Методический семинар
учебно-методический материал

Новикова Ольга Николаевна

«Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах в рамках реализации УМК «Школа Россси».

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Семинар39.87 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар на тему:

«Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в начальных классах в рамках реализации УМК «Школа Россси».

СЛАЙД 1(фото школы)

        Здравствуйте! Меня зовут Новикова Ольга Николаевна, я учитель начальных классов «Чучковской средней школы».

 Мотивация на работу.

 Уважаемые коллеги! Обратите внимание на раздаточный материал, который находится на столах. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я прошу взять один из них (любого цвета).

Тех, кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем семинаре.

Тех, кто выбрал красный - желают общаться, желтый – проявят активность, синий - будут настойчивыми.

         Я приветствую вас доброй улыбкой и хорошим настроением.

       Уважаемые коллеги! Обратите внимание на содержание листочков. (работа в парах). Ознакомьтесь с ним.  Что объединяет содержимое этих карточек?

Ответ педагогов (универсальные учебные  действия). Раздать карточки с названием «УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ»      

 Раздать памятки «УУД»

 СЛАЙД 2,3(тема семинара, фото учебников и методических пособий).

 Я представляю вам опыт своей работы по теме.

 Тема: «Формирование универсальных учебных действий на уроках литературного чтения в 1-4 классах в рамках реализации УМК «Школа Россси»».

СЛАЙД 4(Цель).

     Целью своего опыта я считаю

    - повышение компетенции педагогов в освоении приемов формирования универсальных учебных действий.

СЛАЙД 5 (задачи).

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

- раскрыть и осмыслить понятие «универсальные учебные действия;

- рассмотреть виды УУД, их содержание, требования к результатам сформированности;

- познакомить с приемами, помогающими формировать УУД;

- приобрести практический опыт выполнения УУД в процессе работы с информацией.

Уважаемые коллеги!        

        Современная школа значительно изменилась за последние десятилетия и стремительно продолжает меняться. С переходом на обучение по новым стандартам, передо мной встала задача – понять сущность ФГОС, и  я пришла к выводу, что учитель начальной школы, реализующий этот стандарт должен не только научить читать, писать, считать,  но и формировать универсальные учебные действия (УУД).

 Что же   такое УУД?

         В широком значении:    умение учиться

 СЛАЙД 6

«универсальные учебные действия» – это саморазвитие и самосовершенствование путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта»

          В более узком (психологическом значении): совокупность способов действия учащегося

СЛАЙД

 «универсальные учебные действия» – это совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса»

УУД выполняют ряд функций.

СЛАЙД 7(ФУНКЦИИ УУД)

- Обобщенные способы действий, позволяющие ориентироваться  в учебной деятельности, включая осознание ее цели,  ценностно-смысловых  и  операциональных характеристик.

- Совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Умение учиться, способность к саморазвитию и  самосовершенствованию

СЛАЙД  8(4 группы УУД)

        Универсальные учебные действия можно разделить на четыре группы:

        Поэтому далее я хочу остановиться  на специфике формирования и развития УУД  на уроках в начальных классах, а конкретнее средствами предмета «Литературное чтение».  Но почему именно «Литературное чтение»?

Дело в том, что формирование универсальных учебных действий: личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных – в образовательном процессе осуществляется в результате усвоения разных учебных предметов.  Я считаю, что учебный предмет «Литературное чтение» наиболее содержателен для формирования универсальных  учебных действий.

СЛАЙД 9(Личностные УУД)

  • оценивать поступки людей, жизненные ситуации с точки зрения общепринятых норм и ценностей;
  • оценивать конкретные поступки как хорошие или плохие;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • высказывать свое отношение к героям прочитанных произведений, к их поступкам. 
  • Личностные УУД позволяют сделать учение осмысленным, обеспечивают значимость решения учебных задач. Они направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов, позволяют соориентироваться в нравственных нормах, правилах, оценках, вырабатывать свою жизненную позицию в отношении мира, окружающих, самого себя и своего будущего.

. 

СЛАЙД 10 (Регулятивные УУД)

  • определять и формировать цель  деятельности на уроке с помощью учителя;
  • учиться высказывать свое предположение на основе работы с иллюстрацией учебника;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Регулятивные УУД  обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения.

СЛАЙД 11(Познавательные УУД)

  • ориентироваться в учебнике;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • составление различных видов плана (назывного, цитатного и вопросного, простого и сложного)

подробно пересказывать небольшие тексты

 Познавательные УУД – включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач

СЛАЙД 12(Коммуникативные УУД)

  • оформлять свои мысли в устной и письменной форме;
  • слушать и понимать речь других;
  • выразительно читать и пересказывать текст;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;
  • учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли.

Коммуникативные УУД – обеспечивают возможности сотрудничесва: умение слушать и слышать, понимать партнера, участвовать в коллективном  обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное сотрудничество со взрослыми и сверстниками. Для этого на своих уроках я создаю необходимые условия, связанные с внедрением сотрудничества в обучение.

Безусловно, учитель играет ведущую роль в формировании УУД. Это требует грамотного подхода к содержанию урока.

СЛАЙД 13(СОВРЕМЕННЫЕ УРОКИ, ТИПЫ)

В современной системе образования обычно выделяют 4 типа уроков.

Когда я  готовлюсь к  уроку, передо мною встает ряд вопросов:

- как построить урок;

- какие УУД необходимо сформировать.

 В своей работе для формирования УУД стала использовать современные образовательные технологии, педагогические методы, приемы.

РАЗДАТЬ ПАМЯТКИ (ПРИЕМЫ на ЭТАПАХ УРОКА)

Среди множества приёмов формирования УУД, для своей работы выбрала следующие приёмы.

 Уважаемые коллеги,  я предлагаю ознакомиться с системой приемов, необходимых для формирования УУД  на уроках литературного чтения.

Остановлюсь на некоторых из них.

Для формирования личностных УУД использую следующие приёмы. Расскажу об одном из них. Приём: Лови ошибку- объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда, особенно в младших классах, им можно даже подсказывать «опасные места» интонацией или жестом. Важно научить детей быстро реагировать на ошибки.

Для того, чтобы ребенку было легче разобраться в своих впечатлениях и чувствах я использую на уроках следующие виды заданий, формирующие личностные УУД.

СЛАЙД

- «Расскажи, что ты чувствуешь?» (умение сопереживать);

- «Для чего писатель рассказал эту историю? В чем мудрость (мораль произведения?» (умения понимать контекстную речь);

- «Представьте  себя в роли героя и расскажите о своем путешествии. Не забудьте передать чувства и переживания, которые вы испытали»(умение осуществлять личностную рефлексию, погружение во внутренний мир персонажа);

- «Инсценирование, чтение по ролям» (отождествление себя с персонажем, передача эмоций, интонацией, мимикой, жестами);

-«Составление характеристики  героев, отношение автора и читателя к ним»

Для формирования регулятивных УУД использую следующие приёмы.  Приём. Вопрос к тексту: при изучении произведения перед учениками ставится задача – составить к нему список репродуктивных и расширяющих вопросов.

        В процессе формирования УУД школьник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, самостоятельно найти ответ на множество интересующих вопросов, почувствовать себя исследователем, первооткрывателем, учителем. Дети рассуждают, строят предположения, сами ставят перед собой задачи, ищут пути их решения, оценивают себя и других.

          Все это направлено на формирование регулятивных УУД.

СЛАЙД.

– «Что тебе надо было сделать? Что удалось, а что не получилось? Оцени свою работу» (формирование способности к самооценке, умение оценивать работу с помощью различных знаковых символов)

– «С чего все начиналось? Как, по-твоему, развернутся события дальше и чем они закончатся?» (проективное мышление по структурированию событий)

– «Прочитай заголовок следующего произведения. Подумай, о ком оно, страшное или нет, сказка или рассказ?» «Что мы будем делать сегодня на уроке?» (умение прогнозировать);

– «Читай внимательно», «Найди, исправь ошибки и прочитай правильно. Какие ошибки при чтении допустил одноклассник?» (формирование способности к контролю, самоконтролю и коррекции.

Приёмы для формирования познавательных УУД. Приём «Да» и «Нет» -игра ставит учащихся в активную позицию. Учитель загадывает литературного героя. Ученики должны узнать, что загадал учитель. Для этого они задают вопросы, на которые учитель отвечает только словами «да», «нет».

Каждый урок должен быть интересным. Ведь ребенка необходимо «зарядить» познавательным интересом, дать особый стимул к чтению. Систематичное использование на уроках развивающих и творческих заданий, информационно-коммуникационных технологий делает работу более наглядной, живой, интересной для детей, формирует познавательные УУД.

Как организовать деятельность учащихся?

СЛАЙД:

– «Выделение главного, составление «цепочек последовательностей», поиск информации в различных источниках, ориентирование в книге» (общеучебные умения);

– «Характеристика и сравнение персонажей и произведений, выполнение заданий творческого характера» (анаграммы, ребусы, игры со словами);

– «Установление причинно-следственных связей, анализ, синтез, обобщение, классификация» (умение выполнять логические операции).

Приёмы для формирования коммуникативных УУД. Приём организация работы в группах. Группы могут получать как одно и то же задание, так и разные, но работающие на общий результат задания.

Дети учатся высказывать и оспаривать свое мнение, сотрудничать, анализировать и оценивать свою деятельность и деятельность своих товарищей. При этом взрослый – не «учитель – наставник», а равноправный партнёр, что позволяет ребёнку проявлять самостоятельность, собственную исследовательскую активность. На уроках царит атмосфера сотрудничества и дружелюбия. В этом помогают задания, направленные на формирование коммуникативных УУД такие, как:

СЛАЙД.

– «Устный рассказ о героях, о личных впечатлениях по прочитанному» (умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами);

– «Пересказ (подробный, выборочный, творческий, краткий), чтение наизусть, словесное иллюстрирование» (формирование навыка монологического высказывания);

– «Беседы, обсуждение творческих работ, защита творческих проектов» (умение выражать и отстаивать свою точку зрения);

– «Викторины, интеллектуальные командные игры, творческие конкурсы, работа в группах, чтение по ролям» (умение владеть диалогической речью, идти на компромисс, выслушивать и уважать точку зрения других).

Исследование уровней сформированности УУД.

     В ходе работы над темой, я отслеживаю результаты сформированности  УУД. Результаты мониторинга дают возможность получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.

 С 1 класса отслеживаю  сформированность УУД по следующим методикам:

Личностные УУД – анкета по оценке уровня школьной мотивации Лусканова.

Цель: выявление мотивационных предпочтений в учебной деятельности.  Анкета «Что такое хорошо и что такое плохо».

Цель: выявление нравственных представлений учеников.

Регулятивные УУД – методика «Тест простых поручений».

Цель: определить уровень ориентировки на заданную систему требований, умение сознательно контролировать свои действия.

Познавательные УУД – методика «Исследование словесно-логического мышления младших школьников».

Цель: выявление уровня развития  словесно-логического мышления.

Коммуникативные УУД – методика «Рукавички».  Цель: выявить сформированность коммуникативных действий по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества.

      Динамика развития  УУД  хорошо прослеживается на диаграммах.

Таким образом, можно сделать вывод, что у  большинства учеников 1 класса  УУД находятся еще в стадии формирования. Данные мониторинга позволили выделить индивидуальные проблемные зоны для каждого учащегося  и стали основой для  внесения коррективов в построение учебного процесса.

Наконец 4 класса виден рост увеличения УУД.

Результаты моей работы позволили сделать вывод, что применение системы заданий по формированию УУД позволяет добиваться высоких результатов обучения.

Результаты ВПР:

математика –             «5» - 3ч., «4» - 11ч., «3» - 13ч., «2» -0

русский язык –          «5» -3ч., «4» - 11ч., «3» -12ч., «2» - 0

окружающий мир –  «5» -3ч., «4» - 16ч., «3» - 10ч., «2»-0

Диаграмма качества знаний за три года по отдельным предметам:

Литературное чтение

Русский язык

Математика

Учащиеся участвуют в олимпиадах и конкурсах  разного уровня и занимают призовые места.

Результаты работы позволили сделать вывод, что применение системы заданий по формированию универсальных учебных действий способствует развитию у детей умения учиться (т.е. учить себя), развивает интерес к произведениям художественной литературы, к книге вообще.

Закончить выступление хочется словами К.Д. Ушинского: «Читать-это еще ничего не значит; что читать и как понимать читаемое-вот в чем главное дело».

Список литературы:

Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/ Под ред. А.Г.Асмолова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Планируемые результаты начального общего образования/ Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2013.

Фундаментальное ядро содержания общего образования/ Под ред. В.В. Козлова, А.М.Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

Е.С. Савиков «Стандарты второго поколения»,– М: Просвещение, 2010.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический семинар на конкурсе "Учитель года - 2012" Балашовского района

…Вы знаете, мне по-прежнему верится,Что если останется жить Земля,Высшим достоинством человечестваСтанут когда-нибудь учителя.      С именем учителя связаны самые дорогие, самые радостн...

Методический семинар "Развитие творческих способностей учащихся"

Виды игровых заданий, способствующие творческому развитию учащихся на  разных уроках...

Тезисы выступления на методическом семинаре: Современный урок в системе 2100

Текст выступления на школьном методическом совете о проблемах современного урока....

Методический семинар "Психологическия комфорт на уроках"

Семинар содержит теоретический и практисеский материал по созданию психологического комфорта на уроках"...

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РАЙОННОМ МЕТОДИЧЕСКОМ СЕМИНАРЕ СЕКЦИИ УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ НА ТЕМУ: «ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ (из опыта работы)»

АннотацияВ августе 2013 года прошел районный семинар для учителей начальных классов. На протяжении многих лет занимаюсь с учащимися начального звена исследовательской деятельностью. В теоретической ча...

Методический семинар из опыта работы.

Материал из опыта работы учителя начальных классов по методической теме "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании младших школьников"...