Рабочая программа по курсу "Мы познаем мир"
рабочая программа (1 класс)

Леонова Ольга Евгеньевна

Рабочая программа  курса внеурочной деятельности "Мы познаем мир". 1класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma-my_poznaem_mir_1_klass.doc114 КБ

Предварительный просмотр:

Количество часов -34, в неделю 1 час.

Планирование  составлено на основе авторской программы И.В. Нефедовой «Мы познаем мир» в соответствии с ФГОСНОО и  с учетом дифференциации для одаренных и слабоуспевающих  учащихся.

Используемая литература: Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя /Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. – М. :Просвещение, 2010., Психология. Учебное пособие для начальной школы./ под ред. проф. Дубровиной И.В., Москва, «Гардарика» 1998г./, Развитие интеллектуальных способностей школьника.  Тихомирова Л.Ф., Ярославль, «Академия развития» 1996г.

Смирнов Н.А. Пособие для учителей и родителей учащихся начальных классов «Этика и этикет младших школьников». Москва: «Школьная Пресса», 2002г.

Богуславская Н.Е., Купина Н.А.. Веселый этикет. Развитие коммуникативных способностей ребенка. – Флинта: Наука, 2007г.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности

В результате изучения курса внеурочной деятельности учащиеся получат возможность научиться:

  • участвовать в различных видах игровой, изобразительной, творческой  деятельности;
  • заинтересовываться в развитии своих способностей;
  • участвовать в обсуждении и выражать свое отношение к изучаемому вопросу;
  • возможность пробовать свои силы в различных областях коллективной деятельности,  добывать новую информацию из различных источников;
  • развивать познавательную активность, любознательность, расширять общий кругозор и творческое мышление;
  • развивать личностные отношения детей (навыки работы в группе, развитие воображения, навыки слушания);
  • развивать коммуникативные отношения: определять общую цель и пути ее достижения, осуществлять взаимный контроль и навыки сотрудничества;
  • формулировать собственное мнение и позицию.

В результате изучения курса внеурочной деятельности учащиеся научатся:

  • высказывать своё предположение (версию);
  • работать по предложенному учителем плану;
  • ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
  • делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в  дополнительных  источниках информации;
  • добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;
  • перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;
  • перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.

 

Содержание курса внеурочной деятельности

Школьный этикет - 10ч.

 Ты – ученик.

Занятие-игра. Соревнование двух команд. Игра «Школьники – дошкольники» (найти отличия). Обсуждение ситуаций («В гардеробе», «В столовой», «В спортивном зале», «В библиотеке»). Игра «Назови права и обязанности». Игра на внимание «Знаешь ли ты правила?».

 - В гости к нам портфель пришёл.

Занятие-игра.  Отгадывание загадок о школьных принадлежностях.  Игра «Собери пенал» в командах. Игра «Как Мишка в школу собирался». Игра-соревнование «Собери портфель».  Игра-инсценировка «Пропускной пункт».

- Мы пришли на урок.

Занятие-тренинг. Организация «круглого стола» для обсуждения правил поведения на уроке, в классе. Обыгрывание ситуаций в игровой форме. Тренинг «Моё рабочее место». Выведение правил для дежурных. Анализ ситуаций-стихотворений. Игра «Можно-нельзя».  

- Зачем нужны перемены?

Беседа с элементами игры. Обсуждение «Зачем нужны перемены». Анализ стихотворения Б. Заходера «Перемена». Анализ стихотворных ситуаций. Выведение правил поведения во время перемены. Выведение положительных и отрицательных моментов в подвижных и спокойных играх. Разучивание игры «Звери, птицы, рыбы».

- Мы – в школьной столовой.

Экскурсия в столовую с элементами беседы. Беседа с поваром. Обыгрывание ситуаций. Выведение правил поведения и обоснование их.

Правила общения - 22ч.

- Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность)?

Исполнение песни «Улыбка». Высказывания детей о песне. Историческая справка слова «вежливость». Игра «Доскажи словечко». Из истории слов. Анализ стихотворений «Невежливая вежливость», «Добрые слова», «Простите».

- Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

Обсуждение ситуаций в группах. Анализ четверостиший о невежливых поступках. Игра на внимание «Пожалуйста». Инсценировки ситуаций.

- Вежливый отказ.

Анализ стихотворения А. Шибаева «Не выучил». Сравнение речевых ответов-отказов. Разыгрывание ситуаций. Анализ стихотворения Э.  Мошковской «Подарите крокодила».

- Можно и не ссориться.

Разыгрывание ситуаций с использованием мягких игрушек. Анализ рассказа Е. Пермяка «Самое страшное». Тренинг «Закончи предложение». Рассказ «Волшебное слово «стоп»».

- Без друга в жизни туго.

Прослушивание песни «Дружба». Работа со словарём (значение слов «друг», «дружба»). Работа в группах: определение качеств настоящего друга. Анализ стихотворений с различными ситуациями. Работа в группах: выявление причин, по каким дружба может распасться. Коллективное составление правил дружбы.

- Жадность и жадины.

Анализ басни Л. Н. Толстого «Собака и кость». Работа со словарём (толкование слова»жадность»). Работа в группах. Вопросы для анализа. Работа с пословицами.  Работа над анализом сказок «Жадный Вартан», «Два жадных медвежонка». Рисуем жадность.

- Мой учитель.

Анализ ситуаций, инсценировки и выведение правил культурного общения.

- Думай о других: сочувствие – как его выразить?

Минутка – размышление «Мой мир  и «Я» в этом мире». Работа с пословицами. Изображение-коллаж двух миров. Продолжение фразы «Мне не нравится, когда…». Анализ цитаты из Библии. Инсценировка ситуаций.

- Доброе слово – что ясный день.

Занятие-игра. Анализ ситуаций из сказки «Гуси-лебеди», «Морозко». Анализ пословицы «Доброе слово – что ясный день» в парах. Игры «Ручеёк», «Да-нет», «Комплимент», «Ларец добродетелей», «Корзина добрых дел». Песня «Дорога добра».

- Моя семья.

Устные рассказы о членах семьи. Иллюстрирование.

- Порадовать близких – как это просто.

Стихотворение Благининой «Посидим в тишине» (прослушивание и анализ). Игра с превращениями (инсценировка ситуаций). Разучивание озорного стихотворения и изображение Барабульки.

О трудолюбии - 14 ч.

- О лени и лентяях.

Работа с пословицами. Анализ произведений «Сказка про лень» Л. Зубкова и «Лентяй и солнце» В. Сухомлинского. Групповая работа: советы лентяям.  Анализ стихотворений «Кот и лодыри» С. Я. Маршака и «Петя мечтает» Б. Заходера. Изображение в парах лентяя (рисование, лепка). Памятка «Антилень».

- «Терпенье и труд  всё перетрут».

Анализ стихотворения В. Брюсова о труде. Работа с пословицами в игровой форме. Анализ притчи, рассказов Л. Н. Толстого, стихотворения И.  Токмаковой «Букваринск».

- Что помогает лучше учиться (старательность).    

Работа с пословицами. Работа с толковым словарём (старательный, прилежный). Анализ рассказа В. Осеевой «Сыновья» и стихотворения С. Баруздина «О человеке и его часах». Групповая формулировка правил успеваемости.

- Как мы трудимся: в школе и дома.

Рассказы учащихся о поручениях в школе. Рисунки «Я тружусь».

- Твой труд дома.

Просмотр отрывка из мультфильма «Домовёнок». «Ромашка» с историями от Домовёнка (анализ историй). Инсценировка «Ванины карманы». Советы  Домовёнка.

- Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

Соревнование «Кто аккуратнее соберёт пенал (портфель)». Демонстрация аккуратного и бережного отношения к вещам.

- Все профессии важны, все профессии нужны.

Заочная экскурсия. Презентация.

Культура внешнего вида- 9 ч.

- Основные правила Мойдодыра.

Анализ произведения «Мойдодыр». Отгадывание загадок (предметы гигиены). Работа в группах: определение правил Мойдодыра.

- Язык, мимика и жесты.

Анализ легенды о языке. Игра «Актёр». Беседа о жестах, демонстрация жестов. Анализ отрывка из сказки «Крошка Енот…» Игра «Мимика».

- Каждой вещи своё место.

Инсценировка и анализ ситуаций в раздевалке, при переодевании на урок физической культуры, учитывая необходимость переодевания, отношение к одежде дома.

- Во все времена года одежда соответствует погоде.

Занятие-игра с элементами беседы. Одевание кукол.

Внешкольный этикет -12 ч.

- Добро и зло.

Выяснение смысла слов. Прослушивание песни «Доброта».

Анализ кратких рассказов и ситуаций в группах.

- У тебя гости. Ты – в гостях.

Беседа. Инсценировка отрывка из сказки Маршака «Кошкин дом». Разыгрывание сценок с выведением правил.

- Правила поведения на улице, в транспорте.

Экскурсия с элементами беседы и инсценировок.

- «Спасибо» и «пожалуйста».

Игра «Вежливые  прятки». Инсценировки на употребление вежливых  слов. Нюансы в употреблении слов «спасибо» и «благодарю».

- Школа вежливости.

Работа с пословицами о вежливости.  Инсценировка «Самый важный». Анализ стихотворения «О школьнике одном».  Игра «Волшебный цветик - семицветик». «Экзамен» на вежливого человека.

- Как применять этикет в жизни.

Занятие-игра. Беседа «Доброе утро». Игры «Мы едем, едем, едем», «Правильная очередь», «Лучший собеседник». Тесты.

Итоговое занятие 1 ч.

- Викторина «Ежели вы вежливы…»

Подготовка и проведение заключительного классного часа.

Тематическое планирование

п/п

Наименование разделов и тем

Школьный этикет -10ч.

1

Тематический классный час «Первый урок – урок «Мира и дружбы».

2

Ты – ученик.

3

Мой школьный дом. Экскурсия по школе.

4

В гости к нам портфель пришёл. Урок – игра.

5

Мы пришли на урок.

6

Правила поведения в школе. Урок – игра.

7

Круглый стол «Правила поведения на уроке, в классе.

8

Зачем нужны перемены?

9

Мы  в школьной столовой.

10

Мы в школьной библиотеке.

Правила общения - 22ч.

11

Классный час «Творите добрые дела!»

12

Учись договариваться. Акция «Посади дерево».

13

Мои товарищи: вежливое обращение к сверстникам.

14

Зачем нужны «вежливые» слова (доброжелательность)?

15

Правила дружбы.

16

Праздник «Посвящение в первоклассники».

17

Вежливая просьба.

18

Вежливый отказ.

19

Правила культурного общения. Практическое занятие.

20

Можно и не ссориться.

21

Без друга в жизни туго.

22

Жадность и жадины.

23

Мой учитель.

24

«Мой мир  и «Я» в этом мире».

25

Думай о других: сочувствие – как его выразить?

26

Акция «Дети детям».

27

Доброе слово – что ясный день.

28

Комплимент. Урок вежливости. Практическое занятие.

29

Ларец добродетелей.

30

Моя семья.

31

Конкурс рисунков «Моя семья».

32

Порадовать близких – как это просто.

О трудолюбии -14ч.

33

О лени и лентяях.

34

 «Терпенье и труд  всё перетрут».

35

Акция «Птичья столовая» (изготовление кормушек для птиц).

36

Что помогает лучше учиться (старательность).    

37

Правила успеваемости.

38

Как мы трудимся: в школе и дома.

39

Акция «Сбор макулатуры».

40

Твой труд дома.

41

Конкурс рисунков «Я тружусь».

42

Бережливость: каждой вещи своё место (береги свои школьные вещи).

43

Все профессии важны, все профессии нужны.

44

Экскурсия на Гжельское производство «Галактика».

45

Все профессии важны, все профессии нужны.

46

Экскурсия в Историко-художественный музей г. Раменское «ткацкое производство».

Культура внешнего вида - 9ч.

47

Основные правила Мойдодыра.

48

Предметы гигиены.

49

Десант чистоты и порядка.

50

Язык, мимика и жесты. Праздник «Прощание с Букварем».

51

Каждой вещи своё место.

52

Разыгрывание ситуаций при переодевании на различные уроки. Практическое занятие.

53

Отношение к одежде дома.

54

Во все времена года одежда соответствует погоде.

55

Занятие – игра «Одевание куклы».

Внешкольный этикет -12ч.

56

Добро и зло.

57

Инсценирование сказок.

58

У тебя гости.

59

Ты – в гостях.

60

Правила поведения на улице, в транспорте.

61

Правила поведения в общественных местах.

62

Конкурс рисунков.

63

«Спасибо» и «пожалуйста».

64

Урок-игра «Вежливые  прятки». Инсценировки на употребление вежливых  слов.

65

Школа вежливости.

66

Как применять этикет в жизни.

67

«Экзамен» на вежливого человека.

Итоговое занятие 1 ч.

68

Итоговое занятие «Мы познаем мир». Викторина «Ежели вы вежливы…»

                                                                                                         Итого: 68 часов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по внеурочной деятельности в 1 классе курса "Я познаю мир"

Социальная деятельность направления куса "Я познаю мир" внеурочной деятельности...

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 классе курса "Я познаю мир"

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 2 класса  курса "Я познаю мир"...

Рабочая программа курса "Познай себя" для начальных классов

Развитие у детей когнитивных умений и способностей для успешного обучения, а также социальных и коммуникативных умений....

Рабочая программа по внеурочной деятельности для 1 классов "Черепашка познает мир"

Авторская программа Программа учитывает основные идеи и положения программы развития и формирования универсальных учебных действий обучающихся для начального образования в соответствии с требова...

Рабочая программа кружка «Я познаю мир»

Рабочая программа кружка «Я познаю мир»...

Рабочая программа кружка "Я познаю мир"

Цель программы кружка «Я познаю мир» – формирование основ  экологической грамотности обучающихся начальной школы,  воспитание  ответственного отношения к окружающей ср...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Познаем сами"

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности«Познаем сами»             Рабочая программа составлена на основе:...