сил и энергии на уроках использую активные методы «Физминутки»,  «Гимнастика мозга», «Четыре стихии».

На обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира использую метод «Творческая мастерская».

К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм.

Ребята делятся на группы, создают и презентуют групповой проект на заданную тему.

Главная цель такого урока - научиться дружно  работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов.

На уроке окружающего мира по теме «Какой бывает вода» ученики  разбились на группы. Каждая группа работала по своему вопросу: «Какая бывает вода?», «Как используют воду?», «Кому нужна вода?»

Ребята подобрали подходящие картинки, пословицы и поговорки, составили коллаж и защитили свою работу перед другими группами.

Для завершения урока или внеклассного мероприятия подходят  такие методы, как «Ромашка», «Мудрый совет».

«Ромашка».  Дети отрывают лепестки ромашки и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне каждого лепестка.

«Мудрый совет». Группа пишет в конце урока «совет» детям, которые еще не совсем поняли тему урока или не изучали тему (младшим). Совет анализируется группой-соседкой.

Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока, позволяют учителю выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет мне скорректировать урок на будущее.

На этапе рефлексии применяю   методы «Незаконченное предложение», «Солнышко и туча».

Активные методы обучения  развивают интерес к предмету и  мотивацию к обучению в целом,  способствуют проявлению  каждого ученика с наилучшей стороны, учат  учащихся самостоятельно добывать знания, позволяют активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений.

Однако, дети начальной школы имеют свои особенности, поэтому не могут совладать со своими эмоциями, в связи с этим на уроках создаётся вполне допустимый рабочий шум при обсуждении проблем.

Знакомить детей с АМО следует постепенно, воспитывая культуру сотрудничества и делового общения. Целесообразность использования того или иного метода на том или ином уроке или этапе урока учитель определяет самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии активных методов обучения в начальной школе

Как сделать так, чтобы наши ученики не из-под палки, а играя, самостоятельно могли открывать новые знания, оценивать свой труд и, в конечном итоге, показывать высокие результаты по предмету? В этом ва...

Активные методы обучения в начальной школе.

Жизнь стремительна и многообразна и каждый день наши дети сталкиваются с огромным количеством задач, которые необходимо не только решать, но и найти рациональное и  неординарное реше...

Применение активных методов обучения в начальной школе

Сообщение и презентация на тему "Активные методы обучения"...

Применение активных методов обучения в начальной школе.

В работе даётся определение АМО, систематизация по этапам урока,приводятся примеры проведения некоторых активных методов обучения....

Мастер-класс: "Применение активных методов обучения в начальной школе"

Цель мастер-класса: рассказать и показать как применять активные методы обучения на разных этапах уроков в начальных классах....

Формирование ключевых компетентностей через активные методы обучения в начальной школе как эффективное средство реализации ФГОС

Современная образовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключе...