Статья на тему: "Особенности использования технологии ТРКМЧП на уроке математики (из опыта работы учителя).
статья

Огибина Татьяна Павловна

"Особенности использования технологии ТРКМЧП на уроке математики ( из опыта работы учителя).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Огибина Т.П. учитель начальных классов

ГБОУ лицей  №64 Приморского района

Санкт-Петербурга

Особенности использования технологии РКМЧП на уроке математики

( из опыта работы учителя начальных классов)

Использование инновационных, интерактивных технологий – это возможность сделать образование более эффективным, реализовать требования Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО), организовать системно-деятельностный подход в обучении, сформировать универсальные учебные действия (УУД), а также достичь новые цели и решить основные задачи математического образования.[1]

Технология Развитие Критического Мышления через Чтение и Письмо или РКМЧП относится именно к таким инновационным педагогическим технологиям. В России она приобрела известность в конце 90-х годов. В основу РКМЧП положены множество работ: теория Ж. Пиаже об этапах умственного развития ребенка, работы Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и о неразрывной связи обучения и общего развития ребенка, изучение К. Поппера и Р. Пола основ формирования и развития критического мышления, а также работы Э. Браун и И. Бек о метакогнитивном учении.

Критическое мышление, которое находится в центре данной технологии, Л.С. Выготский определил как один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.[2]

Технология формирования критического мышление включает в себя следующие элементы:

  • Цели;
  • Задачи;
  • Принципы построения;
  • Этапы и условия формирования;
  • Методы;
  • Приемы и способы обучения мышлению;
  • Формы организации деятельности обучаемых;
  • Способы оценивания результатов формирования мышления.[3]

Урок, построенный по технологии критического мышления имеет свою структуру: 1 стадия - вызов, 2 стадия – осмысление, 3 стадия – рефлексия.

  • Первый этап: вызов – на данном этапе происходит актуализация имеющихся знаний;
  • Второй этап: осмысление – момент, когда проводится непосредственная работа с текстом – чтение;
  • Третий этап: рефлексия – заключительный этап с обобщением информации. На данном этапе возрастает роль письма, которое помогает разобраться в материале, осмыслить его и, возможно, высказать гипотезы, связанные с ним.

Использование технологии РКМЧП помогает развить в учениках логику, которая является непременным условием для критического мышления.

Критическое мышление – это навык, который необходим не только для достижения положительных результатов в процессе обучения, но и в обычной жизни, где оно будет неоценимым подспорьем при работе с различными источниками информации, анализе различных явлений и событий и принятии решений.

Помимо особого упора на развитие критического мышления, РКМЧП позволяет побудить интерес к предмету, а также вовлечь учеников в процесс.

РКМЧП – технология, подходящая для использования на уроках по различным предметам и для различных возрастных групп, но особенно она важна на занятиях в начальной школе, ведь именно тогда закладывается база для дальнейшего обучения. Она позволит научить школьников не просто находить информацию в учебном пособии, но и применять найденные знания на практике, оценивать альтернативные суждения и принимать решения на основе анализа имеющейся информации.

Математика – один из предметов, где технология РКМЧП особенно востребована в силу природы изучаемой науки, основанной на логике и анализе. Существует множество заданий, созданных при применении РКМЧП, которые могут использоваться в классе на занятии по математике. Ниже мы рассмотрим некоторые из них.

Практические примеры: упражнения на основе технологии РКМЧП на уроке математики

«Ситуация яркого пятна»

Среди большого количества однотипных предметов, слов, цифр, фигур одно выделено другим цветом или размером. Внимание учеников зрительно концентрируется на выделенном предмете. Совместно определяется причина подобной обособленности и общие характеристики всех предложенных предметов. Далее определяется тема и цели урока.

«Группировка»

Ученикам предлагается сгруппировать ряд слов, цифр, предметов и фигур и обосновать свое решение. Классификация будет основана на внешних признаках, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет поставлен как задача урока.

«Исключение»

 Задание может быть основано как на зрительных, так и на звуковых признаках. Прием такой же, как и в упражнении «Яркое пятно», но в этом случае учащимся необходимо через анализ общего и отличного найти лишнее и обосновать свой выбор. Формулируется учебная цель.

«Интеллектуальная разминка»

Урок начинается с интеллектуальной разминки, например, с двух-трех не слишком сложных вопроса на размышление. Задания разминки могут звучать по-разному:

  • Что лишнее?
  • Что общего?
  • Что пропущено?

Таблички с цифрами, геометрическими фигурами и предметами можно вывесить на доске или же подготовить в формате мультимедийной презентации.

Перечисленные выше методические приемы могут быть дополнены следующими: «Вопросительные слова», «Корзина знаний», «Моя шпаргалка».  


[1] Смолеусова Т.В., «Развитие критического мышления средствами чтения и письма в математическом образовании»: https://n-shkola.ru/storage/archive/1431425266-1375170075.pdf;

[2] Старостина Н.Н. СТЕПЕНЬ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ В КОМПЛЕКСЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УРОВНЕЙ «ТЕХНИКУМ – БАКАЛАВРИАТ –МАГИСТРАТУРА» // Современные проблемы науки и образования. – 2017. – № 5.;

URL: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=26762 (дата обращения: 19.01.2019).

[3] Шакирова Д.М., «Формирование критического мышления учащихся и студентов: модель и технология»;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления на уроках математики. Из опыта работы учителя начальных классов МБОУ СОШ №23 И.А.Бурдюг

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Об этом говорится в методической литературе, в объяснительных записках к учебным программам. Однак...

"Игровые технологии на уроках математики" из опыта работы.

Хочу поделиться с коллегами своими наработками....

Использование технологии БиС на уроках математики

Данный файл содержит конспект урока математики с использованием технологии БиС...

Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя начальных классов)

Даже в Священной книге царя Соломона есть слова, объясняющие преимущества сотрудничества: "Двоим лучше, чем одному, ибо их тяжкий труд достойно вознаграждается. Если один упадет, второй поможет е...

Статья. Развитие познавательного интереса на уроках математики (из опыта работы).

Развитие познавательного интереса на уроках математики в начальной школе (из опыта работы)....

Технологии организации обучения в группе (из опыта работы учителя начальных классов)

Широкое распространение в начальной школе получают личностно- ориентированные педагогические технологии. Уходит в прошлое практика, когда учитель работает фронтально с целым классом. Чаще организуются...

Статья на тему: "Особенности обучения детей с ОВЗ на уроках английского языка"

Данная статья познакомит с особенностями обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках английского языка....