ПК 4.3.
материал

Иванова Ольга Евгеньевна

Предварительный просмотр:

Технология с. Н. Лысенковой: перспективно-опережающее обучение с использованием опорных схем при комментируемом управлении.

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

15 мин.

Части речи

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/101a/000da4a9-4f7e8888/hello_html_2a44489f.png

Разноцветные листья опускаются на землю.

-Используя таблицу частях речи, назовите слова- названия предметов, слова-названия действий, слова- названия признаков, комментируя свой ответ.

-Какое слово не разобрано?

-Маленькое слово «на»

- Это предлог. Предлог – это отдельное слово, предлоги служат для связи слов в предложении.

-Сейчас вам необходимо найти предлоги в данных предложениях, загадках и пословицах.

«На кроватку ставит кружку,
На паркет кладет подушку,
Прячет ботики 
в буфет.»

«В лес дрова не везут, а в колодец воду не льют.»

«Неприятель на носу; за плечами; на пятках.»

«Две шапки на себя не наденешь.»

«У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя — маленький хвост,
Спереди у зверя — хвост большой.
Кто же это? Кто же это? Кто такой?
Ну, конечно, это он!
Ну, конечно, это …

Ответ: слон»

«Маленький, беленький, 
По лесочку прыг-прыг! 
По снежочку тык-тык!

Ответ: Зайчик»

-Найдите в них предлоги.

Повторение:

 Укажите словосочетания с предлогами.

а) Красиво, но дорого;    
б) выйти из-за поворота;
в) вспыхивать то тут, то там;
г) стояли вокруг площади; 
д) взял бы его;
е) в течение многих дней.

Комментирование:

  1. Читаю предложение
  2. Нахожу предмет и действие предмета
  3. Смотрю слова
  4. На какой вопрос отвечает
  5. Что обозначает
  6. Какой частью речи является

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/101a/000da4a9-4f7e8888/hello_html_2a44489f.pnghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/101a/000da4a9-4f7e8888/hello_html_2a44489f.pnghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/101a/000da4a9-4f7e8888/hello_html_2a44489f.pnghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/101a/000da4a9-4f7e8888/hello_html_2a44489f.pnghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/101a/000da4a9-4f7e8888/hello_html_2a44489f.pnghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/101a/000da4a9-4f7e8888/hello_html_2a44489f.pnghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/101a/000da4a9-4f7e8888/hello_html_2a44489f.pnghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/101a/000da4a9-4f7e8888/hello_html_2a44489f.pnghttps://ds04.infourok.ru/uploads/ex/101a/000da4a9-4f7e8888/hello_html_2a44489f.png


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


"Технология перспективно-опережающего обучения с использованием опорных схем при комментированном управлении"

1.автор  

Лысенкова Софья Николаевна - учитель начальных классов средней школы

Автор решила сложную задачу одновременного обучения детей с разным уровнем развития без дополнительных занятий, без каких бы то ни было «выравниваний», без помощи родителей.
3. концепция, особенность

Личностный подход педагогики сотрудничества. Успех – главное условие развития детей в обучении. Комфортность в классе: доброжелательность, взаимопомощь; ребенок, у которого что-то не получается, не чувствует себя ущербно, не стесняется отвечать, не боится ошибиться;

• предупреждение ошибок, а не работа над ними; последовательность, системность содержания учебного материала;

• дифференциация, доступность заданий для каждого. К полной самостоятельности – постепенно. Через знающего ученика учить незнающего.

https://studfiles.net/html/2706/565/html_4pu5XF9_nn.CwO2/img-g7xLSN.png

С.Н.Лысенкова открыла замечательный феномен: чтобы уменьшить объективную трудность некоторых вопросов программы, надо опережать их введение в учебный процесс.

Таким образом, усвоение материала происходит в три этапа:

 1) предварительное введение первых (малых) порций будущих знаний,

 2) уточнение новых понятий, их обобщение, применение

3) развитие беглости мыслительных приемов и учебных действий (отрезок В). Такое рассредоточенное усвоение учебного материала обеспечивает перевод знаний в долговременную память.

Подход к структуре материала обусловлен задачами опережающего введения  последующего повторения понятий и называется пробно-порциальным.

5.особенности методики

Вторым «китом», на котором основана технология С. Н. Лысенковой, является комментируемое управление.

Метод комментирования был в 60-х годах широко распространен как опыт липецких учителей (Г. Москаленко). У Лысенковой он получил развитие: она объединила комментирование 3-х действий: «думаю, говорю, записываю». Учащийся вслух объявляет, что он в данный момент делает; одновременно решается задача управления деятельностью всего класса.

С самого начала учить детей мыслить вслух — один из принципов лысенковских уроков и один из элементов обратной связи. Деятельностью класса на уроке руководит не только учитель, но и ученик. И учит не только учитель, но и ученик, размышляя вслух и ведя за собой весь класс. Четкий ритм, краткая характеристика — аргументация элементов при комментировании обеспечивают доступность выполнения заданий каждым учеником класса. Термин «веди» вошел в урок Софьи Николаевны вместо традиционного и очень страшного для маленьких: «отвечай!».

Ведя решение примера, задачи, разбор предложения, ученик не просто отвечает. Подражая в какой-то степени учителю, он старается говорить громко, четко, чтобы всем было понятно. В результате у всех детей вырабатывается хорошая дикция, ясная речь. Что дети понимают, то они принимают — в данном случае методический прием становится движущей силой урока.

С помощью комментированного управления:

• средний и слабый тянутся за сильным учеником;

• развивается логика рассуждений, доказательность, самостоятельность мышления;

• ученик ставится в положение учителя, управляющего классом.

И, наконец, третий «кит» системы С. Н. Лысенковой - это опорные схемы, или просто опоры, - выводы, которые рождаются на глазах учеников в процессе объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка.

Очень важное условие в работе со схемами-опорами: они должны постоянно подключаться к работе на уроке, а не висеть как плакаты. Только тогда они помогут учителю лучше учить, а детям легче учиться.

Когда ученик отвечает на вопрос учителя, пользуясь опорой (читает ответ), снимаются скованность, страх ошибки. Схема становится алгоритмом рассуждения и доказательства, а все внимание направлено не на запоминание или воспроизведение заданного, а на суть, размышление, осознание причинно-следственных зависимостей и связей.

«Киты» Лысенковой тянут за собой шлейф методических приемов

• В первом классе - без домашних заданий.

• Домашнее задание по новой теме дается тогда, когда оно становится доступным для самостоятельного выполнения каждым.

• Механическое зазубривание правил и формулировок отсутствует.

• Дифференцированный опрос: каждого ученика спрашивают в «его время» -когда он может ответить.

• Воспитание организованности в ребенке.

• Взаимодействие с родителями.

• Связь между годами обучения - преемственность.

• Все «киты» и приемы применяются во взаимодействии.

Слова академика И. Д. Зверева: «Педагогический опыт С.Н.Лысенковой правомерно считать передовым; его следует глубоко анализировать и творчески применять в школе. Изучение этого опыта, бесспорно, поможет учителям более эффектно решать сложные задания, выдвинутые перед нашей школой реформой образования».

От учителя зависит: путь к знаниям будет для ребенка серым и злым или розовым и добрым. Этот настрой остается с детьми при выходе из начальной в среднюю школу.
Опережение имеет варианты – от возраста учеников, от целей и направленности обучения, государственных и частных, задумок самого учителя.

Приемы обучения, используемые С.Н. Лысенковой
...Как мы работаем с первоклассниками? Весь первый год мы учим их находить противоречия и разрешать с помощью волшебной палочки - идеальности. [6] Благодаря перспективному обучению удается значительно сэкономить время. В результате создается общее опережение в прохождении программного материала. Четко вырисовываются основные этапы работы по трудной теме.
Первый этап - перспективная подготовка: медленное последовательное знакомство с новыми понятиями, раскрытие темы. Идет активное развитие доказательной речи с использованием опор. Выполняются практические работы при комментируемом управлении. При ответах учитывается желание ребят. Активны в ответах на этом этапе, как правило, сильные ученики.
Второй этап - работа по учебнику: уточнение понятий и обобщение материала. Школьники уже сознательно ориентируются в схеме-обобщении, владеют доказательствами, справляются с самостоятельными заданиями в школе и дома. Задается домашнее задание по трудной теме на достаточно подготовленном материале. Именно на этом этапе происходит опережение, так как в перспективный период многие задания на страницах учебника уже выполнены.
Третий этап - использование сэкономленного времени (создавшегося опережения). Схемы уходят, формируется навык беглого действия. На этом этапе рождается новая перспектива, не сталкиваясь уже ни с какими трудностями.

«Доказываю, вспоминаю правило, проверяю», - звучит голос отвечающего. Ни шагу без мысли!


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Технология музейного образования

Одним из современных педагогических направлений последних десятилетий является культурная образовательно-воспитательная деятельность в музее. Активизация данного вида деятельности связана с поисками образовательных технологий, позволяющих преодолеть имеющийся разрыв между образованием и культурой.

Будущее педагогики видится в способности разработать и реализовать интегральную систему образования и воспитания человека. Она должна органично соединить в себе всё конструктивное, что наработано и в системе образования, и в социально-культурной деятельности, обеспечить удовлетворение и дальнейшее обогащение духовных интересов и потребностей человека, стимулировать развитие его творческих потенций, включить его в процесс усвоения и воспроизводства духовных и материальных ценностей.

Значительная роль в решении этой задачи принадлежит музейной педагогике. Музеи, музейные экспонаты имеют уникальную возможность воздействовать на интеллектуальные, волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка одновременно, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений, оценок и чувств.

Школьный музейный комплекс является одной из форм дополнительного образования, развивающей активность, самодеятельность учащихся в процессе сбора, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную и познавательную ценность.

Музейный комплекс стал не просто особым учебным кабинетом школы, но одним из воспитательных центров открытого образовательного пространства.

Цель музейной деятельности: формирование интереса к отечественной культуре и уважительного отношения к нравственным ценностям прошлых поколений.

Одной из основных задач музея является воспитание патриотического сознания школьников. Как известно, музей осуществляет связь времен. Он дает нам уникальную возможность сделать своими союзниками в организации учебно-воспитательного процесса поколения тех, кто жил до нас, воспользоваться их опытом в области науки, культуры, образования. Прошлое не исчезает бесследно, оно пробивается в настоящее, оставляя тысячи свидетельств, своего существования в виде памятников материальной и духовной культуры, которые хранят и пропагандируют музеи.

Музей призван способствовать формированию у учащихся гражданско-патриотических качеств, расширению кругозора и воспитанию познавательных интересов и способностей, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской деятельности, служить целям совершенствования образовательного процесса средствами дополнительного обучения. Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

— формирование эффективной работы по патриотическому воспитанию, обеспечивающей оптимальные условия развития у каждого подростка, готовности приносить пользу обществу и государству;

— формирование учащихся социально-ориентированных норм поведения, культуры межнационального общения;

— утверждение в сознании и чувствах воспитанников патриотических ценностей, взглядов и убеждений, воспитание уважения к культурному и историческому прошлому России, к традициям родного края;

— привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению культурных и духовно-нравственных ценностей родного края;

— проведение обоснованной организаторской деятельности по созданию условий для гражданско-патриотического воспитания школьников;

— передача жизненного опыта от поколения к поколению;

— активизация творческого потенциала воспитанников, родителей, педагогов.

Направления деятельности музеев:

1.Образовательно-познавательная деятельность.

Массово-просветительская.

  1. Учебно-исследовательская деятельность.
  1. Поисковая работа.
  1. Индивидуальная работа с учащимися.
  1. Методическая работа.
  1. Фондовая работа.

1.Образовательно-познавательная деятельность.

Массово-просветительская.

Педагогический коллектив использует работу музейного комплекса в учебной деятельности и во внеурочной.

Так главная задача педагогического коллектива школы состоит в том, чтобы максимально использовать музей в учебно-воспитательной процессе.

Для повышения эффективности урока, его воспитательного значения педагоги в перспективном планировании на учебный год предусматривают работу учащихся в музее, посещение музейных уроков и использование музейных материалов в соответствии с учебной программой и работой над исследовательскими проектами.

Документальные материалы, используемые на уроках, оживляют учебный процесс, наполняют его более конкретным содержанием, способствуютпрочному овладению знаниями, оказывают большое эмоциональное воздействие на учащихся.

К формам работы во внеучебное время относятся беседы, экскурсии, круглый стол, викторины, организация встреч с ветеранами, проведение игр, проведение праздников.

Школьный музей — это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся.

Урок в музее организуется с целью приобретения учащимися знаний по определённой программе или же с целью закрепления и углубления полученных на уроках в школе. Музейная среда стимулирует не только познавательные интересы младших школьников, но и способствует их всестороннему развитию, а наличие незнакомых предметов вызывает чувство удивления, побуждает к самостоятельным поискам информации. Последовательное проведение цикла занятий в музее воспитывает музейную культуру, ребята осознают необходимость приходить в музей самостоятельно, по своей инициативе, с семьёй, с друзьями.

На протяжении всех четырёх лет обучения детей в начальной школе, педагоги используют музейные технологии. Самый первый урок можно проводить в классном кабинете, используя мультимедийную презентацию, отдельные музейные экспонаты, или в школьном музее. На этом уроке дети знакомятся с понятием музейный экспонат, как появляются экспонаты в музеях и все ли ценные предметы могут стать экспонатами музея. Происходит знакомство детей с музейными профессиями – экскурсовод, научный сотрудник, хранитель, климатолог, художник-реставратор и их важностью. Вот так незаметно в ходе увлекательного путешествия ребята становятся не просто посетителями музея, а культурными зрителями в его залах. Поэтому в конце урока мы обязательно говорим о том, как же нужно вести себя в музее, показывая бережное и уважительное отношение к музейным памятникам, проявляя чувство сопричастности и ответственности за сохранение культурного наследия. На этом уроке дети узнают много интересного о «жизни» экспонатов в музеях, играют, угадывая профессию музейных сотрудников, выполняют творческие задания, изображая понравившиеся экспонаты и с удовольствием откликаются на домашнее задание «Подготовить рассказ о понравившемся экспонате».

Эффективно использовать интегрированные уроки. Они позволяют экономить время, т.к. дают возможность не дублировать материал на разных предметах; повышают качество знаний учащихся; развивают творческую фантазию школьников; обогащают их речь; повышают эрудицию и познание; воспитывают музейную культуру и эстетический вкус.

Так, мною проводятся интегрированные музейные уроки по трём циклам: «Народный календарь», «Родословная», «Промыслы и ремёсла». На этих уроках дети показывают свои знания по народному календарю (курс «Введение в народоведение»), составлению родословного древа, знания из истории русского костюма. В них включена практическая работа: дети рисуют зимующих птиц, занимаются росписью женского костюма, составляют родословную своей семьи, изготовляют кормушки для птиц.

Основной целью данной работы является соединение словесного образа с предметным.

Таким образом, можно отметить, что музейная работа представляет большие возможности для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания младшего школьника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превращает его в существенный фактор развития личности.

  1. Поисковая работа (сбор материала, посещение ветеранов и тружеников тыла).

Главное отличие образовательно-воспитательной эффекта в деятельности школьного музея от музея государственного заключается в том, что ребенок выступает здесь не как потребитель продукта музейной деятельности, а как активный его создатель.

Школьный музей обладает огромным потенциалом воспитательного воздействия на умы и души детей и подростков. Участие в поисково-собирательной работе, встречи с интересными людьми, знакомство с историческими фактами помогают учащимся узнать историю и проблемы родного края изнутри, понять, как много сил и души вложили их предки в экономику и культуру края, частью которого является семья и школа.

Это воспитывает уважение к памяти прошлых поколений, бережное отношение к культурному и природному наследию.

  1. Учебно-исследовательская деятельность

(обработка полученной информации).

Много практических навыков приобретают они и в процессе обеспечения научно — исследовательской деятельности музея: умение описывать и классифицировать исторические источники, сопоставлять факты и др.

Предполагается дальнейшая работа по развитию познавательных способностей детей. Учащиеся работают с литературой, справочниками, документами, знакомятся с архивными материалами, обращаются за помощью в сборе материалов к родственникам, ветеранам войны, учатся наблюдать, анализировать, обмениваются опытом, приобретают навыки исследовательской деятельности, защищают свои проекты в рамках школы, района.

  1. Индивидуальная работа с учащимися.

Подготовка экскурсоводов по запланированным темам, организация индивидуальной помощи в написании проектов.

  1. Методическая работа.

Подготовка методических разработок по темам, оформление раскладушек, выпуск брошюр ( «Как молоды мы были…», «Нам дороги эти забывать нельзя » (об участниках войны), «Не стареют душой ветераны » и др.

  1. Фондовая работа.

Учёт и хранение собранного материала: на бумажном носителе.

Одна из важнейших целей воспитания – убедить человека, вызвать в нем потребность поступать не по реакции, не по слепому чувству, а в результате работы сознания, «труда души». Один из источников воспитания – социальный.

Это общественный опыт, культурное наследие предыдущих поколений. Нормальная социализация ребенка невозможна без общения со старшими. Социальная функция школы, учителей в том и заключается, чтобы организовать встречу ребенка с культурой своего народа и человечества, передать ее в процессе образования с помощью практического уклада жизни, традиции и духа школы.

Результатом использования музейных технологий является формирование музейной культуры человека, которая в музейной педагогике определяется степенью подготовленности к восприятию музейной информации.


Предварительный просмотр: