РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ НАПРАВЛЕНИЮ Клуб «Узнаём сами»
рабочая программа (1 класс) по теме

Кочкаева Лариса Анатольевна

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Узнаём сами» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл klub_uznayom_sami.docx19.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое образовательное учреждение

« Одесская средняя общеобразовательная  школа №2»

Одесского муниципального района Омской области

Рассмотрено:                                   Согласовано:                                        Утверждаю:

на  заседании  методического         Заместитель  директора                       Директор  МОУ

объединения                                     по     УВР  Гуляева Т. А.                     «Одесская  СОШ №2»                

                                                                                                                           Дурнева Е. В.

Протокол №  ________

от  “________         2011 г.           от  “_________”       2011 г.                 от  “___________”  2011 г.

Руководитель  МО:___________

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО  ОБЩЕИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОМУ  НАПРАВЛЕНИЮ

Клуб «Узнаём сами»

на 2011-2012 учебный год

                                                                                      Автор-составитель программы:

                                                                                                          учитель начальных классов                                                                      

                                                                                                      Кочкаева Лариса Анатольевна.

2011 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей. Многочисленные исследования, проведенные как в нашей стране, так и за рубежом, показали, что большинство современных лидеров в политике, бизнесе, искусстве, спорте — люди, обладающие проектным типом мышления.  

Сегодня в школе есть все возможности для развития проектного мышления с помощью особого вида деятельности учащихся — проектной деятельности. Для того, чтобы ученик воспринимал знания как действительно нужные, ему необходимо поставить перед собой и решить значимую для него проблему, взятую из жизни, применить для ее решения определенные знания и умения, в том числе  и новые, которые еще предстоит приобрести и получить в итоге реальный, ощутимый результат.

Такая возможность предоставляется Федеральным государственным  образовательным стандартом нового поколения (Приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.2009г. №373).

В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования  возникла необходимость в разработке программы внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению.

Актуальность программы обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности.

Новизной  данной программы является то, что в основе лежит системно-деятельностный подход, который создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности и обеспечивает соответствие деятельности обучающихся их возрасту и индивидуальным особенностям:

  1. реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания;
  2. воспитание и развитие качеств личности, которые отвечают требованиям информационного общества;
  3. признание решающей роли содержания образования и способов организации  образовательной деятельности и учебного сотрудничества в достижении целей личностного, социального и познавательного развития обучающихся;
  4. учет индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения целей образования и воспитания и путей их достижения;

  Программа составлена на основе программы курса «Я исследователь»  Автор: Савенкова Л. И., и сборника «Программы внеурочной деятельности» - М.: Академкнига, 2011. –Ч.2  Авторы программ: Р. Г. Чуракова, Т. М. Рагозина, И. Б. Мылова.

Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Узнаём сами» предназначена для обучающихся начальной школы, интересующихся проектной деятельностью и направлена на формирование методологических качеств учащихся – способность осознания целей проектной деятельности, умение поставить цель и организовать ее достижение, а также креативных качеств – вдохновенность, гибкость ума, терпимость к противоречиям, прогностичность, критичность, наличие своего мнения, коммуникативных качеств, обусловленных необходимостью взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и воспринимать его информацию, выполнять различные социальные роли в группе и коллективе. Проектная деятельность  в начальной школе, учитывая возрастные особенности детей, имеет свою специфику. В начальной школе могут возникнуть только прообразы проектной деятельности в виде решения творческих заданий или специально созданной системы проектных задач. В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  1. Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);
  2. Целеполагать (ставить и удерживать цели);
  3. Планировать (составлять план своей деятельности);
  4. Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
  5. Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;
  6. Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Программа позволяет реализовать следующие подходы: компетентностный,  личностно  ориентированный,  деятельностный.

Цель программы – формирование информационной грамотности учащихся на основе  самостоятельных исследований объектов и явлений окружающего мира и научного знания.

Задачи  программы:

  1. Развивать познавательный интерес к проектной и исследовательской  деятельности;
  2. Способствовать формированию потребности  в самопознании и саморазвитии;
  3. Содействовать воспитанию активности личности, культуры общения и поведения в социуме.

Содержание программы внеурочной деятельности соответствует целям и задачам основной образовательной программы начального общего образования, которая реализуется в гимназии: духовно-нравственному, социальному, личностному и интеллектуальному развитию обучающихся; созданию основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие, сохранение и укрепление здоровья.

  Программа внеурочной деятельности по общеинтеллектуальному направлению «Узнаём сами» направлена не только на выработку самостоятельных исследовательских умений, но и способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса на разных предметах, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Примерные темы проектов:

Окружающий мир

  1. Солнце, Луна и звездное небо в различные сезоны года  
  2. Погода своего региона
  3. Минералы и горные породы своей местности
  4. Дикорастущие растения своего региона
  5. Культурные растения своего региона
  6. Грибы своей местности
  7. Разнообразие и поведение рыб
  8. Местные виды птиц
  9. Местная экосистема
  10. Влияние факторов среды на рост и развитие растений
  11. Загрязнение местных экосистем
  12. Редкие и исчезающие виды растений и животных своего региона
  13. Имена родного края
  14. История в названиях рек, морей, океанов
  15. Исторические песни и предания народов моего края.
  16. Мои земляки в истории России.

Математика

  1. Магические квадраты.
  2. Логические игры.
  3. Фокусы с числами.
  4. Бумажный домик с мебелью.
  5. Математический праздник.
  6. Игры с числами.
  7. Логические игры в древней истории.
  8. Числа в пословицах и поговорках.

Русский язык

  1. Способы шифрования текстов.
  2.  Книги и фильмы, в которых встречается шифрование текста.
  3.  Передача тайного смысла в картинах.
  4.  Передача тайного смысла в книгах.
  5.  

Литература

  1. Создание сборника пословиц и поговорок.
  2. Создание сборника загадок.
  3. Сочинение собственных произведений малых жанров устного народного творчества.
  4. Создание сборника сказок об одном из животных
  5. Создание костюмов для сказочных персонажей.
  6. Постановка спектакля по мотивам одной из сказок.
  7. Создание собственных сказок.
  8. Коллаж по теме: «Весна, весна, и все ей радо!», «Ах, лето знойное», «Унылая пора  Очей очарованье!».

Технология и изобразительная деятельность

  1. Узоры в Древней Руси.
  2.  Закономерности в узорах.
  3. Узоры в оформлении книг.
  4. Демонстрация моделей одежды с узорами.
  5. Коллекция керамической (или иной) самодельной посуды с узорами.

Форма организации: занятия проводятся 2 раза в неделю  в учебном кабинете, в музеях различного типа, библиотеках, на предприятиях и различных объектах города (парки, скверы, улицы, архитектурные достопримечательности и пр.) Проектная деятельность  включает проведение опытов, наблюдений, экскурсий, заседаний научных клубов младших школьников, олимпиад, соревнований, реализации проектов и т.д. Проектная деятельность предусматривает поиск необходимой недостающей информации в энциклопедиях, справочниках, книгах, на электронных носителях, в Интернете, СМИ и т.д. Источником нужной информации могут быть взрослые: представители различных профессий, родители, увлеченные люди, а также другие дети.

Сроки реализации программы: 4 года (1-4 класс).  Занятия проводятся во второй половине дня.

Программа внеурочной деятельности  «Узнаём сами» рассчитана на 135 учебных часов, из расчета 1 час в неделю:

33 часа на первом году обучения;

34 часа на втором году обучения;

34 часа на третьем  году обучения;

34 часа на четвертом году обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности Клуб "Наш дом-Земля" 1-4 классы

Представленная целостная программа разработана для учащихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Содержание программы выстроено в р...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных поэтов"

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб юных поэтов»( 1  год, общеобразовательный  )...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных читателей"

Данная рабочая программа рассчитана на 1 час в неделю. Занятия помогают привить любовь к чтению у обучающихся, повысить их читательский кругозор....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб "Твори добро" в 3 классе

Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи про...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Клуб Почемучки»

Рабочая программа внеурочной деятельности«Клуб Почемучки», для учащихся 1 кассов...

Рабочая программа внеурочной деятельности клуб "К-Детство"

Рабочая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания...

Рабочая программа внеурочной деятельности клуб "К-Детство"

Рабочая программа духовно-нравственного и гражданско-патриотического воспитания...