«Гражданско-патриотическое воспитание в системе развития обучающихся с ОНР»
материал

Тищенко Марина Витальевна

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

           Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное время; массовую патриотическую работу, работу кафедр и отделов университета, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Основные направления системы:

  •  повышение социального статуса патриотического воспитания студенческой молодежи; 
  • проведение научно-обоснованной организаторской политики по патриотическому воспитанию;
  • повышение уровня содержания, методов и технологий патриотического воспитания в институте на основе реального взаимодействия учебно-воспитательных структур и общественных организаций вуза, местных и региональных организаций;
  • развитие высокой гражданственности личности, уважения к законам Российской Федерации, гражданско-правовой культуры студенческой молодежи;
  • воспитание гражданственности, формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор;
  • формирование российского национального самосознания, патриотических чувств и настроений у молодёжи, как мотивов деятельности.

 

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства "с молоком матери".

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.

Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого - воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Для успешной работы по патриотическому воспитанию в учреждениях дополнительного образования должна быть создана целостная система: разработаны необходимые программы деятельности, программы дополнительного образования детей патриотической направленности, хорошо развита учебно-материальная база, высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования.

Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования включает в себя:

  1. Комплекс воспитательных задач, связанных с формированием:

- потребности стать патриотом;

- патриотического мировоззрения и патриотических чувств;

- уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела;

- морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов;

- знаний основ военного дела и умений применять их на практике;

- необходимых физических качеств подростков.

  1. Педагогическую деятельность воспитания, которая осуществляется с учетом требований психолого-педагогической науки.
  2. Управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению патриотических задач в соответствии с возрастом.

На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания, приобретает особый смысл, так как именно здесь детям обеспечивается возможность быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств.

 

 

Можно выделить следующие направления работы по воспитанию патриотизма учащихся в учреждениях дополнительного образования:

- героико-историческое,

- героико-патриотическое,

- спортивно-патриотическое,

- военно-патриотическое,

- историко-краеведческое,

- культурно-историческое,

- духовно-нравственное,

- гражданско-патриотическое,

- социально-патриотическое,

    К важнейшим требованиям содержания патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования можно отнести:

- максимальное отражение в содержании учебно-воспитательного процесса достижений современной науки и изменений в социальной практике;

- целенаправленность, соответствие содержания учебно-воспитательного процесса целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования;

- комплексность, оптимальное сочетание всех содержательных компонентов патриотического воспитания при планировании, организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

- оптимальность, эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов патриотического воспитания;

- неразрывную связь обучения и воспитания, организация патриотического воспитания подростков в процессе учебной и общественно значимой деятельности;

Дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Правильно организованное дополнительное образование предоставляет     широкие возможности для получения современного качественного воспитания патриотов.

Эффективность процесса патриотического воспитания зависит от уровня организации дополнительного образования в целом и квалификации педагогов.

Патриотическое образование и воспитание через систему дополнительного образования реализуется и в образовательных учреждениях и приобретает все большую значимость.  Нужно понимать, что патриотизм — это не только   любовью к своему государству, своей Родине. Патриотизм – это целый комплекс позитивных человеческих качеств, который поможет стать по-настоящему достойным человеком и гражданином своего общества. Всестороннее развитие и воспитание ученика в образовательных учреждениях нельзя представить без патриотического образования. Поэтому вся внеурочная деятельность, которая проводится в школах, должна затрагивать все направления духовно-нравственной концепции.

Классным руководителям, организаторам внеклассной работы необходимо искать новые формы, направленные на воспитание патриотизма у молодого поколения. В каждом образовательном учреждении должна работать программа гражданского и военно-патриотического воспитания, в которой будут отражены педагогические технологии, формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы, основные направления работы, координация деятельности общественных организаций, взаимодействие с окружающим социумом.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ

           Гражданско-патриотическое воспитание в условиях современной России объективно является и признано государством ключевым в обеспечении устойчивого политического, социально-экономического развития и национальной безопасности Российской Федерации.

Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание является одной из наиболее значимых и сложных сфер воспитания, поскольку в ней формируется не только соответствующие мировоззренческие ориентации, идеалы и принципы, но происходит становление необходимых личностных качеств, обеспечивающих жизнедеятельность молодого гражданина в условиях современного российского демократического общества.

Патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у молодых граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Воспитание гражданственности предполагает формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор. Все это требует наличия специфических морально-психологических качеств, таких как: гражданское мужество, смелость, честность, порядочность, а также убежденности и умения отстаивать свою точку зрения. Наряду с этим, в условиях демократизации российского общества приобретают большую значимость такие свойства личности как терпимость и уважение к другому мнению, умение убеждать или принимать другую точку зрения.

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в учебном процессе и внеучебное время; массовую патриотическую работу, работу кафедр и отделов университета, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Основные направления системы:

  •  повышение социального статуса патриотического воспитания студенческой молодежи; 
  • проведение научно-обоснованной организаторской политики по патриотическому воспитанию;
  • повышение уровня содержания, методов и технологий патриотического воспитания в институте на основе реального взаимодействия учебно-воспитательных структур и общественных организаций вуза, местных и региональных организаций;
  • развитие высокой гражданственности личности, уважения к законам Российской Федерации, гражданско-правовой культуры студенческой молодежи;
  • воспитание гражданственности, формирование активной гражданской позиции личности, гражданского самоопределения, осознания внутренней свободы и ответственности за собственный политический и моральный выбор;
  • формирование российского национального самосознания, патриотических чувств и настроений у молодёжи, как мотивов деятельности.

 

Патриотизм является нравственной основой жизнеспособности государства и выступает в качестве важного внутреннего мобилизующего ресурса развития общества, активной гражданской позиции личности, готовности ее к самоотверженному служению своему Отечеству. Патриотизм как социальное явление — цементирующая основа существования и развития любых наций и государственности.

В патриотизме гармонично сочетаются лучшие национальные традиции народа с преданностью к служению Отечеству. Патриотизм неразрывно связан с интернационализмом, чужд национализму, сепаратизму и космополитизму.

Патриотизм – это любовь к Родине, преданность своему Отечеству, стремление служить его интересам и готовность, вплоть до самопожертвования, к его защите. На личностном уровне патриотизм выступает как важнейшая устойчивая характеристика человека, выражающаяся в его мировоззрении, нравственных идеалах, нормах поведения.

Патриотическое воспитание школьников — это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Патриотическое чувство свойственно всем национальностям и народностям. Это чувство, которое мы впитываем с детства "с молоком матери".

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества - это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства. Эти качества необходимо формировать в процессе патриотического воспитания посредством различных средств и способов. Героическая борьба, подвиги лучших сынов Отечества должны стать основой патриотического воспитания. Рассказывая о героических личностях, необходимо подчеркивать их нравственные устои и мотивы их действий, так как это может затронуть душу ребенка.

Создание системы военно-патриотической работы в школе предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения, направленные на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Система военно-патриотической работы в школе включает в себя систему, комплекс мероприятий по формированию патриотических чувств и сознания учащихся. Патриотическое воспитание должно быть плановым, системным, постоянным и одним из приоритетных направлений в области воспитательной деятельности.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию учащихся с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.

Военно-патриотическое воспитание характеризуется специфической направленностью, глубоким пониманием каждым гражданином своей роли и места в служении Отечеству, высокой личной ответственностью за выполнение требований военной службы, убежденностью в необходимости формирования необходимых качеств и навыков для выполнения воинского долга в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов.

Патриотическое воспитание, являясь составной частью общего воспитательного процесса, представляет собой систематическую и целенаправленную деятельность учебного заведения по формированию у учащихся высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Цель патриотического воспитания – развитие в личности высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становление личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в созидательном процессе в интересах Отечества.

Одним из важных направлений работы школы является патриотическое воспитание, основная задача которого - воспитание чувства гордости за свою Родину и свой народ, и уважение к его великим свершениям и достойным страницам прошлого, развитие чувства сопричастности к судьбам Отечества.

Для успешной работы по патриотическому воспитанию в учреждениях дополнительного образования должна быть создана целостная система: разработаны необходимые программы деятельности, программы дополнительного образования детей патриотической направленности, хорошо развита учебно-материальная база, высокий уровень подготовки педагогов дополнительного образования.

Структура гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования включает в себя:

  1. Комплекс воспитательных задач, связанных с формированием:

- потребности стать патриотом;

- патриотического мировоззрения и патриотических чувств;

- уважения к Вооруженным Силам России и их боевым традициям, интереса к изучению военного дела;

- морально-психологических качеств, необходимых при выполнении задач по обеспечению вооруженной защиты Отечества и его национальных интересов;

- знаний основ военного дела и умений применять их на практике;

- необходимых физических качеств подростков.

  1. Педагогическую деятельность воспитания, которая осуществляется с учетом требований психолого-педагогической науки.
  2. Управляемую деятельность подростков по самосовершенствованию, осуществляемую в соответствии с осознанным идеалом гражданина, готового к выполнению патриотических задач в соответствии с возрастом.

На современном этапе развития системы образования, деятельность учреждений дополнительного образования детей в реализации патриотического воспитания, приобретает особый смысл, так как именно здесь детям обеспечивается возможность быть активными участниками личностно значимой и социально активной деятельности, что, собственно, и способствует формированию патриотических качеств.

Можно выделить следующие направления работы по воспитанию патриотизма учащихся в учреждениях дополнительного образования:

- героико-историческое,

- героико-патриотическое,

- спортивно-патриотическое,

- военно-патриотическое,

- историко-краеведческое,

- культурно-историческое,

- духовно-нравственное,

- гражданско-патриотическое,

- социально-патриотическое,

    К важнейшим требованиям содержания патриотического воспитания в учреждениях дополнительного образования можно отнести:

- максимальное отражение в содержании учебно-воспитательного процесса достижений современной науки и изменений в социальной практике;

- целенаправленность, соответствие содержания учебно-воспитательного процесса целям и задачам гражданско-патриотического воспитания подростков в государственных учреждениях дополнительного образования;

- комплексность, оптимальное сочетание всех содержательных компонентов патриотического воспитания при планировании, организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса;

- оптимальность, эффективное достижение поставленных целей и задач путем подбора оптимального сочетания содержательного компонента и наиболее подходящих ему форм и методов патриотического воспитания;

- неразрывную связь обучения и воспитания, организация патриотического воспитания подростков в процессе учебной и общественно значимой деятельности;

Дополнительное образование обладает возможностью объединить в единый процесс обучение, воспитание и развитие ребёнка. Правильно организованное дополнительное образование предоставляет     широкие возможности для получения современного качественного воспитания патриотов.

Эффективность процесса патриотического воспитания зависит от уровня организации дополнительного образования в целом и квалификации педагогов.

Патриотическое образование и воспитание через систему дополнительного образования реализуется и в образовательных учреждениях и приобретает все большую значимость.  Нужно понимать, что патриотизм — это не только   любовью к своему государству, своей Родине. Патриотизм – это целый комплекс позитивных человеческих качеств, который поможет стать по-настоящему достойным человеком и гражданином своего общества. Всестороннее развитие и воспитание ученика в образовательных учреждениях нельзя представить без патриотического образования. Поэтому вся внеурочная деятельность, которая проводится в школах, должна затрагивать все направления духовно-нравственной концепции.

Классным руководителям, организаторам внеклассной работы необходимо искать новые формы, направленные на воспитание патриотизма у молодого поколения. В каждом образовательном учреждении должна работать программа гражданского и военно-патриотического воспитания, в которой будут отражены педагогические технологии, формы взаимодействия педагогов и учащихся в рамках программы, основные направления работы, координация деятельности общественных организаций, взаимодействие с окружающим социумом.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы по гражданско-патриотическому воспитанию

Доклад опирается на Концепцию духовно-нравственного развития и воспитания учащихся. Проанализирована работа школы по разным направлениям....

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Система гражданско-патриотического воспитания младших школьников

Гражданско-патриотическое воспитание позволяет решить назревшие нравственные и социальные   проблемы в воспитании младших школьников, устранить   противоречия между стремлением шко...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее»

Программа развития системы духовно – нравственного и гражданско - патриотического образования и воспитания обучающихся в условиях современной школы «Мы чтим прошлое и открываем будущее» ...