Мастер класс "Технология смыслового чтения"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)

Пичихина Ирина Викторовна

Мастер класс "Технология смыслового чтения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_tehnologiya_smyslovogo_chteniya.rar785.37 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс «Технология смыслового чтения».

  1. Ориентировочно – мотивационный этап.

- Здравствуйте, уважаемые коллеги! Благодарю вас, что нашли время, силы и желание прийти сюда, не сомневаюсь, что наша работа будет продуктивной и, надеюсь, полезной.

- И первое задания выбрать из предложенных пословиц одну, которая актуальна для вашей группы и будет служить девизом.

Труд всё побеждает.

Всякое дело концом хорошо.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Больше дела, меньше слов.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Терпенье и труд все перетрут.

В труде рождаются герои.

Всякое уменье трудом дается.

Любовь к труду - у людей на виду.

- Почитайте, что вы выбрали.

2.  Актуализация субъектного опыта участников

- Итак, начнем мастер – класс.

Прочитайте стихотворение.

Потеряла Аленушка ключ.

На опушке искала – не видно.

Вдруг журчащий увидела ключ,

Да не этот ей нужен, как видно.

- Почему Аленушке был нужен не этот ключ?

- Что вы можете сказать про слово «ключ»?

- Что зависит от значения слова?

- От значения слова зависит смысл прочитанного. Значит как надо читать текст?

- Кто может сказать тему мастер – класса?

Вывод:

Тема мастер – класса «Технология смыслового чтения».

Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать Метод «Фруктовый сад»

 - Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а на лимонах – опасения.

- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

- ФГОС начального образования включают в метапредметные результаты освоения в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».

- Ученые установили, что на успеваемость ученика влияет около 200 факторов. Фактор №1 – это навык чтения, который гораздо сильнее влияет на успеваемость, чем все вместе взятые остальные факторы.

- Без чтения – нет учения. Перед учителем стоит задача эффективного использования приемов смыслового чтения на каждом уроке.

  1. Информационно – деятельностный этап

Что такое смысловое чтение? Прием Ассоциативный куст, Кластер, Гроздь.

Смысловое чтение -  умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

 

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Когда ребенок владеет смысловым чтением, то у него развивается устная речь и, как следующая важная ступень развития, речь письменная.

Какие задания чаще используются учителями в начальной школе, для развития навыков осознанного чтения?

Н.Н. Сметанникова выделяет три этапа смыслового чтения: предтекстовая деятельность, текстовая и послетекстовая деятельность.

Технология смыслового чтения включает в себя 3 этапа работы с текстом.

1 этап. Работа с текстом до чтения.

  • Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).
    Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста,
  • выделение его героев по названию произведения,
  • имени автора,
  • ключевым словам,
  • предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Приемы предтекстовой деятельности:

Мы знаем, что чем лучше организован этап предчтения, тем легче учащемуся читать текст и выше достигаемый им результат.

Наиболее распространенные приемы:

  1. «Мозговой штурм»
  2. «Глоссарий»
  3. «Ориентиры предвосхищения»
  4. «Предваряющие вопросы»
  5. «Рассечения вопросов».

                                                           Глоссарий.

Цель  стратегии: актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

- Работа в парах. Перед вами карточки со словами, выберите те, которые могут быть связаны с текстом «Появление и развитие кино»:

фотография                                     фабрика                     братья Люмьер

движущиеся картинки                  поезд                          Эдисон

целлулоидная плёнка                    техник                       Мельес

иллюзия движения                        Нью-Йорк                 Зворыкин

- Теперь прочтите текст  (по цепочке) текст и проверьте, верны ли ваши предположения

-Есть ли совпадения? Зачитайте. Какие слова лишние? Почему? Что можете добавить?

2этап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание,

 2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

      3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Главная задача педагога: обеспечить полноценное восприятие текста всеми доступными средствами.

К приемам текстовой деятельности относятся:

  1. «Чтение вслух»
  2. «Чтение про себя с вопросами»
  3. «Чтение с остановками»
  4. «Чтение про себя с пометкой»

Чтение вслух (попеременное чтение)

Цель  стратегии: проверка понимания читаемого вслух текста.

-          А сейчас мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Наша задача  читать с пониманием, задача слушающих - задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст.

-У нас есть только одна копия текста, которую мы передаём следующему чтецу.

 -Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.

Когда появилось кино?

Где демонстрировались первые фильмы?

При помощи чего демонстрировались первые фильмы?

Как назывался аппарат, созданный братьями

Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

Когда воспроизвели впервые иллюзию движения?

Кто изобрёл кинетоскоп?

Что такое кинетоскоп?

На какой плёнке располагались фотографии?

В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

Что показывали в фильмах братьев?

Какие были фильмы по продолжительности?

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.

Где начал свою деятельность Жорж Мельес?

Кто такой Жорж Мельес?

Кем был Жорж Мельес?

Что доказал Жорж Мельес?

Кто является родоначальником художественного кинематографа?

3этап. Работа с текстом после чтении.

  1. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Главная задача педагога: обеспечить углубление восприятия и понимания текста.

Приемы послетекстовой деятельности.

  1. «Отношения между вопросом и ответом»
  2. «Тайм-аут»
  3. «Проверочный лист»
  4. «Вопросы после текста»

Прием «Составление вопросов к тексту и поиск ответов»

Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении всем школьным предметам, в частности математике.

Прочитай внимательно текст про Александрийский маяк. Сформулируй к нему вопросы, на которые ты можешь ответить, используя имеющиеся в тексте числовые данные. Ответь на эти вопросы.

Александрийский маяк

Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 г. до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света.

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Общая высота маяка равна высоте небоскрёба из 46 этажей, если высота каждого этажа 3 м. Основание  маяка имело мощный фундамент из гранита в форме квадрата со стороной 180 м.

Маяк состоял из трёх мраморных башен. Нижняя башня представляла собой параллелепипед с квадратной основой. Сторона этого квадрата 30 м. Высота нижней башни составляла половину от общей высоты маяка. Плоская крыша нижней башни служила основанием средней части – 40-метровой башни. Верхняя часть маяка была сооружена в форме колоннады. 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой фигурой Посейдона.

Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 г. античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду и в одночасье погибло 50 тысяч жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 м, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до 14 века, когда после очередного землетрясения он был разобран на камни.

Вопрос

Решение

Ответ

Год, в который маяк причислили к чудесам света?

Общая высота маяка?

Площадь фундамента маяка?

Площадь основания нижней башни?

Высота нижней башни?

Количество лет, которые прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением?

Количество веков, которые маяк простоял в разрушенном виде, продолжая помогать мореплавателям?

Год начала строительства маяка?

283 – 5 = 278 г.

Год, в который маяк причислили к чудесам света?

283 + 4 = 287 г.

Общая высота маяка?

46 • 3 = 138 м

Площадь фундамента маяка?

180 • 180 = 32400м2

Площадь основания нижней башни?

30 • 30 = 900м2

Высота нижней башни?

138 : 2 = 69м

Количество лет, которые прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением?

283г. до н.э. + 365г. н.э. = 648 лет

Данное задание для 3классников может быть предложено на этапе отработки навыка выполнения арифметических действий с числами в концентре 1000. Задание способствует выработке умения находить нужную информацию в тексте и формулировать к нему вопросы. Оно не содержит готовых вопросов, и это требует от учеников самостоятельной постановки учебной задачи.

Работа с текстом вносит существенный вклад в развитие всех универсальных учебных действий,  его формированию необходимо уделять должное внимание при обучении всем учебным дисциплинам в начальной школе.

 

- Давайте посмотрим подтвердились ли ваши ожидания и опасения.

- Предлагаем составить синквейн.  В переводе с французского - стихотворение из пяти строк, которое требует синтеза информации и материала в кратких выражениях.                                      

 Правила написания синквэйна:

1. В первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).                        

2. Вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).                                  

3. Третья строка - это описание действия в рамках этой темы тремя словами.                             

4. Четвертая строка - предложение из четырех слов, раскрывающее суть темы или отношение к ней.                                                                                                                               5. Последняя строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.                                   

Чтение

Смысловое, осознанное, вдумчивое

Развивает, обогащает, информирует

Смысловое чтение  - неотъемлемый компонент читательской грамотности.

Знание

Читать - это ещё ничего не значит,

что читать и как понимать прочитанное –

вот в чём главное дело.      

К.Д. Ушинский

Слова К. Ушинского как никогда актуальны в наши дни. Чтение является основным умением, необходимым для дальнейшего успешного обучения.

Учить детей сегодня трудно, И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили: «Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий, Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит, Какими дети быть должны.

Желаю вам, чтоб дети в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

БЛАГОДАРЮ ВСЕХ ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО

Труд всё побеждает.

Всякое дело концом хорошо.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Больше дела, меньше слов.

Кто привык трудиться, тому без дела не сидится.

Терпенье и труд все перетрут.

В труде рождаются герои.

Всякое уменье трудом дается.

Любовь к труду - у людей на виду.

 

        Смысловое чтение

        фотография                        фабрика                     братья Люмьер

движущиеся картинки                  поезд                          Эдисон

 целлулоидная плёнка                    техник                        Мельес

  иллюзия движения                      Нью-Йорк                  Зворыкин

Александрийский маяк

Александрийский маяк является одним из семи чудес света. Его построили всего за 5 лет. Строительство было закончено в 283 г. до нашей эры. Маяк явил собой невероятное торжество технической мысли, поэтому всего 4 года спустя после завершения строительства он был причислен к чудесам света.

Маяк был построен на маленьком острове Фарос в Средиземном море около берегов египетского города Александрии. Общая высота маяка равна высоте небоскрёба из 46 этажей, если высота каждого этажа 3 м. Основание  маяка имело мощный фундамент из гранита в форме квадрата со стороной 180 м.

Маяк состоял из трёх мраморных башен. Нижняя башня представляла собой параллелепипед с квадратной основой. Сторона этого квадрата 30 м. Высота нижней башни составляла половину от общей высоты маяка. Плоская крыша нижней башни служила основанием средней части – 40-метровой башни. Верхняя часть маяка была сооружена в форме колоннады. 8 колонн несли купол, увенчанный 8-метровой фигурой Посейдона.

Маяк имел не только архитектурную, но и практическую ценность. Он обеспечивал безопасность мореплавания в прибрежных водах. В 365 г. античный исполин был разрушен сильнейшим в истории Египта землетрясением, когда часть города ушла под воду и в одночасье погибло 50 тысяч жителей Александрии. Но даже в сильно разрушенном виде высота маяка составляла около 30 м, являясь хорошим ориентиром на равнинном александрийском берегу. В таком виде маяк простоял до 14 века, когда после очередного землетрясения он был разобран на камни.

Вопрос

Решение

Ответ

Год, в который маяк причислили к чудесам света?

Общая высота маяка?

Площадь фундамента маяка?

Площадь основания нижней башни?

Высота нижней башни?

Количество лет, которые прослужил маяк до того, как был разрушен землетрясением?

Количество веков, которые маяк простоял в разрушенном виде, продолжая помогать мореплавателям?

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

_______________________________________________

История рождения кино

Датой рождения кинематографа считают 1895 год, когда французские изобретатели братья Люмьер в «Гран-кафе» на бульваре Капуцинок в Париже продемонстрировали несколько фильмов, сделанных при помощи созданного ими аппарата - синематографа.

Однако идея движущихся картинок возникла гораздо раньше. Первые попытки воспроизвести с помощью фотографий иллюзию движения делали ещё в середине XIX века, когда американский изобретатель Эдисон и его ассистент Диксон сконструировали кинетоскоп - ящик с объективом, через который можно было наблюдать движение фотографий, расположенных на целлулоидной плёнке.

В коротеньких фильмах братьев Люмьер показывались обычные повседневные события: закончив смену, работницы выходили из ворот фабрики, на вокзал прибывал поезд и т.д. Эти непритязательные сценки имели колоссальный успех.

Как и братья Люмьер, именно в Париже начал свою деятельность человек, которого можно назвать родоначальником художественного кинематографа - Жорж Мельес (1861-1938). Он был актёром и режиссёром, театральным художником и карикатуристом, техником и конструктором развлекательных аттракционов. Волшебник и маг кинематографа, он первым доказал, что нет такой, даже самой смелой фантазии, которая на экране не могла бы показаться реальностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер - класс "Технология критического мышления средство формирования смыслового чтения"

Обучение смысловому чтению в условиях внедрения ФГОС представляет целый комплекс различных навыков: техника чтения, выделение главного,  анализ материала, сравнение его отдель...

Мастер-класс "Смысловое чтение.Приемы работы"

В данной работе приводятся приемы работы над смысловым чтением на примере работы с притчами....

Мастер класс "Смысловое чтение при работе с текстом"

На мастер классе  идёт ознакомление с эффективными приёмами смыслового чтения на примере работы с текстом,  способствующих  формированию  учебных  универсальных действий....

мастер - клас "Смысловое чтение"

как научить 3-классников навыкам смыслового чтения. Мастер-класс...

мастер - клас "Смысловое чтение" выступление

Мастер-класс по смысловому чтению в 3 классе...

презентация к мастер-классу "Смысловое чтение, приёмы работы с художественным текстом"

пРЕЗЕНТАЦИЯ ДОПОЛНЯЕТ МАСТЕР- КЛАСС ПО ТЕМЕ "СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ"...