Главные вкладки

    Система оценивания учащихся начальных классов по ФГОС
    методическая разработка

    Тимофеева Елена Викторовна

    В данной статье указаны критерии оценивания учащихся начальной школы.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Система оценивания образовательных достижений

          Оценочная деятельность учителя строится на основе следующих общих принципов:

    1. Оценивание является постоянным процессом  в образовании детей.

    В зависимости от этапа обучения я использую  диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание. При этом итоговая отметка может быть выставлена как обобщенный результат накопленных за период обучения отметок.

    2. Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.

    3. Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика и процесс их формирования, но не личные качества ребенка. Оценивать можно только то, чему учат.

    4. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке и взаимооценке.

        В системе оценивания я  использую  внутреннюю оценку, выставляемую мной  или школой. Внешняя оценка проводится  различными независимыми службами, осуществляется, как правило, в форме мониторинговых исследований, аттестации образовательных учреждений , результаты которых не влияют на итоговую отметку детей, участвующих в этих процедурах. В обучении детей я использую три вида оценивания: стартовую диагностику, текущее оценивание, итоговое оценивание.

         Стартовая диагностика (входная) в первых классах основывается на результатах мониторинга общей готовности первоклассников к обучению в школе и результатах оценки их готовности к изучению данного курса. Эти показатели определяют стартовые условия обучения детей, которые необходимо учитывать в текущем оценивании.

        В текущем оценивании используются субъективные, или экспертные методы (наблюдение, самооценка и самоанализ) и объективизированные методы, основанные, как правило, на анализе письменных ответов и работ учащихся.

    Предметом оценки выступают как достигаемые образовательные результаты, так и процесс их достижения, а также мера осознанности каждым обучающимся особенностей его собственного процесса обучения. При этом наряду с интегральной оценкой (за всю работу в целом, проводимой, например, в форме портфолио, презентаций, выставок) я использую дифференцированную оценку (вычленение в работе отдельных аспектов, например сформированности вычислительных умений, выразительности чтения, умения слушать товарища, формулировать и задавать вопрос, выдвигать предположение и т. д.), а также самоанализ и самооценку обучающихся.

    Выбор формы текущего оценивания определяется этапом обучения, общими и специальными целями обучения, конкретными учебными задачами, целью получения информации.

      Итоговое оценивание происходит в конце обучения в начальной школе и может проводиться в форме накопительной оценки, получаемой как обобщенный результат выставленных ранее оценок, а также в ходе целенаправленного сбора данных (в т.ч. с помощью итоговых тестов) или практической демонстрации применения полученных знаний и освоенных способов деятельности. Возможна также любая комбинация этих форм.

          Вместе с тем я использую  итоговую  демонстрацию общей подготовки, умение синтезировать и использовать полученные за четыре года знания и навыки применительно к различным учебным задачам, отрабатываемым и ходе обучения. Такая демонстрация может проводиться как в форме выставки результатов проектной работы, которая велась ребенком на протяжении всего четвертого года обучения под руководством учителя и с помощью сверстников и родителей, так и в форме комплексной письменной работы, охватывающей наиболее существенные и значимые для дальнейшего обучения аспекты. Возможно и сочетание этих форм.

          Комплексная письменная работа позволяет выявить и оценить как уровень сформированности важнейших предметных аспектов обучения, так и компетентность ребенка в решении разнообразных проблем. Проведение письменной комплексной контрольной работы полезно еще и потому, что именно в такой форме (в рамках разрабатываемой системы оценивания) предполагается осуществлять оценку успешности и эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, региональных систем образования. Целесообразно убедиться заранее, что дети готовы к такой форме работы, что они не растеряются в новой учебной ситуации, смогут продемонстрировать свои успехи, достигнутые за годы обучения в начальной школе.

    Методы оценивания

    В качестве примеров методов оценивания можно назвать следующие:

    1. Тест.

    2. Экспресс-опрос («летучка»).

    3.Расширенный опрос.

    4.Игровые методы оценивания.

    5.Контрольное упражнение.

    6.Наблюдение.

    7.Самооценка.

    8.Беседа (общая дискуссия, обсуждение, подведение итогов) и др.

           При безотметочном обучении (например: в первом классе) я использую следующие методы оценивания:

     - лесенки достижений, где помещенная на ту или иную ступеньку лесенки фигурка символизирует исходный уровень владения данным навыком;

     - волшебные линеечки подробно описанные в книге «Оценка без отметки» Г.А. Цукерман;

     - листы индивидуальных достижений, где закрашивание определенной клетки фиксирует формирование определенного навыка на данном этапе;

     - листы наблюдений и др.

    Формы оценивания

    1. Устный опрос

    2. Письменная самостоятельная работа

    3. Диктанты

    4. Контрольное списывание

    5. Тестовые задания

    6. Графическая работа

    7. Доклад

    8. Изложение

    9. Творческая работа

    10. Диагностическая контрольная работа

    11. Итоговая комплексная работа

    12. Контроль техники чтения

    Формы оценивания во внеурочной деятельности

    1.Участие  в выставках, конкурсах, соревнованиях

    2.Активность в проектах и программах

    3.Творческий отчет


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Положение о системе оценивания в начальной школе по ФГОС

    Данный материал содержит 10-ти балльную  систему оценивания в начальных классах нашей школы...

    Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1 класса

    Положение о безотметочной системе оценивания учащихся 1 класса...

    Возможности безотметочной и рейтинговой системы оценивания учащихся начальных классов

    Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует отметка как форма количественного выражения результата оценочной деятельности. Это поиск нового подхода к оцениванию, который ...

    Система оценивания в начальной школе по ФГОС и диагностические карты формирования УУД в 1-4 классах.

    Материал разработан ШМО учителей начальных классов МОУ Кременкульская СОШ....

    Система оценивания учащихся начальных классов

    В данном материале представлены формы и методы оценивания учащихся начальных классов...

    Статья " Безотметочная система оценивания учащихся 1 класса"

    1.      Безотметочное обучение - это обучение учащихся 1 класса, представляющее собой обучение, в котором отсутствует пятибальная форма отметки как форма количественного выраж...