Статья «Совершенствование коммуникативных УУД «Математические представления и конструирование»
статья

Мурина Надежда Александровна

Данная статья раскрывает возможности обучения и закрепления математических знаний детей с ЗПР в игровой деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soversh_kommunikativnyh_uud.docx26.36 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение школа № 432

Колпинского района

Санкт-Петербурга

Доклад на МО по теме:

«Совершенствование коммуникативных УУД

 «Математические представления и конструирование»

                                                                                                                                                                                                                                 

Воспитатель

                                                                        Мурина Надежда Александровна                    

первой квалификационной категории

                                               

 

                                                           

Санкт – Петербург

2017 уч.

       В начальной школе, изучая разные предметы, ученик на уровне физических, психических возможностей своего возраста и здоровья должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.

      Отклонения в развитии ребенка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребенка с социумом, культурой как источником развития, поскольку взрослый носитель культуры не может, не знает, каким образом передать социальный опыт, который каждый нормально развивающийся ребенок приобретает без специально организованных условий обучения.

      Целью специального образования является введение в культуру ребенка, по разным причинам выпадающего из нее. Ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальные задачи, разделы содержания обучения, а также - методы, приемы и средства достижения тех образовательных задач, которые в условиях нормы достигаются традиционными способами.

       Специальный федеральный государственный образовательный стандарт является неотъемлемой частью стандартов общего образования. Базовые положения, положенные в основу разработки стандарта общего образования нормально развивающихся детей, сохраняют свое значение применительно к специальному стандарту, адресованному самой уязвимой части детского населения – детям с ОВЗ.  

       Содержание образования не сильно меняется, но, реализуя новый стандарт, каждый педагог должен задумываться, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

       Ответственность педагога начальных классов всегда была исключительной, но в условиях введения ФГОС НОО она существенно возрастает. Самое главное то, что образовательный стандарт нового поколения ставит перед педагогами новые цели. Теперь педагог должен научить ребёнка, не только читать, писать и считать, но и привить две группы новых умений.  

Во-первых, это УУД, составляющие основу умения учиться.

Во-вторых, формировать у детей мотивацию к обучению. 

       Теперь необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных, семейных и других ценностей.

     В Федеральном государственном стандарте общего образования прописано, что школа должна научить детей универсальным учебным действиям (УУД). Эти действия можно сгруппировать в четыре категории:

 личностные

 регулятивные

 познавательные

 коммуникативные

                                    Коммуникативные УУД обеспечивают

-социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог;

- участвовать в коллективном обсуждении проблем;

 -интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

                         

  Видами коммуникативных действий являются:

-   планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

·-  постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

·-  разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;

-   управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

-   умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

     Развивая коммуникативные УУД на уроках и во внеурочной деятельности, мы социализируем детей, а социализация детей с ОВЗ является целью специального образования и должна проходить через преподавание каждого предмета, в том числе и математики.  

     Математика (в плане восприятия, понимания и усвоения) для детей с умственной отсталостью является наиболее трудным учебным предметом, требующим от них постоянной, кропотливой и значительной по объему работы, весьма специфичной и разнообразной. Она является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач.

     Математика как учебный предмет помогает у учащихся школы VIII вида корригировать интеллектуальную деятельность и эмоционально-волевую сферу.

     Установлено, что к школьному возрасту дети с ЗПР не достигают необходимого развития общения: им не хватает знаний и умений в сфере межличностных отношений, у них не сформированы необходимые представления об индивидуальных особенностях людей, страдает произвольная регуляция эмоциональной сферы.

        В своих клинико-психологических исследованиях М. С. Певзнер сделала вывод, что при различных вариантах ЗПР у детей инфантилизм является ведущей особенностью, поэтому по своему поведению такой ребёнок остаётся дошкольником, достигая школьного возраста.

      «Дошкольный ребенок - человек играющий, поэтому в ФГОС закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка через ворота детской игры», - сказал академик А.Асмолов

        Игра – это одно из ведущих средств всестороннего воспитания и развития личности ребенка.

        Значение игры на уроках и во внеурочной деятельности трудно переоценить. Здесь развивается кругозор ребенка, сообразительность. Игра дает возможность переключиться с одного вида деятельности на другой и тем самым снимать усталость, утомляемость. Игры своим содержанием, формой организации, правилами и результативностью способствуют формированию умений анализировать, сравнивать, сопоставлять. Это влияет на развитие внимания, наблюдательности, памяти, пространственных представлений, воображения, а также формирует и развивает коммуникативные навыки.

        Широкие возможности для закрепления математических знаний дает использование различных видов игр, особенно для младшего школьного возраста, для которого характерны яркость и непосредственность восприятия, лёгкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно игровую: игра для них – учёба, игра для них – труд, игра для них – серьёзная форма воспитания.

Ежедневное включение в педагогический процесс игр на закрепление элементарных математических знаний и развитие коммуникативных навыков предполагает следующие формы: игры- инсценировки, игры-забавы, игры - соревнования, дидактические, творческие, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-драматизации, игры-имитации, игры-хороводы, беседы, в процессе которых дети учатся сотрудничать, активно слушать, перерабатывать информацию и правильно говорить. Игры с правилами – дидактические, настольные, подвижные способствуют умению договариваться. Соревновательные игры дают возможность общаться друг с другом, доверять товарищу, сопереживать, помогают ребёнку выразить собственное «Я» через сравнение с другими, проявить свою индивидуальность, позволяют увидеть в сверстнике равноценную личность. Психологические и методические исследования (Л. Б. Баряева, М.Н. Перова, Е. А. Стреблева, Е. А Екжанова и д р. доказали что, особенно дидактические игры, помогут пробудить интерес к математическому материалу и преодолеть трудности в его усвоении.

      Во время игровой деятельности дети развиваются и взаимодействуют с окружающим миром, со сверстниками и взрослыми, развивается их речь: увеличивается объем словаря, развивается грамматический строй речи, умение слушать и думать, выражать свои потребности и чувства с помощью вербальных и невербальных средств общения, движений, жестов, мимики. Весь комплекс игр помогает в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ, формирует у детей знания и умения доброжелательного общения, воспитывает культуру общения (хорошие манеры), помогает сформировать у детей коммуникативные навыки, умение распознавать эмоции других людей и владеть своими чувствами, сопереживать – радоваться чужим радостям и огорчаться из-за чужих огорчений. Они приобретают навыки, умения и опыт, необходимый для адекватного поведения в обществе, способность оценить других, понять и выразить себя через общение, умение регулировать своё поведение в соответствии с нормами и правилами.  

Основные принципы игр, это совмещение элементов игры и учения, переход от игр - забав через игры - задачи к учебно – познавательной деятельности. Постепенное усложнение обучающих задач и условий игры. Повышение умственной активности ребенка, формирование вербального и невербального общения в игровой деятельности.

Цель игры, два аспекта цели:

 1. Познавательный - обучение способам действия с предметами.

 2. Воспитательный - обучение способам сотрудничества, формам общения и отношениям с другими людьми.

       Внимательное, заботливое отношение педагога к детям и регулярное использование разнообразных игр, дает положительные результаты и составляет основу правильного воспитания и полноценного развития детей. Повышает социальную активность детей, происходит систематическое развитие коммуникативных навыков. Дети становятся более инициативными, любознательными, более внимательными и доброжелательными друг к другу. У детей развивается уверенность в своих силах. Полученные навыки дети смогут применять в повседневной жизни, что будет способствовать их дальнейшей успешной социализации.

       Каждый ребенок развивается в своем темпе, задача педагога – бережно относится к этому процессу, создавать условия для естественного индивидуального личностного роста. Очень важно уважать его неповторимость, ставить для ребенка реальные цели.

       При подборе дидактических материалов, игр, пособий, детской литературы учитывать особенности разноуровнего развития детей и помогать осуществить необходимую коррекцию для позитивного продвижения каждого ребенка. Для этого необходимо помнить несколько простых правил:

1. Во время игры, взрослый должен верить в игру так, как верит в неё ребенок, принимать детей такими, какие они есть, выслушивать любой ответ ребенка, предложение, решение, способствовать импровизации.

2. Для детей педагог является образцом в речи, поскольку дети учатся речевому общению, подражая, слушая, наблюдая за вами.

 3. Ребенок постоянно изучает то, что он наблюдает, и понимает гораздо больше, чем может сказать.

4. Речь детей успешнее всего развивается в атмосфере спокойствия, безопасности и любви, когда взрослые слушают его, общаются с ним, разговаривают, направляют внимание.

 5. Педагогу принадлежит исключительно активная роль в обучении детей, умению думать и говорить, но не менее активная роль в интеллектуальном, эмоциональном, речевом и коммуникативном развитии присуща самому ребенку.

6. Нужно обеспечить детям широкие возможности для использования всех пяти органов чувств: видеть, слышать, трогать руками, пробовать на вкус, чувствовать различные элементы окружающего мира.

7. У каждого ребенка свой темперамент, свои потребности, интересы, симпатии и антипатии.

    Установлено, что личностные и деловые отношения складываются между детьми с нарушением интеллекта трудно и медленно. Для них характерны неадекватность реакций и неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Умственно отсталым школьникам сложно понять интересы партнера по общению и соотнести свои личные интересы с общими интересами коллектива.

    Общение возникает ранее других процессов и востребовано во всех видах деятельности.

Это – важнейший фактор развития ребенка с нарушением интеллекта и освоения основных видов деятельности, основанный на оценке самого себя через других людей.

Процесс общения человека позволяет понимать себя и других, оценивать их чувства и действия, что приводит к возможности интеграции и социализации в обществе.

Оно оказывает влияние на психическое развитие ребенка, формирует личность в целом.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя:

• желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»);

• знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими;

• умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.

      В связи с вышесказанным становится ясно, насколько важно ребенку с нарушением интеллекта научиться общению для успешной адаптации и социализации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока Математические представления и конструирование 3 «Д» класс

Государственное бюджетное специальное(коррекционное)образовательное учреждение для обучающихся, воспитанниковс ограниченными возможностями здоровьяспециальная (коррекционная) общеобразовательная школа...

Конспект урока по предмету "Математические представления и конструирование"

Материал урока предназначен для ознакомления учащихся специальной коррекционной школы VIII вида (классов ОР) с видами часов и направлен на развитие временных и количественных представлений, а также ко...

Методическая разработка интегрированного урока по предмету "Математические представления и конструирование". Тема: "Представления о величине: большой, маленький, средний"

Материал будет интересен специалистам, работающим с детьми с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и множественными нарушениями развития....

Методическая разработка конкурса «Математический Петербург» по предметам «Математические представления и конструирование», «Наш город» для обучающихся с умеренной умственной отсталостью

Разрабатывая этот Конкурс, мы преследовали цель: создание условий для обучающихся с умеренной умственной отсталостью возможности показать достижения в освоении учебных предметов «Математические предст...

Урок-занятие по предмету: математические представления и конструирование. Тема:"Формирование представлений о геометрической форме".

Тип урока: Комбинированный урокФорма урока: урок-занятие  Цели: Обучающая цель: Формировать представления о квадрате, круге, треугольнике и умение отличать друг от друга эти геометрические фигуры...

Статья «Практические упражнения на уроке «Математические представления и конструирование» как средство коррекции познавательной деятельности школьников с ОВЗ»

В статье говорится о роли математики в развитии познавательных способностей, мыслительной деятельности и др. процессах умственного развития детей с ОВЗ. Даны рекомендации по практическим упражнениям н...

Конспект урока по предмету: Математические представления и конструирование на тему: «Представления о форме (круг, шар)».

Конспект урока по предмету: Математические представления и конструирование для   обучающихся по АООП НОО для учащихся с ТМНР (вариант 6.4)  Тема: «Представления о форме (круг, шар...