Семинар "Здоровьесбережение детей на уроке как педагогическая проблема"
статья

Переплётова Светлана Игоревна

Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос оздоровления нации, о том, что современная школа стала "школой болезней". Цель  семинара: познакомить с методами и приемами здоровьесбережения; познакомить с факторами воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся; научить технике релаксации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberezhenie_v_nachalnoy_shkole.doc95.5 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар на тему: «Здоровьесбережение детей на уроке  как педагогическая проблема».

Цель:

  • Познакомиться с методами, приемами здоровьесбережения на уроке.
  • Познакомиться с факторами воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся.
  • Научиться технике релаксации.

Задачи:

  • Использование при построении уроков  рекомендаций, приемов, технологий, которые связаны со здоровьесберегающей педагогикой.
  • Последовательное формирование в школе здоровьесберегающего образовательного пространства с обязательным использованием педагогами здоровьесберегающих технологий.

План семинара: сегодня мы поговорим о теоретической основе данного вопроса, коснемся школьных стрессов, Далее я расскажу о критериях, по которым оценивается урок с точки зрения здоровьесбережения, проведем тест Мое здоровье, научимся технике релаксации с помощью образов и дыхания.  

  1. Актуальность здоровьесбережения детей в школе.
  2. Школьные стрессы.
  3. Факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся.
  4. Здоровьесберегающая направленность педагогических приемов и методов.
  5. Гигиенические критерии рационализации урока.
  6. Индивидуализация  педагогических воздействий учителя.
  7. Тест «Мое здоровье»
  8. Рекомендации профилактического характера.
  9. Релаксация.
  10. Фильм «Учитесь управлять своими эмоциями» Дейл Карнеги.
  11. Рефлексия. Обратная связь.

Сегодня все чаще и чаще поднимается вопрос оздоровления нации, о том, что современная школа стала «школой болезней». Следуя за техническим прогрессом, она продолжает наращивать объем и интенсивность информации, уходя от проблемы самочувствия, физической и психической переносимости детьми непомерных перегрузок.  Дети реагирует на любые изменения, происходящие во взрослой жизни, и порой им  приходится сталкиваться с проблемами,  которые не всегда по силам даже взрослым. Свою долю ответственности за сложившуюся ситуацию несет система образования, ведь дети большую часть времени проводят в школе.

Актуальность данной проблемы обусловлена резким ухудшением состояния здоровья детей.

Многие российские дети оказываются больными  уже с момента рождения. А за период  обучения  в школе у 80 %  детей развиваются хронические заболевания. Одна из  самых частых патологий школьников - нарушение остроты зрения. Так, высокие степени близорукости в среднем и старшем возрасте встречается в 2 раза чаще, чем в младших классах.

Так же часто встречаются  заболевания сердечно - сосудистой, пищеварительной и нервной системы.

В школе ребенок часто находится в состоянии стресса. Давайте рассмотрим, каким же  стрессам могут подвергаться ученики в школе.

.

Школьные стрессы

  • Стресс оценивания (экзаменационный); Он сопровождает школьников на протяжении всего обучения, но у одних напряженное состояние возникает даже в привычных ситуациях ответу у доски, у других –только на экзаменах. (Учителя его тоже испытывают при аттестации.)
  • Стресс ограничения времени (контрольные работы, сочинения); Его испытывают не только ученики при выполнении контрольных работ, но и особо ответственные учителя, когда не могут уложиться в рамки урока, что приводит к взвинчиванию темпа урока. Такие ситуации особенно нежелательны для флегматиков  и быстро утомляющихся учеников.
  • Экспектационная фрустрация ( неоправдавшееся ожидание положительной отметки и ожидаемой похвалы);
  • Переутомление, так же является формой дистресса, со всеми нежелательными последствиями для здоровья. Одной из причин переутомления  является выполнение большого объема домашнего задания.
  • Стресс психологического давления (через авторитарность учителя);
  • Коммуникативные стрессы. Сюда относится конфликты между учителями или учениками.

  И хотя традиционно считается, что основная задача школы – дать необходимое образование, может ли каждый профессионально подготовленный педагог бесстрастно относиться к прогрессивно ухудшающемуся  здоровью своих воспитанников? Отвечая на этот вопрос, в последние 2-3 года были разработаны “здоровьесберегающие технологии”, цель которых – это достижение того или иного образовательного результата в обучении, воспитании и  развитии. Здоровьесбережение не может выступать в качестве основной и единственной цели образовательного процесса, а только в качестве условия, одной из задач достижения главной цели.

Каждый урок должен быть приятным для ребенка, поэтому при планировании и проведении любого 9слайд урока учитель должен помнить заповедь здоровьесберегающей педагогики: “Не навреди!”

И теперь давайте рассмотрим факторы воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся.

Особо значимыми с точки зрения воздействия на психологическое здоровье учащихся являются следующие характеристики учителя.

Качества учителя, оказывающие негативное влияние на учащихся.

  1. Авторитарность, категоричность, бескомпромиссность -эти воздействия повышают уровень психологической напряженности ученика, стрессирует его, формируют мышечные зажимы истощают энергетические, психологические ресурсы.  Такая тактика позволяет учителю манипулировать школьниками, которые расплачиваются за  это своим здоровьем. Авторитарность не следует путать с требовательностью, разумной строгостью, самодисциплиной учителя и соответствующим воспитательным воздействием на учащихся.
  2. Несдержанность, вспыльчивость, раздражительность, импульсивность повышает уровень стрессированности, тревожности школьников.

Позитивные качества учителя:

Способность к сочувствию, сопереживанию, умение владеть своими эмоциями, умение слушать, проявление поисковой активности, толерантность способствует снижению стрессогенной атмосферы. Позволяет с большей  эффективностью реализовать индивидуальный подход к учащимся.

Здоровьесберегающая направленность педагогических приемов и методов.

Неэффективное использование учителем педагогических приемов и способов воздействия негативно влияет на психологическое здоровье ученика разными путями: через повышенную утомляемость, возникновение состояний стресса, снижение восприятия, ухудшения запоминания, формирование негативного отношения к обучению, нарушение дисциплины.

Главным условием успешного обучения является способность учителя держать дисциплину на уроке. В противном случае не срабатывают никакие методические приемы и ухищрения.

. Дисциплина на уроке в значительной степени зависит от :

Разумности и обязательности педагогических требований учителя;

Степени насыщенности урока;

Правильного сочетания напряженно-серьезного и юмористического;

Умение учителя переключить фазы урока;

Его способность задавать мотивацию

Умение держать педагогическую дистанцию,

Степени напряженности урока

Умение использовать в педагогической практике активные методы обучения,

Степень готовности учителя к уроку,

Индивидуального подхода к ним.

Психологическое влияние на учащихся в немалой степени определяется правильным выбором учителем способа передачи своего состояния и своих ожиданий. Даже нейтральная по содержанию фраза, произнесенная, с угрожающей интонацией будет воспринята как агрессивная.

Иногда, учитель, пытаясь дисциплинировать учащихся малоэффективными фразами, типа: « Как ты смеешь, так себя вести?», «Немедленно извинись передо мной», «Ты никогда не думаешь о том, как мне тяжело», Подобные высказывания выражают чувства недовольства, раздражения жалости к себе, что вызывает протест и ответные претензии.

Лучше педагогу использовать другие приемы:

    Называние собственных чувств: «Я рассержена», «Мне грустно», «У меня такое чувство, будто я тебя     обидела», «Когда ты это делаешь, я чувствую то-то и то-то».

Описание своего физического состояния, например: «У меня перехватило дыхание, сильно забилось сердце», или «Мне стало легко и хорошо». Иногда человеку проще назвать свои ощущения, чем назвать испытываемую эмоцию.

Называние возможных действий, например: «Мне хочется провалиться сквозь землю», «Я готова тебя обнять и поцеловать».

Недостатками проведения урока учителем, негативно влияющим на психологическое здоровье учащихся, относятся:

  • Монотонность речи учителя
  • Металлический, резкий, крикливый голос
  • Однообразие ораторских приемов, отсутствие художественных оборотов в речи
  • Окрики и упреки типа «Сидеть!», «Молчать!», «Не вертеться!», и т.д.
  • Отсутствие средств наглядности или формальное их использование
  • Неиспользование ТСО
  • Несвязанность нового материала с ранее изученным
  • Отсутствие заинтересовывающей эмоциональной окраски при изложении материала.

Из огромного арсенала педагогических  приемов и методов творческий учитель всегда сможет выбрать те, которые в его руках проявляют  себя как эффективные и корректные, в том числе и по влиянию на здоровье. Например, из разнообразных игр, которые учитель использует на уроке, в зависимости от ситуации.

Отметим несколько общепедагогических приемов и техник, позволяющих повысить эффективность учебного процесса, сберегая силы ребенка и ресурсы его здоровья

  • Если  учитель для проведения урока сам с интересом добывает информацию,  тем  понятнее и полезнее ученикам будет общение с ним.
  • Чем правильнее учителем выбрана громкость  голоса на каждом этапе урока, тем лучше ребята  усвоят  изучаемый материал.
  • Когда учитель мало выдает готовых решений и советов, а больше занят совместным добыванием информации.

Для «осаждения» учащихся бывает достаточно таких  элементарных приемов как сухости, сдержанности в обмене информации, выдерживание паузы, растягивание гласных, переход на шепот.

  • А вовремя произнесенная шутка, улыбка могут сотворить педагогическое чудо.
  • Чем больше учителя заняты скоростью прохождения программы, тем скучнее становится ученикам на уроках, тем чаще многие их них начинают изнывать от безделия. Поэтому будет ошибкой при попытке спасти урок от затянутости наращивать лишь скорость, темп.

Индивидуализация  педагогических воздействий учителя И, конечно же, если мы говорим о здоровье сбережении детей ну уроке, нельзя забывать об индивидуальном подходе к учащимся.  Грамотные педагоги при построении урока  всегда используют психолого-педагогические характеристики учащихся.

Тип темперамента. Индивидуальные особенности школьника тесно связаны с типологическими особенностями их нервной системы. Нужно помнить и типы темперамента школьников. Так, сангвиника легко увлечь интересным объяснением материала, а с холериком надо быть готовым к спадам его активности на уроке, отстранению от общения. Флегматики и меланхолики, как правило, подвержены инертности работы нервных процессов, они медленнее схватывают информацию, им нужно лучше объяснять, давать время на обдумывание, не торопить с ответом.

Рекомендации для учителя по обучению школьников с разной доминирующей модальностью, что позволяет эффективно выстроить урок. Не менее важно учитывать доминирующий канал восприятия информации учениками. От того, какой канал, у ребенка ведущий, зависит освоение многих важных навыков. Например, чтения или письма. Особенности умственной работы существенно отличаются (например, уровень отвлекаемости, особенности запоминания и др.)

В жизни редко встречаются чистые визуалы, аудиалы, кинестетики, чаще всего в детях смешаны все три типа. Например, в одних ситуациях  ребенок ведет себя как визуал, а в других – как кинестетик. Если понаблюдать за ребенком хотя бы на 2-3 уроках и переменах, можно выделить его доминирующий канал восприятия информации, а значит лучше какие методики лучше использовать  с ним.

Аудиалы - это слушатели. Для них важно восприятие информации на слух.
Обращаясь к аудиалу следует говорить: «Послушай задание».
Рекомендации для аудиалов:  чаще использовать диалог;
просмотр видеофильмов; устные задачи и прослушивание текстов, аудиокассет; аудиалу не делать замечания, когда он в процессе за поминания издает звуки, шевелит губами - так ему легче справиться с заданием;

Кинестетики - это деятели.
Легче всего привлечь внимание ребенка - кинестетика, просто прикоснувшись к нему. Ему важно ощущать физический контакт с учителем.
Рекомендации ля кинестетиков:   применяйте игры и соревнования;
 использование муляжей, смена видов деятельности на уроке; динамических поз;  реальных предметов. – Кинестетика  не  нужно заставлять сидеть долгое время неподвижно; обязательно давать ему возможность моторной разрядки (сходить за мелом, журналом, писать на доске, дома - сходить в другую комнату и т.д.); запоминание материала у него легче происходит во время движения.

Визуалы - это зрители. Визуал должен увидеть зримый результат своей работы. Обращаться  к нему лучше: «Посмотри, чем мы будем заниматься», «Смотри, какое красивое решение», Взгляни на задание на доске».
Рекомендации для визуалов:  
использование письменных упражнений;  чтение,
всю информацию записывать на письменные инструкции и задания;
представлять учебный материал в виде схем, таблиц, составлять опорные конспекты; доске;  Использование видеоаппаратуры, проектора. Визуалу разрешить иметь под рукой листок, на котором он в процессе осмысления и запоминания материала может чертить, штриховать, рисовать и т.д.;

По   данным диагностики, у нас в школе в начальных классах преобладает визуальный канал восприятия информации, в среднем звене кинестетический, а в старших классах  больше аудиалов.

Отпечаток на поведение школьника накладывают так же приоритетность одного из полушарий мозга.

Итак, например, «Правополушарные» школьники. Перерабатывают информацию целостно, образно. Анализируют от целого к частному. Легко отвлекаются, способны к саморазвлечению. Воспринимают конкретные объекты. Лучше усваивают информацию, представленную в виде графиков, таблиц, рисунков. Не любят проверять выполненную работу. Предпочитают самостоятельный выбор. Эмоциональны, артистичны, обладают интуитивным мышлением. Для них очень важно межличностное взаимодействие. Особенно чувствительны к интонациям, жестам, прикосновениям.

«Левополушарные» школьники. Перерабатывают информацию последовательно, раздельно. Отличаются большим объемом внимания, изобретательностью, устойчивостью. У таких учащихся выше скорость переключения с одного вида учебной деятельности на другую. Хорошо планируют стратегию действий, но относительно высокая скорость часто мешает точному выполнению работы. Эти школьники способны к концентрации внимания и сосредоточенности. Преимущество отдают воспроизведению фактической информации. Анализируют от частного к целому. Любят проверять выполненную работу.

Важная составляющая часть здоровьесберегающей работы педагога- это рациональная организация урока. 

Поэтому при построении своих о уроков необходимо учитывать такие требования:

1.Обстановка и гигиенические условия в классе должны соответствовать норме (температура и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей).

2. Норма видов учебной деятельности на уровне – 4-7 (опрос учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий, ответы на вопросы, решение примеров и задач).

Однообразность урока способствует утомлению школьников. Частая же смена одной деятельности другой потребует у учащихся дополнительных адаптационных условий.

3. Средняя положительность и частота чередования различных видов учебной деятельности – 7-10 минут.

4. Количество видов преподавания словесный, наглядный, самостоятельная работа,  должно быть не менее трех. Чередование видов преподавания не позже чем через 10-15 минут.

5. На урок следует выбирать такие методы, которые бы способствовали активизации инициативы и творческого самовыражения самих учащихся.

6. На уроке должна присутствовать смена поз учащихся, которые соответствовали бы видам работы.

7. Должны присутствовать оздоровительные моменты: физкультминутки, минутки релаксации, дыхательная гимнастика, гимнастика для глаз. Норма: на 15-20 минут урока по одной минуте из 3-х легких упражнений с 3-4 повторениями каждого.

8. В урок следует включать вопросы, связанные со здоровьем и здоровым образом жизни.

9. Наличие мотивации учебной деятельности. Внешняя мотивация: оценка, похвала, поддержка, соревновательный метод. Стимуляция внутренней мотивации: стремление больше узнать, радость от активности, интерес к изучаемому материалу.

 10. Следует помнить, что на состояние здоровья оказывают большое влияние эмоциональные разрядки: шутка, улыбка, музыкальная минутка, небольшое стихотворение.

11. Использование таких несложных приемов на каждом уроке должно принести свои плоды.

 Показателем эффективности проведенного занятия можно считать состояние и вид учеников, выходящих с урока.

  Общеизвестен факт влияния педагога на своих воспитанников в процессе педагогического общения и деятельности. Характер этого влияния зависит от многих причин: от особенностей, свойств и качеств личности, профессиональной компетентности и т.д., которые тесно взаимосвязаны между собой, а также с эмоциональным состоянием педагога.

Чему научатся дети, каким будет их эмоциональное состояние, зависит от вашего настроения, от вашего умения управлять собой, от вашей способности решать личностные проблемы. Таким образом, чтобы не оказывать пагубного влияния на детей, нужно в первую очередь разобраться с собой, со своими эмоциональными проблемами, причинами, их вызывающими, найти выход из стрессовых ситуаций, а только затем – с причинами детских эмоциональных проблем и путями их коррекции.

                                 

А сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы теста и узнать, какое у вас здоровье.

     Тест «Моё здоровье»

1. У меня часто плохой аппетит.

2. После нескольких часов работы у меня начинает болеть голова.

3. Часто я выгляжу усталым и подавленным, иногда раздраженным и угрюмым.

4. Периодически у меня бывают серьезные заболевания, когда я вынужден несколько дней оставаться в постели.

5. Я почти не занимаюсь спортом и физическими упражнениями.

6. Последнее время несколько прибавил в весе.

7. У меня часто кружится голова.

8. В настоящее время я курю.

9. В детстве я перенес несколько серьезных заболеваний.

10. У меня плохой сон и неприятные ощущения утром после пробуждения.

Ключ к тесту.

За каждый ответ «да» поставьте себе по одному баллу и суммируйте их.

Определение результата и его интерпретация

1-2 балла. Несмотря на некоторые признаки ухудшения здоровья, вы в хорошей форме. Ни в коем случае не оставляйте усилий по сохранению своего здоровья.

3 - 6 баллов. Ваше отношение к своему здоровью трудно назвать нормальным, уже чувствуется, что вы его растратили довольно основательно.

7-10 баллов. Как вы могли довести себя до такой степени? Удивительно, что вы еще в состоянии ходить и работать. Вам немедленно нужно менять свои привычки, иначе...

Рекомендации профилактического характера:

  • Создать комфортные условия на работе (фото на столе, сувениры от близких…);
  • Регулярно давать себе возможность расслабиться;
  • Уходя с работы, стараться не оставлять дела в хаотичном порядке;
  • Разговаривать с людьми «по пустякам»;
  • Избавиться от боязни ошибаться;
  • Стать заменимым, т.к. сочетание ответственности с незаменимостью – путь к выгоранию;

Чтобы избежать стрессов, необходимо:

  • Шутить, смеяться, особенно над собой;
  • Расширить горизонты деятельности и общения;
  • Научиться признавать право окружающих быть другими (самими собой);
  • Больше доверять другим людям, передавая им полномочия;
  • Избавляться от лихорадочного образа жизни;
  • Проявлять терпимость по отношению к себе и окружающим;
  • Общение с людьми, с которыми комфортно;
  • Уход за домашними животными;
  • Путешествие во время отпуска;
  • Приобщение к новым формам проведения досуга…

Над чем следует работать?

  • Учителям следует учиться быть мобильными, способными к рефлексии владению своими эмоциями;

  • Авторитаризм должен уйти в прошлое;
  • Вести родительский лекторий «Ребёнок у телевизора», «Ребёнок у компьютера»; «Профилактика употребления наркотических веществ, табакокурения»

    Один из способов проявления заботы о своем теле — использование техники релаксации.

Давайте рассмотрим некоторые приемы, помогающие нам лучше отдыхать и расслабляться. Важно отметить, что ни один прием не приводит сразу же к максимальной релаксации. Умение за короткое время погрузиться в состояние расслабления и покоя, как и любое другое умение, возникает в результате определенного периода тренировок.

Расслабление через дыхание. 

Расслабление через образ. Наши образы имеют над нами магическую силу. Для каждого человека важно найти тот образ, который наилучшим образом «вызывает» нужное состояние. Достичь расслабления помогают такие образы:

  • вы нежитесь на мягкой перине, которая идеальным образом повторяет изгибы вашего тела;
  • вы покачиваетесь на пушистом облачке, которое мягко обволакивает ваше тело;
  • вы находитесь в теплой ванне, приятное спокойствие просачивается в ваше тело.

 Расслабление через словесное внушение. Данное упражнение хорошо подходит для людей, в большей степени доверяющих рациональным суждениям.

Расслабление через напряжение. Данное упражнение базируется на следующей физиологической закономерности: после интенсивного мышечного напряжения автоматически наступает мышечная релаксация. Лучше начать тренировку данного навыка с кисти правой руки.

Упражнения на саморегуляцию для педагогов.

  1. Эффективным способом снятия напряжения является расслабление на фоне йоговского дыхания: сядьте свободно на стуле, закройте глаза и послушайте свое дыхание: спокойное, ровное. Дышите по схеме 4 + 4 + 4: четыре секунды на вдох, четыре секунды на задержку дыхания, четыре на выдох. Проделайте так три раза, слушая дыхание, ощущая, как воздух наполняет легкие, разбегается по телу до кончиков пальцев, освобождает легкие. Других мыслей быть не должно. Пауза закончена. Вы спокойны. Улыбнитесь.

Экспресс-прием для снятия отрицательного напряжения через напряжение.

Сожмите кисти в кулаки как можно сильнее. Напрягите руки. Разожмите кулаки и пошевелите пальцами. Встряхните их. Испытайте чувство расслабления. Негативные чувства «живут на загривке», поэтому важно расслабить плечи.

Приподнимите плечи с напряжением, затем опустите их. Повторите 3 раза, затем поднимите каждое плечо несколько раз. Положите подбородок на грудь. Поверните подбородок и шею направо, затем налево. Повторите 3 раза, повращайте шеей. Сядьте прямо и удобно. Почувствуйте, как расслабилась шея.

Сложите руки в «замок» перед собой. Потянитесь, напрягая руки и плечи. Расслабьтесь. Встряхните кисти.

Рефлексия. Обратная связь. Подведение итогов. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесбережение детей как педагогическая проблема

Проблема здоровья детей сегодня стоит настолько остро, что мы вправе поставить вопрос: “Что для нас важнее – их физическое состояние или обучение”. Еще А.Шепенгауэр говорил: “Здоровье до того пе...

Научно-исследовательский проект: «Психолого-педагогические условия адаптации и выравнивания стартовых возможностей детей 5-7 лет с проблемами зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, не посещающих ДДУ"

Педагогов всегда волновал вопрос обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной подготовки его к школе.  Принято считать, что готовность ребенка к систематическ...

«Трудные дети» как психолого-педагогическая проблема

В современной психолого-педагогической практике в понятие «трудные дети» часто вкладывают разное содержание. До настоящего времени нет его чёткого определения. Актуальность и значимость этой проблемы ...

Психолого-педагогические проблемы профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями в условиях МКУ РЦ "Радуга"

Проблемы профессионального самоопределения детей с ограниченными возможностями и пути их решения...

Здоровье сбережение детей на уроке как педагогическая проблема

  Цель:Познакомиться с методами, приемами здоровье сбережения на уроке.Познакомиться с факторами воздействия учителя на психологическое состояние и здоровье учащихся.Научиться технике рела...

Методическая разработка по теме "Понятие «дидактическая игра» как психолого-педагогическая проблема при обучении детей с нарушением интеллекта"

В данной разработке раскрывается сущность понятия "дидактиеская игра" при обучении школьников с умственной отсталостью. Предназначена для педагогов, работающих с детьми с легкой степенью умс...