Программа творческого объединения «Знатоки родного края»
рабочая программа (1, 2, 3, 4 класс) на тему

Чистякова  Ирина Серафимовна

Программа творческого объединения рассчитана на детей 6,5-10 лет. Срок реализации 4 года.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_vneurochnoy_deyatelnosti.docx41.15 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Программа творческого объединения «Знатоки родного края» разработана на основе «Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования» и соответствует требованиям Федерального Государственного Образовательного Стандарта, Концепции и Примерной программы духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Программа творческого объединения рассчитана на детей 6,5-10 лет. Срок реализации 4 года.

На современном этапе изучение краеведческого материала школьниками имеет большое значение в воспитании патриотических чувств, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала.

Малая родина - это природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

Важность данной проблемы отражена в Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

В проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитании патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Федеральные образовательные стандарты второго поколения ставят перед педагогами следующие задачи:

- формирование и развитие в ходе образовательного процесса качеств личности, отвечающих потребностям знаниевого общества;

- формирование у учащихся постоянной внутренней мотивации к учению;

- обучение учащихся самостоятельному конструированию пути решения возникающих перед ним задач;

- общекультурное и личностное развитие учащихся за счет реализации программы универсальных учебных действий.

В концепции Стандартов второго поколения одной из основных функций образования названо формирование российской гражданской идентичности личности как основы развития гражданского общества.

Непосредственное знакомство с родным краем создает эмоциональную основу в обучении, являясь источником ярких ощущений, познавательного интереса ученика к изучению окружающего его мира, нравственных чувств, эстетики и этики поведения.

Педагогическая целесообразность

Ребенок на доступном для него уровне осознает важность и ценность лично для него окружающего его макромира; в привычном окружении открывает новые стороны; учится грамотно воздействовать с макромиром (например: город - наследие человечества, он совершенствовался на протяжении ряда тысячелетий, а я пользуюсь достижениями разных народов, разных эпох; дом приносит мне большую пользу, поэтому я отношусь к нему бережно и т.д.).

По мнению психологов именно в младшем школьном возрасте происходит не только развитие речи, мышления, характера человека, но и формирование нравственных ценностей, которые лежат в основе любви к родине. Начиная от ощущения этой любви, ребенок приходит к ее осознанию.

Данная программа творческого объединения на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы. Содержание и построение программы обеспечивает преимущественное внимание к изучению своего родного края, способствует воспитанию любви к Родине, играет большую роль в экологическом воспитании.

Программа творческого объединения призвана дать достаточно полное, целостное представление об историческом прошлом нашего края. Основными источниками краеведческой информации являются экскурсии в города и села, где существуют народные промыслы, в историко-краеведческие музеи, музеи истории быта народов, заповедники, экскурсии к памятникам истории архитектуры, по святым местам и источникам, встречи со старожилами, ветеранами труда, проведение народных праздников и т.д.

Исследования биологов, экологов и психологов показывают, что дети заботятся и бережно относятся к тем объектам природы, о которых они имеют достаточно глубокие и разносторонние сведения. В противном случае они проявляют отрицательное или нейтрально-безразличное отношение. Д.С. Лихачев писал, что «Краеведение учит людей любить не только родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это самый массовый вид науки».

Новизна программы состоит в том, что она базируется на особенностях истории города Нижнего Новгорода, одновременно как научного, промышленного, так и духовного центра России.

Географическое положение города позволяет детям не только пристально изучать свой родной город, но  и Нижегородский край, знакомиться с историей, культурой и бытом народов Поволжья. Это позволяет детям понять, что люди разных национальностей живут рядом в мире и согласии, что от их взаимного уважения, дружелюбия и сотрудничества выигрываем все мы, а значит и вся страна.

Цель программы «Знатоки родного края»: формирование патриотического сознания и духовно-нравственное воспитание учащихся посредством пробуждения у них интереса и бережного отношения к природе, истории и культурным ценностям родного края, содействие развитию учащихся и достижению ими определенной степени образованности и гражданского самосознания.

В процессе изучения краеведения решаются следующие задачи:

Обучающие:

1.Повысить мотивацию к обучению через изучение истории родного края и развитие навыков исследовательской деятельности.

2.Вооружить учащихся знаниями по истории и географии родного города и края.

3.Формировать экологические знания о природе родного края и её особенностях, учить раскрывать взаимосвязи, существующие в природе.

4.Учить использовать полученные знания, как в учебной деятельности, так и в жизни.

5.Учить собирать, обобщать и систематизировать полученные знания в процессе проектной и творческой деятельности.

Развивающие:

1.Создание творческого содружества семьи и школы, включение семьи в единое воспитательное пространство.

2.Развитие эстетического восприятия окружающей среды, чувства доброты, интереса к своей малой родине.

Воспитательные:

1.Воспитание россиянина, гражданина своего Отечества, знающего исторические, культурные ценности и традиции своего народа, заботящегося о процветании своей Родины, своего народа, региона, города.

2. Экологическое воспитание (показать влияние человеческой деятельности на природные сообщества, взаимосвязь человека с природой, воспитывать чувство ответственности за окружающую нас природу, стремление не только сохранить, но и возродить то, что исчезло по вине человека. Чтобы спасти природу, человек должен стать её помощником, её лекарем, верным другом, умножающим, а не расхищающим свой дом).

3.Воспитание уважения к обрядам, традициям, верованиям родного народа и других народов, населяющих Россию.

4.Формирование здорового образа жизни, наиболее оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья.

5.Выработка активной жизненной позиции, воспитание творческого отношения к жизни и стремление к постоянному развитию и самообразованию. Воспитание любви и гордости к тому месту, где ты родился.

Социальными партнерами школы выступают учреждения культуры (музеи, выставочные залы, библиотеки, театры города), дополнительного образования, спорта, туризма.

Особенностью данной программы творческого объединения является организация самостоятельной деятельности детей по приобретению новых знаний об истории и культуре родного края из разных источников информации (библиотеки, интернет, социальные проекты). Дети учатся творчески перерабатывать информацию и создавать проекты, выступления, публикации.

Формы организации занятий: экскурсии, целевые прогулки, походы, игры и праздники на воздухе. Программа требует использования современных технологий и методик: технологии развивающего воспитания и обучения, здоровьесберегающих технологий, игровых технологий, информационно-коммуникативных технологий, технологий туризма, проектные технологий.

В основу программы творческого объединения положен проблемно-тематический принцип организации материала, связанный с образовательной программой по окружающему миру.

Формы и режим занятий творческого объединения:

- беседы,

- тематические праздники,

- праздники народного календаря,

- коллективно - творческие дела,

- художественное творчество учащихся,

- экскурсии и походы по родному городу и краю,

- устные тематические журналы,

- сбор и оформление материалов для школьного музея, школьного сайта,

- проектная и исследовательская деятельность учащихся,

- походы,

- спортивные праздники,

- дни здоровья.

Материал программы творческого объединения может быть включен в интегрированные уроки литературного чтения, окружающего мира, технологии, изобразительного искусства, музыки.

Программа творческого объединения относится к духовно-нравственному направлению, рассчитана на 4 года обучения детей 7-10 лет, обучающихся в 1-4 классах гимназии. Объем программы 135 часов, 1 час в неделю, продолжительность занятий: 1 класс - 30 минут, 2-4 класс - 45 минут.

1 класс – 33 часа,

2 класс – 34 часа,

3 класс – 34 часа,

4 класс – 34 часа

Программа творческого объединения является пропедевтикой для более глубокого изучения истории, культуры и природных особенностей Нижегородской области в последующие годы обучения.

Ожидаемые результаты:

Личностные результаты

  • самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
  • ценностное отношение к окружающему миру, готовность следовать нормам этического, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;
  • гражданская идентичность в форме осознания "Я" как гражданина своего города, Нижегородской  области, России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;
  • уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • эстетические потребности, ценности и чувства;

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

  • предвосхищать результат.
  • адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок.
  • концентрация воли для преодоления интеллектуальных затруднений и физических препятствий;
  • стабилизация эмоционального состояния для решения различных задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

  • ставить вопросы; обращаться за помощью; формулировать свои затруднения;
  • предлагать помощь и сотрудничество;
  • определять цели, функции участников, способы взаимодействия;
  • договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности
  • формулировать собственное мнение и позицию;
  • координировать и принимать различные позиции во взаимодействии.

Познавательные универсальные учебные действия

  • ставить и формулировать проблемы;
  • осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
  • узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебных предметов.
  • запись, фиксация информации об окружающем мире, в том числе с помощью ИКТ, заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст.
  • установление причинно-следственных связей.

Содержание программы

1 год обучения начинается с погружения в такие темы как «Мой дом – моя крепость», «Школа - твой второй дом». И семья, и школа являются для ребёнка точками опоры, помогающими им ориентироваться в жизненном пространстве. Программа показывает, как важно бережно относиться и к членам семьи, и к соседям, и к товарищам по школе. От этого доброго отношения зависит микроклимат и в семье, и в школе. Затем ребёнок знакомится с особенностями родного города – центра духовной культуры и науки, с его улицами и площадями. Здесь ребёнок выступает не только как зритель и слушатель, но и как активный деятель.

Темы 2 года обучения «Я моя и моя семья», «В нашем доме поселился замечательный сосед», «Город мой, ты, самый лучший» и др. побуждает ребят узнать о своих корнях, национальности своей и своих родных. Дети отправляются историческими тропами в прошлое родного города, где знакомятся с памятниками духовной культуры, деятелями науки, старожилами.

3 год обучения состоит из крупных и важных тем «Без традиций нет народа» и «Сохраняя прошлое». Программа раскрывает перед детьми важнейший аспект национальной культуры – традиции и обряды русского народа. Дети не только знакомятся с годовым кругом традиций, но и активно продолжают их, разыгрывая различные представления: ярмарку, посиделки, рождество, масленицу и др. В этот год дети выезжают на экскурсии за пределы города к мастерам-умельцам. Знакомятся с народными промыслами Нижегородского края, храмовыми комплексами и деревянным зодчеством Руси, они собирают песенный и поэтический материал о родном городе, Нижнем Новгороде, родном крае. Это самый насыщенный творческой деятельностью год.

4 год обучения знакомит ребят с Нижегородской областью, её районами, их особенностями, столицей – Нижним Новгородом, вкладом области и столицы в развитие и оборону страны.  Продолжаются выездные экскурсии детей для сбора материала. Вновь идёт разговор о многонациональном составе нашей страны, о необходимости жить в мире и согласии всем и каждому.

Заканчивается программа «Знатоки родного края» темой «Почему Россию называют Великой державой?», где подводятся итоги четырёхлетней работы. Учащиеся обобщают собранные материалы и оформляют их в виде проектов.

Тематическое планирование

1 год обучения

Тема

Количество часов

1

Школа – твой второй дом  

10 часов

2

Мой дом – моя крепость

6 часов

3

Моя улица

5 часов

4

Это – родина моя

9 часов

5

Обобщающее занятие

2 часа

32 часа

Тематическое планирование

2 год обучения

Тема

Количество часов

1

Город мой, ты самый лучший!

9 часов

ИТОГО

9 часов

Тематическое планирование

3 год обучения

Тема

Количество часов

1

Знаменитые люди России

9 часов

ИТОГО

9 часов

Учебно-методический комплекс

  1. Географический атлас Нижегородской области.изд. 3., перераб. и доп. /Под ред. Г.С. Камериловой и др. – Н.Новгород: Верхневолжское АГП, 2005- 52с.
  2. Любов М.С. География Нижегородского края: Учебное пособие./  М.С.Любов. - Арзамас: АГПИ, 2004.- 97с.: ил.
  3. Наш край. - 2-е изд., испр. - Н.Новгород: Издательство «Нижегородская ярмарка», 1998. - 432  с., ил.
  4. Отечество мое Нижегородское: Книга для чтения/Сост. Г.С. Камерилова. - Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1997.- 256 с.

Дополнительная литература:

  1. Агафонов, С.Л. Нижегородский кремль. Архитектура, история, реставрация./ С.Л. Агафонов. - Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1976.-136 с.: ил.
  2. Баканина, Ф.М., Лукина, Е.В., Насонова, Н.И., Селивановская, Т.П., Смирнова, А.Д.    Заповедные места Нижегородской области /  Ф.М. Баканина,   Е.В.Лукина,  Н.И.Насонова,  Т.П.Селивановская, А.Д.Смирнова.- Н.Новгород: Волго-Вятское кн. изд-во, 1991.
  3. Города нашей области.- Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1974.-304с.
  4. Е.А.Лобачева, А.И.Климов.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1969.- 152 с.Два выходных и солнце. Маршруты путешествий по Горьковской области.
  5. Записки краеведов./ Сост. Н.И.Куприянова, Л.И. Шиян.- Н.Новгород: Волго-Вятское кн.изд-во, 1991.- 271 с.: ил.
  6. Зачарованный край. Путеводитель по объектам экологического туризма Нижегородской области./ Авт-сост. А.П.Жданов, Л.Г.Корнева, А.А.Морозова./Под ред. А.И.Бакка. - Нижний Новгород: Международный Социально-экологический союз, Экоцентр «Дронт».-2002.- 48с.
  7. Нижний Новгород. - Н.Новгород: ГГПИ «Нижполиграф», 1994
  8. Особо охраняемые природные территории Нижегородской области./Сост. Бакка А.И., Бакка С.В.- Н.Новгород: Экологический центр «Дронт», 1997.
  9. Родной край: Книга для внеклассного чтения по природоведению и истории Горьковской области. / Сост. Т.И.Пелевина.- Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1983.-95 с.
  10. Сидорова, И.В. Наш город: Рассказы по истории города Горького./ И.В.Сидорова. - Горький: Волго-Вятское кн.изд-во, 1982.-176 с., ил.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Знатоки родного края»

«Знатоки родного края» викторина в рамках декады «Знай и люби свой Коми край», (на примере телепередачи «Своя игра»)...

Конкурсно – игровая программа «Знатоки родного края» в начальных классах

Конкурсно – игровая программа  «Знатоки родного края»  в начальных классах посвящена 90- летнему юбилею Икрянинского района.Данная разработка в развлекательно- игровой форме позволяет у...

Программа внеурочной деятельности "Знатоки родного края"

Материал кружка содержит сведения о Самарской области....

Рабочая программа по курсу краеведения «Знатоки родного края» (внеурочная деятельность)

Рабочая программа по курсу краеведения  «Знатоки родного края»   1, 2, 3   класс (внеурочная деятельность) Калининградская область....

Программа творческого объединения «Знаток русского языка»

Цель курса: способствовать формированию коммуникативной компетенции обучающихся; навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Знатоки родного края» духовно - нравственное направление

Наименование: «Знатоки родного края» (духовно – нравственное направление направление) Класс: 2«Б» Учитель:       Макарова Ю.В....