Аспектный анализ урока ФГОС
методическая разработка

Бухтиярова Наталья Евгеньевна

В данном методическом материале представлена проблема самоанализа урока как одно из условий формирования компетентности педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aspektnyy_analiz_uroka_fgos.docx26.32 КБ

Предварительный просмотр:

Бухтиярова Наталья Евгеньевна,

учитель начальных классов,

МАОУ «НОШ № 7» г. Усинска

Аспектный анализ урока ФГОС

       Способы организации современного урока, новые изменения, которые преодолевает педагог в условиях внедрения ФГОС, не могут дать положительный результат без такого важного действия как анализ. И проблема в том, что многие педагоги зачастую не умеют проводить аналитическую деятельность после проведенного урока, да и не считают это действие важным. А на вопрос «Почему не удалось что-то на уроке?», большинство отвечают: «дети не активны», «не умеют слушать», «не хотят учиться» и т. д. Вот поэтому сегодня мы предлагаем вам задуматься над такими  важными вопросами:

- что такое анализ?

- для чего необходимо  анализировать урок?

- какие существуют ведущие аспекты  анализа современного  урока?

           Чтобы ответить на эти вопросы, давайте поразмышляем над словом анализ.  Какие ассоциации у вас возникают?

Анализ – возврат назад

                 сопоставить, сравнить

                 разложить по полочкам

                 поиск ошибок

                 поиск удачных моментов

                 ответ на вопрос «Почему?» и т.д.

      Словарь Ожегова С. И. трактует значение этого слова как: «всесторонний разбор, рассмотрение». С.Л. Рубинштейн под анализом понимал "мысленное расчленение предмета, явления, ситуации и выявление составляющих его элементов, частей, моментов, сторон; анализом мы вычленяем явления из тех случайных несущественных связей, в которых они часто даны нам в восприятии".

       Анализ - логический прием познания, представляющий собою мысленное разложение предмета (явления, процесса) на части, элементы или признаки, их сопоставление и последовательное изучение с целью выявления существенных, т.е. необходимых и определенных качеств и свойств.

    Под анализом урока мы понимаем  рефлексию, позволяющую оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.

Для чего необходимо анализировать урок?

     Ответить на этот вопрос не так-то просто, хотя бы потому, что существует множество видов анализа и у каждого - своя цель. Вполне естественно, что учителя интересует совершенно конкретный анализ, который давал бы основания для каких-либо улучшений в проведении урока. Так или иначе, любой анализ дополняет научную составляющую в деятельности учителя, поскольку является основным методом познания чего-либо, заставляет  задумываться над соответствием или несоответствием качества своей работы новым требованиям образования.

    Как часто мы, педагоги, задумываемся о том, каким был урок, что в нем пошло не так и почему? Что нужно изменить в уроке, чтобы он был полезен каждому ученику?

       Мы живем в то время, когда многие педагогические ценности переменились. Появились не только новые цели, но и новые средства образования. Самое главное - урок рассматривается сегодня не только как деятельность учителя, т.е. как форма обучения, но и как деятельность ученика, т. е. как форма учения. В состав урока вводятся такие компоненты, как совместное проектирование, взаимодействие, диалог, партнерство и т.д. и здесь есть над, чем задумываться после проведения урока каждому педагогу.

       Так что же дает анализ урока для учителя?

  • В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, целенаправленно осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками.
  • Это - рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности.
  • Сам по себе анализ урока как процесс осознания и самопознания формирует у учителя аналитические способности, развивает интерес и определяет необходимость изучения проблем обучения и воспитания.
  • Умение проводить наблюдения за сложными педагогическими явлениями, анализировать их, обобщать и делать научно обоснованные выводы, служит действенным средством совершенствования профессионально-педагогического мастерства.

Вот поэтому очень важно каждому педагогу проводить самоанализ своего урока. Самоанализ - это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения обучающихся.

Уровни самоанализа

  • Эмоциональный - непроизвольный уровень, когда учитель чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.
  • Оценочный, когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.
  • Методический, когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.
  • Рефлексивный, когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

        А что же дает анализ урока для администрации?

    Оценка профессионального мастерства учителя - один из самых актуальных аспектов в работе администрации. Это позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать учителю помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации, росту педагогического профессионализма.

       Анализ любого урока представляет собой комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны, способствует улучшению процесса преподавания в целом.

     Урок анализируется с позиций деятельности учителя и учеников, отдельных дифференцированных групп учеников (учащиеся с различной степенью подготовленности, развитости способностей, социальной адаптации), с педагогических, психологических, методических, физиолого-гигиенических, культурологических  и др. позиций, т.е. различных аспектов.

   Существует много разных видов и типов анализа урока, но мы сегодня заострим внимание на аспектном анализе урока.  

       Что же такое аспектный анализ урока?

     Аспектный анализ (самоанализ) урока (системы уроков) - это детальное и всестороннее рассмотрение его как единого целого под определенным углом зрения (аспектом). Выбор аспектов зависит как от аналитической потребности, так и от возникшей практической необходимости. Главное внимание уделяется анализу одного из аспектов урока.  В условиях нынешних преобразований системы образования возникла практическая необходимость анализировать урок с целью (под углом зрения)  использования системно-деятельностного подхода на уроке, одного из важных требований новых образовательных стандартов.

      Еще раз хочется напомнить, что для системного изменения деятельности педагога в условиях внедрения новых образовательных стандартов, неотъемлемой частью планирования урока должен быть анализ предыдущего  урока. Предлагаем вам рассмотреть ведущие аспекты анализа современного урока и содержание наблюдения.

Ведущие аспекты анализа урока ФГОС

Ведущие аспекты анализа урока       

Содержание наблюдения

Дидактическая задача урока                        

(краткий оценочный анализ)

1.Соответствие дидактической задачи урока отобранному содержанию.

2.Результативность решения дидактической задачи

Содержание урока

Соответствие основного содержания урока содержанию программы и учебника

Методы обучения

Соответствие приемов обучения и учения (методов обучения) решению триединой образовательной цели

Формы обучения

1. Соответствие форм обучения (фронтальная, групповая, индивидуальная, коллективная) решению основной дидактической задачи урока.

2. Целесообразность использования предложенных заданий

Результативность урока

Достижение цели и решение основной дидактической задачи урока

Практическая направленность урока

Практическая направленность вопросов, упражнений и задач, предлагаемых для выполнения школьникам

Самостоятельная работа школьников как форма организации учебной деятельности 

1.Уровень самостоятельности школьников при решении дидактической задачи урока

2. Характер самостоятельной учебной деятельности (репродуктивный, творческий)

3. Взаимопомощь

Формирование универсальных учебных действий на каждом этапе урока (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные)

1. Соответствие содержания заданий

2. Организация деятельности учащихся

3. Виды УУД

Формирование ИКТ-компетентности

Применение ИКТ на уроке, уровень сформированности ИКТ компетентности учащихся

Структура урока

Соответствие структуры урока основной дидактической задаче

Структура урока  динамична, присутствуют целый набор разнообразных действий и операций, объединенных в целесообразную деятельность

Педагогический стиль

Соблюдение норм педагогической этики

Гигиенические требования

Температурный режим, проветривание класса, чередование видов деятельности, динамические паузы

     

       

Анализ урока с позиций  требований ФГОС.

1. Целеполагание.

а)  Цели и задачи урока сформулированы нечетко и не вполне соответствуют требованиям стандарта и программы.

б) Цели и задачи сформулированы четко, конкретно, в соответствии с требованиями стандарта и программы. Отражают формирование УУД.  

в) Цели и задачи сформулированы диагностично в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.

2. Содержание.

а) Содержание учебного материала не вполне адекватно целям и дидактическим принципам выбранного УМК.

б) Содержание соответствует целям и задачам, дидактическим принципам УМК.

в)  Содержание соответствует дидактическим требованиям, адекватно целям, органично включает ценностный (воспитывающий) и развивающий компоненты.

3. Логика организации УД (учебно-познавательной деятельности).

а) Этапы урока прослеживаются плохо. Нет логических переходов.

б) Этапы урока выделены обоснованно, имеют логические переходы, но отдельные этапы затянуты во времени.

в) Этапы четкие, логичные, завершенные.  Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация  учебной деятельности оптимальная.

4. Методы организации УД.

а) Методы организации УД недостаточно адекватны задачам урока. Структура методов слабо продумана. Индивидуальные особенности учащихся практически не учитываются. Преобладание репродуктивных методов не обоснованно.

б) Методы адекватны задачам. Наряду с репродуктивными обоснованно используются

продуктивные  методы. Структура методов в основном продумана и логична.

в) Методы адекватны задачам. Сочетание методов оптимально  

стимулирует познавательную активность учащихся, учтены  их индивидуальные особенности. Отражается своеобразие методической концепции УМК.

5. Формы организации УД.

а) Преобладает фронтальная организация учебно-познавательной деятельности учащихся. Организационные формы не вполне соответствуют поставленным задачам, не способствуют формированию учебной деятельности.

б)  Формы адекватны целям и задачам.  Организуется включение учащихся в другие формы организации УД (или индивидуальную, или групповую, или коллективную)

в) Творческое преломление известных форм организации учебно-познавательной деятельности. Самостоятельность учащихся в выборе форм. Проявление деловой и творческой активности.

6. Организация контрольно-оценочной деятельности.

а) Контроль слабо  обеспечивает обратную связь. Преобладает оценочная деятельность учителя.  Критерии оценки не называются или имеют общий характер.

б) Организация контроля  обеспечивает обратную связь. Оценивание осуществляется на критериальной основе,  но учащиеся не включены в ситуации самоконтроля и самооценки.

в) Организация контроля рациональна.  Критериальный подход к оценке деятельности. Учащиеся включаются в ситуации самоконтроля, взаимоконтроля и самооценивания.

7. Результаты проведенного урока.

а) Не выполнена соответствующая поставленная цель. Продвижение учащихся в формировании УУД  и знаний  прослеживается очень слабо.

б) Соответствует поставленным целям в отношении знаний, умений, навыков. УУД прослеживаются хуже.

в) Соответствует поставленным целям и дигностичен в аспекте ЗУН и УУД.

 Высокий обучающий,  воспитывающий и развивающий эффект.

Количественные показатели оценки урока:

а) – 1 балл; б) – 2 балла; в) – 3 балла;

Возможно оценивание в промежуточных баллах при  затруднении выбора показателя.

1,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту б);

2,5 балла – если характеристика показателя приближается к варианту в);

Максимальный балл – 21.

Основные задачи дидактики:

1) разработка проблем – чему учить, как учить, кого учить;

2) изучать закономерности учебно-познавательной деятельности учащихся и пути ее активизации в процессе обучения;

3) организация познавательной деятельности по овладению научными знаниями и умениями;

4) развивать у учащихся познавательные психические процессы и творческие способности;

5) разрабатывать более совершенные организации процесса обучения, внедрять новые обучающие технологии в обучении;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Аспектный анализ урока Окружающий мир в 3 классе на тему: "Строение животных"

Мы закончили изучать большую  тему «Строение и разнообразие растений» и переходим к изучению следующей  большой темы  «Строение и разнообразие животных»...

Выступление на МО "Аспектный анализ урока как основной вид анализа современного урока"

Современный урок- это прежде всего урок, на котором учитель умело использует все возможности для развития личности ученика, ее активного умственного роста, глубокого и осмысленного усвоения знаний, дл...

Аспектный анализ урока окружающий мир,3 класс

Урок  «Окружающий мир» в 3 классе по УМК «Планета знаний» Маршрутный лист 3 раздел: «О царствах живой природы» Мы закончили изучать большую  тему «Строение и разнообразие растений»...

Аспектный анализ урока

Анализ организации учебной работы на уроке...

Аспектный анализ урока в начальной школе. УМК "Перспективная Школа"

Раскрыты ведущие аспекты анализа урока. Даны схемы анализа урока....

Аспектный анализ урока в рамках введения ФГОС

"Каждый урок должен быть для наставника задачей, которую он должен выполнять, обдумывая это заранее: на каждом уроке он должен чего-нибудь достигнуть, сделать шаг дальше и заставить весь класс сделать...

КОНСПЕКТ УРОКА И АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА МАТЕМАТИКИ ПО ТЕМЕ «ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛА» 1 КЛАСС ПНШ

Тема:  ОДНОЗНАЧНЫЕ ЧИСЛАЗадачи урока: - ввести понятие «однозначные числа»; закреплять знание состава изученных чисел; -совершенствовать навыки счета и навыки выполнения сложения вида  + 1,  + ...