Программа творческого объединения «Знаток русского языка»
рабочая программа (4 класс)

Тулинова Анастасия Валерьевна

Цель курса: способствовать формированию коммуникативной компетенции обучающихся; навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл znatok_russkogo_yazyka.docx34.07 КБ

Предварительный просмотр:

Областное государственное автономное

профессиональное образовательное учреждение

 «Белгородский педагогический колледж»




Программа творческого объединения

«Знаток русского языка»

Разработала:

студентка 311 НК группы

Макеева А.В.

Белгород  2018

Пояснительная записка

         Язык – инструмент нашей мысли и наших чувств. Степень речевого развития – это и степень развития мышления, а значит, хорошее владение языком – условие успешной работы по всем учебным предметам. Без хорошего владения словом, невозможна никакая познавательная деятельность. Начальная школа призвана заложить основы гармоничного развития обучающихся, обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма, развитой речи. В условиях современной школы учитель должен построить свою работу так, чтобы предоставить ученикам возможность выбора индивидуального пути развития и ранней специализации.

         Кружок «Знаток русского языка» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы привлечь внимание детей, прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен, разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники. Он способствует более прочному и сознательному усвоению изученного на уроках материала, обогащению словаря, развитию речи, воспитанию у них бережного отношения к слову, к богатствам языка и стремления настойчиво овладевать этими богатствами, воспитанию любви и уважения к русскому языку.

         Данная программа рассчитана на 1 год обучения (34 учебных часа). Занятия проходят по одному часу в неделю. Продолжительность занятий 40 минут.  

         Деятельность  в кружке построена с учетом возрастных особенностей младших школьников (возраст 10 лет, 4 классы).

         Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом образования и реализует духовно - нравственное направление внеурочной деятельности на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

         С помощью этой программы дети подробно, в занимательной форме изучат синонимы, антонимыпаронимыархаизмы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов, пословиц. Обучающиеся узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

         Включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

         Цель курса: способствовать формированию коммуникативной компетенции обучающихся; навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.  

             Задачи курса:  

1)овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

2)развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

3)овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

4)освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

5)воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь;

6)развить интерес к изучению тайн русского языка;

7)воспитать умение видеть в самом обычном явлении русского языка удивительное и необычное;

8)углубить уже имеющиеся знания о лексике;

9)изучить и исследовать конкретные лексические понятия;

10)способствовать развитию творчества и обогащению словарного запаса у обучающихся;

11)научить овладеть нормами речевого этикета в ситуациях повседневного общения;

12)научить обобщать, делать выводы;

13)воспитывать ответственность, самостоятельность.

         К специальным особенностям данной программы можно отнести принципы взаимосвязи между классными и внеклассными занятиями, научной углубленности, практической направленности, занимательности и индивидуального подхода к каждому.

         В основе создания данной программы лежат общедидактические принципы научности, доступности, систематичности и последовательности, связи теории с практикой, сознательности и активности, наглядности, преемственности и перспективности. Наряду с ними имеются еще такие принципы, которыми определяются, с одной стороны, содержание, с другой - формы, виды и  методы проведения занятий. Основными из них являются следующие:

1.Принцип связи занятий, в рамках данной программы, с уроками русского языка. Сущность его заключается в том, что основой должны являться знания, полученные обучающимися на уроках русского языка. Опираясь на эти знания, учитель совершенствует речевые навыки обучающихся.

2.Принцип систематичности в подаче языкового материала. Этот принцип действует в тесной связи с предыдущим. Последовательность подачи активизируемого во внеурочное время языкового материала должна совпадать с последовательностью его изучения на уроках. Такая взаимосвязь обеспечивает системность в усвоении материала и обеспечивает выработку речевых умений.

3.Принцип учета индивидуальных особенностей обучающихся. Согласно этому принципу содержание работы должно определяться с учетом индивидуальных интересов школьников и способствовать развитию каждого ученика.

4.Принцип занимательности. Занимательность - является одним из основных условий пробуждения и поддержания интереса к внеклассной работе. Занимательность достигается главным образом путем использования материалов занимательной грамматики - игр, шарад, ребусов, загадок, а  также путем привлечения средств наглядности - картин, слайдов, презентаций. Однако занимательность в данной программе не сводится к развлекательности. Занимательность - это то, что удовлетворяет интеллектуальные запросы обучающихся, развивает у них любознательность. Для обучающихся начальных классов занимательно то, что имеет практическое значение, т.е. приводит к практическому овладению русским языком;

5.Принцип разнообразия  форм и видов работы. Интерес обучающихся поддерживается не только содержанием проводимых занятий, но и их разнообразием, необычностью их форм и видов, отличных от уроков, а также необычностью формулировки тем занятий, формы преподнесения языкового материала.

         Следует также подчеркнуть то обстоятельство, что данная программа предполагает, что в ходе изучения лингвистического материала и на его базе одновременно формируется и совершенствуется целый ряд интеллектуальных качеств личности: восприятие, внимание, формы мышления - наглядно-действенное, наглядно-образное, словесно-логическое.

         Ожидаемые результаты обучения по программе:

Обучающиеся должны:

1) знать об основных терминах, связанных с лексикой;

2) знать, откуда пришли к нам некоторые слова и выражения, пословицы, поговорки, загадки;

3) уметь правильно употреблять изученные слова в речи;

4) уметь подбирать синонимы и антонимы;

5) уметь различать слова – синонимы, антонимы, паронимы, омонимы, архаизмы.

Календарно – тематическое планирование (4 класс)

п/п

Тема  занятия

Содержание занятия

Кол-во

часов

Дата проведения

1.

Вводное занятие.

Знакомство с содержанием курса; правилами работы в кружке.

1

2.

Лексическое значение слова.

Углубление знаний о лексическом значении слов. Знакомство с толковыми словарями русского языка.

1

3.

Прямое и переносное значение слова.

Особенности прямого и переносного значения слов.

1

4.

Ударение меняет значение.

Особенности русского ударения.

2

5.

Пестрое семейство синонимов.

Особенности синонимического ряда слов. Правильное употребление слов – синонимов в речи.

2

6.

Великое противостояние антонимов.

Особенности антонимического ряда слов. Правильное употребление слов – антонимов в речи.

2

7.

Слова – двойники. Омонимы.

Расширение знаний и представлений детей об омонимах. Правильное употребление слов – омонимов в речи.

1

8.

Омоформы, омофоны, омографы – виды омонимов.

Разновидности омонимов: омоформы, омофоны, омографы. Их употребление в речи.

1

9.

Похожи, но не одинаковы. Паронимы.

Особенности слов – паронимов. Их употребление в речи.

2

10.

Из глубины веков. Архаизмы.

Особенности устаревших слов – архаизмов. Правильное употребление и понимание архаизмов в речи.

2

11.

Устойчивые сравнения.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

1

12.

Фразеологические сочетания.

Особенность фразеологических сочетаний, правильное употребление фразеологизмов в речи. Обогащение словарного запаса образными выражениями.

1

13.

Контрольное занятие. Игра «Лексика всегда с нами».

Повторение изученных тем по «Лексике».

1

13.

Шарада

Знакомство с особой загадкой – шарадой. Составление собственных шарад.

2

14.

Поиграем в слова.

Знакомство с особыми филологическими загадками – метаграммами, логогрифами, перевертышами.

2

15.

Контрольное занятие. Игра «Счастливый случай».

Демонстрация составления шарад, метаграмм, логогрифов, перевертышей.

1

15.

Откуда ты, имя?

Откуда пришли названия имен. Какие имена носили люди в Древней Руси?

1

16.

Отчество и фамилия.

Откуда пришли отчество и фамилия в русский язык (историческая справка).

1

17.

Времена года.

Откуда пришли названия месяцев.  Название месяцев в Древней Руси.

1

18.

Крутится – вертится шар голубой.

Значение названия материков, частей света.

1

19.

В гостях у сказки.

Откуда пришли названия, которые встречаются в русских сказках.

1

20.

Что нужно школьнику.

Откуда пришли названия некоторых ученических принадлежностей, учебных предметов.

1

21.

Скатерть –самобранка.

Откуда пришли названия блюд и продуктов, которыми пользуется человек.

1

22.

Растения – почему их так называют? Составление словарика на тему: «Растения».

Откуда пришли названия некоторых растений.

1

23.

Птицы и звери – почему их так называют?

Откуда пришли названия животных.

1

24.

Контрольное занятие. Игра «К тайнам слова».

Повторение изученных значений слов.

1

25.

Итоговое занятие.

Систематизация знаний по изученным темам.

1

        

Формы проведения занятий:

 • Фронтальные занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

• Практические работы (индивидуальные и групповые) с разнообразными словарями.

Основные технологии:

• Технология разноуровневого обучения.

• Технология развивающего обучения.

• Технология обучения в сотрудничестве.

• Коммуникативная технология.

Методы:

  • Словесные (беседа, рассказ, объяснение, работа с учебником).
  • Наглядные (презентация, демонстрация).
  • Практические (практическая работа, упражнение).

Литература:

  • Нестандартные уроки по русскому языку: 1-4 классы/ Ю.В. Долбилова. – Ростов н/д: Феникс, 2011.
  • «Язык родной, дружи со мной». А.А. Шибаев. – Москва: Детгиз, 2008.
  • Вартьян Э.Н. Эти мудрые слова. – М.: Просвещение, 2010.
  • Волина В.А. Весёлая грамматика. – М.: Просвещение, 2012.
  • Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика. – М.: Просвещение, 2011.
  • Преображенская Е.П. Кружок русского языка в школе.- М.: Просвещение, 2014.
  • В. А. Иванова, Г. А. Панова, З. А. Потиха. Тайны родного языка.- Нижне-Волжское книжное издательство, 2009.
  • Одинцов В. В.Школьный словарь иностранных слов /под ред. В. В. Иванова.- М: Просвещение, 2000.
  • Толковый словарь живого великорусского языка: В 4 т. / Владимир Иванович Даль. — М.: Рус. яз. — Медиа, 2003.—Т. 4: Р — Ѵ. — 2003.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая работа по русскому языку УМК "Планета знаний"

на уроке русского языка учащиеся создавали рекламу, вот, что получилось...

Творческая игра по русскому языку в 3 классе

Цель игры: Расширить знание детей в области  русского языка, повысить уровень языкового развития, развить творческую инициативу каждого ученика, совершенствовать коллективный навык работы....

Творческие работы по русскому языку 2 класс.

Просто, интересно! Главное при выполнение каждого упражнения закрепляется навык орфографической зоркости....

Творческая игра по русскому языку.

Творческие задания, которые можно использовать во внеклассной работе по русскому языку....

Творческие задания по русскому языку по теме «Три склонения существительных» для учащихся 4 классов

Вот какие творческие задания с учетом дифференцированного подхода я использовала на уроках русского языка в 4 классе.На каждые задания даются две – три разновидности инструкции (РИ) и переход от начал...

Программа творческого объединения «Знатоки родного края»

Программа творческого объединения рассчитана на детей 6,5-10 лет. Срок реализации 4 года....