Пояснительная записка. Острой проблемой современного общества является нарастание из года в год негативных тенденций среди населения, в особенности среди подростков и молодежи. В частности, у значительной части молодежи происходит крушение нравственных идеалов, снижается социально-политическая активность, появляется националистическая заблужденность, формируются потребительское настроение и уродливые формы материальных интересов, распространяются такие явления, как наркомания, алкоголизм, высокой остается преступность. Проявление бездуховности, нравственного бескультурья заставляет сегодня многих задуматься о том, как наполнить внутренний мир юного гражданина новым содержанием идеалов и стремлений, представлений о добре и зле. Становится очевидным необходимость духовного возрождения общества. Очень важным сегодня является гуманизация жизни школьников, воспитание у них чуткости и доброты, милосердия и сострадания, социальной справедливости и соучастия. Формирование долга, ответственности, гуманности, справедливости, добропорядочности, благородства в отношении человека к окружающим людям, самому себе, к своей Родине во все времена определяло содержание нравственного воспитания. Эти общечеловеческие ценности были и остаются главной мерой достоинств личности. Только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Детский жизненный опыт, эмоции, впечатления, открытие Мира для Себя и в Себе делают нас теми, кем мы становимся в своей взрослой жизни. Именно в детстве находится ключик к потаённым дверцам в душах взрослых, разгадки их поступков, объяснение их целей, неудач и побед. Именно в детстве может произойти такое событие, которое если не перевернёт, то очень сильно повлияет на будущую жизнь ребёнка. Вот почему важно чаще всматриваться в чистые глаза Детства, чтобы не пропустить момент зарождения Добра, остановить чуть проклюнувшееся Зло или увидеть в них с удивлением отражение наших неверных поступков. Вот почему чаще надо обращаться к ребёнку, ещё не изгнанному вашей душой, чтобы проверить, не разучились ли мы быть по-детски искренними, весёлыми, не умер ли в нас великий Философ, имя которому Справедливость, Любовь, Доброта, Понимание. Ребёнок улыбается матери – первая в жизни улыбка. Ребёнок играет – первые в жизни игры. Ребёнок стал школьником – первые уроки. Первые книжки, первые картинки, первые песенки…первые радости и обиды. Всё первое. Первые кирпичики здания личности. Каким человеком станет этот ребёнок? Каким человеком сделаем его мы? На каком этапе своей жизни человек должен начинать думать сам за себя? С ответов на эти вопросы начинается формирование духовной личности ребёнка. Вопросы духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, формирования в их сознании высоких моральных принципов, социализация нынешней молодёжи актуальны для нынешней системы образования. Мы создаём правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Понятно, что такое общество обуславливает необходимость духовно-нравственного воспитания каждого его члена. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных и справедливых гражданах. И задача духовно-нравственного воспитания заключается в формировании такой личности. Поэтому задача учителя сверхсложная: он должен раскрыть внутренний мир младшего школьника и заложить основы нравственных отношений, тем самым, формируя нравственную воспитанность. Реализация процесса духовно-нравственного воспитания обеспечивается системой воспитания и образования: семейного, общественного дошкольного, общего, дополнительного, среднего специального, высшего, профессионального, а также многообразным социокультурным влиянием среды. Данная программа предполагает системный подход к формированию нравственного сознания обучающихся, воспитание школьников на общечеловеческих ценностях. При этом важно использовать педагогический потенциал социального окружения, создать условия для успешной социальной адаптации к явлениям окружающего мира. Цель: формирование у детей положительной системы духовно-нравственных ценностей, коммуникативного и эстетического потенциалов личности младшего школьника. Задачи:
-содействовать формированию духовно-нравственной позиции школьников -способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений -создать необходимые условия для проявления творческой индивидуальности каждого ученика; Для достижения поставленных целей предусматривается отбор основных форм и методов деятельности учителя и учащихся. В связи с этим особое место в программе занимают следующие формы обучения: -беседа; -чтение сказок и рассказов; -спортивное соревнование; -конференция пап и мам; -выставка творческих работ; -практическое занятие; -игра. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы - закон РФ «Об образовании»,
- закон «Курской области « Об образовании»,
- распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. № 1507-р « О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы».
- Приказ Министерства образования РФ от 9 марта 2004 года № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»,
- Приказ Министерства образования РФ от 5 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»,
- Приказ Министерства образования РФ от 30 августа 2010 года № 889 «О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерством образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»,
- Приказ Министерства образования РФ от 22 августа 2011 года № 2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373»,
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 01 февраля 2012 года № 74 « О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерством образования Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312»,
- Приказ комитета образовании и науки Курской области от 23 марта 2007 года № 1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования»,
- Приказ комитета образования и науки Курской области от 09 декабря 2011 года № 1-1234 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007 № 1-421«Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования»,»,
- Приказ комитета образовании и науки Курской области от 23 марта 2012 года № 1-285 «О внесении изменений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007 №1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования» с изменениями в редакции приказа комитета образования и науки Курской области от 09.12.2011г. № 1-1234,
- Приказ комитета образовании и науки Курской области от 17 августа 2012 года № 1-893 «О внесении изменений и дополнений в региональный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования, утвержденный приказом комитета образования и науки Курской области от 23.03.2007 №1-421 «Об утверждении регионального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений Курской области, реализующих программы общего образования»( с изменениями, внесёнными приказами комитета образования и науки Курской области от 09. 12.2011г.№ 1-1234 и от 23.03.2012г. № 1-285),
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29 декабря 2010 года № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарного – эпидемиологического требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Календарно- тематический план
№ п/п | Дата | Тема занятия | Цель занятия | Оборудование | Планир. | Фактич. | 1 |
|
| « Школьные годы чудесные»-беседа | Формировать культуру поведения в школе | Школьная линейка | 2 |
|
| Конкурс рисунков на тему «Осень в родном краю» | Воспитывать чувство гордости за свой край; развивать творческие способности | Организация выставки | 3 |
|
| Школа вежливости. Правила поведения в общественных местах. | Вырабатывать навыки и привычки поведения | Презентация | 4 |
|
| Режим дня и здоровье( устный журнал) | Познакомить с режимом дня; помочь осознать необходимость его соблюдения. | Презентация | 5 |
|
| Старость надо уважать | Воспитывать чувство уважения к старшему поколению | Подготовка к концерту | 6 |
|
| Быть трудолюбивым | Воспитывать трудолюбие; формировать чувство прекрасного; прививать любовь к растениям | Озеленение класса | 7 |
|
| Благородство в наше время | Закрепить понимание того, какой поступок является хорошим; Дать возможность мысленно представить себя на месте человека, попавшую в трудное положение; воспитывать гуманизм. | Памятки с играми | 8 |
|
| Помни о других- ты не один на свете | Представить свою семью; учить уважать семейные традиции; составить классный «семейный» альбом | Альбом, краски, карандаши, клей | 9 |
|
| Святые заступники земли русской | Ознакомление с историей России, ее символикой, законами, традициями | Презентация | 10 |
|
| Мои права и обязанности | Ознакомить с Конституцией России; воспитывать гражданственность | Конституция РФ
| 11 |
|
| « Чего в других не любишь, того и сам не делай» ( о дружбе) | Ознакомить с правилами дружбы; показать важность истинных друзей в жизни человека; учить доброжелательности, стремлению понимать друг друга. | Памятки с играми | 12 |
|
| Мастерская Деда Мороза | Развивать творческие способности; воспитывать трудолюбие, чувство коллективизма | Цветная бумага, клей, ножницы | 13
|
|
| Игра- викторина « Приходи, Коляда…..» | Познакомить с разновидностями календарных зимних обрядовых песен; формировать творческие умения. | Презентация | 14
|
|
| Каждой вещи своё место | Воспитывать трудолюбие; работать над сплочением коллектива; воспитывать чувство ответственности и заботы об окружающей нас природе | Кормушки для птиц | 15 |
|
| « Мягкие лапки, а в лапках царапки» | Формировать знания об окружающем мире; воспитывать внимательное отношение к животным | Презентация « Домашние животные и растения» | 16 |
|
| « Приходите в гости к нам» ( правила поведения дома) | Познакомить детей с правилами приема гостей и правилами поведения в гостях формировать чувство такта, сдержанности | Памятки с правилами поведения | 17 |
|
| « Скажи себе сам..» (о чести и совести) | Разъяснить понятия «честь», «долг»; формировать морально-этическое сознание | Памятки с ситуациями | 18 |
|
| « Все на белом свете солнышкины дети» | Работать над сплочением коллектива; воспитывать чувство взаимопомощи | Игры, конкурсы | 19 |
|
| « В поисках радости» | Выявить у учащихся представления о счастье; формировать любознательность | Игры, конкурсы | 20 |
|
| Родные руки | Развивать творческие способности; воспитывать любовь и уважение к мамам и бабушкам. | Концерт для мам | 21 |
|
| Ты и твои друзья | Учить детей высказывать свое мнение, отстаивать свою точку зрения объяснить, какую роль играет друг в жизни человека. | Памятки с ситуациями | 22 |
|
| Путешествие в кладовую народной мудрости | Расширить знания о жанрах устного народного творчества (Масленичные песни); познакомить с традициями русского народа; | Памятки с песнями | 23 |
|
| «Ежели вы вежливы» ( волшебные слова) | Повторить свод правил поведения людей в их отношении к окружающим; показать, что словом можно поддержать, развеселить, обидеть; учить задумываться над сказанным словом. | Памятки с правилами поведения | 24 |
|
| Мы- дети галактики | Познакомить с историей освоения космоса; воспитывать желание быть сильными и здоровыми. | Презентация « Первые космонавты» | 25 |
|
| Праздник праздников (Светлое Христово воскресенье- Пасха) | Продолжать знакомить детей с историей, обычаями своего народа; побуждать детей к творчеству; воспитывать интерес к духовной жизни русской нации; организовать участие самих детей в народных обрядах, играх. | Карандаши , краски, бумага | 26 |
|
| Давайте делать добрые дела | Воспитывать уважение к старшим и заботу о них; учить выполнять свои обязанности по дому; прививать любовь к труду.
| Памятки с ситуациями | 27 |
|
| « Как хорошо, что все мы здесь сегодня собрались» | Формировать позитивное отношение к окружающему миру; | Карандаши , краски, бумага | 28 |
|
| « Папа, мама, я- лучшая семья» | Показать значимость семьи в жизни человека;воспитывать уважение к семейным традициям.
| Мячи, шары, ручки, бумага | 29 |
|
| Поговорим о доброте | Развивать представление о доброте и зле, воспитывать стремление совершать добрые дела; | Памятки с правилами поведения | 30 |
|
| « Давайте поговорим о войне» | Продолжать знакомить детей с историческими событиями; воспитывать патриотизм.
| Карандаши , краски, бумага | 31 |
|
| Знатоки профессий | Продолжать знакомить детей с профессиями; воспитывать уважение к людям разных профессий
| Встреча с людьми разных профессий | 32 |
|
| « Добро и зло в сказках» | Развивать представление о доброте и зле, формировать у детей умение слушать сказку;
| Книги со сказками | 33 |
|
| « Сказки- волшебство, чудо и правда» | Формировать позитивное отношение к окружающему миру; | Книги со сказками | 34 |
|
| Сказка- ложь, да в ней намёк | Воспитывать стремление совершать добрые дела; | Книги со сказками |
Всего 34 часа
Содержание образования № п/п | Дата | Тема занятий | Кол-во часов
| План. | Факт. | 1 |
|
| Вводное занятие. Я среди людей | 13 | 3 |
|
| Речевой этикет | 5 | 4 |
|
| Культура поведения | 12 | 5 |
|
| В мире сказок | 3 | 6 |
|
| Заключительное занятие | 1 |
|
|
| Всего часов | 34 |
Используемая литература 1.Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников: пособие для учителя/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов.-М.: Просвещение, 2010г. 2.Горский В.А. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. М., Просвещение, 201г. 3.Васильева - Гангус Л. « Азбука вежливости», М.,1984г; 4.Камычек Я. « Вежливость на каждый день», М.,1975г.; 5. Смолка К., « Правила хорошего тона», М., 1980г.; 6.Дорохов А. « О культуре поведения» , М., 1986г.; 7.Карнеги Д. « Как завоёвывать друзей» 8. Лаврентьева Л.И. « Школа и нравственное воспитание личности», Ж. « Завуч начальной школы»,№5 ,2004 г.
|