"Компонент личностного потенциала обучающегося и условия их формирования"
статья

Пестерева Татьяна Ивановна

Личностный потенциал ребенка понимается как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности, в первую очередь, в учебной деятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komponent_lichnostnogo_potentsiala_obuchayushchegosya.docx316.86 КБ

Предварительный просмотр:

Компонент личностного потенциала обучающегося и условия их формирования.

С самого раннего возраста любой ребенок начинает учиться быть собой и стремится к одобрению окружающих. И от этого и зависит: сможет ли он дальше развиваться и реализует ли он свой потенциал?

Само слово «потенциал» подразумевает под собой нечто заложенное в человеке изначально.

 

•корни — природные задатки человека;

•ствол — общие способности;

•ветви — специальные способности, в том числе и творческие.

Чем больше ветвей, тем дерево мощней, пышней и ветвистее его крона!

 Поэтому, его не нужно создавать, но его развитие, во многом, зависит от взрослых людей: смогут ли они разглядеть те, или иные способности в ребенке, отнесутся ли они с пониманием к тому, что подарено ему природой.

Исходной предпосылкой для развития способностей служат те врожденные задатки, с которыми ребенок появляется на свет. При наличии прочих задатков способности могут развиваться очень быстро даже при неблагоприятных обстоятельствах.    Однако прекрасные задатки сами по себе автоматически не обеспечивают высоких достижений.    С другой стороны, и при отсутствии задатков, человек может при определенных условиях добиться значительных успехов в соответствующей деятельности.    Для ученика вся деятельность заключается в том, чтобы учиться, усваивать определенный набор знаний, умений и навыков по различным предметам.    И поэтому задача педагогов – создать для каждого ребёнка такие условия, чтобы он всё это смог усвоить максимально.

Личностный потенциал ребенка понимается как система свойств, составляющих основу личностного развития и обеспечивающих соответствующий уровень достижений в различных видах деятельности, в первую очередь, в учебной деятельности.

Личностный потенциал ребенка складывается из следующих основных компонентов, каждый из которых, может быть системно рассмотрен как потенциал.

Первый компонент личностного потенциала ребенка – интеллектуальный потенциал – определяется объемом и качеством информации, которой располагает личность и которая складывается из знаний о внешнем мире. Ее получение зависит от природного ума, образованности и практического опыта. С этим потенциалом связана познавательная деятельность человека.

Второй компонент личностного потенциала ребенка - коммуникативный потенциал представляет собой систему свойств, умений и способностей, обеспечивающих ребенку успешность общения, понимания и взаимопонимания с другими людьми, способности к овладению коммуникативными качествами, умениями и навыками общения.

Третий компонент личностного потенциала ребенка – творческий компонент – определяется умениями, навыками и способностями к созидательному и продуктивному действию, творчеству. Предоставляет ребенку возможность творить, созидать, действовать в любой ситуации нестандартно, оригинально.

Четвертый компонент личностного потенциала ребенка - эмоционально-волевой потенциал включает систему эмоций, чувств, эмоциональных состояний, эмоциональных и волевых качеств. Развитие эмоционально-волевой регуляции связано с формированием мотивационно-смысловой сферы, мировоззрения и убеждений человека, а также способности к волевым усилиям.

Пятый компонент личностного потенциала ребенка - мотивационно-ценностный потенциал включает систему целей, ценностей и ценностных ориентаций, социально-психологических установок личности.

Мотивационно-ценностный потенциал – характеризует стремление к участию в творческой деятельности, самовыражению, посредством создания творческого продукта; указывает на понимание и признание ценности своего творчества и чужого.

Под творческими способностями понимаются индивидуальные психологические особенности ребенка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность.

Как научить школьника «творить себя», найти уникальный смысл собственной деятельности, помочь в раскрытии личностного потенциала?

В первую очередь необходимо наличие определенного мировоззрения в педагогической среде. Учитель  сегодня выстраивает педагогическое взаимодействие на  иных, нежели в традиционной, уходящей в прошлое педагогике, условиях: как диалогическое, творческое, личностное  и индивидуализированное.

Во-вторых, система работы учителя должна быть адекватна поставленным задачам. Рассмотрим некоторые особенности функционирования данной системы. Урок по-прежнему остается самой массовой формой обучения. Меняются подходы к построению урока. Как добиться, чтобы  всякий урок становился актом творчества ученика? Необходимым этапом любого классического урока является мотивация. Ее роль – стимулировать возникновение интереса к познавательному процессу и его содержанию, объективировать противоречие между знанием и незнанием.  В связи с заявленной сверхзадачей обучения вектор мотивации корректируется: учащиеся направляются на построение собственных смыслов изучения конкретных учебных тем, на развитие ценностно-смысловых отношений к себе и к миру.

 Методы и приемы, которые решают данную задачу:

- метод конструирования вопросов самими учениками.

- метод проблемного задания;

- эвристический метод.

В основной части урока учитель может найти возможность для творческих заданий. Все задания предлагают самостоятельное решение учениками учебных задач, нацелены на самостоятельную работу учащихся. Современная педагогика выработала богатый инструментарий для проведения урока, который ставит своей целью развитие и культивирование творческой активности ребенка.

Выполнение даже одного подобного учебного задания – большая работа, в ходе которой учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности:

- когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.)

- креативные (вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)

- оргдеятельностные (способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества). 

В связи с корректировкой функциональных задач урока изменяется и нагрузка его заключительного этапа. Все активнее учитель предлагает ученикам задания по рефлексии. Суждения рефлексивного характера позволяют ученику углубить собственные впечатления об уроке и об индивидуальном пути продвижения по  реке познания, сформировать не расплывчатое, а отчетливое мнение об учебной теме, углубить собственное понимание  каких-то вопросов в свете высказываний других, сделать свои открытия.

Закономерной становится практика в качестве вариантов домашних работ заданий, стимулирующих творческую активность ребенка, когда знания нужно применять в новой ситуации (сочинить сказку, загадку ,стихотворение, придумать кроссворд).

Особую роль в творческом саморазвитии учащихся играют  нестандартные уроки. Нетрадиционные уроки особенно интересны ученикам, потому что они интуитивно улавливают их главные особенности: усвоение знаний на таком уроке – не самоцель, а средство развития познавательных и творческих способностей ребенка, развития его личности в целом.

Сегодня вопрос о развитии творческих способностей учащихся актуален. У наших учеников значительно больше возможностей усваивать новые понятия, применять знания и умения, как в привычной, так и в нестандартной ситуации.

Однажды маленький мальчик отправился в школу.  Он  был еще совсем маленький, а школа была очень большая. На уроке учительница сказала: «Сегодня мы будем рисовать». Мальчик очень любил рисовать. Он умел рисовать львов и тигров, кур и коров, корабли и самолеты. Он взял карандаши и приступил к работе. Но учительница подошла и сказала: «Подожди, еще не время. Теперь мы будем рисовать цветы»

«Здорово», - ответил ребенок и нарисовал желтые, оранжевые, синие цветы.

Но учительница объявила: «Я покажу, как надо рисовать. Вот так.»

Мальчик посмотрел на цветок, свои цветы ему нравились больше, но он этого не сказал перевернул листок и нарисовал красный цветок на зеленом стебельке.  В  следующий раз учительница сказала: «Сегодня мы будем заниматься лепкой» «Хорошо», -  подумал мальчик, он любил лепить. Но учительница предупредила: «Подожди, я покажу как надо» И мальчик слепил, как надо. Однажды  родители мальчика  решили  переехать, и ему пришлось поменять школу. В первый день новая учительница сказала:

-Сегодня мы будем рисовать.

-Ура, подумал маленький мальчик и стал ждать, когда учительница покажет, как надо.

Но педагог не сказала ничего. Она просто прогуливалась по классу.

 Когда она подошла к ученику, спросила:

-Ты не хочешь рисовать?

-Хочу, а что нужно?

-Я не знаю, пока ты не нарисуешь.

-А как я буду рисовать?

-Как хочешь - сказала учительница - если бы все сделали одинаковые рисунки, как бы я узнала, кто нарисовал и чей этот рисунок

-Я не знаю – сказал мальчик. И он начал рисовать красный цветок на зеленом стебле.

        Почему мальчик не стал рисовать? (ждал инструкции). А прямого указания не должно было быть, потому что ученики способны к самопознанию и самовыражению.  А  роль учителя становится направляющей.

     

Первый совет:

     Больше пользы приносит рассмотрение одного и того же предмета с десяти разных сторон, чем изучение десяти разных предметов с одной стороны.

Второй совет:

     Задания творческого характера должны даваться всему классу, но не следует указывать ребенку на его провал. При их выполнении оценивать следует только успех.

«Расскажи – и я забуду,

Покажи -  и я запомню,

Дай попробовать  - и я пойму…»

(Китайская пословица)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ОЦЕНКА ЛИЧНОСТНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧАЮЩИХСЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС.

Статья по теме  Оценка личностных результатов обучающихся в условиях введения ФГОС.Я считаю ,что личностные результаты самые важные в воспитании детей.Хотелось бы уделить внимание технологиям оце...

Выступление на педсовете. Тема: "Школьное сообщество как основа развития личностного потенциала школьника и формирования активной жизненной позиции обучающихся"

Активная жизненная позиция человека - это обусловленная конкретными социальными обстоятельствами устойчивая форма проявления идейно-нравственных установок и отношений, знаний и умений, убеждений и при...

"Школьное сообщество как основа развития личностного потенциала школьника и формирования активной жизненной позиции обучающихся"

Речь в статье пойдт о школьном сообществе как основе развития личностного потенциала школьника....

Развитие творческого и личностного потенциала обучающихся с интеллектуальными нарушениями в условиях надомного обучения.

Дети с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – это особые дети в работе с которыми развитие творческих способностей имеет немаловажное значение. Занятие творческим трудом, изобр...