Мастер-класс: «Типовые задачи как средство диагностики сформированности универсальных учебных действий»
статья

Долгаева Татьяна Анатольевна

ФГОС ставит перед нами задачу формирования у обучающихся универсальных учебных длействий, обуспечивающих "умение учиться", развитие способности личности к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Однако, процесс формирования универсальных учебных действий совершенно не эффективен без организации системных процедур (мониторинга), позволяющих получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass.docx121.76 КБ

Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ГИМНАЗИЯ № 34» ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА

        

Мастер-класс:

«Типовые задачи как средство диагностики сформированности универсальных

учебных действий»

Составитель  Т.А.Долгаева,

учитель начальных классов,

высшая квалификационная категория

Ульяновск

2019 год

Тема  сегодняшнего мастер – класса:

«Типовые задачи как средство диагностики сформированности универсальных учебных действий»

Мы с вами часто встречаем аббревиатуру УУД и, конечно, все понимаем что обозначают эти буквы.

Задумывались ли вы, как расшифровывают эти буквы дети? ПРОСМОТР РОЛИКА (дети про УУД).

Конечно, для нас с вами не секрет, что эти буквы обозначают универсальные учебные действия. Как вы понимаете слово УНИВЕРСАЛЬНЫЙ, какие ассоциации возникают с этим словом?

-Правильно. Универсальный в переводе с латинского, означает - всеобщий, разносторонний, для всего пригодный. Эти характеристики относятся и к универсальным учебным действиям. УУД –это способы действий, которые можно перенести на любой предмет и воспользоваться в любой ситуации (вот почему они получили название универсальных).

-Давайте вспомним, какие Универсальные Учебные Действия выделяют?

Взгляните на наш слайд, это

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные  

Личностные

Вспомните, пожалуйста, чем характеризуется каждый вид УУД. На столах лежат листы. Допишите название УУД в предложения,

- __________________________УУД связаны с решением проблемы

- _______________________УУД обеспечивают социальную компетентность.

- ___________________ УУД обеспечивают организацию собственной деятельности.

- ______________________________УУД определяют мотивационную ориентацию.

Проверьте свои предположения.

- Познавательные УУД связаны с решением проблемы

- Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность.

- Регулятивные УУД обеспечивают организацию собственной деятельности.

- Личностные УУД определяют мотивационную ориентацию.

-Разработчики программ говорят, что формирование УУД – процесс совсем не сложный,  а естественный и гармоничный. Формирование УУД происходит в повседневной жизни, в любых ситуациях, даже самых простых. В качестве примера я предлагаю вспомнить сказку Владимира  Григорьевича  Сутеева, знакомую нам с детства, «Кораблик». (просмотр)

- Определите, пожалуйста,  какие универсальные действия сформированы у героев?

- Умеют взаимодействовать (коммуникативные)

- Планировать свою деятельность (регулятивные)

- Быть лидером (личностные)

- Применять знания в новой ситуации (познавательные)

- Распределять роли (коммуникативные)

- Что необходимо сформировать главному герою лягушонку?

– Лягушонку- необходимо научиться принимать точку зрения других, работать в группе, владеть собой.

ФГОС ставит перед нами задачу формирования у обучающихся универсальных учебных действий, обеспечивающих «умение учиться», развитие способности личности к самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Однако, процесс формирования универсальных учебных действий совершенно не эффективен без организации системных процедур (мониторинга), позволяющих получить объективную информацию о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников.

Мониторинг в контексте отслеживания метапредметных результатов решает, ряд важных задач:

1)    процессуальные (информационные), направленные на получение объективной информации о состоянии и динамике сформированности УУД у конкретного школьника, в классе, в школе в целом;

2)    методические (инструментальные), направленные на апробацию технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД; на формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального общего образования; на разработку и апробацию системы критериев и показателей уровня сформированности УУД у обучающихся на ступени начального общего образования.

мониторинга включает педагогичекую, психогическую и психолого-педагогическую диагностики.

В целом особенности нашей позиции в отношении мониторинга УУД сводятся к следующему: 1. Первый блок диагностики в мониторинге УУД – осуществление педагогической диагностики. Универсальные учебные действия – это тоже действия, поэтому они подчиняются тем же принципам формирования и контроля, что и предметные действия. Отсюда, мониторинг УУД осуществляется в двух направлениях: - диагностические задания включаются в полугодовые и итоговые контрольные работы по предметам и позволяют оценивать сформированность отдельных компонентов УУД на предметном содержании; - использование типовых задач для формирования УУД в уроке и диагностирования уровня их сформированности в рамках текущих контрольных работ. При этом надо четко понимать задачи контроля. Формирование любого действия требует значительных временных затрат, в связи с чем наибольшую важность начинает приобретать не контроль результата, а контроль процесса. Учитель, выявляя трудности ребенка при освоении учебного действия, начинает понимать, какие этапы, операции вызывают у ученика наибольшее затруднение, как нужно скорректировать учебный процесс, чтобы ученик преодолел эти трудности. Основным инструментом педагогической диагностики являются типовые задачи. При составлении типовых задач нами учитываются возрастные особенности обучающихся, содержание учебных программ, уровень сформированности УУД на каждом этапе развития. Первым шагом на пути конструирования типовых задач является построение операционального состава универсального учебного действия. Это необходимо для того, чтобы понимать алгоритм проявления учебного действия и выстраивать типовые задачи от простых действий к сложным. Учитель может составить типовые задачи для оценки сформированности отдельных операций, что позволит понимать какая часть алгоритма работы с таблицей вызывает у ученика затруднения. Приведем пример, операционального состава работы с таблицами в структуре знаково-символических универсальных учебных действий, который мы смогли построить, опираясь на исследования Салминой Н.Г.:

I. Анализ текста задачи.

1. Определение вида процесса.

2. Выделение величин этого процесса и соответствующих им единиц измерения.

II. Составление таблицы.

1. В столбце фиксируются значения величин; количество величин определяет количество столбцов.

2. В строках фиксируются участники (объекты) и этапы процесса; количество строк определяется числом участников и этапов процесса.

3. Вычерчивание таблицы, в которой записывается название столбцов и строк.

4. Заполнение таблицы.

III. Работа с таблицей. На основе данных, представленных в таблице, выделяются функциональные отношения между ними. Выявленные зависимости между величинами позволяют выстроить последовательность действий для решения задачи. При обучении решению задач с помощью таблицы желательно вначале использовать расширенный ее вариант, где, кроме величин, их характеристик, единиц измерения, указывается вид процесса и дается обозначение участников (объектов). Вторым шагом является определение этапности формирования умения работать с таблицами. Любая типовая задача содержит в себе две составляющие – предметную и метапредметную. Понимание этапности формирования позволяет акцентировать внимание на метапредметной составляющей и подбирать типовые задачи по уровню сложности. Рассмотрим для примера две задачи. Таблица 1. Типовые задачи   Первая задача предлагается для учащихся 4 класса. Предметная составляющая соответствует 4 классу, а вот метапредметная составляющая предполагает только умение читать таблицу, находить в ней необходимую информацию, дополнять диаграмму недостающими данными. Вторая задача предлагается второклассникам. С точки зрения предметности она проще. Однако, метапредметная составляющая основана на умениях самостоятельно заполнять таблицу и диаграмму, что объективно намного сложнее, чем первая задача. Таким образом, с точки зрения формирования и мониторинга универсальных учебных действий мы должны поменять эти задачи местами. Мы предполагаем, что этапность формирования умения работать с таблицами может быть следующей: 1 класс – обучение чтению таблицы (Задача: Составь задачу по таблице и реши её.) 2 класс – контроль правильности составления таблицы (Задача: Прочитай задачу. Рассмотри таблицу и дополни её, если это необходимо.) 3 класс – заполнение таблицы (Задача: Прочитай задачу. Рассмотри таблицу и заполни её, используя условие задачи.) 4 класс – составление таблицы(Задача: Составь таблицу по условию задачи. Сколько в таблице будет строк и столбцов? Как будут называться столбцы таблицы?  Начерти таблицу и заполни её.) Поэтому, третьим шагом при составлении типовых задач является их эмпирическая проверка на валидность и надежность (что является перспективой нашей работы). Также типовые задачи, на наш взгляд, позволяют осуществлять принципы дифференциации и индивидуализации образовательного процесса в условиях реализации ФГОС НОО. С этой целью тьюторы классов ведут таблицы, в которых фиксируют формирование УУД у учащихся. Таблица 2 Таблица отслеживания результатов формирования УУД тьютором класса (фрагмент) № УУД Ф.И. учащихся 1 2 … 25 р регулятивные         р.1. целеполагание + +   - р.2. планирование - +   - р.3. прогнозирование ? +   - р.4. контроль + +   + р.6. оценка + +   + р.7. саморегуляция - +   - Данная информация позволяет планировать дальнейший процесс обучения, отслеживать индивидуальную динамику продвижения обучающихся и построения на основании этого индивидуальных образовательных маршрутов обучения (на уровне начального образования и при переходе в 5-й класс), корректировать методическую работу учителей младших классов.

2. Психологическая диагностика осуществляется в рамках психолого-педагогического сопровождения. Здесь следует отметить тот факт, что не существует психологических методик стандартизированных для диагностики универсальных учебных действий. Их создавали для других целей – оценки сформированности психических явлений, которые и отслеживаются психологом в процессе психолого-педагогического сопровождения. Информация, полученная в процессе сопровождения, может быть использована для анализа причин несформированности универсальных учебных действий и построения коррекционно-развивающей работы, организуемой школьным педагогом-психологом.

3. Третий блок мониторинга – психолого-педагогическая диагностика. Существуют группы УУД, которые практически невозможно включить в педагогическую и психологическую диагностику – в первую очередь, это личностные УУД. Но отслеживание их также необходимо в рамках мониторинга. Инструментами для определения уровня сформированности данных УУД могут являться, на наш взгляд, экспертная оценка сформированности УУД, осуществляемая педагогами и родителями, и качественные экспериментальные методики, позволяющие получить дополнительную информацию для анализа уровня сформированности УУД (например, экспертная оценка адаптации учащихся (для учителей и родителей) О.Л. Соколова, О.В. Сорокина, В.И. Чиркова, проективная методика «Что мне нравится в школе?» и пр.

4. Опыт работы показал необходимость четвертого блока – управленческой диагностики. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности обучающихся раскрывает определённые возможности для формирования универсальных учебных действий и вносит свой вклад в программу формирования УУД. Оценка вклада каждого учебного предмета и курса внеурочной деятельности в виде сравнительных таблиц по классам, разделам каждой программы и ООП в целом и составляет предмет управленческой диагностики.

Далее педагогам предлагается ряд упражнений для формирования УУД (из приложений 1-4). Они должны по описанию определить, какие УУД формируются при выполнении этих упражнений.

ИТОГ: Если нами правильно построена работа по формированию и диагностике УУД, то мы получим следующий «портрет выпускника 4 класса»:

1. Ученик осознает смысл учения и понимает личную ответственность за будущий результат

2. Ученик умеет делать нравственный выбор и давать нравственную оценку

3. Ученик понимает кто он в этом мире, свои сильные и слабые стороны, а также то, чем ему хотелось заниматься

4. У ребенка развита рефлексия

5. У ребенка сформирована учебная мотивация

6. У ребенка сформирована адекватная самооценка

Рефлексия:

 «Чемодан, мясорубка, корзина». На доске вывешиваются рисунки чемодана, мясорубки, корзины. Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем. Мясорубка – информацию переработаю. Корзина – всё выброшу. Ученикам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, полученной на уроке.

https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/11/25/k_58386b7177fcf/362551_38.jpeghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/11/25/k_58386b7177fcf/362551_39.pnghttps://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/11/25/k_58386b7177fcf/362551_40.jpeg

«Рефлексивная мишень». На доске рисуется мишень, которая делится на сектора. В каждом из секторов записываются параметры- вопросы рефлексии состоявшейся деятельности. Например, оценка содержания, оценка форм и методов проведения урока, оценка деятельности педагога, оценка своей деятельности. Участник ставит метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к десятке, на краях мишени оценка ближе к нулю. Затем проводят её краткий анализ.

 https://arhivurokov.ru/kopilka/up/html/2016/11/25/k_58386b7177fcf/362551_9.jpeg

Использованная литература:

Санникова Н. И. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 48. – С. 8–19. – URL: http://e-koncept.ru/2016/76604.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов

презентация на тему "Работа над текстовой задачей как средство формирования внутреннего плана действий у учащихся 1, 2 классов...

Мастер-класс "Решение нестандартных задач как средство достижения планируемых результатов"

В ходе мастер-класса рассматривается вопрос  о том, как решение нестандартных задач помогает формировать познавательные УУД....

Мастер-класс «Решение нестандартных задач как средство достижения планируемых результатов».

Нестандартные задачи – абсолютно универсальное средство. Они активизируют учащихся, помогают вовлечь в универсальную учебную деятельность, а значит помогают выходить на прирост результатов всех ...

Мастер-класс "Групповые формы обучения как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников.

Мастер-класс предназначен для учителей начальных классов. В данной разработке раскрываются сикреты успешной групповой работы с первых дней обучения; примеры из своей практике....

Мастер-класс «Создание проблемной ситуации как средство формирования универсальных учебных действий».

Идея проблемного обучения не нова. Величайшие педагоги прошлого всегда искали пути преобразования процесса учения в радостный процесс познания, развития умственных сил и способностей учащихся. Эта про...

Презентация к мастер-классу: «Типовые задачи как средство диагностики сформированности универсальных учебных действий»

Презентация к мастер-классу: "Типовые задачи как средство диагностиики сформированности универсальных учебных действий"...

мастер-класс «Организация проектных задач как средство достижения результатов с детьми младшего школьного возраста»

В современных условиях жизни недостаточно просто владеть набором знаний, умений и навыков, надо уметь применять их в реальной жизни, реальной ситуации. Наиболее целесообразной формой использования тво...