«Трудные дети» как психолого-педагогическая проблема
материал на тему

Вахненко Светлана Владимировна

В современной психолого-педагогической практике в понятие «трудные дети» часто вкладывают разное содержание. До настоящего времени нет его чёткого определения. Актуальность и значимость этой проблемы требует ясного научного определения содержания понятия «трудные дети». Впервые понятие «трудные дети» появилось в России в первой половине 19 столетия. К «трудным» относили детей с резко выраженной физической недостаточностью – глухонемых и слепых. Немного позже «трудными» стали называть безнадзорных и беспризорных детей, а в конце 19 и начале 20 столетия – детей умственно отсталых.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon trudnye_deti.doc39.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Трудные дети» как психолого-педагогическая проблема

В современной психолого-педагогической практике в понятие «трудные дети» часто вкладывают разное содержание. До настоящего времени нет его чёткого определения. Актуальность и значимость этой проблемы требует ясного научного определения содержания понятия «трудные дети». Впервые понятие «трудные дети» появилось в России в первой половине 19 столетия. К «трудным» относили детей с резко выраженной физической недостаточностью – глухонемых и слепых. Немного позже «трудными» стали называть безнадзорных и беспризорных детей, а в конце 19 и начале 20 столетия – детей умственно отсталых.

Большой вклад в научное изучение проблемы «трудных детей» этого времени внёс отечественный педагог П.П. Блонский. Для нас интересными и актуальными стали работы Блонского П.П. по данной проблеме, т. к. он подчёркивал что понятие «трудный ученик» можно употреблять и в объективном, и в субъективном смыслах. С объективной точки зрения, трудный ученик такой, по отношению к которому работа учителя оказывается малопроизводительной. С субъективной точки зрения трудный ученик такой, с которым учителю трудно, тягостно заниматься, который требует от учителя много работы» . К «трудным» П.П. Блонский относил и таких детей, как неуспевающих, умственно недоразвитых, недисциплинированных, учащихся с очень высоким развитием умственных способностей, ленивых, единственного ребёнка в семье, и психологически недоразвитых детей. Таким образом, П.П. Блонский определяет трудного ребёнка как педагогически запущенного ребёнка, а следовательно, советует воспитывать его как здорового запущенного ребёнка.

Анализируя причины неуспеваемости этих детей, ученый сделал вывод о том, что они часто кроятся в неблагополучной семейной обстановке. Устанавливая с семьей, где живут трудные школьники, тесный контакт, необходимо шире привлекать родителей к работе с детьми в школе и по месту жительства, выработать и соблюдать единые педагогические требования к учащимся.

 В довоенные годы у нас недостаточно было исследований по проблеме «трудных детей». В послевоенные были опубликованы работы, в которых затрагивались только отдельные вопросы, связанные с проблемой педагогической запущенности.

В конце 50-ых в начале 60-ых годов ведётся большая экспериментальная  работа по изучению трудных детей. В психолого-педагогической литературе появляется много работ о «трудных детях». В некоторых из них ещё чувствуется неясность в самом понимании понятия «трудные» дети, часто понятия «трудные» и «педагогически запущенные дети» употребляются как равнозначные.

В ряде работ даются определения этим понятиям, указывается на них сходство и отличие. В этом отношении интерес представляет работа Л.М. Зюбина. Л.М. Ученый даёт определение понятию «трудный» ребёнок, пытается доказать, в чём отличие понятия «педагогически запущенные» дети от понятия «трудные».

Обзор работы Л.М. Зюбина позволяет сделать вывод, что «трудными» являются те дети, с которыми тяжело работать учителю в массовой школе. Они то ли плохо усваивают учебный материал, то ли не поддаются обычным приёмам педагогического воздействия, чаще же они одновременно являются и неуспевающими и недисциплинированными учениками в классе.

Проблема понятия «трудный ребёнок» на сегодня актуальна. И в психологии, и в педагогике нет единого понимания «трудного ребёнка», единого подхода к диагностики, коррекции его поведения и личного развития.

Это делает весьма сложной проблему выбора адекватных методов психолого-педагогической работы с трудными учащимися. В связи с этим очень интересна работа И.Д. Фрумина. Анализируя, её мы пришли к выводу, что трудные дети становятся трудными при появлении у них чувства отчуждения. И.Д. Фрумин, рассматривая процесс отчуждения подростков от школы, видит главную причину в том, что школа не справляется со своими функциями социализации детей .

Данный автор квалифицирует отчуждение как десоциализацию, когда подросток и школа становятся «врагами». Автор считает, что уход ученика из школы – символ отступления ребёнка от социально одобряемых норм. Проявлением отчуждения ребёнка от школы, по мнению И.Д. Фрумина, являются негативные воспоминания, нежелание учиться, асоциальное поведение, а следствием может стать непринятие «взрослых» ценностей.

В работах вышедших в последнее время исследователи не только раскрывают сущность проблемы «трудные дети», но и её особенности, степень и причины данной проблемы, что является весьма важным как для психологической, педагогической наук, так и для практики школы. Несмотря на это кризис образования и воспитания в последние годы нарастает и всё чаще в школьной среде появляются трудные дети.

Учитель, входящий в класс, реально видит, как из года в год нарастает количество учеников с явными задержками в развитии, хотя в медицинских картах этих детей стоит «норма». Кроме того, в любом городе, мы сталкиваемся с отрицательными воздействиями природной и социальной среды мегаполиса (неврозы, аллергии, инфекции и т.д.). Всё это не может не сказываться на качестве обучения и воспитания. Отсюда проблема здоровья в расширенном понимании здоровья психического, физического, социального, нравственного. Пересечение медицинских, педагогических и в конечном итоге социальных проблем настоятельно требует объединения усилий всех, кто имеет отношение к развитию ребёнка.

Вспомним в связи с этим, как звучит ныне «формула здоровья», принятая экспертами всемирной организации здравоохранения: здоровье это не только отсутствие болезни, но полное психическое, физическое и социальное благополучие индивида. Отсюда вытекает, что задача обучения, развития и воспитания каждого ребёнка стоит в прямой зависимости от его психического и физического состояния. Вряд ли нужно доказывать, что нынешняя система образования заметно ухудшает здоровье подрастающих ребят. Сегодняшняя школа – это лавинообразная информация и перенасыщенные учебные программы, это жернова бесконечных рутинных обязанностей перед взрослыми, которые могут раздавить естественную жизнерадостность ребёнка. Это фактически противоестественное его отчуждение от природной среды, так как большинство учеников почти безвыходно проводят своё школьное детство в одних и тех же школьных стенах. В этих массовых школах обучается достаточно большое количество детей со значительными отклонениями от медицинской нормы. Обучение и воспитание таких детей ставит перед школой, по меньшей мере, две серьёзные проблемы: во-первых, как помочь им нормально развиваться и, во-вторых, как свести к минимуму возможные отрицательные последствия их совместного обучения с другими детьми. Чрезвычайно важным здесь является и проблема неумения реализовать учителем свой творческий потенциал.

Ещё Ян Амос Каменский писал: «Есть дети с острым умом, но дикие и упрямые. Таких обыкновенно ненавидят в школах и почти всегда считают безнадёжными: между тем из них выходят великие люди, только воспитать их надо надлежащим образом».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические основы проблемы неуспеваемости младших школьников

Статья о причинах неуспеваемости учащихся начальной школы....

Научно-исследовательский проект: «Психолого-педагогические условия адаптации и выравнивания стартовых возможностей детей 5-7 лет с проблемами зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных координаций, не посещающих ДДУ"

Педагогов всегда волновал вопрос обеспечения полноценного развития ребёнка в дошкольном возрасте, правильной подготовки его к школе.  Принято считать, что готовность ребенка к систематическ...

"Одаренные дети. Организация психолого-педагогического сопровождения"

материалы для проведения семинарского занятия (стажерской практики)...

Психолого-педагогический аспект проблемы обучения иностранному языку в начальной школе

Психолого-педагогический аспект проблемы обучения иностранному языку в начальной школе...

Социальные и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни

По статистике XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье детей не только дошкольного, но и школьного возраста.Основная проблема - низкий уровень знани...

Психолого-педагогические основы проблемы умения работать с информацией в младшем школьном возрасте

В статье представлены результаты теоретического обоснования основ формирования умения работать с информацией: раскрыты психолого-педагогические основы проблем умения работать с информацией; описан ист...

Психолого-педагогические основы проблемы готовности детей к школьному обучению

В последнее время, задача подготовки детей к школьному обучению занимает одно из важных мест в образовании. Успешное решение задач развития личности ребенка, повышение эффективности школьного обучения...