Главные вкладки

    Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы.
    консультация (1 класс)

    Киреева Надежда Михайловна

    Данный материал предназначен для консультаций педагогов, в классах которых обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение гимназия № 6 г. Сочи

    Консультация для педагогов

    «Игры и упражнения на развитие пространственных представлений у учащихся начальных классов с ограниченными возможностями здоровья в условиях массовой школы»

    Подготовила: педагог-дефектолог

    МОБУ гимназии № 6

    Н.М. Киреева

    г. Сочи,2019 г.

    Сформированность пространственных и временных представлений у учащихся начальных классов очень важно для успешного обучения. При недостаточной сформированности пространственных и временных представлений у школьников наблюдаются многочисленные ошибки, трудности в ходе учебной деятельности: учащиеся не могут правильно расположить учебные принадлежности на парте, выполнить указания учителя, связанные с направлением движения (вперед, назад, налево, направо и др.). Учащиеся с недоразвитием пространственного анализа и синтеза затрудняются при чтении вследствие ограниченности различимого пространства, а также сложности различения оптически сходных букв. В письме наблюдается неумение ориентироваться в тетради, дети допускают зеркальные ошибки (с - з, с – э), в математике – ошибочное написание цифр (9 вместо 6, 5 вместо 2), трудности усвоения понятий метра, сантиметра. Для изобразительной деятельности младших школьников характерны глазомерные ошибки, неумение расположить рисунок на пространстве листа.

    У нормально развивающихся детей младшего школьного возраста одновременно с ростом общей суммы знаний усваиваются и пространственные признаки и отношения между предметами. Это происходит в ходе овладения математическими, лингвистическими, трудовыми, изобразительными навыками. В результате у младших школьников появляются логические знания о пространстве. Большую роль в этом процессе играет терминология, обозначающая общие признаки и пространственные отношения.

    Показателями, характеризующими ступени развития пространственных представлений у детей в начальной школе, являются:

    1) дифференцировка пространственных признаков и отношений;

    2) использования словесного обозначения детьми пространственных признаков и отношений;

    3) взаимосвязь пространственных, количественных и иногда временных представлений;

    4) включение пространственных представлений в мыслительную деятельность учащихся.

    1 ступень – развитие различения и узнавания пространственных признаков, оперирование пространственными представлениями только в наглядной ситуации и в предметном действии;

    2 ступень – развитие способности воспроизводить в представлениях известные им пространственные соотношения, связывать пространственные и количественные представления, а также использовать разнообразные термины, обозначающие пространственные отношения. На этой ступени происходит накопление детьми различных видов пространственных представлений и установление связей между ними. Расширяется словарь. Слово приобретает сигнальное значение и вызывает у учащихся соответствующее представление.

    3 ступень – переход учащихся к элементам пространственной комбинаторики, конструирования в представлении. Самостоятельное словесное описание признаков и отношений с опорой на некоторые элементы пространственных понятий. На этой ступени происходит синтез пространственных представлений с их количественными и иногда с временными отношениями. Дети используют пространственные представления как опору в мыслительной деятельности.

    Как правило, нормально развивающиеся дети, достигают 3-й ступени развития пространственных представлений к 3-4-му классу. У детей с ОВЗ вследствие слабости интегрирующей деятельности мозга затруднено полноценное развитие пространственных представлений, практической и мысленной пространственной ориентировки.

    Трудности формирования пространственных представлений у детей с ОВЗ связаны с дефектами восприятия, бедностью наглядных и слуховых представлений, речевым недоразвитием, ограниченным опытом игровой деятельности. «Отставание в формировании статических (сидение, стояние) и моторных (ползание, хождение, бегание, лазание, прыгание) способов изменения своего положения в пространстве, произвольного перемещения детей с ОВЗ не обеспечивает своевременно необходимых условий активно-двигательного познания ближайшего окружения со всеми его предметами и их пространственными отношениями».

    Значительные трудности в освоении пространства и времени, формировании пространственных и временных представлений относятся к характерным проявлениям интеллектуального недоразвития. Недостаточное развитие пространственных и временных представлений приводит к существенным затруднениям при решении различных задач в процессе обучения, трудовой подготовки, самообслуживания, что снижает эффективность коррекционно- развивающего обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Исходя из вышеизложенного, важность формирования пространственных и временных представлений у учащихся с нарушениями в развитии не вызывает сомнений. Однако в ходе текущей учебной деятельности, как показывает практика, пространственные представления данной категории учащихся формируются крайне медленно. Учащиеся путают правую и левую стороны, недостаточно ориентируются в планах- схемах местности, в географической карте. Поэтому необходимы специальные занятия по коррекции и развитию пространственных и временных представлений.

    При организации работы по формированию пространственных представлений, используются направления, предложенные Н. Я. Семаго и М. М. Семаго:

     – обучение ориентировке в схеме собственного тела;50os5a52qykfzzc39

    – обучение ориентировке в окружающем пространстве; 

    – обучение восприятию пространственных отношений между предметами;

    – обучение определению квазипространственных представлений.          

    Исходным в развитии пространственных ориентировок является осознание детьми схемы собственного тела.

    Ориентировка в горизонтальных направлениях («сзади – спереди», «вперед – назад») страдает больше, чем в вертикальных («вверху – внизу», «сверху – снизу», «над – под»). Наиболее яркой отличительной особенностью детей с ОВЗ является неспособность овладеть понятиями «слева – справа», «левый – правый». 50os5a52qykfzzc39

    Работа по формированию пространственных представлений начинается с дифференциации понятий «вверх – вниз», «спереди – сзади».50os5a52qykfzzc39

    • Задания и упражнения по обучению ориентировке в схеме собственного тела:
    • Упражнение с мячом (гимнастической палкой). Дети по команде педагога поднимают мяч вверх, затем опускают вниз.
    • Игра «Вверху – внизу». Педагог предлагает детям поднять голову вверх и назвать, что они видят вверху (потолок, люстру, небо, солнце), затем опустить голову вниз и назвать, что они видят внизу (пол, ковер, землю, траву).
    • Игра «Кто впереди, кто сзади». Детям, стоящим в колонне, педагог поочередно предлагает назвать имена товарищей, стоящих впереди, затем товарищей, стоящих сзади.
    • Упражнение «Ходьба и прыжки». Детям предлагается идти или прыгнуть, по команде педагога:

    – с поворотом на 90 и 180° в обе стороны;

    – через предмет («вправо – влево», «вперёд – назад»), лежащий на полу (малый мяч, гимнастическая палка, стул), стоя к нему лицом, боком, спиной;

    – с поворотом на 180° на двух ногах через гимнастическую палку: с продвижением на разные расстояния от какого-то ориентира, линии; с продвижением вперед, но с промежуточным движением (один прыжок вперед – через линию, другой – параллельно линии и т. д.).

    • Упражнение «Выше – ниже». Стоя перед зеркалом, дети и педагог вместе анализируют расположение отдельных частей тела по отношению друг к другу с точки зрения вертикальной оси. Находят, показывают и называют то, что «выше всего» (голова, макушка); что «ниже всего» (ноги, стопы); «выше,  чем ... »; «ниже, чем ...». Затем дети повторяют всё это без зеркала и наконец, с закрытыми глазами.

    Аналогично отрабатывается взаимное расположение отдельных частей лица (лоб, глаза, нос, уши, рот, щеки) и других частей тела (рук – плечо, локоть, предплечье, запястье, ладонь, пальцы; собственно, тела – шея, плечи, грудь, спина, живот; ног – бедро, колено, голень, стопа) относительно друг друга.

    • Упражнение «Дальше – ближе». детям предлагается назвать у себя (относительно, например, головы) части тела, расположенные «ближе, чем ...», «дальше, чем ...», «ближе, чем .., но дальше, чем ...».
    • Упражнение «Путаница». Педагог намеренно показывает не те движения или части тела, которые называет. Дети исправляют ошибки взрослого. Затем инструктором и исполнителем упражнения становится сам ребёнок; он показывает упражнения другим (взрослому, ребёнку) и контролирует их выполнение.

    Далее отрабатывается дифференциация правых и левых частей тела.

    • Упражнение «Покажи». Дети показывают левой рукой правое ухо, правой рукой – левую ногу и т. д.5v0u5nt52cwkjp3t9
    • Упражнение «Право – лево». Дети вытягивают в сторону правую руку, перечисляют предметы, расположенные справа. Вытягивают в сторону левую руку, перечисляют предметы, расположенные слева.
    • Упражнение «Повтори, не ошибись». По заданию педагога, дети поворачиваются налево, делают несколько шагов в этом направлении. Затем поворачиваются направо и делают несколько шагов.

    Научив детей ориентироваться на себе, указывать направления вперед, назад и т. д., мы переходим к упражнениям в определении расположения предметов по отношению к себе (впереди, перед, за, сзади, слева, справа, вверху, внизу).

    Затем детей учат выполнять ориентировку в пространстве относительно своего тела.

    Упражнение «Назови правильно». Стоя в шеренге, дети называют товарища, стоящего справа, и товарища, стоящего слева. Стоя в колонне, называют стоящего впереди, стоящего сзади.

    Упражнение «Скажи правильно». Дети по заданию педагога кладут ручку справа от тетради; затем кладут карандаш слева от книги. Далее они говорят, где находятся ручка по отношению к книге и карандаш по отношению к тетради – слева или справа. Также проводится определение пространственного расположения трёх предметов: дети кладут книгу перед собой, слева от нее помещают карандаш, справа – ручку.

    Игра «Движения в одном направлении». Детям предлагается вытянуть руку вправо, отставить ногу вправо, повернуть голову вправо, наклонить голову к правому плечу, сделать три наклона вправо, присесть на правое колено      и т. д. Так же отрабатываются другие направления – слева, сверху, снизу, спереди и сзади. 

    Игра «Что находится справа от меня?». Детей просят, не поворачиваясь, перечислить то, что находится справа от него. После этого повернуться направо и снова перечислить то, что теперь находится справа. Затем ребёнка просят повернуться на 90º и спрашивают: «Что теперь справа от тебя?». Аналогично отрабатываются направления слева, спереди и сзади.

    Игра «Повернись направо, повернись налево». Для этой игры используется большой мяч. Водящий стоит в центре, с четырёх сторон – игроки. Игроки командуют водящему: «Направо!» Тот кидает мяч направо и только после этого поворачивается в ту же сторону. Игрок с мячом снова командует («Направо!», «Налево!», «Вперед!», «Назад!»).

    Игра «Робот». Дети изображают роботов, точно и правильно выполняя команды педагога: «Один шаг вперёд, два шага направо, прыжок вверх, три шага налево, вниз (присесть) и т. д.». Затем дети играют в непослушного робота, который выполняет все команды наоборот: идёт не вперёд, а назад; вместо того чтобы подпрыгнуть вверх, приседает; поворачивается не направо, а налево. После того как ребёнок выполнит задания, не ошибаясь, в соответствии с условием, программа усложняется: «Шаг налево правой ногой; два шага вперед, начиная с левой ноги (и т. д.)».

    Особенно трудным для детей является определение правых и левых частей тела у человека, сидящего или стоящего напротив, потому что в этом случае детям нужно мысленно представить себя в другом пространственном отношении. Необходимо убедить детей на практике, что у человека, стоящего напротив, «всё наоборот»: «Где у тебя левая сторона, у человека, стоящего напротив – будет правая, а где у тебя правая сторона, то у стоящего напротив – будет левая».5euz0a5yy5vvy2p39

    Для лучшего усвоения предлагаются следующие задания.

    Игра «Назови часть тела». Дети стоят лицом друг к другу. Один из двоих молча, показывает на себе отдельные части тела, а другой называет: «Это твоё правое колено, это твой левый глаз и т. д.».

    Игра «Весёлые картинки». Дети определяют на картинках, какой рукой действует герой; с какой стороны относительно других находится каждый персонаж, в какой руке и что он держит и т. п. Эту работу рекомендуется проводить длительное время одновременно с любой другой работой по картинкам.

    Упражнение «Правильное зеркало». Стоя или сидя с детьми, друг напротив друга, отрабатывается схема «зеркало» на движениях сначала одной рукой, потом другой, затем двумя вместе. Так, если педагог переносит свою правую руку вправо, то ребёнок свою левую – влево. Движения вверх, вниз, к себе и от себя были идентичными.

    Следующим этапом формирования пространственных представлений являлся переход к двигательным диктантам и графическим схемам. Для этого используются следующие задания и упражнения:

    Упражнение «Двигательный диктант» (по шагам). Например: «Один шаг вперёд, два шага направо». «Повернуться на 180°, один шаг назад» и т. д.

    Упражнение «Составь план». Педагог диктует траекторию, по которой нужно будет найти предмет в классе. Далее осуществляется совместное, а затем самостоятельное составление плана группы.

    Упражнение «Поставь фигуру в угол». Детям предлагается поместить в группе или нарисовать определённые фигуры в правом нижнем углу, левом верхнем углу и т. д. Определить, какие углы ещё не заполнены. Он сам заполнял их с комментарием: «Нарисую месяц в правом верхнем углу» и т. д.

    На следующем этапе проводится работа в тетради в клеточку «Графические диктанты» (для всех заданий исходные точки в начале освоения заранее отмечаются взрослым). Для этого необходимо предварительно научить ребёнка отступать одну клеточку от края тетради и от предыдущей работы; пропускать нужное количество клеточек по указанию взрослого.

    Упражнение «Расставь знаки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. Поставь знак «+» от первой точки снизу, от второй – сверху, от третьей – справа, от четвертой – слева». Аналогично – с двумя разными знаками.

    Упражнение «Стрелки». Инструкция: «Обозначь на строке четыре точки. От первой проведи стрелку в направлении вниз, от второй – вправо, от третьей – влево, от четвертой – вверх». Проверка: от какой точки стрелка смотрит вправо?

    Упражнение «Соедини точки». Инструкция: «На двух строчках отметь по 8 точек так, чтобы можно было сгруппировать их в квадраты; обведи пальцем каждый из них».

    В первом квадрате необходимо выделить карандашом первую верхнюю точку, потом – первую нижнюю точку, после чего соединить их стрелкой в направлении сверху вниз. Выделить вторую нижнюю точку и соединить её стрелкой со второй верхней точкой в направлении снизу-вверх.

    Во втором квадрате выделить первую верхнюю точку, затем – вторую верхнюю точку и соединить их стрелкой в направлении слева направо. Нижние точки соединить стрелкой в направлении справа налево.

    В третьем квадрате выделить первую верхнюю точку и вторую нижнюю, соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и сверху вниз (в правый нижний угол).

    В четвертом квадрате выделить первую нижнюю точку и вторую верхнюю. Соединить их стрелкой, направленной одновременно слева направо и снизу-вверх (в правый верхний угол).

    Далее детям необходимо прочитать направления стрелок во всех выполненных заданиях.

    Упражнение «Графические диктанты». Детям предлагается следующая инструкция: «Начиная с третьей клетки, одну клетку вправо, две – вниз, одну – влево» и т. д. Фигуры для диктантов, вначале даются простые, затем постепенно усложняются.

    Графические диктанты рекомендуется выполнять следующим образом. Сначала дети выполняют инструкцию правой рукой, а затем – левой рукой. Далее дети рисуют в направлении, противоположном тому, которое называл взрослый (например, не направо вверх, а налево вниз). Этот прием может быть предложен как игра «Непослушный ученик». После того как освоено выполнение графических диктантов одной рукой, переходят к их двуручному написанию: сначала обе руки двигаются по инструкции, затем обе руки – в сторону, противоположную той, которая указана в инструкции; после этого правая       рука – по инструкции, а левая – в противоположную сторону и наоборот. По команде взрослого дети рисуют часть направлений в соответствии с инструкцией, а другую часть – в противоположном направлении, затем – снова в заданном направлении и т. д.

    Обязательно необходимо предложить детям самим продиктовать графический диктант другим детям, а потом проверить работу.

    Неотъемлемой частью формирования пространственных представлений являются упражнения, выполняя которые дети могут творчески манипулировать разнообразными объектами. Ими могут быть предметы, конструкторы, кубики, «лего», пазлы, разрезные картинки, мозаики и т. п. Так, в частности, ребёнку важно при усвоении букв и цифр самому «сваять» их из пластилина или проволоки.

    Предлагаются упражнения: «Я – конструктор» и «Орнамент».

    «Я – конструктор». Детям предлагается из спичек, счетных палочек или мозаики сконструировать какое-либо предметное изображение или выложить печатную букву.

    «Орнамент». Сначала педагог должен разрезать квадраты, расположенные слева (рис. 2), сначала на 4, а потом – в более сложном варианте – лишь на 2 (по горизонтали или вертикали) части. Затем детям предлагается сложить из полученных частей придуманные педагогом орнаменты; сначала – более простые, а затем – аналогичные тем, что представлены на рисунке 2    справа.

    Рисунок 2  Простые и сложные орнаменты.

    Далее предлагаются детям задания на формирование процессов копирования. На первом этапе формирования процессов копирования целесообразно осуществлять его с помощью кальки или копировальной бумаги и только затем переходить к обычному срисовыванию. Помимо прочего, этот прием формирует «память руки» и необычайно эффективен при усвоении букв и цифр.

    Упражнение «Копирование фигур». Детям предлагается копирование различных простых фигур. Копирование сложных фигур и изображений  (рис. 3).

    Сначала фигура анализируется совместно с педагогом: она разбивается на части, обсуждается удобная последовательность её воспроизведения. Далее ребёнку предлагается самостоятельно проанализировать изображение и выработать стратегию копирования. 

    Далее дети копируют фигуры с поворотом на 90° и 180°. Инструкция для фигуры с поворотом на 90°: «нарисуй эту фигуру лежащей на левом (или правом) боку». На 180° – «нарисуй эту фигуру «вверх ногами», но так, чтобы все части фигуры остались на своих местах». Для проверки необходимо сравнить и наложить друг на друга образец и рисунок ребёнка.

    Рисунок 3 – Изображения сложных фигур для копирования.

    На последнем этапе предлагаются задания и упражнения на формирование «квазипространственных» (логико-грамматических) речевых конструкций.

    Формирование «квазипространственных» представлений начинается с введения в работу предлогов посредством сопоставления их с отработанными выше пространственными представлениями. Например, ребёнку предлагается выполнить следующее: «Встать или присесть «перед», «за», «слева», «справа», «на», «под» предмет». «Поставить или положить предмет «перед», «за», «слева», «справа», «над», «под» собой» и т. п. Постепенно через вербальное обозначение соответствующих пространственных представлений осуществляется переход от понятий «выше», «ниже» к понятиям «над», «под» и т. д.

    Упражнение «Положи ручку». Ребёнку дают два разных предмета, например, ручку и пенал. Инструкция: «Положи ручку в, (на, под, над, перед, за, слева, справа от) пенала».

    Упражнение «Где лежит карандаш?» Педагог кладёт карандаш на тетрадь и предлагал ребёнку определить его положение относительно тетради («Карандаш лежал на тетради, а тетрадь ..., а стол ...»). Далее карандаш перекладывается «под», «в», «слева» от тетради, поднимается «над», прячется «за» или помещается «перед» тетрадью. Каждый раз ребёнка просят составить предложение про тетрадь и карандаш, обращая его внимание на то, что в предложении меняется предлог. Затем эти предметы меняются местами («Тетрадь лежала под карандашом»).

    Упражнение «Нарисуй предлог». Детям предлагается с помощью педагога нарисовать (не написать) предлоги любым удобным для него способом (рис. 4).

    Рисунок 4 – Образец предлогов.

    Упражнение «Зашифрованное послание». Ребёнок читал послание, содержание которого ясно из рисунка 5.

    Рисунок 5 – Образец составления предложений по предметным картинкам и нарисованным предлогам.

    Упражнение «Теремок». Инструкция: «Стоит в поле теремок в четыре этажа: бабочка живёт над волком, улитка – под волком, а выше всех – лев». Ребёнка просят расселить жильцов, потом он сам даёт задание другим детям и контролирует правильность выполнения.

    Упражнение «Новоселье». Освоив предыдущее упражнение, дети по представлению решают такие задачи:

    «В теремке поселились: лягушка – под мышкой, зайчик – над лисичкой, а мышка – под лисичкой. Кто на каком этаже живет?».

    «Построили новый четырехэтажный дом. На каждом этаже должна жить одна семья: Борисовы – под Карповыми, Ивановы – над Черновыми, а Кар-повы – под Черновыми. Помоги новоселам найти свои квартиры».

    Далее необходимо переходить к более сложным предлогам, обозначающим движение в определенном направлении.

    Игра «Схема движения». Берётся маленькая машинка и книга. Ребёнка просят сделать так, чтобы машинка заехала «на» книгу, съехала «с» неё, заехала «под» неё, выехала «из-под» неё, подъехала «к» ней, отъехала «от» неё, заехала «за» неё, выехала «из-за» неё.

    Потом педагог сам выполняет те же действия и попросит ребёнка составить предложения для каждого случая. Затем ребёнку необходимо зарисовать предлоги (рис. 6), предварительно показать соответствующее действие с помощью машинки.

    Рисунок 6 – Образец предлогов.

    На следующем этапе дети овладевают ориентацией в линейной последовательности сначала предметного, а затем числового ряда в направлении слева направо. По аналогии предлагаются им задачки, связанные с усвоением алфавита.

    Упражнение «Разложим по порядку». Детей просят разложить предметный ряд в направлении слева направо, проговаривая при этом, например: «первым идёт ананас, вторым – яблоко, третьей – клубника (до десяти изображений)». Затем стрелкой слева направо обозначается направление, в котором раскладывались фрукты и овощи. Далее определяется то, что было нарисовано «до» какого-либо из изображений и «после» него. Исходная длина ряда выбирается в соответствии с актуальными возможностями ребёнка.

    Упражнение «Пронумеруем ряд». Детям предлагается пронумеровать ряд, составленный в предыдущем упражнении. Вместе с ребёнком находят число «перед» указанным (предшествующее) и число «после», «за» указанным (последующее). При этом акцент делается на то, что, определяло число, стоящее «за» и «перед» какими-либо, мы двигались соответственно по ходу стрелки (слева направо) и против нее (справа налево). Точно так же отрабатывается понимание того, что число «перед» находится слева от эталона в числовом ряду, а число «после» – справа.

    Упражнение «Соседи нашего числа». Педагог вместе с детьми называет «соседей» любого числа. Они устанавливают, что число справа больше заданного, а число слева меньше. Затем взрослый называет число, а ребенок показывает числа, стоящие слева (справа), и называет их. Делается вывод о величине этих чисел.

    Упражнение «Верни число на место». Даётся числовой ряд, в котором пропущено какое-либо число. Образец ответа: «пропущено число семь. Оно больше шести на одну единицу, а значит, стоит справа от него». Или: «число семь на единицу меньше восьми, значит, стоит слева от него».

    Формирование «квазипространственных» представлений невозможно без усвоения сравнительных словесных конструкций. Для этого используются следующие дидактические игры:

    Игра «Синонимы и антонимы». На наглядном материале и в игре с мячом закрепляются такие пространственные понятия, как «высокий – длинный», «большой – огромный», «близкий – далекий», «маленький – крохотный», «высокий – низкий», «широкий – узкий», «тонкий – толстый», «рядом – далеко – близко», «впереди – сзади» и т. п.

    Игра «Закончи предложение, ответь на вопросы». Детям предлагается закончить предложения типа: «Перед тем как прийти домой ,...». «Дети стояли по росту в ряду. Последним стоял самый высокий. Первым стоял ...».

    Дети отвечают на вопросы типа: «Что выше, человек или дом?», «Что длится меньше, чем год, но больше, чем неделя?». «Когда день длиннее, зимой или летом?».

    Игра «Что было раньше?». Дети определяют, какое событие произошло раньше, какое позже: «После того как подул ветер, форточка распахнулась». «Мы пошли гулять перед ужином».

    Игра «Кто самый-самый?». Дети отвечают на вопросы типа: «Толя веселее, чем Катя. Катя веселее, чем Алик. Кто веселее всех?», «Вера выше, чем Лиза. Вера ниже, чем Катя. Кто ниже всех?», «Толя темнее, чем Миша. Миша младше, чем Вова. Вова ниже, чем Толя. Толя старше, чем Вова. Вова светлее, чем Миша. Миша выше, чем Толя. Кто самый светлый? Кто старше всех? Кто самый высокий?».

    Игра «Расположение предметов». Ребёнку предлагается определить и назвать расположение предметов. Задаются вопросы: «Линейка под ластиком или ластик под линейкой?», «Что между вазой и часами?», «Жук справа или слева от ножа?», «Кто выше (ниже)?» и т. п. Далее предлагается подобрать пропущенные наречия и предлоги: справа от и слева от, сзади от и т.п. Например, «стол ... от топора и ... от замка; лампа ... столом и ... от окна; бутылка  ...от свечи и ... от зонтика».

    Игра «Сравни и растолкуй». Детей просят растолковать (вначале глядя на рисунки) такие логико-грамматические конструкции, как «Моя рука – в моей руке – моей рукой», «Хозяйка куклы – кукла хозяйки», «Мамина дочка – дочкина мама», «Хозяин собаки – собака хозяина» и т. п.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Особенности развития связной речи у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

    В данной статье раскрывается вопрос о  нарушениях  связной речи у детей с ограниченными возможностями здоровья,   так как данноя проблема имеет актуальность  в современной коррекци...

    Формирование пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья

    В методических рекомендациях освещаются основные этапы работы по формированию пространственных представлений у детей с ограниченными возможностями здоровья....

    Проект «Кинезотерапия как средство развития мышления учащихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях общеобразовательной школы на начальном уровне обучения»

    Цель  данного проекта- апробировать кинезотерапию для развития мышления учащихся с ОВЗ в условиях общеобразовательной школы и выявить эффективность её применения.Задачи:-изучить особенности психи...