«Развитие коммуникативных качеств у школьников в начальной школе»
материал

Тищенко Марина Витальевна

Развитие коммуникативных способностей учащихся начальной школы

             В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Чтобы приблизить условия обучения к естественным условиям общения, надо ввести учащегося в речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, т. е. ясно представлять себе собеседника, условия речи и задачи общения.

Коммуникативный подход к учебной деятельности существенно меняет методы обучения, формы организации учебной деятельности.

Назначение и функции их определяются прежде всего тем, что они являются средством общения, коммуникации, а также самовыражения.

Опираться эти средства должны на потребность в общении.

Основные приемы и типы упражнений, вытекающих из потребности в общении, следующие:

  • создание речевых ситуаций, выбор их из потока учебных заданий;
  • ролевые игры, экскурсии и другие способы накопления материала;
  • любые виды деятельности, которые могут вызвать способность высказываний;
  • рисование картин, ведение записей и дневников;
  • создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных;
  • выбор разнообразных жанров: доклад, выступление по радио, телепередача, реклама;
  • “проба пера”, т. е. литературно-творческие опыты в прозе, стихах, в драматических жанрах.

Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности. Они учитывают 4 ступени:

  • ситуативную;
  • мотивационную;
  • восприятие речи собеседником;
  • обратную связь.

В своей практике я пытаюсь максимально использовать возможности урока для развития коммуникативных способностей учащихся. Планируя каждый урок, выделяю три составляющих:

  • коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании общения на уроке;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся, т. е. развитие склонностей к установлению эффективного общения;
  • индивидуальная работа с коммуникабельными детьми и развитие коммуникабельности в остальных, т. е. обучение общительности в процессе обучения.

В связи с этим, уроки провожу с использованием разных форм сотрудничества. Самыми эффективными считаю работу в парах, группах, бригадах. В процессе такой организации деятельности присутствует поиск идей и обмен мнениями. Работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. Я использую приемы группового чтения. Группового диктанта. Для развития умения действовать вместе, слаженно, используем инсценировки, решение и составление кроссвордов, шифровки и т. д.

Огромное значение, на мой взгляд, для формирования навыков общения имеет и такая форма организации учебной деятельности, как создание проекта по теме. Работая над проектом, необходимо договориться о виде проекта, подобрать материал, оформить его и защитить. Здесь нужны прочные знания, фантазия, изобретательность, упорство, труд и самое главное – сотрудничество. При такой деятельности отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, уточняются знания и опыт.

Особую роль в формировании коммуникативных навыков отвожу индивидуальному разговору. Это своего рода внутренний монологический ответ. Для этого на начальном этапе использую план по теме, затем только опорные слова, затем только первое или только последнее слово. Такая внутренняя подготовка ребенка способствует снятию напряжения, волнения и способствует в дальнейшем формированию монологического ответа у доски.

Опираясь на исследования доктора педагогических наук В. С. Безруковой, в своей практике использую вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся.

Основой любого урока являются вопросы и ответы на них. Умение задавать вопросы и конструировать ответы относится к числу важнейших общепедагогических умений, с помощью которых осваивается окружающий мир.

Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаю следующие виды вопросов:

  • Тренинговые вопросы. Посредством их учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач, проговаривают алгоритмы.
  • Конструктивные вопросы, которые требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
  • Альтернативные вопросы. Они используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
  • Вопросы-ловушки. Дети доказывают, что вопрос не имеет ответа.
  • Наводящий вопрос. Это вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
  • Вопрос- внушение. Направляет ученика в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа.
  • Контрвопрос. Он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.

Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных способностей учащихся. В них бьется живая мысль, рождаются чувства и отношения.

Они формируют в учениках качества самообразования, саморазвития, самоуправления, самообучения.

Важным средством в развитии коммуникативных навыков является диалог. Моисеев А.М. писал: “Диалог ценен тем, что он - спутник и признак свободы. Это полифония точек зрения. Это путь отвыкания от единомыслия”.

В своей работе я выделяю следующие типы диалогов, помогающие развитию коммуникативных навыков у младшего школьника:

  • Мотивационный. Характеризуется тем, что тема интересна всем учащимся, независимо от степени осведомленности в обсуждаемой проблеме.
  • Рефлексивный диалог. Характеризуется личным отношением учащегося к проблеме, решаемой на уроке.
  • Автономный диалог. Размышление “про себя”.
  • Конфликтный диалог. Тактичное несогласие с мнением другого. Доказательное отношение к мнению другого.
  • Критический диалог. Это критическое осмысление негативных поступков героев.
  • Самореализующийся диалог. Это раскрытие своих достижений, исследований, находок в заданной проблеме или теме.

Формируя диалоговую форму общения, придерживаюсь трех этапов ее развития.

1. Сюжетно-познавательный. Характерная особенность этого этапа - выступление школьников в заданной или выбранной ими самими роли.

2. Чувственно-аналитический этап. Установка на этом этапе такова: познай предмет и другого человека как носителя определенных ценностей.

3. Личностно-рефлексивный этап. Участники на этом этапе обретают опыт анализа, учатся вести диалог и обосновывать свою точку зрения, соглашаться и не соглашаться с другими.

М.М. Бахтин писал: “Жизнь по своей природе диалогична. Жить - значит участвовать в диалоге”. А поэтому урок, как кусочек жизни, должен быть диалогичным.

Результатом такого подхода к обучению является то, что выпускники начальной школы могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению товарища, готовы к продолжению обучения в средней школе и к самостоятельной учебной деятельности.

Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников

Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:

- коммуникативная способность;

- коммуникативное знание;

- коммуникативные умения.

Коммуникативная способность - природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность - с другой.

Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений, и о том, какие методы, способы, средства общения эффективны именно в нашем исполнении.

Коммуникативные умения формируются у младшего школьника в его общении с окружающими и в процессе жизнедеятельности. Успешность и интенсивность их формирования зависят от того, насколько осознаются коммуникативные умения, насколько школьник сознательно способствует их развитию, присутствует ли в процессе формирования этих умений момент целенаправленного их развития со стороны педагогов.

Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно - воспитательного процесса.

Введение комплекса специально организованных упражнений, ситуаций в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Наилучшим источником пополнения словаря школьников, несомненно, служит литература, классические образцы, речь интеллигентных людей, учителей в первую очередь. Не менее важно очищение речи школьников от ненормативной лексики, диалектизмов, жаргонизмов .

Ситуации, создаваемые на уроках литературного чтения, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи.

Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная (с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная (посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей).

Реализация названных функций прямо связана с тем, насколько свободно человек владеет речью. Это является своеобразным шагом на пути к общению.

Для создания эмоционально - благоприятной коммуникативной ситуации на уроке необходимо использовать:

- игровые приёмы;

- задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1. «Рассказ от первого лица»:

2. «Комплимент»:

- сказать комплимент сказочному литературному герою (младшей дочери купца или чудовищу - несмотря на его страшную внешность, он оказался очень благородным и щедрым, благодаря чему смог расколдовать чары злой колдуньи и стать прекрасным королевичем).

3. «Сказка в заданном ключе»:

- введение в название сказки нового объекта»..

4. «Изменение сказочной развязки»:

- придумать другое окончание сказки, рассказа.

Учителю важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить уважать своих товарищей и уметь слушать их. Также возможна организация работы в парах и группах, которая помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие коммуникативных способностей учащихся начальной школы

             В последнее время коммуникативному воспитанию школьников придается особое значение, так как успех в речевом развитии определяет и результативность усвоения других школьных дисциплин, создает предпосылки для активного и осмысленного участия в общественной жизни, обеспечивает детей необходимыми в личной жизни навыками речевого поведения, культурой речевого развития.

Чтобы приблизить условия обучения к естественным условиям общения, надо ввести учащегося в речевую ситуацию и научить его ориентироваться в ней, т. е. ясно представлять себе собеседника, условия речи и задачи общения.

Коммуникативный подход к учебной деятельности существенно меняет методы обучения, формы организации учебной деятельности.

Назначение и функции их определяются прежде всего тем, что они являются средством общения, коммуникации, а также самовыражения.

Опираться эти средства должны на потребность в общении.

Основные приемы и типы упражнений, вытекающих из потребности в общении, следующие:

  • создание речевых ситуаций, выбор их из потока учебных заданий;
  • ролевые игры, экскурсии и другие способы накопления материала;
  • любые виды деятельности, которые могут вызвать способность высказываний;
  • рисование картин, ведение записей и дневников;
  • создание сюжетов по воображению, в том числе сказочных;
  • выбор разнообразных жанров: доклад, выступление по радио, телепередача, реклама;
  • “проба пера”, т. е. литературно-творческие опыты в прозе, стихах, в драматических жанрах.

Коммуникативные методы опираются на теорию речевой деятельности. Они учитывают 4 ступени:

  • ситуативную;
  • мотивационную;
  • восприятие речи собеседником;
  • обратную связь.

В своей практике я пытаюсь максимально использовать возможности урока для развития коммуникативных способностей учащихся. Планируя каждый урок, выделяю три составляющих:

  • коммуникативную деятельность, цель которой состоит в создании общения на уроке;
  • развитие коммуникативных способностей учащихся, т. е. развитие склонностей к установлению эффективного общения;
  • индивидуальная работа с коммуникабельными детьми и развитие коммуникабельности в остальных, т. е. обучение общительности в процессе обучения.

В связи с этим, уроки провожу с использованием разных форм сотрудничества. Самыми эффективными считаю работу в парах, группах, бригадах. В процессе такой организации деятельности присутствует поиск идей и обмен мнениями. Работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. Я использую приемы группового чтения. Группового диктанта. Для развития умения действовать вместе, слаженно, используем инсценировки, решение и составление кроссвордов, шифровки и т. д.

Огромное значение, на мой взгляд, для формирования навыков общения имеет и такая форма организации учебной деятельности, как создание проекта по теме. Работая над проектом, необходимо договориться о виде проекта, подобрать материал, оформить его и защитить. Здесь нужны прочные знания, фантазия, изобретательность, упорство, труд и самое главное – сотрудничество. При такой деятельности отрабатываются и шлифуются внутригрупповые взаимоотношения, уточняются знания и опыт.

Особую роль в формировании коммуникативных навыков отвожу индивидуальному разговору. Это своего рода внутренний монологический ответ. Для этого на начальном этапе использую план по теме, затем только опорные слова, затем только первое или только последнее слово. Такая внутренняя подготовка ребенка способствует снятию напряжения, волнения и способствует в дальнейшем формированию монологического ответа у доски.

Опираясь на исследования доктора педагогических наук В. С. Безруковой, в своей практике использую вопросно-ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся.

Основой любого урока являются вопросы и ответы на них. Умение задавать вопросы и конструировать ответы относится к числу важнейших общепедагогических умений, с помощью которых осваивается окружающий мир.

Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаю следующие виды вопросов:

  • Тренинговые вопросы. Посредством их учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач, проговаривают алгоритмы.
  • Конструктивные вопросы, которые требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.
  • Альтернативные вопросы. Они используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.
  • Вопросы-ловушки. Дети доказывают, что вопрос не имеет ответа.
  • Наводящий вопрос. Это вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.
  • Вопрос- внушение. Направляет ученика в нужное русло, сокращает время и зону поиска ответа.
  • Контрвопрос. Он требует, чтобы ученик задал встречный и уточняющий вопрос.

Таким образом, вопросы и ответы на них действительно выполняют роль механизма формирования коммуникативных способностей учащихся. В них бьется живая мысль, рождаются чувства и отношения.

Они формируют в учениках качества самообразования, саморазвития, самоуправления, самообучения.

Важным средством в развитии коммуникативных навыков является диалог. Моисеев А.М. писал: “Диалог ценен тем, что он - спутник и признак свободы. Это полифония точек зрения. Это путь отвыкания от единомыслия”.

В своей работе я выделяю следующие типы диалогов, помогающие развитию коммуникативных навыков у младшего школьника:

  • Мотивационный. Характеризуется тем, что тема интересна всем учащимся, независимо от степени осведомленности в обсуждаемой проблеме.
  • Рефлексивный диалог. Характеризуется личным отношением учащегося к проблеме, решаемой на уроке.
  • Автономный диалог. Размышление “про себя”.
  • Конфликтный диалог. Тактичное несогласие с мнением другого. Доказательное отношение к мнению другого.
  • Критический диалог. Это критическое осмысление негативных поступков героев.
  • Самореализующийся диалог. Это раскрытие своих достижений, исследований, находок в заданной проблеме или теме.

Формируя диалоговую форму общения, придерживаюсь трех этапов ее развития.

1. Сюжетно-познавательный. Характерная особенность этого этапа - выступление школьников в заданной или выбранной ими самими роли.

2. Чувственно-аналитический этап. Установка на этом этапе такова: познай предмет и другого человека как носителя определенных ценностей.

3. Личностно-рефлексивный этап. Участники на этом этапе обретают опыт анализа, учатся вести диалог и обосновывать свою точку зрения, соглашаться и не соглашаться с другими.

М.М. Бахтин писал: “Жизнь по своей природе диалогична. Жить - значит участвовать в диалоге”. А поэтому урок, как кусочек жизни, должен быть диалогичным.

Результатом такого подхода к обучению является то, что выпускники начальной школы могут высказать и доказать свою точку зрения, могут уважительно отнестись к мнению товарища, готовы к продолжению обучения в средней школе и к самостоятельной учебной деятельности.

Коммуникативные умения обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным умениям, формируемым в младшем школьном возрасте относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализации;

- управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Приемы формирования коммуникативной компетенции младших школьников

Коммуникативная компетентность имеет несколько аспектов или составляющих:

- коммуникативная способность;

- коммуникативное знание;

- коммуникативные умения.

Коммуникативная способность - природная одарённость человека к общению, с одной стороны, и коммуникативная производительность - с другой.

Коммуникативное знание - это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений, и о том, какие методы, способы, средства общения эффективны именно в нашем исполнении.

Коммуникативные умения формируются у младшего школьника в его общении с окружающими и в процессе жизнедеятельности. Успешность и интенсивность их формирования зависят от того, насколько осознаются коммуникативные умения, насколько школьник сознательно способствует их развитию, присутствует ли в процессе формирования этих умений момент целенаправленного их развития со стороны педагогов.

Владение коммуникативными умениями на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности. Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно - воспитательного процесса.

Введение комплекса специально организованных упражнений, ситуаций в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Наилучшим источником пополнения словаря школьников, несомненно, служит литература, классические образцы, речь интеллигентных людей, учителей в первую очередь. Не менее важно очищение речи школьников от ненормативной лексики, диалектизмов, жаргонизмов .

Ситуации, создаваемые на уроках литературного чтения, направлены на то, чтобы ребенок пропустил через себя поступки, совершенные литературным героем, учился бы верить, дружить, любить, анализировать различные жизненные ситуации. Такой подход обеспечивает развитие речи ученика, учит вступать в диалогические споры о перевоплощении литературных героев, дает прекрасную возможность развития монологической речи.

Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная (с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная (посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей).

Реализация названных функций прямо связана с тем, насколько свободно человек владеет речью. Это является своеобразным шагом на пути к общению.

Для создания эмоционально - благоприятной коммуникативной ситуации на уроке необходимо использовать:

- игровые приёмы;

- задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1. «Рассказ от первого лица»:

2. «Комплимент»:

- сказать комплимент сказочному литературному герою (младшей дочери купца или чудовищу - несмотря на его страшную внешность, он оказался очень благородным и щедрым, благодаря чему смог расколдовать чары злой колдуньи и стать прекрасным королевичем).

3. «Сказка в заданном ключе»:

- введение в название сказки нового объекта»..

4. «Изменение сказочной развязки»:

- придумать другое окончание сказки, рассказа.

Учителю важно научить ребенка правильно выражать свои мысли, а также научить уважать своих товарищей и уметь слушать их. Также возможна организация работы в парах и группах, которая помогает организации общения, т.к. каждый ребёнок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником.

Успешность и интенсивность формирования коммуникативных умений зависят от того, насколько они осознаются школьником, насколько он сам способствует их развитию и насколько целенаправленно участвует в этом процессе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие коммуникативных качеств речи младших школьников

Работа с фразеологизмами в начальных классах. В работе указаны виды работ с фразеологизмами....

Статья "«Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникативных качеств младших школьников в коллективе»

«Влияние детско-родительских отношений на развитие коммуникативных качеств младших школьников в коллективе»           Внимание многих психологов ...

Программа развития коммуникативных качеств на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» в 1-м и в подготовительном классах для детей с расстройствами аутистического спектра.

Программа развития коммуникативных качеств на уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» в 1-м и в подготовительном классах для детей с расстройствами аутистического спектра....

Развитие коммуникативной компетенции учащихся в начальной школе

Проблема формирования коммуникативной культуры учащихся - одна из ключевых проблем для современной шкколы. По результатам её решения ныне предлагается оцениввать результативноссть работы уччителя и об...

Развитие коммуникативных навыков у детей начальной школы

Сценарий игры в группе продленного дня...