Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи.
консультация (1 класс) по теме

Арашкевич Маргарита Юрьевна

 

Одним из направлений работы по повы­шению педагогической культуры родителей может стать оптимизация различных форм их обучения: лекций, бесед (коллективных, групповых, индивидуальных), посвященных обсуждению разнообразных, острых вопросов воспитания и развития детей. Учителям необходимо усовершенствовать способы передачи информации и приемы изложения материала, сделав его понятным и доступным для родителей. Успешность такой работы определяется желанием, заинтересованностью педагогического коллектива  школы в развитии и формировании родительской культуры и зависит от комплексного, системного подхода к организации работы с родителями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon semeynoe_vospitanie.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Повышение педагогической культуры родителей в процессе

 взаимодействия школы и семьи

Одним из направлений работы по повышению педагогической культуры родителей может стать оптимизация различных форм их обучения: лекций, бесед (коллективных, групповых, индивидуальных), посвященных обсуждению разнообразных, острых вопросов воспитания и развития детей. Учителям необходимо усовершенствовать способы передачи информации и приемы изложения материала, сделав его понятным и доступным для родителей. Успешность такой работы определяется желанием, заинтересованностью педагогического коллектива  школы в развитии и формировании родительской культуры и зависит от комплексного, системного подхода к организации работы с родителями.

     Рассмотрим некоторые формы и методы работы с родителями, направленные на повышение их педагогической культуры.

Основная задача родительского семинара — расширение знаний родителей о психологии воспитания, о педагогических приемах взаимодействия с детьми; изменение отношения родителей к самому процессу воспитания. На семинарах родители учатся более адекватно воспринимать друг друга, у них меняется представление о своем ребенке, расширяется спектр воспитательных приемов, которые затем апробируются в повседневной жизни. Они вовлекаются в обсуждение и осмысление своих семейных проблем, обмениваются опытом, и  в ходе групповых дискуссий вырабатывают пути разрешения семейных конфликтов.

 В процессе такой работы с родителями могут быть использованы следующие приемы:

1)  мини-лекции приглашенных специалистов (педагогов, психологов, социальных работников, дефектологов и т.п.) по отдельным вопросам. С этой целью заранее специально подбираются темы, интересующие конкретную группу родителей (например: «Индивидуальные   особенности   детей», «Возрастные кризисы развития ребенка», «Искусство хвалить и наказывать»), Необходимо следить, чтобы темы излагались простым языком, образно, живо и убедительно;

2)  групповые дискуссии, в основе которых — конкретные педагогические ситуации, пережитые родителями. Ситуации могут быть предложены и педагогами, например, в соответствии со следующими темами: «Нравственные основы родительства», «Как наши страхи становятся страхами детей», «Как сложилась бы наша жизнь, если бы не было детей», «Наши конфликты с детьми» и т.п. Цель дискуссии заключается в совместной выработке оптимального подхода к решению той и иной жизненной ситуации, основываясь на понимании ее психологического и педагогического смысла;

3)  книжная терапия, суть которой заключается в обсуждении содержания специально подобранных педагогом к семинару научно-популярных, методических пособий, посвященных проблемам семейной жизни и семейного воспитания.

Помимо родительских семинаров в формировании педагогической культуры родителей большое значение имеет групповое и индивидуальное консультирование. Основной задачей этого способа взаимодействии является изменение неадекватных родительских позиций, улучшения стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей, оптимизация форм родительского воздействия. В процессе индивидуального консультирования традиционно выделяются семь факторов эффективности работы с родителями:

1)  создание психолого-педагогического климата, обеспечивающего успех консультирования. Педагог должен убедить родителя, что он проявляет искренний интерес к проблеме и хочет помочь в ее разрешении;

2)  педагог задает наводящие вопросы, которые вызывают родителя на откровенность. Консультируемый высказывает все, что накопилось в душе;

3)  педагог должен глубоко вникнуть в суть проблемы, осмыслить сложившуюся ситуацию и увидеть в ней то положительное, чего не заметил родитель;

4)   педагог должен понять причину конфликта или проблемы, с которой к нему обратился родитель;

5)  не называя причины конфликта, педагог должен стараться подвести родителя к ее пониманию;

6) родитель осознает причину конфликта, а педагог должен ненавязчиво подсказать пути его решения, чтобы родитель был уверен, что он сам нашел их;

7) педагог должен подтвердить правильность догадки родителя (или скорректировать вариант решения проблемы) и закрепить мотивацию на выполнение принятого решения.

Групповое консультирование назначается учителем для родителей, чьи дети имеют общие особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т.д. Консультация состоит из небольшого сообщения учителя и ответов на вопросы родителей. Так, например, если в классе есть несколько учащихся, которые мало читают и не любят книг, то их родителей может собрать учитель-словесник и рассказать, как заинтересовать детей чтением. Подобная беседа может быть проведена с родителями неуспевающих учеников (эти консультации также могут проводиться с участием учителей-предметников, школьного врача, психолога). В родительских группах часто используются игровые приемы работы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания,

Основной задачей этого способа взаимодействия является изменение неадекватных родительских позиций, улучшение стиля внутрисемейного взаимодействия, расширение мотивов осознанности в воспитании детей, оптимизация форм родительского воздействия. В процессе индивидуального консультирования традиционно выделяются семь факторов эффективности работы с родителями:

  1. педагог должен глубоко вникнуть в суть проблемы, осмыслить сложившуюся ситуацию и увидеть в ней то положительное, чего не заметил родитель;

4)        педагог должен понять причину конфликта или проблемы, с которой к нему обратился родитель;

  1. не называя причины конфликта, педагог должен стараться подвести родителя к ее пониманию;
  2. родитель осознает причину конфликта, а педагог должен ненавязчиво подсказать пути его решения, чтобы родитель был уверен, что он сам нашел их;
  3. педагог должен подтвердить правильность догадки родителя (или скорректировать вариант решения проблемы) и закрепить мотивацию на выполнение принятого решения.

Групповое консультирование назначается учителем для родителей, чьи дети имеют общие особенности в успеваемости, поведении, состоянии здоровья, условиях воспитания и т.д. Консультация состоит из небольшого сообщения учителя и ответов на вопросы родителей. Так, например, если в классе есть несколько учащихся, которые мало читают и не любят книг, то их родителей может собрать учитель-словесник и рассказать, как заинтересовать детей чтением. Подобная беседа может быть проведена с родителями неуспевающих учеников (эти консультации также могут проводиться с участием учителей-предметников, школьного врача, психолога). В родительских группах часто используются игровые приемы работы: разыгрываются ситуации взаимодействия с детьми в семье, ситуации поощрения и наказания, отрабатываются приемы общения с детьми. На групповых консультациях общепедагогические положения рассматриваются в конкретном приложении к определенным частным случаям.

Консультация может носить либо выраженный инструктивный характер, либо проходить в форме обсуждения сложных воспитательных ситуаций, которые вызывают затруднения у родителей. Это делает консультирование важным элементом в общей системе работы с родителями.

Необходимо отметить, что консультации могут проводиться не только в школе, но и дома. И в том, и в другом случае есть свои преимущества и недостатки. Придя в школу, родители могут получить совет учителя-предметника, классного руководителя, врача, школьного психолога по интересующим их вопросам. Но здесь советы даются часто только на основании слов родителей. Консультируя на дому, педагог пользуется не только информацией родителей, но и своими впечатлениями, наблюдениями, полученными непосредственно на месте.

Еще одним направлением работы школы по повышению педагогической культуры родителей является целенаправленная просветительская деятельность в области педагогики воспитания. С этой целью в школе могут быть организованы следующие формы работы с родителями.

Классное родительское собрание до сих пор является основной формой взаимодействия учителя с родителями. Оно призвано стать местом обсуждения актуальных проблем учебно-воспитательной работы, проведения бесед педагогического содержания, организации обмена опытом по воспитанию детей в семье, анализа нестандартных подходов к реализации воспитательных задач и т.д.

Обычно родительские собрания проходят традиционно: доклад классного руководителя по проблемам реализации учебно-воспитательного процесса и обсуждение организационных вопросов. Как правило, на собраниях такого типа родители не проявляют никакой активности. Их безынициативность — это показатель либо незаинтересованности, либо того, что сама форма проведения собрания не располагает к высказываниям со стороны родителей.

Для повышения эффективности этой работы необходимо организовать несколько семинаров-практикумов для педагогов, на которых стоит рассмотреть вопросы подготовки и проведения собраний, пути повышения активности родителей. Следует также определить общие требования к подготовке и проведению собраний, а также обсудить рекомендации к их проведению, предлагаемые в научно-методических пособиях. Несколько родительских собраний можно сделать открытыми, чтобы на них могли присутствовать все заинтересованные педагоги.

Подготовка и проведение собрания требуют большой изобретательности педагогов и учета особенностей взрослой аудитории.

Как педагог может подготовиться к родительскому собранию, чтобы конечный результат оправдал ожидания всех его участников? Перечислим основные моменты подготовки:

•  тщательно продумать «сценарий» собрания;

•  подготовить вопросы, которые следует задать родителям;

•  продумать оформление классной комнаты, чтобы она соответствовала проблеме обсуждения;

желательно заранее провести анкетирование родителей и (или) детей, чтобы посмотреть на проблему их глазами;

•  подготовить стенгазету, видеофрагменты и другие материалы, которые раскрывают отдельные моменты из жизни класса;

•   расставить столы и стулья по кругу, чтобы все чувствовали себя в одинаковых условиях;

•   продумать персонально приглашение каждому родителю на собрание;

•  привлекать к подготовке собрания родительский комитет класса или отдельных активных родителей.

Организуя, таким образом, родительские собрания, можно за короткое время добиться значительных результатов: родители \     становятся более заинтересованными  в \жизни класса и школы, принимают активное участие в ее работе. Подобная форма дает возможность родителям как бы заново узнать своего ребенка, наблюдая его в условиях школы; способствует повышению чувства ответственности за воспитание детей; сплачивает коллектив родителей; положительно сказывается на взаимоотношениях школы и семьи.

Наглядная педагогическая пропаганда позволяет познакомить родителей с вопросами воспитания через материалы стендов, тематических выставок и др., а также непосредственно показать им воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, помогает доступно и убедительно донести необходимую педагогическую информацию.

Родители с удовольствием рассматривают работы детей, представленные на выставках рисунков, лепки, аппликации и т.п.

Можно составить и постоянно обновлять стенды «Для вас, родители», «Родителям о детях», содержащие информацию о повседневной жизни класса, о текущей и воспитательной работе в школе и семье. На стенде под заголовком, например, «Чем занимались ваши дети сегодня» могут помещаться выписки из календарных планов, краткие отчеты о выполнении программы. Стенд «Советы и рекомендации» может содержать рекомендации психолога и социального педагога по различным вопросам, отчеты членов родительского комитета о посещениях семей и др.

Тематика материалов стенда должна зависеть от возрастных особенностей детей и семей. Так, для семей с детьми-инвалидами можно оформить стенд, где будут представлены практические рекомендации психолога, социального педагога, дефектолога. Там же стоит поместить перечень инстанций, где родители смогут получить квалифицированную помощь и поддержку.

Большое внимание следует уделять оформлению тематических стендов и выставок, посвященных праздникам и определенным темам («Золотые руки мамы», «Любовь, дружба, взаимное уважение — основа нормального развития детей», «Воспитание трудолюбия в семье», «Я — сам», «Мир вокруг нас» и т.д.). Например, на выставке по теме «Радость творчества» можно разместить работы детей и родителей из природного материала, рисунки, аппликации, вышивку, макраме; на выставке «Родители — школе» — спецодежду, изготовленную родителями для работы на пришкольном участке, расписные цветочные горшки и др.

Желательно оформлять выставки на темы, касающиеся различных аспектов воспитания (трудового, эстетического и т.д.). При оформлении выставки, посвященной физическому воспитанию, можно использовать фотографии, текстовый материал о пользе физических упражнений, перечень основных движений, которыми должны овладеть школьники, и т.д.

Сочетание всех форм наглядной пропаганды способствует повышению педагогических знаний родителей, побуждает их пересматривать свои методы и приемы воспитания.

Деловая игра максимально приближает своих участников к реальной обстановке, формирует навыки быстрого принятия педагогически верных решений, умение вовремя увидеть и исправить ошибку.

Конкретной, узконаправленной схемы проведения деловых игр не существует. Все зависит от компетентности, творческих способностей и выдумки руководителей.

Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умений предупреждать конфликтные ситуации. Роли в деловых играх могут распределяться по-разному. В них могут участвовать учителя, классные руководители, социальные педагоги, родители и др. Темой деловых игр могут быть разного рода конфликтные ситуации.

Вечера вопросов и ответов представляют собой сбор педагогической информации по разнообразным проблемам. Ответы на вопросы зачастую носят дискуссионный характер и нередко переходят в заинтересованное обсуждение. Такие вечера должны проходить как непринужденное, равноправное общение родителей и педагогов. На них желательно присутствие большинства членов педагогического коллектива, а также специалистов — медиков, юристов, социальных педагогов, психологов и др., в зависимости от содержания обсуждаемых вопросов. Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и педагогов. Их тематика может быть различной. Можно обсудить различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие в процессе воспитания детей в различных типах семей. Эта форма работы характеризуется тем, что практически ни один родитель не остается в стороне, все принимают активное участие, делясь интересными наблюдениями и высказывая дельные советы.

Родительские конференции предназначены для обмена опытом воспитания. Мысли, высказанные на них родителями и подкрепленные их же опытом, приобретают особую убедительность и оказывают большое влияние на присутствующих. Конференции проводятся как по проблемам, затрагивающим широкий круг психолого-педагогических вопросов, так и по конкретным вопросам семейного воспитания, например: «Эстетическое воспитание детей в семье», «Воспитание дисциплинированности и культуры поведения», «Воспитание у детей познавательной активности и интереса к учению» и т.д.

Определив тему конференции, учителю следует выявить родителей, имеющих положительный опыт в решении соответствующей проблемы, и помочь им подготовиться к выступлению, дав возможность осмыслить то ценное, что есть в их воспитательной системе.

День открытых дверей объединяет целый комплекс мероприятий, проводимых в масштабе всей школы в специально отведенный для этого день. К их проведению привлекаются методисты, социальные педагоги, психологи и т.д. Родители получают возможность: а) наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной; б) сравнивать умения и поведение своего ребенка с умениями и поведением других детей; в) перенимать у педагога приемы воспитательных воздействий. Родители могут увидеть уроки и внеклассные занятия, посмотреть, как учат их детей, как работают сами школьники, что требует от них учитель, какими приемами он пользуется. Отцы и матери убеждаются, как сложен и ответствен труд учителя, видят, чем располагает школа для обучения и воспитания детей. Это весьма эффективный путь наглядного, конкретного обучения родителей, особенно признанный и распространенный в сельских школах.

Еще одной формой работы по повышению педагогической культуры родителей являются практические занятия, направленные на выработку и закрепление педагогических умений и навыков мам и пап. Разрыв между теоретическими представлениями родителей о методах и средствах воспитания и умением применять их на практике является наиболее характерным недостатком образовательной системы. Так, например, родителям (после теоретического ознакомления с определенными аспектами воспитательной деятельности) можно предложить проиграть различные жизненные ситуации, в том числе и конфликтные. Умение идти на компромисс, слушать, разрешать спорные ситуации, понимать позиции другого человека и многое другое — это важные моменты в общении с детьми. Проигрывание различных «скандальных» сюжетов помогает родителям и детям найти способы взаимоопределяемых решений, позволяет посмеяться над ситуацией, а значит, посмотреть на нее со стороны, без излишней эмоциональной включенности.

В работе с семьей можно выделить уровни взаимодействия учителей и родителей, которые наиболее часто встречаются в педагогической практике школы.

Оптимальный или благоприятный уровень взаимодействия характеризуется целесообразностью и содержательностью, взаимопониманием и демократическим стилем общения. При таком уровне взаимодействия учитель четко определяет режим общения с родителями, положительно относится к ребенку и его семье, профессионально компетентен. Родители регулярно посещают родительские собрания, беседы и другие мероприятия, активно участвуют в дискуссиях, охотно делятся своим педагогическим опытом при критичном отношении к нему. Этот уровень взаимодействия предполагает высокую степень развития ценностной ориентации учителя, с одной стороны, и творческий характер и

инициативность учителя во взаимодействии — с другой.

Для благоприятно-неустойчивого уровня взаимодействия характерна доброжелательность и открытость, стремление создать все условия для развития детей. Однако по ряду вопросов между учителем и родителями иногда нет полного взаимопонимания, вследствие чего на какое-то время родители теряют интерес к «школьной жизни», реже посещают школу.

Нейтральный уровень взаимодействия отличается относительной свободой и нерегламентированностью (пришел — хорошо, не пришел ну и ладно). Взаимодействие учителя с родителями ситуативно, скоротечно и не отличается взаимной заинтересованностью в совместной деятельности.

Несогласованный уровень взаимодействия характеризуется стремлением представить свою точку зрения по вопросам обучения и воспитания как единственно правильную. Общение носит, как правило, рекомендательный характер. Рассогласованность взглядов и планов, требований и оценок учителя и родителей не благоприятствует развитию младшего школьника. Сами же учителя и родители сдерживают внутренний конфликт, что порождает у них чувство тревожности.

Неблагоприятный или конфликтный уровень взаимодействия характеризуется преобладанием эмоциональности над чувством ответственности. Учитель и родители регулярно выясняют отношения, высказывают недовольство друг другом, сомнения в педагогической компетентности друг друга. Любой просчет партнера воспринимается как доказательство несовершенности его знаний, взглядов или действий. Такой тип взаимодействия оказывает негативное влияние на развитие школьника, порождает чувство его незащищенности и вины.

Специфика работы с родителями, направленная на повышение их педагогической культуры, требует от педагога наличия таких профессиональных качеств, которые бы способствовали организации эффективного межличностного взаимодействия двух важнейших субъектов воспитания — семьи и школы.

Литература:

  М.Н.Недвецкая, « Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи»,  М., «Начальная школа» № 1, 2007


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение педагогической культуры родителей в процессе взаимодействия школы и семьи

Презентация может быть использована как выступление на педсовете, в работе семинаров, проблемных групп и ШМО....

Педагогический проект "Взаимодействие школы и семьи в процессе формирования личности ученика"

Задачей школы в современных условиях является поддержание и развитие интереса к человеку в семье. Педагоги должны помочь родителям увидеть ребенка в eго природосообразности. Научить наблюдать за его р...

"Повышение педагогической культуры родителей"

Выступление на методическом объединении учителей начальных классов....

Повышение педагогической культуры родителей (законных представителей) обучающихся.

 Педагогическая культура родителей (законных представи­телей) обучающихся — один из самых действенных факторов их духовно-нравственного развития и воспитания, поскольку уклад сем...

Современные формы и содержание работы по повышению педагогической культуры родителей.

Современные формы и содержание работы по повышению педагогической культуры родителей....

Родительское собрание «Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе»

Родительское собрание «Повышение педагогической культуры родителей по вопросу помощи ребенку в учебе»...

Повышение педагогической культуры родителей обучающихся с ЗПР посредством проектной деятельности.

Представлен практический опыт работы классного руководителя   в 3 классе...