Проектирование уроков, ориентированных на достижение метапредметных образовательных результатов
методическая разработка

Бухтиярова Наталья Евгеньевна

Данный материал поможет учителю при проектировании урока в соответствии с требованиями ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_urokov_fgos.docx27.86 КБ

Предварительный просмотр:

Бухтиярова Наталья Евгеньевна,

учитель начальных классов,

МАОУ «НОШ № 7» г. Усинска

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКОВ, ОРИЕНТИРОВАННЫХ НА ДОСТИЖЕНИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ

«Мир стал динамичным. Новый день приносит новые задачи. От решения этих задач зависит не отметка в дневнике, а жизнь планеты, государства, семьи, каждого из нас.  Современному миру нужны яркие личности, нужны талантливые учителя. Серость порождает серость. Огонь зажигает огонь»

Анатолий Гин  (педагог, специалист, мастер  по ТРИЗ)

        Будущее по-разному входит в нашу жизнь. Иногда ярко, привлекательно, впечатляя и вдохновляя. Иногда незаметно, маленькими неслышными шагами….  И очень часто  будущее врывается в нашу  повседневность, не соизмеряясь с нашей готовностью принять изменения.

       Главное изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития, при котором школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал образования.

      Необходимо построить образовательный процесс так, чтобы наш “отличник” стал в жизни не “ходячей энциклопедией”, а целостной личностью, способной адаптироваться в постоянно изменяющемся мире, решать нестандартные жизненные задачи,  т.е. успешно социализироваться  в обществе.

    Согласно новому стандарту учитель исполняет роль режиссёра учебного процесса. Он мотивирует школьников к самостоятельному принятию решений, корректирует их действия, ищет способы включить в работу каждого ученика. Невозможно изучить всё, да и всё знать  не нужно. Нужно научить ребёнка умению  находить ту информацию, которая в данный момент необходима.  

       Как это сделать? Каким образом обеспечить не механическое усвоение суммы знаний, а   прежде   всего приобретение   каждым   учеником в ходе учебных занятий социального опыта?

        Если ответить на эти вопросы красиво, то уместно вспомнить слова великого русского педагога Константина Дмитриевича Ушинского: «На уроке нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».

      Это возможно тогда, когда ученик уже с первых дней обучения будет учиться ставить задачи,  планировать свою деятельность, адекватно оценивать её результаты, вносить коррективы, то есть, когда ученик овладеет обобщёнными способами учебной деятельности, которые обеспечат ему  успешный процесс обучения, самосовершенствования на протяжении всей жизни. Такие  требования обозначены новыми образовательными стандартами  по формированию метапредметных результатов – универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных и коммуникативных), которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться».

        С первых дней внедрения  ФГОС НОО больше всего вопросов у педагогов возникло именно  в области выполнения требования Стандарта по достижению метапредметных результатов. 

- Как же спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся необходимо применять?

         Современная педагогика предлагает множество методов, приёмов, форм организации учебного процесса, которые способствуют эффективному достижению метапредметного результата. На сегодняшний день  можно сказать, что есть наиболее важные моменты в проектировании урока, на которые учитель, работающий по новым образовательным стандартам, должен обратить внимание уже с первых дней обучения ребенка в школе.

       Урок был и остается основной формой организации образовательного процесса.  Поэтому достижение метапредметных результатов обеспечивается за счет основных компонентов образовательного процесса – учебных предметов с выходом на внеурочную деятельность. И здесь самое важное, чтобы все педагоги осознавали, что федеральные государственные образовательные стандарты – это развитие,  продолжение, а не отторжение. Изменяется, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным его деятелем. Чтобы организовать такой урок следует сделать акцент на обновление средств обучения, используя эффективные технологии,  формы, методы, приемы работы,  не исключая лучшего опыта педагогов-новаторов, работающих по принципам развивающего обучения и успешно осуществляющих системно-деятельностный подход в обучении.

      Чтобы каждый урок способствовал достижению метапредметных результатов, формировал важные компетентности «умения учиться»,  проектируя его, учитель должен:  

- прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира;

- продемонстрировать ученику, что школьные занятия  – это не приобретение  отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

      Вот почему материал, подбираемый на урок не должен носить репродуктивный характер. Если на традиционном уроке ученикам предлагалось просто назвать климатические особенности природных зон, то на уроке по новым образовательным стандартам это задание должно выглядеть так: «Помоги представителям животного мира (антилопа, варан, лось, белый медведь, песец)  найти свой «дом» (природную зону), опиши его». Или задание из  традиционного  урока  русского языка: «Перечислите имена существительные, которые относятся к 1-ому, 2-ому, 3-ему склонению», то на современном уроке это задание звучит так: «Что нужно сделать, чтобы определить, к какому склонению относится имя существительное?» Такие задания требуют от ребят логики, анализа, подключения имеющихся знаний, умения рассуждать, что способствует развитию универсальных учебных действий и вместе с тем достижению метапредметных результатов.

     Если в традиционном уроке больше всего был распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями в образовании упор должен быть на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время урока.  А если нет? Так и будут отсиживаться, «перетекая» из класса в класс, пока не закончат школу.

      Поэтому педагогам  особое внимание необходимо обратить на  групповые и парные  формы работы. Ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы, в роли учителя и ученика. Меняющийся состав групп (пар) обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать. Такие формы работы обеспечивают формирование коммуникативных, регулятивных умений.  

       Для того чтобы процесс познания стал  интересным, значимым, для того чтобы он обеспечивал всестороннее и полноценное развитие личности, необходима естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, приобрести социальные навыки, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности.  Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, методы и приемы активного обучения.

       Методов и приемов активного обучения существует большое количество, их можно использовать на всех этапах урока. Одни из них помогают организовать начало урока, самостоятельную работу, подвести итог урока,  другие используют для выяснения целей, ожиданий, опасений, для презентации учебного материала, для релаксации. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока. Многие педагоги используют их на разных этапах урока. Но особым вниманием у учителей начальных классов пользуются такие методы и приемы как: «Кластер», «Дерево решений», «Загадка», «Мозговой штурм», «Таблица «толстых» и «тонких» вопросов», «Карусель», «Да – нет» или «Верю – не верю», «Интеллектуальная разминка (опрос) или тест», «Перепутанные логические цепочки», «Зигзаг» или "Отсюда – туда", «Круги по воде»        , «Синквейн», «Пятиминутное эссе», «Броуновское движение», «Прогнозирование» и др.  Педагог  может самостоятельно  придумать приемы работы с классом, которые обеспечат активную деятельность каждого ученика.

       «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых образовательных  стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают себя главными действующими лицами на уроке, учатся добывать знания, вступать во взаимодействие. Педагогу не стоит бояться доверять детям, строить свой урок самим – определять его тему, ставить задачи, планировать деятельность по решению этих задач, корректировать ход урока, оценивать свою деятельность по достижению задач и деятельность всего коллектива. При правильно организованной работе, как показывает опыт,  к 3 классу ребята уже хорошо владеют этими умениями определять собственную задачу на урок, в зависимости от темы урока, общих задач, результатов предыдущей работы, трудностей в освоении каких-либо понятий, умений. Очень важно учителю не забывать организовывать работу по анализу решения поставленных на уроке учебных  задач, как общих, так и своих личных. Такой урок, который имеет хорошее начало и хороший конец, будет способствовать формированию положительной мотивации к учебной деятельности, развитию познавательных учебных действий.  Тогда деятельность на уроке для ребят  станет подлинной, а не навязанной учителем и такой урок даст положительный результат  по формированию метапредметных умений.  

        Таким образом, проектируя урок с использованием современных педагогических средств, педагог обеспечит условия для эффективной организации и последовательного осуществления игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности учащихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; для формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям учащихся, родителей, общества.

Список литературы:

1.Асмолов  А. Г., Бурменская  Г. В., Володарская И. А. и др.,  под редакцией Асмолова  А. Г.  Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли, пособие для учителя. –  М.:  Просвещение, 2010г.  – с. 151

2.Гин А. А.  ТРИЗ-педагогика -  М.: Авторское  2015г. – с. 1-7,  с. 69        

3.Ковалева Г.С., Красновский Э.А., Краснянская К.А., Логинова О.Б. Модель системы оценки результатов освоения общеобразовательных программ. /www. standart. edu. ru/.

4.Сергеева Т.А., Уварова Н.М. Проектирование учебного занятия (методические рекомендации) – М.: «Интеллект-Центр», 2003. – с. 84

5.Федеральный государственный Образовательный стандарт начального общего образования, приказ Министерства образования и  науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373 - М.:  Просвещение, 2009 г.  с. 4-5, с. 7-8


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемное обучение как одно из средств достижения нового образовательного результата Проблемное обучение как одно из средств достижения

Технологии проблемного обучения способствует развитию творческих способностей, саморорганизацию, умение самостоятельно добывать знания...

Городской семинар-практикум для заместителей директоров, завучей, методистов, учителей - предметников "Оценка и технологии достижения метапредметного образовательного результата в средней школе".

В данном разделе опубликована программа городского семинара- практикума для заместителей директоров, завучей, методистов, учителей-предметников "Оценка и технологии достижения метапредметного образова...

«Компетентностная задача как одно из средств достижения и измерения метапредметных образовательных результатов младших школьников»

В статье  даны примеры компетентностных задач для обучающихся начальных классов, направленных на достижение и предъявление метапредметных образовательных результатов, а также - экспертные листы с...

«Методическая разработка учебных заданий, направленных на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО».

Учебные задания, направленные на достижение метапредметных образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС НОО....

Изменение образовательной среды для достижения новых образовательных результатов

В работе  описывается практика  достижения новых образовательных стандартов в соответствии с требованиями  ФГОС в начальной школе через создание педагогически комфортной образовательной...

«Система работы по формированию метапредметных образовательных результатов. Оценка метапредметных образовательных результатов».

laquo;Система работы по формированию метапредметных образовательных результатов. Оценка метапредметных образовательных результатов»....