"Повышение педагогической культуры родителей"
материал

Головочесова Светлана Николаевна

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл golovochesova_ped.kulturaroditeley.docx27.12 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Центр образования «Тавла» -

Средняя общеобразовательная школа №17»

 «Повышение педагогической культуры родителей»

(выступление на МО начальных классов,

1.04.2019)

Подготовила: Головочесова С.Н.,

 учитель начальных классов

Саранск, 2019

Вопрос формирования педагогической культуры достаточно актуален в современной общеобразовательной школе, так как в настоящее время в Российском обществе повысилось внимание к семье.

«Каждой семье - педагогическую культуру» - это девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.

Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Успеха можно достичь только тогда, когда и учителя, и родители станут союзниками, их совместные действия будут направлены в интересах личности ребенка. Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его недостатки.

Наиболее эффективные профилактические, обучающие и развивающие мероприятия, которые направлены на решение следующих задач:

- повышение педагогической компетентности родителей;

- обучение родителей навыкам общения, разрешения конфликтных ситуаций;

- согласование требований, предъявляемых родителями ребенку;

- коррекция стиля родительского воспитания.

Основные принципы, на которых должна выстраиваться вся работа образовательного учреждения с родителями, это:

- открытость школы и семьи (каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живет и развивается его ребенок в образовательной среде);

- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

- создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе;

- диагностика общих и частных проблем в воспитании и развитии ребенка.

На сегодняшний день содержание и формы педагогического просвещения родителей младших школьников разнообразны. Работу с родителями можно разделить на два основных блока:

  1. Педагогическое просвещение родителей, задача которого заключается в повышении их педагогической грамотности.
  2. Включение родителей в деятельность, задача которой заключается в создании всех условий для включения родителей в планирование, организацию и контроль за деятельностью всего образовательного процесса.

В настоящее время используются всевозможные методы и формы педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой области, так и новаторские, нетрадиционные.

К традиционным относятся родительские собрания, беседы, консультации, анкетирование, информационно-стендовый материал. К нетрадиционным формам работы с родителями относятся круглые столы, вечера вопросов, встречи по интересам, педагогические гостиные, родительские вечеринки, дискуссии, чайные паузы, телефоны доверия, устные журналы, семинары-практикумы, тестирование, рефлексивные листы, выпуски собственных журналов и газет, памяток, реклам, выставок-презентаций и др.

Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через оформление выставок литературы, тематических стендов, изготовление памяток и буклетов, помогает доступно донести информацию о воспитательно-образовательном процессе, показать передовые методы работы.

Для родителей можно оформить информационные стенды «Советы родителям», «Специалисты рекомендуют», «Наша жизнь в школе» и др.

Материалы таких стендов должны систематически обновляться. Тематика материалов стенда должна зависеть от возрастных особенностей детей и семей. Так, для семей с детьми, имеющими проблемы со здоровьем, можно оформить стенд, где будут представлены практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Там же стоит поместить перечень инстанций, где родители смогут получить квалифицированную помощь и поддержку.

Желательно оформлять выставки, стенды, ориентированные на разные аспекты воспитания (трудовое, патриотическое, физическое и т.д.).

Деловая игра максимально приближает своих участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Конкретной схемы проведения деловых игр не существует. Все зависит от компетентности, творческих способностей руководителя.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В них могут участвовать учителя, классные руководители, социальные педагоги, родители и др. Темой деловых игр могут быть разного рода конфликтные ситуации.

Встречи за круглым столом расширяют познания о воспитательном процессе как у родителей, так и у педагога. Тематика их может быть самой разнообразной. Можно обсудить проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей. Характерным для такой формы взаимодействия является активная позиция родителей. Они охотно делятся опытом, интересными наблюдениями.

День открытых дверей включает в себя целый комплекс мероприятий, проводимых в определенный день в масштабах всей школы. К их проведению привлекаются методисты, специалисты школы (логопеды, психологи).

Такая форма имеет следующие положительные аспекты:

1.        Родители имеют возможность наблюдать за своими детьми в условиях, отличных от семейных;

2.        Могут сравнить успехи своих детей с успехами одноклассников;

3.        Родители имеют возможность перенимать методы педагогического воздействия, которые использует учитель.

Во время посещения школы в такой день родители могут посетить как уроки, так и внеклассные мероприятия. Это весьма эффективный путь наглядного обучения родителей.

Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор информации по разным педагогическим темам. Ответы на вопросы носят дискуссионный характер, зачастую переходят в заинтересованное обсуждение. Такие вечера носят непринуждённый характер, равноправное участие в них педагогов и родителей. К участию в этих мероприятиях целесообразно пригласить социального педагога, логопеда, педагога-психолога.

Семинары позволяют родителю глубже вникнуть в процессы воспитания, расширить знания о психологии, о методах педагогического воздействия.

На семинарах родители учатся адекватно воспринимать друг друга, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной жизни. Они вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов. В процессе такой работы с родителями могут быть использованы следующие приемы:

- мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей («Как развить память ребенка», «Возрастные кризисы развития ребенка», «Искусство хвалить и наказывать»). Необходимо следить, чтобы темы излагались простым языком, образно, живо и убедительно;

- групповые дискуссии, в основе которых - конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Ситуации могут быть предложены и педагогами, например, в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы семейного воспитания», «Как наши страхи становятся страхами детей», «Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той и иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;

- книжная терапия, суть которой заключается в обсуждении содержания специально подобранных педагогом к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания.

Помимо родительских семинаров в формировании педагогической культуры родителей большое значение имеет групповое и индивидуальное консультирование.

Основной задачей этого способа взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей, оптимизация форм родительского воздействия. В процессе индивидуального консультирования традиционно выделяются семь факторов эффективности работы с родителями:

1) создание психолого-педагогического климата, обеспечивающего успех консультирования. Педагог должен убедить родителя, что он проявляет искренний интерес к проблеме и хочет помочь в ее разрешении;

2) педагог задает наводящие вопросы, которые вызывают родителя на откровенность. Консультируемый высказывает все, что накопилось в душе;

3) педагог должен глубоко вникнуть в суть проблемы, осмыслить сложившуюся ситуацию и увидеть в ней то положительное, чего не заметил родитель;

4) педагог должен понять причину конфликта или проблемы, с которой к нему обратился родитель;

5) не называя причины конфликта, педагог должен стараться подвести родителя к ее пониманию;

6) родитель осознает причину конфликта, а педагог должен ненавязчиво подсказать пути его решения, чтобы родитель был уверен, что он сам нашел их;

7) педагог должен подтвердить правильность догадки родителя (или скорректировать вариант решения проблемы) и закрепить мотивацию на выполнение принятого решения.

Групповое консультирование назначается учителем для родителей, чьи дети имеют общие особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т.д. Консультация состоит из небольшого сообщения учителя и ответов на вопросы родителей.

Консультация может носить либо выраженный инструктивный характер, либо проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые вызывают затруднения у родителей. Это делает консультирование важным элементом в общей системе работы с родителями.

Необходимо отметить, что консультации могут проводиться не только в школе, но и дома. И в том, и в другом случае есть свои преимущества и недостатки. Придя в школу, родители могут получить совет учителя предметника, классного руководителя, врача, школьного психолога по интересующим их вопросам. Но здесь советы даются часто только на основании слов родителей. Консультируя на дому, педагог пользуется не только информацией родителей, но и своими впечатлениями, наблюдениями, полученными непосредственно на месте.

Наиболее распространенной формой работы с родителями являются родительские собрания.

В зависимости от поставленных целей они делятся на:

- организационные (выбор родительского комитета, разработка и утверждение плана работы, создание инициативных групп для участия в организации и проведении каких-либо классных и общешкольных мероприятий).

- итоговые (подведение итогов за определенный промежуток времени, анализ успехов и неудач, выработка дальнейших путей сотрудничества).

- тематические, ориентированные на повышение педагогической культуры родителей.

По форме проведения это могут быть лекции, беседы на психологическую, педагогическую тематику, тренинги, читательские конференции по вопросам семейного воспитания и др. Для активизации родителей и в конечном итоге для успешного проведения собрания педагогу нужно заранее о его проведении оповестить родителей, тщательно продумать сценарий, продумать ход мероприятия, все организационные моменты. Обратить внимание на соответствующее оформление - выпустить стенгазету, приготовить памятки, буклеты. Для большей наглядности и повышения эффективности восприятия информации свое выступление педагог может сопроводить показом мультимедийной презентации, слайд-шоу, видеоролика. К подготовке собрания можно привлечь активных родителей класса, членов родительского комитета.

Организуя собрания подобным образом, можно за короткое время добиться хороших результатов: родители становятся более заинтересованными в жизни класса и школы, принимают активное участие в ее работе.

Данная форма взаимодействия сплачивает коллектив родителей, обеспечивает их необходимой информацией по вопросам педагогики и психологии; повышает чувство ответственности родителей за семейное воспитание; оказывает положительное влияние на отношения школы и семьи.

В воспитательно-образовательном процессе современные школы используют проектный метод. В проектную деятельность вовлекаются учащиеся, начиная с младшего школьного возраста. Метод проектов способствует развитию познавательного интереса детей, их всестороннему развитию. В силу своих возрастных особенностей дети не всегда могут справиться с заданиями самостоятельно и тогда родители оказывают им информационную, мотивационную и техническую поддержку.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что многообразие форм работы с родителями, а так же повышение компетентности педагогов, являются неотъемлемой основополагающей в формировании педагогической грамотности родителей младших школьников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи

Презентация может быть использована как выступление на педсовете, в работе семинаров, проблемных групп и ШМО....

Работа с родителями по повышению педагогической культуры.

Тематическое планирование  собраний и родительского актива....

Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи.

Одним из направлений работы по повы­шению педагогической культуры родителей может стать оптимизация различных форм их обучения: лекций, бесед (коллективных, групповых, индивидуальных), посвященн...

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

 Педагогическая культура родителей (законных представи­телей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад сем...

Современные формы и содержание работы по повышению педагогической культуры родителей.

Современные формы и содержание работы по повышению педагогической культуры родителей....

Родительское собрание «Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе»

Родительское собрание «Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе»...

Повышение педагогической культуры родителей обучающихся с ЗПР посредством проектной деятельности.

Представлен практический опыт работы классного руководителя   в 3 классе...