Коррекционно - развивающие занятия для детей ОВЗ с использованием приемов ТРИЗ технологии
методическая разработка (2 класс)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
militdinova_antonina_minzairovna.docx | 891.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление общего и профессионального образования администрации Чайковского муниципального района
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №7»
Направление: Реализация ФГОС НОО обучающихся, с ограниченными возможностями здоровья
(коррекционно-развивающая деятельность)
Методическая разработка.
«Коррекционно - развивающие занятия для детей ОВЗ с использованием приемов ТРИЗ технологии.
Автор – разработчик
Милитдинова Антонина Минзаировна
учитель начальных классов
МАОУ СОШ №7
Т.89223659509
Чайковский, 2019 г
Коррекционно - развивающие занятия с детьми ОВЗ, с использованием приемов инновационной технологии формирования универсальных учебных действий, способных повысить эффективность обучения – теории решения изобретательских задач (ТРИЗ – технологии), предназначены, для работы учителей начальных классов в 1-2 классах.
Пояснительная записка.
Актуальность. Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеют в соответствии с Конституцией РФ и Федеральным Законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (2012 г.) равные со всеми другими детьми права на образование и творческое развитие. В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование - одна из важнейших задач государственной политики.
Дети ОВЗ нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей. Педагоги должны создавать условия для их развития и умело включать в жизнь на их собственных условиях, которые общество принимает и учитывает.
В настоящее время педагогами накоплен огромный опыт по предупреждению и коррекции нарушений познавательной деятельности у детей с ОВЗ. Одним из условий успешного обучения детей является организация групповых коррекционно-развивающих занятий, которые направлены на преодоление специфических трудностей и недостатков, характерных для учащихся.
Использование традиционных приемов, которые часто сводятся к воспроизведению однотипных приемов действий и однообразных шаблонных способов решения заданий не эффективны на занятиях. Поэтому педагоги ищут новые методики позволяющие привлечь интерес детей к занятиям.
В нашем образовательном учреждении с каждым годом увеличивается количество детей с ОВЗ. Поэтому одной из основных проблем коллектива является проблема поиска наиболее эффективных условий организации обучения детей с ОВЗ. Эффективными являются технологии, которые направлены на познавательное, коммуникативное, социальное и личностное развитие школьника.
Знакомство с ТРИЗ-технологией начала не так давно. Стала использовать игры в своей практике, применяя их в совместной деятельности, во внеурочной деятельности ( веду в начальной школе кружки для одаренных детей «Ступеньки к ТРИЗ»). В моем классе несколько детей ОВЗ и есть слабоуспевающие дети. Решила использовать на групповых занятиях приемы ТРИЗ-технологии, которые имеют большие возможности в развивающей и коррекционной работе с детьми с ОВЗ. Многие приемы этой технологии направлены на развитие мышления, воображения, сравнение, умению моделировать, конструировать на развитие творческих способностей детей и развитию связной речи. Эти направления очень важны для развития детей с ОВЗ. Ведь способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.
ТРИЗ – технология как научное и педагогическое направление сформировалось в конце 80-х годов. Разработанная Г. С. Альтшуллером теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) – одна из инновационных технологий, способных повысить эффективность образования в условиях внедрения ФГОС НОО.
В основе используемых в ТРИЗ-технологии средств лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением, т.к. формирование у детей умений выделять проблемную ситуацию, видеть её противоречивые стороны, находить способы её разрешения.
Использование приемов технологии ТРИЗ в коррекционно - развивающих занятиях способствует такой организации обучения , в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени самостоятельной познавательной деятельности ребенка т.е . системно-деятельностный подход.
Существует около 70 различных методов и приемов ТРИЗ: например, метод противоречий, метод синектики, метод фокальных объектов, метод морфологического анализа, Игра «Да-нетка», « Цепочки», игра « Теремок», игра « Маша – растеряша» и др.
Применение данной технологии обусловлено тем, что технология ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь учащихся. Таким образом, методы и приемы ТРИЗ развивают все компоненты и устной речи. В работе представлены наиболее эффективные методы, приемы технологии ТРИЗ, используемые в процессе коррекционно - развивающих занятий. Дети с большим желанием посещают эти занятия.
Новизна. Использование приемов ТРИЗ технологии на групповых коррекционно - развивающих занятиях с детьми ОВЗ.
Цель: описание деятельности педагога и деятельности учащихся с ОВЗ на коррекционно - развивающих занятиях с использованием приемов технологии ТРИЗ.
Цель проведения коррекционно – развивающих занятий: развитие основных мыслительных операций и познавательной деятельности учащихся ОВЗ.
Задачи:
1.коррекция и развитие мыслительной деятельности (операций анализа и синтеза, выявление главной мысли, установление логических и причинно-следственных связей, планирующая функция мышления;
2.развитие умения моделировать и конструировать;
3.развитие познавательной деятельности, общих интеллектуальных умений, развитие словаря и устной монологической речи;
4.формирование умения ориентироваться в задании, навыков общения, правильного поведения; воспитывать самоконтроль и самооценку.
Занятия проводятся 1 раз в неделю. Контингент 1, 2 класс. Продолжительность занятий до 35 мин.
Планируемые результаты:
Личностные:
- социально-эмоциональное участие в процессе общения и совместной деятельности;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций
Регулятивные:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата.
Познавательные:
- использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
- осознанно, строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме;
- овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации.
Коммуникативные:
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Ожидаемые результаты:
Результаты работы по данной технологии отразятся: на индивидуальных особенностях развития ребенка, связанных с Я-концепцией, мотивацией достижения успеха, развитием эмоциональной сферы и компетентности в общении, также в улучшении адаптации в школе и, возможно, повышении продуктивности учебной деятельности.
Коррекционно – развивающее занятие №1.
Цель: | активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах; развивать речь учащихся, воображение. | ||
Форма занятия | групповая | ||
Задачи занятия: | |||
Образовательная: | познакомить с таблицей « морфологический ящик ». Моделирование дома будущего. | ||
Коррекционно-развивающая | формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления рассказа; развивать память, наблюдательность; активизировать восприятие за счет использования различных органов чувств | ||
Воспитательная | развитие интереса к процессу получения новых знаний, развитие мотивации учения; умение работать в команде; | ||
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | На какой результат работает. |
I этап Вводный мотивационно-организационный 1.Психогимнастика: | Ребятки, давайте встанем в кружок, возьмемся за руки, прогоним грустное настроение и подарим друг другу самую добрую улыбку. И проговорим с движениями следующие слова: К солнышку потянулись Лучики взяли, К сердцу прижали Людям отдали, И заулыбались. | Встают в кружок. Берутся за руки и дарят друг другу добрые улыбки и проговаривают слова с движениями: К солнышку потянулись Лучики взяли, К сердцу прижали Людям отдали, И заулыбались. | на положительное взаимодействие на занятии |
2. Игра «Цепочка». | (Проводится в кругу). Буду передавать игрушку и назову любое слово (существительное). Вы, ребята, передаете игрушку другому ученику, называя признак слова (прилагательное). Следующий ребенок придумывает другой предмет, обладающий таким же признаком и передает, игрушку следующему ученику. | Ребята передают игрушку другому ученику, называя признак слова. Затем следующий ученик придумывает другое слово, обладающий таким же признаком и передает игрушку следующему ученику. Например: Облако - белое – платье – синее- море – огромное –небо - голубое-вода – мокрая - лягушка- прыгучая- мяч и т.д.. | Умение подбирать слова, объединенные смыслом, правильно согласовывать их между собой, развивать воображение. |
II этап Актуализация знаний | 1.Отгадайте загадку. Когда на улице светло, Глаза темны его, Когда ж стемнеет, Глазницы светлеют 2.Зачем людям нужен дом? Какие бывают дома? 3.Нарисуйте, пожалуйста, дом. 4.Прикрепите свои домики на доску. 5.Посмотрите на свои дома, что вы можете о них сказать? | 1.Отгадывают загадку. Отгадка ДОМ 2.Рассуждения детей о том, зачем людям дом. Дома бывают деревянные, кирпичные, одноэтажные, многоэтажные. 3.Дети в группах рисуют дом. (2сек) 4.Прикрепляют свои нарисованные домики на доску. 5.Делают вывод о том, что дома все одинаковые, серые, скучные. | Развитие речи учащихся |
III этап Основной (информационно-аналитический) 1Знакомство и совместное создание морфологической таблицы. (прием ТРИЗ морфологический анализ)
| 1.Давайте придумаем и создадим новый дом из будущего. 2.Из каких частей состоит дом? 3.Сейчас мы с вами, ребята составим морфологическую таблицу или морфологический ящик. Таблицу можно представить в виде нескольких осей координат – по вертикали и по горизонтали В качестве осей берут основные характеристики объекта (дом) т. е его части и записывают возможные их варианты по каждой оси. | 2.Дети называют части дома: крыша, стены, окна, дверь, фундамент 3.Вместе с детьми составляем морфологическую таблицу. По вертикали прописываем буквы и характеристики части дома, а по горизонтали (оси) ставим цифры для выбора комбинаций решения. (Приложение 1)
| умение систематизировать материал, развитие аналитического мышления, конструктивных умений, умения моделировать, развитие воображения. |
2.Практическая работа | Необходимо в морфологическом ящике нарисовать всевозможные части дома. | Дети заполняют морфологический ящик на доске под руководством учителя. | |
3 Моделирование | Ребята. Постройте дом по следующей комбинации А5-Б4-В2-Г1 | Дети на доске рисуют дом по следующей комбинации А5-Б4-В2-Г1 | |
4.Практическая работа | Ребята, подберите необходимые части дома из морфологической таблицы и нарисуйте в группе свой дом будущего. | Дети работают в группе и рисуют дом из выбранных комбинаций. Составляют формулу комбинации. Дорисовывают самостоятельно по желанию другие детали дома. | Формируется подвижность мышления, развивается комбинаторика. |
5.Составление рассказа | Теперь подумайте в группе и составьте рассказ о своем домике по плану. 1.Из какого материала построили дом? 2.Кто в нем будет жить? 3.Чем отличается ваш дом будущего от современных домов? | Ребята в группе составляют рассказ о своем домике по плану. 1.Из какого материала построили дом? 2.Кто в нем будет жить? 3. Чем отличается ваш дом будущего от современных домов? | Развитие связной речи, мышления, фантазии, воображения |
6.Представление работ учащимися. | Ребята, теперь из каждой группы выходит ученик и представляет свой дом будущего. Отличаются ли наши новые дома, от тех, которые нарисовали в начале занятия. | Дети у доски представляют свой дом из будущего и рассказывают о нем. Другие ребята, задают вопросы на уточнение. | Умение публично выступать. Умение задавать вопросы. |
III этап Оценочно - рефлексный | Нарисуйте в круге рожицу, передающее ваше настроение на занятии. | Дети в кружочке рисуют рожицу, которая передает настроение детей. | Развитие оценочной рефлексии |
Коррекционно – развивающее занятие №2.
Цель: | активизировать мышление детей; систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах; развивать речь учащихся, воображение. |
Форма занятия | групповая |
Задачи занятия: | |
Образовательная: | Продолжить работу с таблицей « морфологический ящик ». Моделирование сказочного персонажа. |
Коррекционно-развивающая | формировать аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления рассказа; классифицировать предметы, находить существенные и несущественные признаки предметов. Формирование умение находить положительные и отрицательные стороны предмета. |
Воспитательная | развитие интереса к процессу получения новых знаний, развитие мотивации учения; умение работать в команде; |
Этапы занятия | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | На какой результат работает |
I этап Вводный (мотивационно-организационный 1.Психогимнастика | Ребята! Какое у вас сейчас настроение? Какого цвета твое настроение? С каким запахом можно сравнить твое настроение? На что похоже твое настроение? | 1.Показывают с помощью пальцев руки. 2.Называют желтое, зеленое, красное 3.запах мяты, солнца, розы, 4.на солнце, грозу, цветок, | |
II этап Актуализация знаний 1.Игра « Данетка» Правила: ученики отгадывают предмет с помощью наводящих вопросов, которые сами же и формулируют, отвечать можно только «да» или «нет». Вначале игры ставятся вопросы общего характера (это человек, животное, механизм, растение и т. д.), затем более направленные, и уточняющие. . | Сегодня к нам на занятие пришел самый загадочный и фантастический герой российского мультфильма. Догадайтесь! Кто он? | Ученики с помощью вопросов, узнают персонаж. Это Чебурашка. | Умение находить существенный признак в предмете, классифицировать предметы и явления по общим признакам, слушать и слышать ответы других, строить на их основе свои вопросы, точно формулировать свои мысли. |
2.Беседа. | Кто придумал этого героя? В какой книге он живет? Как можно назвать этого автора? Кто такой фантазер? | Чебурашку придумал Эдуард Успенский. Живет в книге «Крокодил Гена и его друзья» Автора можно назвать фантазером. Фантазер – это человек, который придумывает, сочиняет, воображает | Развитие речи учащихся, мышления. |
3.Прием противоречие. | А фантазировать это хорошо или плохо? Теперь подумайте и скажите, почему фантазировать хорошо и почему фантазировать плохо. | Фантазировать это хорошо, потому что…… Фантазировать это плохо, потому что….. | Умение находить положительные и отрицательные стороны. |
4.Сравнение | Посмотрите на Чебурашку и назовите его части тела. | Дети называют части тела Чебурашки и дополняют фразы Тело - как у медведя Ноги – как у Лапы - как у Голова - как у Рот - как у Глаза - как у ребенка | Развитие речи учащихся |
III этап Основной (информационно-аналитический) 1.Работа с таблицей «морфологический ящик» | Сегодня вам предстоит стать фантазерами и придумать своего фантастического героя. Для этого мы воспользуемся готовой морфологической таблицей. Посмотрите на таблицу и определите, из каких частей состоит наш персонаж. ( Приложение 2) | Ребята называют части тела сказочного персонажа. | умение систематизировать материал, развитие аналитического мышления, конструктивных умений, умения моделировать, развитие воображения. |
2.Моделирование (фронтальная работа) | Попробуйте на доске нарисовать персонаж по комбинации чисел и цифр из морфологической таблицы. | Дети на доске рисуют персонаж. | Формируется подвижность мышления, развивается комбинаторика Умение моделировать |
3.Моделирование (работа в группе) | А теперь вам предстоит выбрать свою комбинацию из морфологической таблицы из набора частей и нарисовать его на альбомном листе. Можете раскрасить, дополнить своими атрибутами. | Дети перебирают все возможные комбинации и на альбомном листе рисуют и раскрашивают своего сказочного героя. | |
4.Составление паспорта героя. | Теперь предстоит создать паспорт героя по следующему плану. Паспорт 1.Имя. 2.Что умел делать? ( волшебные свойства) 3.Какие у него есть волшебные предметы? 4.Характер героя. 5.Где живет? 4.Какие поступки совершает? 4.С кем дружит. | Составляют паспорт героя по плану и готовят выступление от группы. | Развивается связная речь. Мышление |
5.Представление работ каждой группой. | Теперь прошу выйти представителей групп и рассказать о своем фантастическом герое. | Ребята выходят к доске и рассказывают о своем сказочном герое по плану. Другие ребята задают вопросы, уточняя информацию. | Умение публично выступать |
Оценочно – рефлексивный этап Прием «Солнышко». | На доске прикреплён круг от солнышка. Вы, ребята, получите лучики жёлтого и синего цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; синего цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации. | Дети прикрепляют лучики к солнышку. | Умение оценочно рефлексировать. |
Коррекционно – развивающее занятие №3.
Цель: | активизировать логическое и системное мышление детей; систематизировать знания детей о составных частях объекта и их вариантах; развивать речь учащихся, воображение. |
Форма занятия | групповая |
Задачи занятия: | |
Образовательная: | Знакомство с таблицей «системный оператор». |
Коррекционно-развивающая | формировать системное мышление, аналитические умения; активизировать словарный запас путем составления рассказа; активизировать интерес детей, формировать подвижность мышления, развивать комбинаторику |
Воспитательная | умение работать в команде; |
Заключение.
В результате работы по технологии ТРИЗ отмечаю у ребят положительное эмоциональное отношение к занятиям, познавательную активность, развивающуюся фантазию; расширение кругозора, увеличение словарного запаса; увлечённость, повышенный интерес к изучению предметов, желание учиться.
По окончанию занятий продиагностировала умения учащихся, результат положительный.
- Умеют выстраивать добропорядочные отношения в учебном коллективе, на коррекционно - развивающих занятиях;
- осмысленно относятся к тому, что делают, знают для чего они это делают;
- принимает учебную задачу, соотносят свои действия с этой задачей, ищут способ её решения, осуществляя пробы.
- намечают действия при работе в паре, составляют простой план действий при выполнении творческой работы.
- Могут перевести в устный текст данные из таблицы, схемы, могут дополнить или достроить их, использовать эти средства для записи текстовой информации;
- Используют речь и речевые средства, могут составлять тексты в устной форме на определённую тему;
- Умет задавать вопросы, уточняя непонятое в высказывании; умеет формулировать собственное мнение;
- умеет договариваться о распределении функций и ролей при работе в паре, в творческой группе;
Список литературы:
1.Гин С.И. Мир фантазии: Методическое пособие для учителей начальной школы. Библиотека учителя начальной школы.М.: Вита-Пресс, 2001.128 с
2.Об образовании в РФ: Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. No 273-ФЗ— СПб., 2014
3. https://infourok.ru/ispolzovanie-elementov-triztehnologii-v-nachalnoy
4. https://infourok.ru/refleksiya-na-urokah-v-nachalnoy-shkole-2127728
5. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/02/26/ispolzovanie-priem
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1. (дети сами рисуют в таблице различные варианты)
Части дома | А | Б | В | Г | Д | Е | |
1 | крыша | ||||||
2 | стены | ||||||
3 | окна | ||||||
4 | двери | ||||||
5 | фундамент |
Приложение 2
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
Б | Голова | |||||
В | Туловище | |||||
Г | Ноги | |||||
Д | Руки | |||||
Ж | Глаза | |||||
З | Нос | |||||
Н | Рот |
Приложение 3
Системный оператор
прошлое | Место 6 | настоящее | Место окружение объекта 3 | будущее | Место 9 |
4 Прошлое объекта | Объект и его функция 1. | 7 | |||
Части объекта 5 | Части объекта 2 | Части 8 |
Приложение 4
ЕЛЬ.
шишка | лес | дом |
семя | ель | бревно |
кожура, ядрышко | корень, ствол, ветви, хвоя | сердцевина, древесина, кора |
.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Работы детей 1 класса ( Моделирование дома будущего)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа групповых коррекционно-развивающих занятий для детей начальной школы, обучающихся по программе VIII вида 2 вариант.
Данная программа предлагает систему игровых занятий для комплексного психического развития умственно отсталых школьников. Основной целью коррекционно-развивающей программы является развитие («доведени...
Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ (задержка психического развития) по теме "В поисках времени" (2 класс)
Представлена технологическая карта коррекциооно-развивающего занятия по теме "В поисках времени" для учащихся 2 класса с задержкой психического развития....
Конспект коррекционно-развивающего занятия для детей-билингвистов
Конспект коррекционно-развивающего занятия по лексической теме "Деревья" для детей-билингвистов...
Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ . "Зима пришла"
Материал содержит данные о типе занятия, его цели и задачах. Представлен ход занятия, который состоит из организационной, основной и заключительной частей....
Программа коррекционно-развивающих занятий для детей с трудностями в обучении
Цель программы: обеспечение своевременной специализированной помощи ребенку в развитии познавательных процессов, мыслительных операций....
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия с педагогом-психологом с использованием музыкотерапии и танцевально-двигательной терапии «Летал, летал воробей.....»
Данная разработка предназначена для учащихся с нарушениями слуха. Задачи: познакомить с народной песней «Летал, летал воробей.....», научить движениям танца и пе...
Технологическая карта коррекционно-развивающего занятия по развитию словаря с использованием пиктограмм.
Технологическая карта занятия с безречевым учащимся с умеренной умственной отсталостью....