Рабочая программа внеурочной деятельности "Клуб юных поэтов"
рабочая программа на тему

Грачёва Екатерина Андреевна

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Клуб юных поэтов»

( 1  год, общеобразовательный  )

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekoratovno-prikladnoe_iskusstvo_vd.docx37.41 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Челябинской области

ГБОУ СПО (ССУЗ) «Челябинский педагогический колледж №1»

Рабочая программа внеурочной деятельности

«Клуб юных поэтов»

( 1  год, общеобразовательный  )

Составили:

 студентки 36 группы

Попова Евгения Александровна

Рыжова Екатерина Андреевна

Челябинск, 2015

Оглавление

п/п

Разделы рабочей учебной  программы

Страницы

1

Пояснительная записка

3 - 7

2

Календарно-тематический план

8 – 10

3

Основное содержание учебного предмета

11 – 12

4

Требования к уровню обученности учащихся

13

5

Состав учебно-методического комплекта

14

6

Список  дополнительной литературы  

15

7

Перечень используемого  учебного оборудования

16

1.Пояснительная записка

        Рабочая учебная программа «Украшаем мир вокруг нас» осуществляется по предмету «Декоратовно - прикладное искусство» и составлена в соответствии со следующими нормативно – правовыми  документами и инструктивно – методическими материалами:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010;
  2. Приказа МО РФ № 373 от 06. 10. 2009г.  «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  3. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное основное образование; под. ред. В.А.Горского.- М.:Просвещение,2010.
  4. Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, на 2011/12 учебный год (Приложение 1(2) к приказу МОиН РФ от 24 декабря 2010 г. № 2080);
  5. Методического письма МО  РФ от 19. 11. 1998 г. № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»;
  6. Областного базисного учебного плана (Приказ МОиН Челябинской области  06.05.2009 № 01-269 «О формировании учебных планов общеобразовательных учреждений Челябинской области на 2010-2011  учебный год»);
  7. Инструктивно-методическое письмо МОиН Челябинской области от 31.07.2009г. № 103-3404 «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) в общеобразовательных учреждениях»;
  8. Методического письма ГОУ  ДПО  ЧИППКРО  «Об организации образовательного процесса в начальной школе в общеобразовательных учреждениях Челябинской области в 2011-2012 учебном году » ;
  9. Учебного плана МОУ СОШ № 84 г. Челябинска  на 2011-2012 учебный год;
  10. Положения о рабочей программе педагога (Приказ №298 от 14.09.2009).

Актуальность:

        Декоративное творчество является составной частью художественно-эстетического направления внеурочной деятельности в образовании. Оно на ряду с другими видами искусства готовит обучающихся к пониманию художественных образов, знакомит их с различными средствами выражения. На основе эстетических знаний и художественного опыта у учащихся складывается отношение к собственным и чужой художественной деятельности.

        Декоративное творчество способствует изменению отношения ребенка к процессу познания, развивает широту интересов и любознательность, что является базовыми ориентирами ФГОС.

        Во внеурочной деятельности несравненно больше, чем на уроке, создаются условия для развития индивидуальных задатков, интересов, склонностей учащихся. Сама внеурочная работа, призванная учитывать личные запросы школьника, стремится к их удовлетворению, требует дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

        Изложение учебного материала имеет эмоционально – логическую последовательность, которая неизбежно приведет к высшей точке удивления и переживания.

        Дети учатся аккуратности, экономии материалов, точности исполнения работ, качественной обработке изделия. Особое внимание уделяется технике безопасности при работе с материалами, которые разнообразят деятельность и повысят интерес детей.

Цель курса: формирование навыков художественно-изобразительной творческой деятельности, реализация необходимого минимума в рамках предметного содержания изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Цель программы состоит в том, чтобы дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов искусства.

 Задачи:

  • развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде искусства;
  • научить приёмам исполнительского мастерства;
  • научить слушать, видеть, понимать и анализировать произведения искусства;
  • научить правильно использовать термины, формулировать определения понятий, используемых в опыте мастеров искусства.
  • знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства.
  • ознакомление с техникой безопасности при работе с природными материалами.
  • ознакомление с правилами просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

Отличительной особенностью данной программы от уже существующих является отбор содержания учебного курса на основе следующих ведущих идей:

  1. Идея многообразия мира.
  2. Идея экологической целостности мира.
  3. Идея уважения к миру.

        Учебно-тематический план данной рабочей учебной программы составлен в соответствии с количеством отводимого учебного времени (1 часа в неделю) в учебном плане и с учетом  годового календарного учебного графика 1  классов. Программа рассчитана  на 33 часа.

Этапы реализации данной программы:

Первый этап – организационный (сентябрь) - анализ ситуации, планирование, изучение потребностей и запросов подростков.

Второй этап – деятельностный (октябрь – май) – координация действий, осуществление запланированных мероприятий, разработка системы контроля за их реализацией, диагностика.

Третий этап – итоговый (июнь) - анализ и подведение итогов работы, планирование на следующий год с учетом рекомендаций, выработанных в результате диагностики и анализа.

Формы организации внеклассных мероприятия по декоративно – прикладному искусству:

 

  • игровые тренинги
  • беседы
  • ролевые игры
  • просмотр и обсуждение видеофрагментов
  • индивидуальные и групповые работы
  • конкурсы
  • праздники
  • выставки
  • мастерская
  • экскурсии

Планируемые результаты:

Освоение детьми программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению декоративно – прикладное искусство направлено на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями ФГОС. Программа обеспечивает достижение выпускниками начальной школы следующих личностных, метапредметных и предметных результатов.

        Личностные:

  • развитие учебно-познавательного интереса к декоративно-прикладному творчеству, как одному из видов изобразительного искусства;
  • формирование эстетических чувств на основе знакомства с культурной картиной современного мира;
  • развитие навыка самостоятельной работы и работы в группах при выполнении практических творческих работ;
  • ориентировка на понимание причин успеха в творческой деятельности;
  • формирование способности к самооценке на основе критерия успешности деятельности;
  • формирование основ социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестность;
  • формирование познавательного интереса к творческой деятельности.

Метапредметные результаты:

  • способность выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ, решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиции, усвоенных способах действий;
  • способность приобретать и осуществлять практические навыки и умения в художественном творчестве;
  • развитие воображения, памяти, фантазии, художественной интуиции
  • способность сотрудничать в совместном решении проблем, оказывать взаимопомощь.

Предметные результаты:

  • уважать и ценить искусство и художественную деятельность человека;
  • понимать образную сущность искусства;
  • выражать свои чувства, идеи, мысли и мнения средствами художественного языка;
  • создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве.

Система отслеживания и оценивания результатов обучения детей проходит через участие их в выставках, конкурсах, фестивалях, массовых мероприятиях, создании портфолио.

2. Календарно – тематический план

Тема

Кол-во

часов

Дата

Практическая часть

1.

Вводное занятие.

Экскурсия в лесопарк.

Сбор природных материалов.

2.

Вводное занятие.

Экскурсия в краеведческий музей.

Работа с природными материалами.

3

Дары леса.

Сбор природных материалов. Сушка собранного материала.

4

Изготовление вазы с цветами.

Ознакомление с цветочно-декоративными растениями.

5

 «Полевые цветы».

Работа с гербарием «Полевые  цветы».

Создание букетов из сухих цветов.

6

 «Лекарственные растения нашего леса».

Работа с гербарием.

7

Панно «Белочка».

Работа со скорлупой орехов, с косточками вишен и слив.

Работа с бумагой

8

Бумага. Правила техники безопасности.

 Работа с различными видами бумаги.

Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

9

Композиция «Городок». Модели домов.

10

Композиция «Городок». Модели светофоров.

11

Композиция «Городок». Модели автомобилей.

12

Композиция «Городок». Модели автомобилей.

13

Композиция «Городок». Модели автомобилей.

14

Конкурс работ.

Работа с различными тканями.

15

Ткань. Правила техники безопасности.

 Работа с различными видами ткани.

Освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой. Ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.

16

Понятие о мягкой игрушке.

Народные традиции в изготовлении игрушек.

17

Порядок проектирования мягкой игрушки.  Подбор материала для изготовления мягкой игрушки.

18

Игрушка «Мышонок».

Изготовление мягкой игрушки.

19

Игрушка «Мышонок».

20

Игрушка «Мышонок».

Кожная пластика.

21

Художественная обработка кожи.

22

Виды работы с кожей и рабочие инструменты.

23

Техника изготовления декоративного ремня.

24

Подготовка кожи к работе. Оформление тематического панно.

25

Изготовление броши, сувенира, ремешка для часов.

Морские пришельцы (работа с ракушками)

Сортировка и систематизация ракушек.

26

Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение  и их обработка. Техника безопасности при работе с ракушками.

27

Использование ракушек.

Проектирование изделий из ракушек.

28

Аппликация «Рамка».

Оформление поделок с использованием разных видов и размеров ракушек

29

«Орнамент».

Построение разных по композиции и орнаментов из ракушек.

30

Композиция  из  ракушек «Подводный мир».

31

Подведение итогов.

Итоговая выставка-ярмарка работ школьников.

32

Подготовка к выставке работ школьников.

33

Аукцион поделок школьников.

3. Основное содержание предмета.

1. Вводные занятия.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов, традиционного крестьянского искусства и современного декоративного искусства. Техника безопасности при работе с природным материалом. Экскурсия в лесопарк. Сбор различных природных материалов. Правила просушивания и хранения природных материалов, необходимых для различных поделок.

Экскурсия в местный краеведческий или художественный музей для ознакомления со старинной утварью, с вышивками, кружевами и другими образцами народного творчества.

Практическая работа. Сбор природных материалов, посещение музеев.

2.Работа с природными материалами.

Дары леса. Заготовка природного материала. Сбор листьев, семян, цветов, лепестков цветочно-декоративных растений. Сушка собранного материала. Упражнения на развитие восприятия, воображения, моторики мелких мышц кистей рук.

Практическая работа. Сбор природного материала для работы над аппликациями; работа с гербариями «Лекарственные растения нашего леса», «Полевые цветы»; создание букета из сухих цветов; работа со скорлупой орехов, с косточками вишен и слив.

3. Работа с бумагой.

Порядок создания занимательных игрушек из бумаги: самолётиков разных типов с последующим состязанием на дальность полёта, на облёт препятствия, на «сверхдальний перелёт» и др.; корабликов разных типов, моделей автомобилей, моделей светофора и т.д.

Проведение конкурса.

Практическая работа. Выполнение творческих работ в технике бумажной пластики.

4. Работа с различными тканями.

Понятие о мягкой игрушке. Народные традиции в изготовлении игрушек. Знакомство с различными образцами мягкой игрушки. Порядок проектирования мягкой игрушки. Подбор материала для изготовления мягкой игрушки. Технология кройки заготовки различных деталей мягкой игрушки.

Практическая работа. Освоение безопасных приёмов работы со швейной иглой; ознакомление с возможным цветовым оформлением мягкой игрушки.

5. Кожная пластика

Художественная обработка кожи. Технологические свойства кожи. Виды работы с кожей и рабочие инструменты. Техника безопасности при работе с кожей. Техника изготовления декоративного ремня, броши, сувениров.

Практическая работа. Подготовка кожи к работе, работа над эскизом; подбор материала для работы, оформление панно, броши, сувенира.

6.Морские пришельцы (работа с ракушками).

Сбор ракушек. Виды ракушек, хранение их и обработка. Техника безопасности при работе с ракушками. Использование ракушек для создания композиций аппликации. Оформление объёмных поделок с использованием разных видов и размеров ракушек. Ракушка как дополнительный материал для поделки.

Практическая работа. Сортировка и систематизация ракушек; проектирование изделий из ракушек; оформление работ из ракушек; оформление рамок для поделок.

7.Отчётная выставка-ярмарка работ школьников.

Подведение итогов. Подготовка итоговой выставки-ярмарки работ школьников. Организация и проведение школьной выставки-ярмарки и аукциона поделок школьников. Награждение авторов наиболее интересных работ.

Практическая работа. Проведение выставки – ярмарки.

4. Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса по итогам изучения по предмету «Декоративно-прикладное искусство».

  • Освоение основных правил изображения, овладение материалами и инструментами, развитие стремления к общению с искусством.
  • Эстетическое отношение к красоте окружающего мира; умение контактировать со сверстниками в творческой деятельности; испытывать чувство радости от результатов индивидуальной и коллективной деятельности.
  • Осознанное использование образно-выразительных средств для решения творческой задачи, стремление к творческой самореализации средствами художественной деятельности.

5. Состав учебно – методического комплекта 

  • Куревина О.А., Лутцева Е.А. Прекрасное рядом с тобой: учебник для 1класса.- М.:Баласс,2011
  • Куревина О.А., Лутцева Е.А. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» по изо и художественному труду для 1 класса.- М.:Баласс,2011
  • Куревина О.А., Лутцева Е.А. Методические рекомендации к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 1класса.- М.:Баласс,2011

6.  Список дополнительной литературы

  • Белякова О.В. Большая книга поделок/О.В.Белякова.- М.,2009.
  • Гульянц Э.К. Что можно сделать из природного материала/ Э.К.Гульянц.-М.,1991.
  • Ильин М.П. Школьный гербарий/М.П.Ильин.- М.,1997.
  • Нагибина М. И. Плетение для детворы из ниток, прутьев и коры/М.И. Нагибина.- Ярославль,1997

  1. Перечень используемого учебного  оборудования

Технические средства обучения:

  • DVD-плеер, телевизор;
  • цифровой фотоаппарат
  • компьютер
  • медиапроектор

Поделочный материал:

  • природный материал
  • ткань
  • бумага
  • кожа
  • ракушки
  • инструменты (ножницы, иглы и др.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный исследователь" 3 класс...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юным умникам и умницам"...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный эколог", 2 класс...

рабочая программа внеурочной деятельности "Юный лингвист" 4 класс

Данная рабочая программа разработана для учеников, изучающих немецкий язык...

Рабочая программа внеурочной деятельности «Юные инспекторы дорожного движения» 1 – 4 класс

Программа «Юные инспекторы дорожного движения» создана на основании программы В.А. Горского.Цель программы: формировать навыки дорожной безопасности младших школьников.Задачи: познакомить школьников с...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Юный актёр" для начальной школы

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА            Направленность программы театрального кружка «Юный Актёр» по содержанию является художественно – эстетической, о...