Статья. «ФГОС начального общего образования. Изменение роли учителя»
статья

Черепанова Евгения Александровна

 С появлением ФГОС, в системе  образования поменялся подход к образовательной системе и деятельности учителя. Что же это такое, и каким образом изменились стандарты образования?

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ФГОС начального общего образования. Изменение роли учителя»

 С появлением ФГОС, в системе  образования поменялся подход к образовательной системе и деятельности учителя. Что же это такое, и каким образом изменились стандарты образования? «Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. К образовательным стандартам, принятым до 2009 года, применялось название «Государственные образовательные стандарты». До 2000 года, до принятия государственных стандартов по каждой ступени общего образования и специальности (направления подготовки) профессионального образования, в рамках общего государственного образовательного стандарта применялись государственные требования к минимуму содержания уровню подготовки выпускника по каждой ступени образования и специальности.»

Итак, стандарты образования выдвигались всегда, и был минимум, который должны усвоить дети, но в контексте нынешних Федеральных государственных образовательных стандартов, требования, предъявляемые к образовательной системе, поменялось. Раньше учитель должен был обучить ребенка предметным знаниям, умениям и навыкам, а теперь обязанность учителя в первую очередь научить ребёнка учится. Ребенок должен усвоить метапредметные универсальные учебные действия, которые он сможет применять на всех этапах обучения.

На учителе начальной школы лежит большая ответственность, т. к. он должен сформировать у ребенка положительную мотивацию к учебе, дать основу для последующего  освоения знаний ребёнком. Учитель начальной школы,  является  проводником ученика к следующим этапам обучения, и от того, как учитель сформирует, умение учиться, быть школьником у ребенка,  зависит  успешность  ученика  в  дальнейшем. Учитывая ФГОС в начальной школе недостаточно обучить ребенка только чтению, счёту и письму. Его необходимо обеспечить новыми умениями, которые позволят ему жить, творить, развиваться. Следовательно, учитель должен создать условия, которые будут вызывать интерес к учебе, сформировать у ребенка понятие о необходимости приобретения знаний. Большую роль в этом играет мотивация к обучению, которую формирует учитель. Сейчас достаточно много современных технологий, которые возможно использовать на уроке для максимального включения учащихся в процесс обучения. Появляется возможность мотивировать детей на самостоятельную работу и, позволяет достигнуть качественного усвоения учебного материала. А это, в свою очередь, приведёт каждого учителя к реализации главной цели- повышения качества образования ученика, и соответственно, будет способствовать реализации задач стандартов нового поколения.

Обучающиеся 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного яркого иллюстративного материала. Ненужно забывать и об игровых технологиях. Например, при повторении пройденного материала, отвечающим детям присваивается роль экскурсоводов, или дети могут исполнять роли звуков и букв и рассказывать о своих особенностях. Нельзя исключать и соревновательные моменты, например, решение цепочек примеров по рядам. Часто в группе я назначаю главного счетовода, который перепроверяет результаты ответов. Конечно, никому не хочется подводить свою команду и роль счетовода, тоже хотят получить почти все.  

Уже в начальной школе хорошо применяется технология критического мышления. Критическое мышление- необходимое условие свободы выбора и ответственность за

собственное решение. Технология используется в 3 этапа: вызов(мотивация), осмысление, размышление. В своём классе я использую такие приемы, как: синквейн (со 2 класса),«Корзина идей», метод контрольных вопросов, «Знаю, хочу знать, узнал», да-нет, чтение с остановками, взаимный опрос.

С появлением ФГОС на уроках учитель, подводит ребенка к тому, чтобы ученик самостоятельно ставил цель урока и объяснял, зачем нужно изучать данную тему, как раз технология критического мышления способствует этому. Ещё одно из новшеств в ФГОС- это объективная самооценка детей. В своем классе я использовала смайлики 3 видов. Дети в конце урока ставят себе смайлик либо на полях в тетрадях, либо в дневнике. В 1 классе самооценка часто бывает не объективной. С  3 класса на уроках математики стала использовать оценочную таблицу, в которой отражены этапы уроков. Оценивают себя дети по 3- бальной системе было тяжело, справился с помощью 1 балл, справился, но допустил ошибки 2 балла, справился самостоятельно и без ошибок. В конце урока можно подсчитать количество баллов и произвести оценку своей работы на уроке.

Изменились и формы организации деятельности учащихся. Работа детей в парах, в группах, что способствует развитию коммуникативных навыков. Если групповая работа в классе проводится регулярно, то можно повысить уровень слабых учеников за счет сильных, т. к. сильные дети, помогая более слабым, могут объяснить непонятый материал  другими детьми. В свою очередь  не останется незамеченным, незнание или непонимание материала более слабыми детьми т. к. оценивается групповая работа. Очень хороший приём, когда дети в группах рассказывают друг другу разные правила. Например, 1 вариант рассказывает признаки имени существительного, как части речи, второй признаки прилагательного, третий признаки глагола и т. п., а потом учитель просит рассказать классу, 2 вариант, о чем рассказал 1-ый вариант. Таким образом, дети не только закрепляют полученные знания, учатся слушать соседа, учатся формулировать свои мысли, а самое главное есть возможность каждому ребенку высказаться в своей группе.

На уроках учителя стали чаще использовать задания, которые направлены на логическое мышление, творчество и на умение применять знания в жизни.

Итак, в связи с вышесказанным, можно сделать вывод, что при организации урока учителю, прежде всего, необходимо помнить, что современный урок являются полем выращивания детской самостоятельности, инициативы и ответственности. Дети конструируют способы, средства, разные техники для решения собственных предметных задач и трудностей. В условиях современного урока учитель выполняет роль–тьютора, помощника, консультанта для ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования

Преемственность ФГОС начального общего образования и ФГОС основного общего образования предусматривается преемственность в достижении новых образовательных результатов, преемственность требовани...

О реализации ФГОС начального общего образования в 2011-12 учебном году и мероприятия по реализации федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в 2012-2013 учебном году

Одним из важнейших преобразований в системе начального образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подго...

Эссе «ФГОС начального общего образования. Изменение роли учителя»

В нашей жизни постоянно происходят изменения. Появление нового ФГОС очень важное изменение. Мое рассуждение на эту тему....

Внеурочная деятельность, её роль и место в учебно-воспитательном процессе в контексте ФГОС начального общего образования.

Внеурочная деятельность,её роль и место в учебно-воспитательном процессев контексте ФГОС начального общего образования....

Статья «Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оценочная деятельность учителя».

laquo;Современный урок в начальной школе в контексте требований ФГОС начального общего образования: структура, содержание, технологии, методы, приемы, организации учебной деятельности учащихся, оцено...