Рабочая программа внеурочной деятельности "Познаем сами"
рабочая программа по окружающему миру (1, 2, 3, 4 класс)

Сомова Светлана Андреевна

 

Аннотация к рабочей программе внеурочной деятельности

«Познаем сами»

 

            Рабочая программа составлена на основе:

 

  1. Программы внеурочной проектной  деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г.Чураковой.
  2. Программ по учебным предметам (М.:  Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2: 245 с.).
  3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
  4. Концепции обучения в разновозрастной группе учащихся Л.В. Байбородовой.

 

Цель программы: формирование экологической и культурологической грамотности младших школьников.

Задачи:

  1. Формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
  2. Овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края.
  3. Освоение универсальными учебными действиями через проектную деятельность по изучению природы родного края.
  4. Освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями.

 

Реализация программы проектной внеурочной  деятельности  предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности:

  1. Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.
  2. Экологическая направленность, связанная с формированием культуры поведения в живой природе, сохранения природных объектов,

2. Перспективный характер познания природы и культуры своего края (программа может быть рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе).

3. Вариативность форм внеурочной проектной деятельности:

- работа в группах (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки);

- индивидуальная работа (выполнение домашних заданий; оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений; экскурсии с родителями и т. д.).

             

Основные направления: научно-познавательное, духовно-нравственное и социальное.

 

 

Научно - познавательное направление  представлено с целью формирования исследовательских, познавательных и коммуникативных умений учащихся в  процессе  индивидуальной, групповой и коллективной деятельности: исследовательские работы, разработка проектов, экскурсии по родному краю, конкурсы, конференции.

 

Духовно - нравственное направление  представлено этическими беседами, с целью воспитания, становления и развития высоконравственного, ответственного гражданина России: выставки рисунков, презентации, раскрывающие проблемы окружающей среды, отношение к природной среде.

 

Социальное направление  - с целью формирования толерантного сознания учащихся, обогащение детей специальными умениями, необходимыми для успешного развития процесса общения: акции  по уборке территории, работа на пришкольном участке,  посадка саженцев деревьев.

 

Программа адаптирована для обучения в разновозрастной группе учащихся начальной школы:

1 год обучения по программе – 1 (33часа),2 классы (34 часа);

2 год обучения по программе -  2-3 классы (34 часа);

3 год обучения по программе -  3-4 классы (34 часа).

 

    Рабочая программа включает в себя: пояснительную записку, планируемые результаты, содержание, тематическое планирование, список литературы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_poznem_sami_1-4_klpublikatsiya.doc383.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Давыдовская общеобразовательная основная школа

«Согласовано» 

Заместитель директора по УВР     _____________

 

  «___»                    

     «Утверждаю»

     Директор МОУ Давыдовская ООШ

      _______________________

   

  «___»                  

Рабочая программа

внеурочной проектной деятельности

«Познаем сами»

учителя начальных классов Сомовой С.А.,

составленной на основе авторской программы

«Изучаем природу родного края» Р.Г.Чураковой

       

С Давыдово

2014г.

Внеурочная проектная деятельность

 «Познаем сами»

Пояснительная записка

Особенностью любой сельской школы  является  близость к природным объектам. Проблемы сохранения окружающей среды актуальны не одно десятилетие. Сельским  жителям  эти проблемы близки и понятны.

Наше село расположено в  красивом живописном уголке. На его территории расположен комплексный (ландшафтный) заказник «Давыдовский». Наибольшую ценность заказника представляет наличие большого количества пойменных озер с богатой флорой и фауной. Поэтому наше главное преимущество -  близость природы - объекта познания. В качестве таких объектов рассматриваются тела живой и неживой природы из ближайшего окружения жизнедеятельности школьников.

           На территории школы находится учебно - опытный участок. Он является базой для реализации образовательных программ, исследовательской работы, проведения уроков сельскохозяйственного труда, фенологических наблюдений, экскурсий, летней трудовой практики. Здесь  учащиеся получают дополнительные знания по биологии, экологии, сельскому хозяйству; приобретают умение и навыки выращивания различных сельскохозяйственных, декоративных культур. При работе на участке воспитывается любовь к природе, уважение к труду, патриотические чувства и основы экологической культуры.

Изучение родного края,  знакомство с правилами поведения на природе происходит во время походов и экскурсий. Регулярными являются экскурсии  в лес, на озера, речки,  по экологической тропе. Ежегодно проходят походы на озеро Свято. Ежегодно проводятся десанты по уборке и благоустройству территории, посадке саженцев деревьев.

Учащиеся школы принимают активное участие в эколого- краеведческих конкурсах на уровне школы, района, области. Участвуют в акциях: «Сделай наш дом чище», «Сохраним леса России», «Мы за экотранспорт», «Посади свою аллею», «Каждой пичужке своя кормушка».

  В условиях сельской школы для учащихся  есть все  возможности для более близкого знакомства с природой родного края, современным его состоянием и влиянием человека на окружающую среду. Поэтому эколого-краеведческое воспитание является одной из приоритетных задач образования в МОУ  Давыдовская ООШ .

            Решить задачи по формированию эколого- краеведческой  культуры  в начальной  школе можно посредством проектной деятельности, которая ориентирована на индивидуальную, парную или групповую деятельность учащихся и выполняется в течение определенного отрезка времени, в данном случае - в течение четырех лет.

             Проектная деятельность «Познаем сами» в начальной школе - позволяет сформировать и закрепить на практике теоретические знания учащихся о роли растений в жизни человека, об экологических особенностях села, об улучшении качества окружающей среды;  помогает детям проявить свою творческую активность, самим строить межличностные отношения в малых рабочих группах и в коллективе в целом, испытать ощущения эмоционального удовлетворения и самореализации. Проведение собственных исследований, наблюдений позволят обобщать, анализировать и способствовать экологически грамотному, безопасному для природы и собственного здоровья поведению.

          МОУ Давыдовская ООШ является малокомплектной. Преподавание в начальной школе ведется в двух классах комплектах. Обучение в разновозрастной  группе учащихся имеет свои особенности. Малочисленность классов школы создает благоприятные условия для  индивидуализации, для построения индивидуального  маршрута развития ребенка Дети разного возраста могут объединяться в поиске разрешения проблемы.  Каждый  ребенок  получает возможность реализовать   и утвердить себя, пережить чувство успеха. Создает ощущение своей необходимости и полезности, уверенности в собственных силах.

Данный курс позволит  реализовать деятельностный подход к воспитанию детей, формирование трудолюбия и гражданственности.

Основные направления: научно-познавательное, духовно-нравственное и социальное.

Научно - познавательное направление  представлено с целью формирования исследовательских, познавательных и коммуникативных умений учащихся в  процессе  индивидуальной, групповой и коллективной деятельности: исследовательские работы, разработка проектов, экскурсии по родному краю, конкурсы, конференции.

Духовно - нравственное направление  представлено этическими беседами, с целью воспитания, становления и развития высоконравственного, ответственного гражданина Росии: выставки рисунков, презентации, раскрывающие проблемы окружающей среды, отношение к природной среде.

Социальное направление  - с целью формирования толерантного сознания учащихся, обогащение детей специальными умениями, необходимыми для успешного развития процесса общения: акции  по уборке территории, работа на пришкольном участке,  посадка саженцев деревьев.

Цель программы: формирование экологической и культурологической грамотности младших школьников.

Задачи:

  1. Формирование ценностно-смысловых ориентиров по охране окружающей среды.
  2. Овладение учеником основами практико-ориентированных знаний о природе родного края.
  3. Освоение универсальными учебными действиями через проектную деятельность по изучению природы родного края.
  4. Освоение норм и способов сотрудничества и способов общения со сверстниками и родителями.

Реализация программы проектной внеурочной  деятельности  предполагает взаимосвязь с курсом «Окружающий мир» и имеет следующие отличительные особенности:

  1. Краеведческая направленность курса, связанная с изучением родного края.
  2. Экологическая направленность, связанная с формированием культуры поведения в живой природе, сохранения природных объектов,

2. Перспективный характер познания природы и культуры своего края (программа может быть рассчитана на все четыре года обучения в начальной школе).

3. Вариативность форм внеурочной проектной деятельности:

- работа в группах (экскурсии, кружки, факультативы, заседание научных клубов младших школьников, олимпиады, выставки);

- индивидуальная работа (выполнение домашних заданий; оформление результатов наблюдений и проведенных экспериментов; подготовка презентаций; работа в Интернете; наблюдения за погодными явлениями в каникулярные дни и заполнение дневников наблюдений; экскурсии с родителями и т. д.).

             

            Рабочая программа составлена на основе:

  1. Программы внеурочной проектной  деятельности «Изучение природы родного края» Р.Г.Чураковой.
  2. Программ по учебным предметам (М.:  Академкнига/учебник , 2012 г. – Ч.2: 245 с.).
  3. Требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, установленных Стандартом второго поколения и основной образовательной программы образовательного учреждения.
  4. Концепции обучения в разновозрастной группе учащихся Л.В. Байбородовой.П

Программа адаптирована для обучения в разновозрастной группе учащихся начальной школы:

1 год обучения по программе – 1-2 классы (34 часа);

2 год обучения по программе -  2-3 классы (34 часа);

3 год обучения по программе -  3-4 классы (34 часа).

           

Ожидаемые результаты  

Личностные результаты  

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Методы и приемы

Проявление интереса к познанию мира природы

Овладение определенными познавательными навыками учащихся

Сформированы

познавательные интересы

Стремление к самоизменению -

приобретению новых знаний.

Поиск информации

Формирование своей точки зрения

Формируется собственная точка зрения

Адекватное определение задач саморазвития

Осознание способов поддержания своей самооценки

Дискуссия

Индивидуальная деятельность

Обмен информацией

Рассуждение, доказательство, аргументация

Ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков.

Ориентация в нравственном содержании и смысле собственных поступков.

Осознание ценности природы родного края и ответственности

человека за  её сохранение.

Принятие ценности природного мира родного края, необходимость нести ответственность за её сохранение, соблюдать правила экологического поведения.

Ведение проблемного диалога;

Проведение ролевых игр;

Мозговой штурм;

Исследовательская работа

Называть и оценивать правила

безопасного поведения   в природе.

Понимать необходимость соблюдения правил безопасного  поведения в природе.

Понимать необходимость соблюдения правил безопасного  поведения в природе.

Соблюдать правила безопасного

поведения  в природе.

Работа в парах, группах;

Обмен информацией;

Использование памяток;

Проявление

интереса к

самостоятельному конструированию своих   знаний.

Проявление навыков

самостоятельности

 при конструировании свои х  знаний.

 Самостоятельно конструировать свои   знания.

Самостоятельно конструировать свои   знания.

Планирование, выдвижение гипотиз; Прогнозирование, контроль и самоконтроль, коррекция;

Прием моделирования;

1 класс

2 класс

Методы и приемы

Регулятивные УУД

Учиться высказывать своё предположение (версию);

Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки;

Планирование,

Прогнозирование,

Контроль и самоконтроль

учиться работать по предложенному учителем плану;

работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты);

учиться отличать верно выполненное задание от неверного.

учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать проблему совместно с учителем.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от  уже известного с помощью учителя;

Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна  дополнительная информация (знания) для решения задачи в один шаг;

делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться  в  доп. источниках информации;

делать предварительный отбор источников информации для  решения учебной задачи;

Поиск информации в

Словаре;

Поиск информации в Интернете;

Рассуждение, доказательство, аргументация;

Наблюдение

добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя  свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятиях;

-добывать новые знания: находить необходимую информацию  в предложенных учителем  словарях и энциклопедиях;

-добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.);

перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате  совместной  работы всего класса;

перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.

перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие  тексты, называть их тему.

Коммуникативные УУД

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста);

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

Общение со своими товарищами;

Общение с учителем;

Работа в парах и группах;

Обмен информацией

слушать и понимать речь других;

слушать и понимать речь других;

совместно договариваться о  правилах общения и поведения в школе и следовать им;

вступать в беседу;

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

3 класс

4 класс

Методы и приемы

Регулятивные УУД

Осуществлять контроль и самоконтроль учебных действий;

контроль с проверкой работы соседа по парте;

Самостоятельное и адекватное оценивание правильности выполнения действий;

Планирование,

Прогнозирование,

Контроль и самоконтроль

Использовать в работе литературу, инструменты, приборы

Использовать при выполнении

задания различные средства:

справочную литературу, икт, инструменты и приборы

Осуществление внутреннего плана действий;

Осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями или на основе различных образцов.

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

Познавательные УУД

Осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

Осуществление итогового и пошагового контроля по результату;

Поиск информации в

Словаре;

Поиск информации в Интернете;

Рассуждение, доказательство, аргументация;

Наблюдение

  Самостоятельное и адекватное оценивание правильности выполнения действий;

Самостоятельное и адекватное оценивание правильности выполнения действий;

Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель, иллюстрация и др.)

Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников(словари, энциклопедии, справочники, электронные диски., сеть Интернет)

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для

изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

 

Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для

изучения незнакомого материала, отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронных дисков.

Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать ее, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

Составлять план текста

Уметь передать содержание в сжатом, выборочном или развернутом виде

Коммуникативные УУД

-  учиться умению обосновывать свою позицию;

Инициативное сотрудничество:задания, требующие распределения  работы с соседом по парте;

- умение обосновывать свою позицию;

умение работать по правилам;

Общение со своими товарищами;

Общение с учителем;

Работа в парах и группах;

Обмен информацией

- умение  учитывать разные мнения и интересы;

- умение учитывать разные мнения и интересы;

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)

Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном  самостоятельном решении проблемы (задачи

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Планируемый коллективный  результат 1-го года занятий обучающихся – создание «Определителя растений родного края» - коллективного продукта, результата  совместной работы детей (персональные изделия), учителя, библиотекаря школы (картотека книг о растениях) и родителей (фотографии растений и засушенные образцы листьев, веточек, плодов растений, картотека по теме проекта).

При создании « Определителя растений родного края» обучающиеся научатся:

1.Сравнивать и различать деревья, кустарники, травы своего края;

называть их основные отличительные признаки, используя      полученную

информацию в результате наблюдений.

2.Описывать сезонные изменения в природе (на основе наблюдений).

3.Проводить групповые наблюдения во время экскурсии.

4. Называть и оценивать правила безопасного поведения во время экскурсий ,

правила передвижения, правила гигиены.

5.Называть и оценивать правила поведения в природе (этические нормы, отношение

к природе).

Планируемый  коллективный  результат 2-го года занятий обучающихся 

 альбом «Опыты, наблюдения, эксперименты» – коллективный продукт, результат совместной работы детей (описание этапов проведенного опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки классной библиотеки) и родителей (фотографии этапов и результатов проведения опытов, экспериментов, наблюдений).

При создании альбома «Опыты, наблюдения, эксперименты» обучающиеся

научатся:

1.Ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование.

2. Анализировать результаты наблюдений, делать выводы.

3. Извлекать по заданию учителя  необходимую информацию из дополнительных

   источников знаний (Интернет, детские энциклопедии)

Планируемый коллективный  результат 3-го года занятий обучающихся 

альбом «Иллюстративные материалы по постановке опытов и экспериментов» – коллективный продукт, результат совместной работы учащихся (описание этапов проведенных опытов, экспериментов, наблюдений с фотографиями, рисунками, компьютерной презентацией), учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки библиотеки) и родителей (изготовление фотографий этапов и результатов проведения опытов

и наблюдений).

При создании альбома «Иллюстративные материалы по постановке опытов и

экспериментов» обучающиеся научатся:

  1. Самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние.
  2. Фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края.
  3. Следовать инструкциям  и технике безопасности при проведении опытов
  4. Исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды, воздуха, почвы.
  5. Извлекать необходимую информацию из дополнительных источников знаний,

готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

Планируемый  коллективный  результат 4-го года занятий обучающихся –

 альбом по теме «Родной край – часть великой России», коллективный продукт, результат совместной работы учеников, учителя, библиотекаря школы (пополнение картотеки школьной библиотеки) и родителей (фотографии достопримечательностей родного края).

При создании альбома «Родной край - часть великой России» обучающиеся

научатся:

1.Собирать материал и составлять портфолио о родном крае (места исторических

событий, памятники истории культуры родного края).

2.Находить дополнительную информацию о прошлом родного края в Интернете,

в краеведческом музее, из бесед со взрослыми).

Получаемый продукт - результат деятельности одного ученика. Далее из таких личных изделий  получается коллективный продукт (объединение в альбом).

Тематическое планирование  занятий

1-  2 класс

урока

 

Тема занятия

Форма разновозрастного занятия

1 класс

2 класс

Тема №1

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) (3часа)

Тема №1

 Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период (8 часов)

1.

Лиственные и хвойные деревья

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность

(дикорастущие растения)

(в осенний период)

2.

Техника безопасности: правила поведения в лесу, на пришкольном участке;

 правила передвижения, правила гигиены.

Вводное  занятие перед экскурсией

3.

Экскурсия в осенний лес

Лиственные и хвойные деревья

Экскурсия.

 Совместная деятельность обучающихся  и родителей

 Дикорастущие растения. (Зарисовка листьев)

Лиственные и хвойные деревья в осенний период (Определение названий)

Тема №2

Кустарники и травянистые растения региона (дикорастущие растения) (3часа)

4.

Экскурсия в осенний лес

Кустарники и травянистые растения региона  (дикорастущие растения)

Экскурсия в осенний лес: определение названий лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам, шишкам.

5.

Экскурсия на пришкольный участок.

Кустарники и травянистые растения. Посадка кустарников «Аллея первоклассников».

Зарисовка лиственных и хвойных деревьев.

6.

Правила поведения в природе. Индивидуальная разработка дизайна «Экологический знак» и его защита.

Подготовка отчетов по материалам экскурсии

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

 

Тема №3

Дикорастущие растения (деревья, кустарники и  травянистые растения региона) (6часов)

7.

Дикорастущие растения (деревья, кустарники и травянистые растения региона)

Отчеты по материалам  наблюдений на экскурсии.

Оформление страниц  методического пособия «Опыты. Наблюдения. Эксперименты»

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

8.

Экскурсия в осенний лес:  различие (узнавание) деревьев и кустарников.

Сбор опавших листьев. Сушка листьев и семян совместно с родителями

Экскурсия.

 Совместная деятельность обучающихся  и родителей

Тема №2

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период  (8 часов)

9.

Зарисовка листьев, деревьев и кустарников.

Лиственные и хвойные деревья  в зимний период. Чтение статей из хрестоматии.

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

10.

Выставка материалов с целью отбора лучших работ.

Лиственные и хвойные деревья  в зимний период. Исследование веточки тополя с зимней почкой. Зарисовка.

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

11.

Оформление страниц определителя растений родного края.

 Определение названий деревьев по коре, контурам, опавшим плодам и шишкам.

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность

12

Экскурсия на пришкольный участок.

Определение названий деревьев.

Экскурсия.

 Совместная деятельность обучающихся  и родителей

Тема №4

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения) (6часов)

13.

Плодовые растения нашей местности.

Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников.

Подготовка отчетов по материалам экскурсии.

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

14.

Презентация своего садового участка совместно с родителями.

Отчеты  по материалам наблюдений зимней экскурсии на тему «Что изменилось в жизни растений с наступлением зимы»

Совместная деятельность обучающихся  и родителей

15.

Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников.

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Кружковое занятие.

Индивидуальная деятельность.

16.

Поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о плодовых растения региона.

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Кружковое занятие.

Индивидуальная деятельность.

Тема №3 Свойства воздуха  (4 часа)

17.

Отчет о выполненной работе.

Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха.

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

18.

Оформление страниц определителя растений родного края

Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха.

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

Тема №5.Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России (8 часов)

19.

Травянистые растения края, занесенные в Красную книгу Владимирской области.

Подготовка отчетов, описаний этапов проведения опытов.

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

20.

Травянистые растения края, занесенные  в Красную книгу Владимирской области. Поиск информации в интернете, справочниках, книгах об охраняемых растениях.

Оформление страниц пособия  «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Кружковое занятие.

Индивидуальная деятельность

Тема №4. Свойства воды (4 часа)

21.

Подготовка отчета о выполнении задания в форме рисунков.

Постановка опытов, выявляющих свойства воды.

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

22.

Кустарники нашего края, занесенные в Красную книгу Владимирской области.

Постановка опытов, выявляющих свойства воды.

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

23.

Кустарники нашего края, занесенные в Красную книгу Владимирской области . Поиск информации в интернете, справочниках, книгах об охраняемых кустарниках.

Подготовка отчетов, описаний этапов проведения опытов.

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

24.

Подготовка отчета о выполнении задания в форме рисунков.

Оформление страниц пособия  «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность.

Тема №5. Условия, необходимые для развития растений (10 часов)

25.

Деревья нашего края, занесенные в Красную книгу Владимирской области..

Условия, необходимые для развития растений. Чтение статей из хрестоматии.

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

26.

Обобщение информации. Отчеты по результатам работы.

Постановка эксперимента  с семенами фасоли.

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

Тема №6. Деревья, кустарники, травянистые растения региона  (3 часа)

27.

Отбор материала в « Определитель      растений  родного края»

Посадка семян растений. Создание разных условий для их прорастания.

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

28.

Подготовка материала к выставке

Наблюдение и фиксирование этапов проведения эксперимента.

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность.

29.

Подготовка материала к выставке.

Наблюдение и фиксирование этапов проведения эксперимента.

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность.

Тема №7.Определитель растений региона (деревья, кустарники, травы)  (4часа)

30.

Подготовка к презентации  «Определителя растений»

Подготовка отчетов, описаний этапов проведения опытов.

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность.

31.

Презентация «Определителя растений родного края»

Отчеты по материалам экспериментальных исследований.

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность.

32.

Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Кружковое занятие.

Индивидуальная деятельность

33.

Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Кружковое занятие.

Индивидуальная деятельность

34.

Итоговое занятие.

Презентация пособия

 «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность.

Тематическое планирование  занятий

  2 -3класс

урока

 

                                                  Тема занятия

Форма разновозрастного занятия

2 класс

   3 класс

Тема №1

 Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период (8 часов)

Тема №1

Дневник наблюдений за погодой(8 часов)

1.

Лиственные и хвойные деревья

в осенний период

(Чтение статей из хрестоматии)

Составление словарика научных терминов (ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр) -Интернет. Отбор лучших словариков.

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность

2.

Опытное исследование опавших листьев, веточек с помощью лупы. Зарисовка

Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой .Разработка формы дневника наблюдений.

3.

Техника безопасности: правила поведения в лесу, на пришкольном участке;

 правила передвижения, правила гигиены.

 Вводное  занятие перед экскурсией

4.

Экскурсия в осенний лес.

Экскурсия.

 Совместная деятельность обучающихся  и родителей

Лиственные и хвойные деревья

(определение названий)

Экскурсия. Наблюдение за погодой. Запись результатов наблюдений в дневник.

5.

                                               Экскурсия в осенний лес

Экскурсия в осенний лес: определение названий лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам, шишкам.

Экскурсия. Наблюдение за погодой. Запись результатов наблюдений в дневник

6.

                                               Экскурсия на пришкольный участок.

Зарисовка лиственных и хвойных деревьев.

Экскурсия. Наблюдение за погодой. Запись результатов наблюдений в дневник

7.

8.

Подготовка отчетов по материалам экскурсии

Обсуждение индивидуальных результатов наблюдений за погодой.

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность

Отчеты по материалам  наблюдений на экскурсии.

Оформление страниц  методического пособия «Опыты. Наблюдения. Эксперименты»

Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов, и экспериментов»

Тема №2

Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период  (8 часов)

Тема №2

Свойства воды в жидком состоянии(нагревание, охлаждение, замерзание)

(6 часов)

9.

Лиственные и хвойные деревья  в зимний период. Чтение статей из хрестоматии.

Эксперимент по выявлению свойств воды при нагревании.

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

10.

Лиственные и хвойные деревья  в зимний период. Исследование веточки тополя с зимней почкой. Зарисовка.

Эксперимент по выявлению свойств воды при охлаждении.

Кружковое занятие.

Работа в малых группах

11.

 Определение названий деревьев по коре, контурам, опавшим плодам и шишкам.

Оформление результатов

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность

12

Экскурсия на пришкольный участок.

Экскурсия.

 Совместная деятельность обучающихся  и родителей

Определение названий деревьев.

Свойства воды в зимний период

(исследование водонапорной башни)

13.

Подготовка отчетов по материалам экскурсии.

Подведение итогов, выставка презентаций

Выставка

презентаций.

Работа в малых группах

14.

Отчеты  по материалам наблюдений зимней экскурсии на тему «Что изменилось в жизни растений с наступлением зимы»

Оформление пособия  «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов»

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность

Тема №3

Определение прозрачности воды (6 часов)

15.

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана

Кружковое  занятие

Коллективная деятельность

16.

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Оформление полученных результатов

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

Тема №3 Свойства воды (4 часа)

17.

Постановка опытов, выявляющих свойства воды.

Опытное исследование прозрачности воды из местного водоема ( пруда)

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

18.

Постановка опытов, выявляющих свойства воды.

Оформление полученных результатов

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

19.

Подготовка отчетов, описаний этапов проведения опытов.

Выставка презентаций

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

20.

Оформление страниц пособия  «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Оформление пособия  «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов»

Презентация.

Коллективная деятельность.

Тема №4. Свойства воздуха (4 часа)

Тема №4. Свойства воздуха

 (6 часов)

21.

Постановка опытов, выявляющих свойства воды.

Опытное исследование свойств воздуха

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

22.

Постановка опытов, выявляющих свойства воды.

Оформление полученных результатов

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

23.

Подготовка отчетов, описаний этапов проведения опытов.

Опытное исследование свойств воздуха

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

24.

Оформление страниц пособия  «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Оформление полученных результатов

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

Тема №5. Условия, необходимые для развития растений (10 часов)

25.

Условия, необходимые для развития растений. Чтение статей из хрестоматии.

Выставка презентаций

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

26.

Постановка эксперимента  с семенами фасоли.

Оформление пособия  «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов»

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность

Тема №5

Почва и её состав

27.

Посадка семян растений. Создание разных условий для их прорастания.

Опытное исследование свойств почвы

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

28.

Наблюдение и фиксирование этапов проведения эксперимента.

Оформление полученных результатов

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

29.

Наблюдение и фиксирование этапов проведения эксперимента.

Опытное исследование свойств почвы

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

30.

Подготовка отчетов, описаний этапов проведения опытов.

Оформление полученных результатов

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

31.

Отчеты по материалам экспериментальных исследований.

Оформление презентаций

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

32.

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Выставка презентаций

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

33.

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты»

Подготовка и итоговому занятию

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

34.

Итоговое занятие.

Презентация пособия

 «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Итоговое занятие.

Презентация пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов»

Выставка -презентация.

Коллективная деятельность

Тематическое планирование  занятий

  3-4класс

урока

 

                 Тема занятия

Форма разновозрастного занятия

                                   3 класс

                        4 класс

Тема №1

Дневник наблюдений за погодой(8 часов)

Тема №1

Поверхность земли родного края и её охрана. План по охране поверхности земли родного края с опорой на помощь взрослых

(10 часов)

1.

Составление словарика научных терминов (ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр) - Учебник,Интернет. Отбор лучших словариков.

 Природная зона родного края. (положение на карте природных зон). Сообщения учащихся.

Кружковое занятие

Индивидуальная

деятельность.

2.

Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой .Разработка формы дневника наблюдений.

Поверхность земли и водоёмы родного  края. Сообщения учащихся.

3.

Техника безопасности: правила поведения в лесу, на пришкольном участке, на реке.

 Правила передвижения, правила гигиены.

 Вводное  занятие перед экскурсией

4.

Экскурсия в лес.

Экскурсия.

 Совместная деятельность обучающихся  и родителей

Экскурсия. Наблюдение за погодой. Запись результатов наблюдений в дневник.

Экскурсия в лес с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих  негативное влияние человека на окружающую среду

5.

                                               Экскурсия в лесопосадку.

Экскурсия. Наблюдение за погодой. Запись результатов наблюдений в дневник

Экскурсия в лес с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих  негативное влияние человека на окружающую среду

6.

                                               Экскурсия на речку.

Экскурсия. Наблюдение за погодой. Запись результатов наблюдений в дневник

Экскурсия в лес с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих  негативное влияние человека на окружающую среду

7.

Обсуждение индивидуальных результатов наблюдений за погодой.

Подготовка фотодокументов, подтверждающих необходимость бережного отношения к природе

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность

8.

Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов, и экспериментов»

Подготовка фотодокументов, подтверждающих необходимость бережного отношения к природе

Тема №2

Свойства воды в жидком состоянии(нагревание, охлаждение, замерзание)

(6 часов)

9.

Эксперимент по выявлению свойств воды при нагревании.

Разработка  плана  мероприятий по охране поверхности земли села.

Кружковое занятие.

Коллективная

деятельность

10.

Эксперимент по выявлению свойств воды при охлаждении.

Оформление пособия «Родной край - часть великой России»

Кружковое занятие

.Коллективная

деятельность

Тема №2

История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое села

 (8 часов)

11.

Оформление результатов

Возникновение названия села и  его историческое прошлое. Сообщения учащихся.(Интернет)

Кружковое занятие

.Индивидуальная деятельность

12

Экскурсия на пришкольный участок.

Работа в школьной библиотеке.

Сбор материала о возникновении названия села и о его историческом прошлом.(Готовятся совместно со школьным библиотекарем)

 Совместная деятельность обучающихся  и

библиотекаря

Свойства воды в зимний период

(исследование водонапорной башни)

13.

Подведение итогов, выставка презентаций

Работа с картой  своего села

Выставка

презентаций.

Работа в малых группах

14.

Оформление пособия  «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов»

 Версии возникновения имен населённых пунктов

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность

Тема №2

Определение прозрачности воды (6 часов)

15.

Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана

Встреча со старожилами села.

.(Готовятся совместно со школьным библиотекарем)

Кружковое  занятие

Коллективная деятельность

16.

Оформление полученных результатов

Посещение музея А.П.Бородина.

Экспозиция «История села»

(Готовятся совместно со школьным библиотекарем)

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность.

17.

Опытное исследование прозрачности воды из местного водоема ( пруда)

Подготовка презентаций

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

18.

Оформление полученных результатов

Выставка презентаций. Оформление пособия «Родной край - часть великой России»

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

Тема №3

Достопримечательности родного края (14 часов)

19.

Выставка презентаций

Памятники природы родного края. Сообщения учащихся.

Кружковое занятие.  

Индивидуальная деятельность.

20.

Оформление пособия  «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов»

Памятники природы родного края. Сообщения учащихся.

 Кружковое занятие.  Индивидуальная деятельность.

Тема №4. Свойства воздуха

 (6 часов)

21.

Опытное исследование свойств воздуха

Памятники архитектуры родного края.

Сообщения учащихся.

Кружковое занятие. Индивидуальная деятельность.

22.

Оформление полученных результатов

Народные промыслы родного края.

Сообщения учащихся.

Кружковое занятие.  Индивидуальная деятельность.

23.

Опытное исследование свойств воздуха

Водоемы родного края

Сообщения учащихся.

Кружковое занятие Индивидуальная деятельность.

24.

Оформление полученных результатов

Водоемы родного края

Сообщения учащихся.

Кружковое занятие. Индивидуальная деятельность.

 

25.

Выставка презентаций

Заказник родного края

Сообщения учащихся.

Кружковое занятие.  Индивидуальная деятельность.

26.

Оформление пособия  «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов»

Полезные ископаемые родного края Сообщения учащихся.

Кружковое занятие.

Индивидуальная  деятельность

Тема №5

Почва и её состав

27.

Опытное исследование свойств почвы

Ветераны войны родного края.

Сообщения учащихся.

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

28.

Оформление полученных результатов

Ветераны войны родного края.

Сообщения учащихся.

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

29.

Опытное исследование свойств почвы

Ветераны труда родного края.

Сообщения учащихся.

Кружковое занятие.  Работа в малых группах

30.

Оформление полученных результатов

Встреча с интересными людьми родного края.

(Готовятся совместно со школьным библиотекарем)

Кружковое занятие. Индивидуальная  деятельность

31.

Оформление презентаций

Подготовка презентаций.

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность

32.

Выставка презентаций

Подготовка презентаций.

Кружковое занятие.

Коллективная деятельность.

33.

Подготовка и итоговому занятию

Оформление пособия «Родной край - часть великой России»

Кружковое занятие.  

Коллективная деятельность.

34.

Итоговое занятие.

Презентация пособия «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов»

Итоговое занятие.

 Презентация пособия «Родной край - часть великой России»

Выставка -презентация.

Коллективная деятельность

Формы контроля

  1. Индивидуальный контроль:

- выявить уровень знаний учащихся о природе (Анкетирование)

- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности (Наблюдение)

- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков

- определять сформированность познавательного интереса учащихся (Тестирование)

Критерии оценивания индивидуальных работ:

-самостоятельность действий;

- своевременность выполнения заданий;

- способность применять полученные знания в стандартных и измененных ситуациях;

- развернутость образность, аргументированность ответов;

- оригинальность суждений;

- умение адекватно оценивать свои действия и результаты работы.

  1. Контроль за работой в парах: (Наблюдение)

Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.

Работа проходит в 2 этапа:

1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.

2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.

Критерии оценивания работы в парах:

- готовность к сотрудничеству;

-способность передавать информацию, вести диалог;

-умение работать сообща;

-умение адекватно оценивать свои действия и результаты и действия других.

  1. Контроль групповой работы

Работа  в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.

Организация групповой работы:

- распределение работы между участниками;

- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;

- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;

- умение представить результат работы, обосновать выбор решения

Критерии оценивания групповой работы:

- готовность к сотрудничеству;

-способность принять определенную социальную роль в группе (младший, старший);

- ответственность за свои действия;

-умение работать сообща;

-умение адекватно оценивать свои действия и результаты и действия других.

Формами  контроля  сформированности представлений об окружающем мире являются:

выступления, доклады, защита исследовательской работы, выставка, презентация.

Приложения

Приложение №1

Содержание обучения 1 класс

Тема 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения).

Аудиторные занятия (3 ч). Классификация листьев деревьев (дуба, клена, березы, липы, тополя, ясеня, каштана или ели, сосны, кедра, лиственницы и др., но не более 3–4 деревьев) по основанию «форма листа». Сопоставление листьев с их иллюстрациями (фотографиями, рисунками). Узнавание деревьев на иллюстрациях (рисунках, фотографиях). Определение названия деревьев по их листьям.

Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Примечание. Для занятий подготавливаются: осенние листья (разной величины) тех деревьев и кустарников, с которыми учащиеся будут ознакомлены на экскурсии, иллюстрации этих деревьев и кустарников (фотографии, рисунки, определители и др.), выкройки (шаблоны) листьев этих деревьев и кустарников.

Тема 2. Кустарники региона (дикорастущие растения)

Аудиторные занятия (3 ч). Классификация листьев кустарника по основанию «форма листа». Определение названия кустарников по листьям.

Узнавание кустарников и их листьев на иллюстрациях (рисунки, фотографии). Зарисовка листьев (по контуру выкройки) и раскрашивание по природным образцам.

Разработка и исполнение дизайна условных обозначений деревьев и кустарников. Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Тема 3. Техника безопасности: правила дорожного движения во время экскурсии. Правила поведения в лесу (парковой зоне). Правила гигиены. Правила поведения в природе (этические нормы, отношение к природе)

Аудиторные занятия (3 ч). Ознакомление с правилами дорожного движения во время экскурсии. Групповая дискуссия о правилах безопасного поведения в лесу, правилах поведения в природе (в лесу, парке, ботаническом саду и др.), правилах гигиены.

Ознакомление с образцами предупредительных знаков. Например: «Не ходите по зеленому газону», «Не кормите уток», «Не ломайте деревья», «Выгул собак запрещен», «Не разоряйте муравейники» и т. д. (Эта часть занятия может быть проведена в форме викторины «Отгадываем предупредительные знаки».)

Индивидуальная разработка и оформление предупредительных охранных знаков «Не ломайте ветки деревьев и кустарников».

Иллюстрация правил поведения в природе (рисуем и раскрашиваем). Организация выставки рисунков и предупредительных знаков с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Примечание. Целесообразно подготовить листья (выкройки): крушины, березы, дикой малины, шиповника, калины, орешника и др. (не более 3–4 наименований).

Тема 4. Дикорастущие растения региона.

Внеаудиторное занятие – экскурсия (4 ч) с привлечением родителей. Различение (узнавание) деревьев и кустарников на природе по кроне и листьям (знакомым по рисункам и выкройкам), коре, семенам. Сбор опавших листьев и семян этих растений с целью сушки. Фотографирование (с помощью родителей) обучающихся в процессе сбора натуральных объектов и самих натуральных объектов – деревьев, кустарников, их листьев и семян.

Зарисовка листьев деревьев и кустарников детьми.

Внеаудиторное задание с привлечением родителей: сушка листьев и семян деревьев.

Примечание. При подготовке к занятию заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад, пришкольный участок и т.д.), выбирается тот участок, где можно показать учащимся отобранные для ознакомления растения. Целесообразно подготовить иллюстрации предупредительных знаков.

Аудиторные занятия (3 ч). Выставка материалов (фотографий, рисунков, заушенных листьев и семян) с целью отбора лучших в «Определитель растений родного края».

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями и семенами

(Раздел 1. Дикорастущие растения региона: деревья родного края, кустарники родного края).

Тема 5. Культурные растения: садовые деревья и кустарники региона

Внеаудиторное задание с привлечением родителей. Предварительный сбор информации о том, какие плодовые деревья, кустарники и травянистые растения растут на садовых участках родного края (беседы с садоводами, родителями, родственниками, знакомыми, поиск информации в Интернете, справочниках, книгах о плодовых растениях региона).

Внеаудиторное занятие – экскурсия (4 ч) с привлечением родителей.

Посещение сада (садового участка) с целью различения плодовых деревьев, кустарников, травянистых растений, сбора листьев, веточек и плодов. Зарисовка листьев плодовых деревьев и кустарников, фотографирование (с помощью родителей) природных объектов и детей в процессе сбора природных объектов (плодовых деревьев, кустарников, их листьев и плодов).

Внеаудиторное задание с привлечением родителей. Сушка листьев. Подготовка отчета о выполненной работе в форме рисунков, фотографий, презентаций «Плодовые растения региона».

Аудиторные занятия (3 ч). Презентации по материалам экскурсионного занятия. Отбор лучших в «Определитель растений родного края».

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 2. Плодовые растения региона).

Тема 6. Деревья, кустарники, травянистые растения края, занесенные в Красную книгу России.

Внеаудиторное задание (самостоятельная работа): поиск информации в Интернете, справочниках, книгах, в Красной книге России с целью составления картотеки «Редкие и исчезающие растения региона».

Внеаудиторное занятие – экскурсия (4 ч) с привлечением родителей. Экскурсия в ботанический сад, заказник, заповедник (при наличии условий) с целью ознакомления хотя бы с одним из исчезающих видов деревьев (кустарников, травянистых растений).

Внеаудиторное задание с привлечением родителей. Подготовка отчета в форме рисунков, фотографий, картотеки растений родного края, нуждающихся в защите.

Аудиторные занятия (3 ч). Отчеты по результатам выполнения домашнего задания: «Картотека редких и исчезающих растений нашего края», «Фотографии редких и исчезающих растений нашего края», презентация «Редкие и исчезающие растения нашего региона».

Оформление страниц «Определителя растений родного края» рисунками, фотографиями, засушенными листьями (Раздел 3. Редкие и исчезающие растения нашего региона).

Тема 7. Подготовка к вступлению в научный клуб младшего школьника «Мы и окружающий мир»

Аудиторные занятия (3 ч). Ознакомление с условиями вступления в научный клуб младшего школьника. Индивидуальный выбор трех вступительных заданий из шести предложенных и их выполнение.

Заполнение адресов на конвертах (конверт с адресом научного клуба младшего школьника «Мы и окружающий мир» и конверт, предназначенный для ответа из клуба.

Приложение №2

Содержание обучения 2 класс

Тема 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период.

Аудиторное вводное занятие перед экскурсией (2 ч). Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии 1 класса «Как растения к зиме готовятся», «Есть ли на ветках ранки от опавших растений?», «Идет ли листопад в безветренную погоду?», «Почему ель не сбрасывает листья на зиму?», «У каких деревьев осенью не только листопад?» (с. 12–15) и из хрестоматии 2 класса «Как узнать хвойные деревья», «Сибирская сосна» (с. 43–45).

Определение названий деревьев по опавшим листьям, плодам, шишкам. Игра «Угадай название дерева» (ученики объединяются в две группы, и каждая группа получает карточки с иллюстрациями деревьев (березы, дуба, липы, ели, кедра и т. д.). За каждый правильный ответ группа получает 1 балл.

Опытное исследование опавших листьев с помощью лупы (конец черешка опавших листьев (пробковой слой) – гладкий, округлый; хвоинки покрыты тонким «восковым» налетом).

Пересказ статьи «Есть ли на ветках ранки от опавших листьев?» с использованием иллюстрации образования в листе особой пробковой перегородки (хрестоматия, 1 кл., с. 13).

Опытное исследование опавших веточек осины (вяза, тополя) с помощью лупы (конец опавших веточек ровный и гладкий, как и у опавших листьев), пересказ статьи из хрестоматии 1 класса «У каких деревьев осенью не только листопад».

Зарисовка иллюстрации из хрестоматии – образование в листе  пробковой перегородки; зарисовка листа, веточек и плодов деревьев с натуры (по выбору ученика).

Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) – экскурсия в осенний лес (парк, ботанический сад, пришкольный участок). Вводная беседа перед экскурсией «Правила поведения во время передвижения и на природе».

Деятельность детей в процессе экскурсии: определение названий лиственных и хвойных деревьев по листьям, веточкам, плодам, шишкам. Зарисовки (фотографирование) лиственных деревьев с частично опавшими листьями и веточками и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками.

Деятельность родителей: подготовка фотодокументов для пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» – фотографирование природных объектов и детей во время их работы на экскурсии (дети зарисовывают или фотографируют деревья, собирают листья, рассматривают листья с помощью лупы и т. д.).

Внеаудиторное задание: подготовка отчетов по материалам экскурсии – рисунков, фотографий осенних деревьев (лиственных и хвойных), фотографий деятельности детей.

Аудиторные занятия (2 ч): отчеты по материалам наблюдений на экскурсии – отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие. Оформление страниц методического пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 1. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в осенний период»).

Примечание. Подготовка к первому вводному занятию и к экскурсиям в осенний и зимний периоды: заранее определяется место экскурсии (парк, лес, ботанический сад и т.д.) и отбирается тот участок, где обучающиеся смогут провести наблюдения за тем, как хвойные и лиственные деревья готовятся к зиме и как они зимуют.

Для первого вводного занятия собирают опавшие листья, веточки, плоды и шишки с тех деревьев, которые обучающиеся увидят на экскурсии (например: опавшие листья березы, хвоинки, веточки осины, тополя, плоды липы, клена и т. д.).

Тема 2. Лиственные и хвойные деревья региона (дикорастущие растения) в зимний период

Аудиторное вводное занятие перед экскурсией (2 ч). Чтение (пересказ) обучающимися статей из хрестоматии 1 класса «Как зимой узнать деревья», «Почему у дуба ветви корявые» (с. 42–43) и тестов из учебника 1 класса «Как зимуют травы, кустарники и деревья» (с. 42–43), «Учимся различать деревья и кустарники зимой» (с. 44–45). Особое внимание обучающихся обращают на иллюстрации деревьев, которые сопровождают текст.

Опытное исследование веточки тополя с зимней почкой и почки с помощью лупы.

Зарисовка: 1) иллюстрации «Разрез почки» (тетрадь, 1 кл., с. 31);

2) семян лиственных деревьев или шишек хвойных деревьев (по выбору обучающихся).

Организация выставки рисунков с целью отбора лучших в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Внеаудиторное занятие с привлечением родителей (4 ч) – экскурсия в зимний лес (парк, ботанический сад, пришкольный участок). Определение названий деревьев по коре, контурам, опавшим плодам или шишкам. Сбор опавших плодов и шишек.

Фотографирование лиственных деревьев с опавшими листьями и хвойных деревьев, покрытых листьями-иголками и снегом.

Фотографирование (родителями) детей во время их работы на экскурсии.

Внеаудиторное занятие: подготовка отчетов по материалам осенней и зимней экскурсий в лес (презентации, рисунки по памяти, фотографии).

Заключительное аудиторное занятие (2 ч): отчеты по материалам наблюдений осенней и зимней экскурсий на тему «Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы». Отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 2. Что изменилось в жизни растений леса с наступлением зимы).

Примечание. Для вводного занятия собирают веточки деревьев с зимними почками (веточки тополя, ольхи, калины и т. д.), плоды (рябины, липы, дуба и т. д.) и шишки (ели, сосны); подготавливают материал для опытного исследования почек (за 10–15 дней до занятия в воду ставят веточки тополя (ольхи, калины) с почками).

Место экскурсии в зимний период должно быть тем же, что и в осенний период. Очень важно, чтобы дети увидели внешние отличительные признаки зимнего леса от осеннего.

Тема 3. Свойства воздуха

Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовки этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата).

Постановка опытов, выявляющих свойства воздуха, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования).

Примечание. Можно поставить опыты по выявлению того, что: а) воздух окружает тебя со всех сторон; б) воздух хуже проводит звук, чем дерево; в) воздух прозрачен.

Внеаудиторные занятия (2 ч). Подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 3. Свойства воздух»).

Тема 4. Свойства воды

Аудиторные занятия – проведение опытов (2 ч). Распределение обязанностей между членами клуба: экспериментаторы (проведение опытов), фотографы (фотографирование этапов проведения каждого опыта и его результата), художники (зарисовка этапов проведения каждого опыта и его результата), ученые (описание этапов проведения каждого опыта и его результата).

Постановка опытов, выявляющих свойства воды, с целью фиксирования этапов проведения каждого опыта (посредством описания, зарисовки, фотографирования). Примечание: целесообразно поставить опыты по выявлению того, что: а) вода принимает форму сосуда; б) вода испаряется и т. д. Однако можно предложить учащимся поставить более сложные опыты. Например: «Вода плохо проводит тепло» (хрестоматия, 3 кл., с. 43–44), «Какая капля больше – холодная, теплая или горячая», «Пленка – невидимка» (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей». – М., Мозаика-Синтез, 2002, с. 45–47).

Внеаудиторные задания: подготовка презентаций – фотографий, зарисовок, описаний этапов проведения опыта.

Заключительные аудиторные занятия (2 ч): отбор лучших рисунков и фотографий в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 4. Свойства воды).

Тема 5. Условия, необходимые для развития растений

Аудиторные занятия (6 ч). Групповая работа: чтение текста из учебника 2 класса (с. 61–63) «Условия, необходимые для развития растений»; пересказ этапов постановки экспериментов с семенами фасоли или гороха с целью выявления условий, необходимых для прорастания семян (свет, тепло, вода); отбор неповрежденных семян фасоли или гороха для экспериментального исследования условий, необходимых для прорастания семян.

Распределение обязанностей между членами клуба (проведение эксперимента, описание, зарисовка, фотографирование).

Посадка семян растений. Создание разных условий для их прорастания. Фиксирование этапов проведения экспериментов (описание, рисунки, фотографии).

Аудиторные занятия (4 ч): отчеты по материалам экспериментальных исследований; отбор лучших материалов в методическое пособие «Опыты, наблюдения, эксперименты».

Оформление страниц пособия «Опыты, наблюдения, эксперименты» (Глава 5. Условия, необходимые для развития растений).

                                                                                                                 Приложение 3

                                       Содержание обучения 3 класс

Тема 1. Свойства воды в жидком состоянии (нагревание, охлаждение, замерзание)

Аудиторные занятия (2 ч) – экспериментальное исследование свойств воды с целью фиксации этапов проведения эксперимента. Распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Проведение эксперимента по выявлению свойств воды при нагревании и охлаждении (при нагревании вода расширяется, при охлаждении вода сжимается).

Выявление этапов проведения экспериментов и их фиксирование (описание, фотографии, зарисовки). Примечание: возможна постановка и других экспериментов. Например: лед, образовавшийся из воды, занимает больший объем (см. А.И. Шапиро «Тайны окружающего мира или секреты знакомых вещей». – М., Мозаимка-Синтез, 2002, с. 14–15).

Внеаудиторные занятия (2 ч) - описание (фиксирование с помощью фотоаппарата) этапов постановки одного из опытов. Оформление результатов аудиторного занятия.

Аудиторные занятия (2 ч): подведение итогов, выставка презентаций, выбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 2. Определение прозрачности воды

Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование прозрачности воды из водопроводного крана и местного водоема (пруда, озера, речки) с целью фиксирования этапов проведения опыта (описание, зарисовка, фотографирование).

Внеаудиторные занятия (2 ч): оформление полученных результатов.

Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций с целью отбора лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 3. Свойства воздуха

Аудиторные занятия (4 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Опытное исследование свойств воздуха с целью фиксирования этапов его проведения (воздух можно взвесить; воздух при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается; теплый воздух легче холодного; воздух занимает пространство). Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.

Внеаудиторные занятия (4 ч): оформление результатов наблюдения за этапами проведения экспериментальных исследований (фотографии, рисунки, описания).

Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 4. Дневник наблюдений за погодой

Аудиторные занятия (2 ч): составление словарика научных терминов – ветер, снег, туман, гололед, град, роса, иней, дождь, снег, флюгер, анемометр (учебник 3 класса, ч.1, с. 115, 118; Интернет).

Отбор лучших словариков в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов».

Изучение условных знаков для ведения дневника наблюдений за погодой (учебник 3 класса, ч.1, с. 122).

Разработка формы дневника наблюдений (работа в группах).

Выставка дневников наблюдений за погодой. Отбор наиболее удобной для использования формы дневника наблюдений.

Внеаудиторные занятия (2 ч): наблюдение за погодой в течение недели. Запись результатов в дневник наблюдений с помощью условных знаков.

Аудиторные занятия (2 ч): обсуждение индивидуальных результатов наблюдения за погодой.

Отбор лучшего дневника наблюдения в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

Тема 5. Почва и ее состав

Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба (проведение опыта, описание, зарисовка, фотографирование). Изучение состава почвы (определение цвета почвы, наличие полусгнивших остатков растений и мелких животных (перегной), наличие воздуха и воды, наличие минеральных солей, песка и глины) с целью фиксирования этапов проведения опытов. Составление плана оформления результатов. Распределение обязанностей между членами клуба по оформлению результатов.

Внеаудиторные занятия (2 ч): оформление презентаций.

Аудиторные занятия (2 ч): выставка презентаций, отбор лучших в пособие «Иллюстративные материалы по проведению опытов и экспериментов». Оформление пособия.

                                                                                                                          Приложение4

                                            Содержание  обучения 4 класс

Тема 1. История возникновения названия населенного пункта. Историческое прошлое города (села, поселка и пр.)

Аудиторные занятия (2 ч): распределение обязанностей между членами клуба по сбору материала о возникновении названия города (села, поселка и др.) и о его историческом прошлом:

1) подготовка выставки книг из школьной библиотеки (готовится совместно со школьным библиотекарем); 2) составление списка наименований книг из других библиотек населенного пункта (составляется совместно с родительским активом); 3) сбор информации (поручается школьникам, пользующихся Интернетом); 4) выступления приглашенных.

Примечание: на аудиторные занятия приглашаются ветераны войны и труда, школьный библиотекарь, родители.

Сообщения членов клуба о версиях возникновения имен населенных пунктов (статьи из учебников 2, 3, 4 классов).

Работа с контурной картой своего города, села, поселка (см. тетрадь для самостоятельной работы по окружающему миру).

Внеаудиторное занятие (4 ч): посещение краеведческого музея с целью сбора информации о возникновении и истории населенного пункта; фотографирование этапов проведения экскурсии.

Внеаудоторное задание: подготовка презентаций.

Аудиторное занятие (2 ч): подведение итогов, выставка презентаций, отбор лучших в методическое пособие для внеурочной деятельности учащихся 4 класса «Родной край – часть великой России».

Тема 2. Поверхность земли родного края и ее охрана. Весенний план мероприятий по охране поверхности земли родного края с опорой на помощь взрослых (учащихся старших классов, родителей)

Аудиторное занятие (2 ч): подготовка к экскурсии – распределение обязанностей по подготовке презентации «Влияние человека на природу родного края (поверхность земли)» – описания, фотографии, зарисовки.

Сообщения членов клуба: «Природная зона родного края (положение на карте природных зон)», «Поверхность земли и водоемы родного края».

Внеаудиторное занятие (4 ч): экскурсия в парк (ботанический сад, лес, лесопосадку, поле, на пруд, речку и др.) с целью подготовки фотодокументов, подтверждающих негативное влияние человека на окружающую среду.

Внеаудиторное задание: подготовка фотодокументов, подтверждающих необходимость бережного отношения к природе.

Аудиторное занятие (2 ч). Групповая работа: разработка плана весенних мероприятий по охране поверхности земли города (парка, леса, территории школы и т. д.) на основе наблюдений, сделанных на экскурсии, и сообщений групп. Например:

– план расположения контейнеров для мусора, мест для выгула собак, кормушек для птиц (во дворе, в лесу, в парке), – разработка, оформление и установка предупредительных охранных знаков «Памятник природы», – подготовка и установка скворечников и кормушек для птиц,

– определение зон рекреаций (например: временный запрет на посещение участка школы, где высажены цветы или проведена посадка деревьев).

Внеаудиторное задание: подготовка презентаций.

Аудиторное занятие (2 ч): отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России». Оформление пособия.

Тема 3. Достопримечательности родного края

Аудиторное занятие (2 ч): ознакомление с темами презентаций, цель которых показать достопримечательности родного края.

Например: «Памятник(и) природы родного края», «Памятник(и) архитектуры родного края», «Народные промыслы родного края», «Водоем(ы) родного края», «Заповедник(и) родного края», «Полезные ископаемые родного края», «Ветераны войны (труда) родного края» и т. д.

Выбор темы презентации каждым членом группы. Объединение в группы по интересам и распределение обязанностей (подготовка фотографий, описаний, списка литературы, оформление презентации и т. д.). Подготовка к экскурсии.

Внеаудиторные занятия – экскурсии (12 ч).

Внеаудиторное задание: подготовка презентаций.

Аудиторное занятие (2 ч): отбор лучших презентаций в пособие «Родной край – часть великой России». Оформление пособия.

                                                                                                                                 

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт  начального общего образования. М.: «Просвещение», 2010;          

2. Методический  конструктор «Внеурочная деятельность школьников» М.: «Просвещение», 2010;

3. «Основная образовательная программа образовательного учреждения» (УМК «Перспективная начальная школа») М.: «Просвещение», 2010;

4. Учебник, 1,2.3,4 класс, «Окружающий мир»;

5. Тетрадь для самостоятельных работ, 1,2,3,4 класс «Окружающий мир»;

6. Хрестоматия, 1,2,3,4 класс «Окружающий мир».

7.К.Господникова, Н.Б.Полянина, Е И Самохвалова. Проектно-исследовательская деятельность в начальной школе. Волгоград, 2009 г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по обще...

Рабочая программа "Открываем мир сами". Проектная деятельность в начальной школе.

Под   проектом   понимается комплекс взаимосвязанных действий, предпринимаемых для достижения определенной цели в течение заданного периода в рамках имеющихся возможностей. Под про...

Рабочая программа внеурочной деятельности образовательная программа по конкретным видам внеурочной деятельности кружок «Детская риторика»

Предлагаемая программа кружка "Детская риторика" имеет культурологическую направленность. Предполагает развитие у детей способностей в общении, ориентации в конкретных речевых ситуациях....

Программа внеурочной деятельности "Самый умный"

Программа  предназначена для успешной подготовки к решению нестандартных задач в начальной школе. Реализация задач курса позволяет сформировать у детей правильное представление о различных видах ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Игры в самих себя"

Рабочая программа ВД по социальному и общекультурному направлению развития личности...

дополнительная рабочая программа "Мастерим игрушки сами"

дополнительная образовательная программа для начальной школы "Мастерим игрушки сами"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Азбука здоровья". 1 - 4 класс. Аннотация к рабочей программе.

Рабочая программа внеурочной деятельности  "Азбука здоровья"  для учащихся  1-4 классов включает: пояснительную записку, общую характеристику курса, принципы построения программы...