Социальные и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни
статья по физкультуре

Хрычикова Марина Александровна

По статистике XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье детей не только дошкольного, но и школьного возраста.

Основная проблема - низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровья детей. Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть - от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ «ВОЛЖСКИЙ ЦЕНТР ПОМОЩИ ДЕТЯМ, ОСТАВШИМСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

Социальные и психолого-педагогические аспекты проблемы формирования здорового образа жизни

Составитель:

М.А. Хрычикова, инструктор по физической культуре

Волжский, 2021

По статистике XXI-й век начался в России с резкого ухудшения такого существенного показателя, как здоровье детей не только дошкольного, но и школьного возраста. По данным ВОЗ на 8,1% снизилось число здоровых детей, на 6,7% увеличилось число детей с нарушениями в физическом развитии и предрасположенностью к патологиям. Почти на 1,5% возросла численность детей 3-й группы здоровья с отчётливо выраженными отклонениями и хроническими заболеваниями.

Основная проблема - низкий уровень знаний о ценности своего здоровья и здоровья детей. Известно, что здоровье, более чем наполовину, зависит от образа жизни, на четверть - от окружающей среды и гораздо меньше оно связано с наследственностью и состоянием здравоохранения в государстве [12, С.56].

Здоровье следует рассматривать как базовую ценность и как необходимое условие для полноценного психического, физического и социального развития ребенка. Если не будет создан фундамент здоровья в дошкольном возрасте, то будет трудно сформировать здоровье в школьном возрасте.

Во все времена у всех народов мира непреходящей ценностью человека и общества являлось и является физическое и психическое здоровье. В древности оно понималось врачами и философами как главное условие свободной деятельности человека, его совершенства. Самое раннее из определений здоровья было предложено Алкмеоном, который имеет своих сторонников вплоть до сегодняшнего дня. По мнению философа, здоровье следует рассматривать как гармонию противоположно направленных сил. Цицерон охарактеризовал здоровье как правильное соотношение различных душевных состояний. Стоики и эпикурейцы ценили здоровье превыше всего, противопоставляя его энтузиазму, стремлению ко всему неумеренному и опасному. Эпикурейцы считали, что здоровье - это полное довольство при условии полного удовлетворения всех потребностей. Более позднее определение было предложено К. Ясперсом, который предлагает психиатрам рассматривать здоровье как способность реализовать естественный врожденный потенциал человеческого призвания.

В психологической науке существуют другие формулировки здоровья. Так,

К. Роджерс рассматривает здоровье как обретение человеком своей самости, реализацию «Я»; как полноценную и гармоничную включенность в сообщество людей. Ученый воспринимает здорового человека как подвижного, открытого, а не постоянно использующего защитные реакции, независимого от внешних влияний и опирающегося на себя. Оптимально актуализируясь, такой человек постоянно живет в каждый новый момент жизни, будучи подвижным и хорошо приспосабливаемым к меняющимся условиям, терпимым к другим, эмоциональным и рефлексивным.

З. Фрейд предполагает, что психически здоровым является человек, способный согласовать принцип удовольствия с принципом реальности.

Отечественный физиолог В.М. Бехтерев уделял много внимания проблеме оздоровления общества. С охраной здоровья населения, улучшения условий его жизни, повышением благосостояния, ростом культуры он связал перспективы развития личности и общества. Особое внимание В.М. Бехтерев уделяет сохранению и укреплению детского здоровья. Его статья «Охрана детского здоровья» отражает комплексную программу решения указанной задачи, включающую систему гигиенических, медико-биологических, социальных и психологических мероприятий [4,с.219-234].

В.А. Сухомлинский утверждает, что забота о здоровье ребенка должна включать комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, а не свод требований к режиму, питанию, труду и отдыху. Это - забота в гармоничной полноте всех физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества.

В законе РФ «Об образовании» среди принципов государственной политики в области образования первоочередным назван принцип гуманистического характера образования, приоритета общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности. В ст. 51 «Охрана здоровья обучающихся, воспитанников» определено, что образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Учебная нагрузка, режим занятий обучающихся, воспитанников определяется уставом образовательного учреждения на основе рекомендаций, согласованных с органами здравоохранения [17].

Отечественные ученые Г.А. Кураев, С.К. Сергеев и Ю.В. Шленов подчеркивают, что многие определения здоровья исходят из того, что организм человека должен сопротивляться, приспосабливаться, преодолевать, сохранять, расширять свои возможности и т.д. Авторы отмечают, что при таком понимании здоровья человек рассматривается как воинствующее существо, находящееся в агрессивной природной и социальной среде. Ученые считают, что биологическая среда не порождает организм, который ею не поддерживается, а если это происходит, то такой организм обречен уже в начале своего развития.

В настоящее время отечественные ученые определяют здоровье, исходя из основных функций организма человека: реализации генетической безусловно рефлекторной программы, инстинктивной деятельности, генеративной функции, врожденной и приобретенной нервной деятельности. В соответствии с этим, здоровье определяется как способность взаимодействующих систем организма обеспечивать реализацию генетических программ: безусловно-рефлекторных, инстинктивных процессов, генеративных функций, умственной деятельности и фенотипического поведения, направленных на социальную и культурную сферы жизни.

В подавляющем большинстве работ подчеркивается, что абсолютное здоровье является абстракцией. Здоровье человека является не только медико-биологической, но, прежде всего, социальной категорией, определяемой природой и характером общественных отношений, социальными условиями и факторами.

Несмотря на большую ценность, придаваемую здоровью, понятие «здоровье» с давних пор не имеет конкретного научного определения, и в настоящее время существуют разные подходы к его определению. Большинство авторов: философов, медиков, психологов (А.М. Алексенов, О.С. Васильева, В.М. Воробьев, В.В. Колбанов и др.) в отношении этого явления согласны друг с другом лишь в одном, что сейчас отсутствует единое, общепринятое, научно обоснованное понятие «здоровье индивида» [1;8;13;15].

По определению Всемирной организации здравоохранения «здоровье» - это состояние физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье следует рассматривать как полное физическое, духовное, умственное и социальное благополучие, как гармоническое развитие физических и духовных сил, как принцип единства организма, саморегуляции и уравновешенного взаимодействия всех органов [7].

Так, И. Брехман определяет здоровье, как способность человека сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого потока сенсорной, вербальной и структурной информации [5,С.49].

В.П. Петленко предлагает собственное видение «здоровья», рассматривая данный термин как состояние равновесия и баланса между адаптационными возможностями человека и постоянно меняющимися условиями среды [18,С.178].

По мнению А.Я. Иванюшкина, здоровье – это нормальная функция организма на всех уровнях его организации. При таком подходе нормальное функционирование организма в целом является одним из основных элементов понятия «здоровье». Для всех характеристик человеческого организма (анатомических, физиологических, биохимических) вычисляются среднестатистические показатели нормы. Организм здоров, если показатели его функций не отклоняются от их известного среднего состояния [14].

А.Я. Иванюшкин для описания ценности здоровья выделяет 3 уровня [14]:

  1. биологический уровень, где изначальное здоровье предполагает совершенство саморегуляции организма, гармонию физиологических процессов и минимум адаптации;
  2. социальный уровень, где здоровье является мерой социальной активности, деятельного отношения человека к миру;
  3. личностный, психологический уровень, где здоровье рассматривается не как отсутствие болезней, а как физическую, социальную и психологическую гармонию человека, как доброжелательные отношения с другими людьми, с природой и самим собой. Он подчеркивает, что здоровье человека – это способность сохранять соответствующую возрасту устойчивость в условиях резких изменений количественных и качественных параметров триединого источника сенсорной, вербальной и структурной информации.

Амосов Н.М. обращает внимание на то, что здоровье организма определяется его количеством, оценить которое можно максимальной производительностью органов при сохранении качественных пределов их функций. Но максимальная производительность может быть достигнута за счет высоких энергетических затрат и работы на выносливость, т.е. через преодоление утомления и может иметь отрицательные последствия для организма. Кроме того, еще не разработаны соответствующие критерии, позволяющие судить о качественных пределах функционирования различных органов и их систем [2,С.56].

        Понятие «здоровье» отражает качество приспособления организма к условиям внешней среды и представляет итог процесса взаимодействия человека и среды обитания. Здоровье человека определяется не только отсутствием нарушений в организме, но и состоянием психических, когнитивных процессов, отражает способность адаптироваться к социальным условиям жизни.

Итак, можно говорить о трех видах здоровья: о здоровье физическом, психическом и нравственном (социальном). Физическое здоровье следует рассматривать как естественное состояние организма, обусловленное нормальным функционированием всех органов и систем. Причем, если хорошо работают все органы и системы, то и весь организм человека правильно функционирует и развивается.

Психическое здоровье зависит от состояния головного мозга и характеризуется уровнем и качеством мышления, развитием процессов внимания и памяти, степенью эмоциональной устойчивости, а также развитием волевых качеств. Нравственное здоровье определяется теми моральными принципами, которые являются основой социальной жизни человека, т.е. жизни в определенном человеческом обществе. Отличительными признаками нравственного здоровья человека являются: сознательное отношение к труду, овладение сокровищами культуры, активное неприятие нравов и привычек, противоречащих нормальному образу жизни. Физически и психически здоровый человек может быть «нравственным уродом», если он пренебрегает нормами морали. Поэтому социальное здоровье считается высшей мерой человеческого здоровья.

Говоря о проблеме здоровье, следует остановиться на таком критерии здоровья, как фактор. Рассматривая данное понятие, следует отметить, что «фактор» (от лат. factor – делающий, производящий) – движущая сила, причина какого – либо процесса, явления; существенное обстоятельство в каком – либо процессе, явлении [19].

Ограничением для выделения факторов здоровья статистически является нацеленность на здоровье конкретного человека. Одни и те же внешние воздействия, снижая здоровье одного человека, могут не оказывать влияния на другого. Именно поэтому в своих исследованиях В.В. Колбанов ставит вопрос о необходимости разработки системы индивидуального шкалирования «факторов устойчивости», позитивно воздействующих на здоровье человека [15].

Построению единой классификации факторов здоровья препятствует то, что различные компоненты здоровья (соматический, индивидуально – психический, социально – личностный, духовно – нравственный) обуславливаютс я разными факторами.

Несмотря на все перечисленные сложности методологического характера, существуют различные классификации факторов здоровья в зависимости от их влияния на отдельные компоненты здоровья. Среди таковых ученые выделяют следующие факторы:

  • факторы физического здоровья (система питания, дыхания, физических нагрузок, закаливания, гигиенические процедуры);
  • факторы психического здоровья (система отношений человека к себе, другим людям, жизни в целом; его жизненные цели и ценности, личностные особенности);
  • факторы социального здоровья (соответствие личностного и профессионального самоопределения, удовлетворенность семейным и социальным статусом, гибкость жизненных стратегий и их соответствие социокультурной ситуации – экономическим, социальным и психологическим условиям);
  • факторы духовного здоровья как предназначения жизни (высокая нравственность, осмысленность и наполненность жизни, творческие отношения и гармония с собой и окружающим миром) [15].

Классификация факторов здоровья, определяющих различные проявления здоровья, отражает следующие составляющие:

  • факторы воспроизводства здоровья (состояние генотипов, состояние репродуктивной системы родителей, ее реализация, здоровье родителей);
  • факторы формирования здоровья (образ жизни, к которому относятся уровень производства и производительности труда; степень удовлетворения материальных и культурных потребностей; общеобразовательный и культурный уровни; особенности питания, двигательной активности, межличностных отношений, вредные привычки; состояние окружающей среды);
  • факторы потребления здоровья (культура и характер производства, социальная активность человека, состояние нравственной среды).
  • факторы восстановления здоровья (рекреация (отдых), лечение, реабилитация) [15].

Таким образом, вопрос о факторах, причинах здоровья является важным, т.к., влияя на них, мы можем способствовать формированию, сохранению и укреплению здоровья у подрастающего поколения.

Проблемы формирования представлений о здоровье и здоровом образе жизни посвящены исследования многих отечественных и зарубежных ученых. Так, понятие «личность» указывает на связь человека и общества. Личность – это социальная категория, это характеристика человека, как общественного индивида, субъекта и объекта социальных отношений. Как указывает В.П. Петленко: от начала и до конца личность это явление социальной природы, социального происхождения [18,С.87]. Поэтому, следует обращать особое внимание на ведение здорового образа жизни личности. Автор подчеркивает, что, если каждая личность будет вести здоровый образ жизни, то тогда всё наше общество будет здоровым [18,С.88].

«Образ жизни» обычно связывают с характером, спецификой поведения отдельных людей или целых групп населения, т.е. следует говорить об образе жизни какого-то определенного лица (об образе жизни городского, сельского населения, а иногда о профессиональных особенностях). Данные в настоящее время широко вошли в наш быт.  Представляя научную трактовку этого понятия, следует соотнести его со здоровьем – очень сложной категорией, подверженной влиянию многих факторов и условий. Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входит трудовая деятельность, социальная, психо-интеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения.

Понятия «образ жизни» и «условия жизни» имеют собственную, отличную друг от друга трактовку. Так, понятие «образ жизни» – способ переживания жизненных ситуаций, а «условия жизни» – деятельность людей в определённой среде обитания, в которой можно выделить экологическую обстановку, образовательный ценз, психологическую ситуацию в мини и макросреде, быт и обустройство своего жилища. Следовательно, образ жизни непосредственно влияет на здоровье человека, а условия жизни как бы опосредованно оказывают влияние на состояние здоровья.

По современным представлениям в понятие здорового образа жизни входят следующие составляющие: отказ от вредных пристрастий (курение, употребление алкогольных напитков и наркотических веществ); оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции [20]. Здоровый образ жизни можно охарактеризовать как активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья. При этом необходимо учесть, что образ жизни человека и семьи не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в целенаправленно и постоянно течение жизни человека.

Как считает С.В.Попов, сложившаяся система школьного образования не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [25,С.13].

Следовательно, под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально–психологических ситуаций.

Между здоровым образом жизни и здравоохранением нельзя ставить знак равенства, потому что последнее квалифицируется, как система общественных и государственных мер по охране и укреплению здоровья населения (профилактика, лечение, реабилитация) и в решении данной проблемы участвуют государственные, общественные органы и организации, а также учреждения службы здравоохранения, осуществляющие свои непосредственные функции. А здоровый образ жизни – это деятельность, активность личности, группы людей, общества, использующих предоставляющие им возможности в интересах здоровья, гармонического, физического и духовного развития человека.

Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для ребенка, в результате создается хаотичность в представлениях ребенка о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании  и развитии дошкольников.

Направленность личности на здоровый образ жизни ученые рассматривают как процесс довольно сложный и противоречивый и считают, что на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.

Здоровый образ жизни, являясь индивидуальной системой поведения человека, предполагает выполнение определенных правил поведения, которые вытекают из его содержания: оптимальный уровень двигательной активности, закаливание, рациональное питание, соблюдение режима и отдыха, личная гигиена, психическая устойчивость, отказ от вредных привычек, безопасное поведение [16].

Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у школьников представлений о здоровом образе жизни играет система школьного образования. Такой подход ученые связывают с заботой об укреплении здоровья ребенка. Как отмечают С.В. Васильев, М.Л. Лазарев, Т. В. Поштарев, О.Ю. Толстова, данная проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно – образовательная работа с детьми в большей степени, чем все медико – гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование у детей здоровья и навыков здорового образа жизни.

Для решения данной проблемы, О.Л. Трещева выделяет основные направления деятельности системы образования [22,С.98]:

  • уточнение понятийного аппарата: «здоровый образ жизни», «формирование здорового образа жизни»;
  • исследование состояния здоровья детей школьного возраста и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирования здоровья ребенка;
  • выявление и исследование проблем формирования представлений о здоровом образе жизни;
  • создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение и укрепление здоровья детей.

Итак, здоровый образ жизни автор рассматривает как категорию экобиосоциальную, интегрирующую биологические, социальные и экологические представления о здоровье человека и его жизнедеятельности. Такой подход О.Л. Трещева определяется тем, что физическое благополучие зависит не только от наследственности и количества внимания к здоровью ребенка со стороны родителей и врачей, но и влияния экологических факторов, от степени гармонизации взаимоотношений ребенка с внешней средой [22,С.99].

Формирование здорового образа жизни во многом обусловлено процессом социализации индивида. Развитие и социализация ребенка происходит в определенной социальной среде, которая является важным фактором регуляции его поведения. Н.В. Бордовская, О.Ю. Толстова, О.Л. Трещева, С.О. Филиппова в своих исследованиях рассматривают роль социума как среды, необходимой для формирования у детей здорового образа жизни [21;52].

Социальное направление в решении проблемы формирования здорового образа жизни прослеживается в работах В.П. Петленко [18]. Проблеме формирования здоровьесберегающей культуры, педагогического процесса посвящены труды Т.П. Васильевой [10] и многих других отечественных специалистов.

Теоретические основы здоровьесберегающего сопровождения освещались в исследованиях О.Ю. Толстовой, где достижение результата основывается на гигиеническом воспитании и обучении детей [21].

Вопросы экологического воспитания, способствующего осознанию взаимодействия человека и природы, зависимости человека от окружающей среды, рассматривались З.И. Тюмасевой, Т.А. Фоминой [23;24]. Так, основой формирования здорового образа жизни, как отмечает З.И. Тюмасева, является экологическое воспитание и образование, поскольку здоровье является критерием взаимоотношений человека и природы. Экологический аспект способствует раскрытию взаимосвязи среды и организма человека и закреплению в сознании ребенка ощущения своей неразрывности с природой [23].

Р.И. Айзман в качестве компонента здоровья вводит «духовное здоровье». Модель, разработанная автором, позволяет рассматривать здоровье человека как единство соматического, психологического и духовных начал, оказывающих взаимное влияние друг на друга. Человек как биопсихосоциальное существо находится в неразрывной связи и под влиянием экологических факторов и социальных условий. Экологические, в том числе и гигиенические нарушения сказываются на всем организме, преимущественно на его соматическом здоровье. Социальные условия оказывают большее влияние на целостное здоровье через духовную и психическую сферы.

Исследования Б.С. Братусь, И.В. Ежова, Н.А. Лызь позволили модифицировать модель Р.И. Айзмана, превратив ее в четырехмерную. Как итог исследований, ученые выделили следующие компоненты:

  • соматический;
  • индивидуально – психический, включающий в себя в большей степени обусловленные свойства психики человека;
  • социально – личностный (психологический по И.В. Дубровиной) включает в себя социально–обусловленные свойства психики человека, обеспечивающие выполнение социальных ролей, социальную адаптацию. Дубровина И.В. предложила благополучие на этом уровне обозначать как психологическое здоровье в отличие от психического здоровья, характеризующего отдельные психические процессы. Этот компонент включает целевые установки, актуальные потребности, уровень притязаний, степень признания.
  • духовно – нравственный, в который входят не только нравственные ценности, идеалы, но и та трансцендентность, которую мы пока не можем описать в адекватных научных понятиях.

Направленность личности на собственное здоровье и здоровый образ жизни следует рассматривать, как процесс сложный и противоречивый, на который влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, особенности организации воспитательно-образовательного процесса и реализация специально созданных психолого-педагогических условий, а также состояние и ориентация работы всего педагогического коллектива на решение данной проблемы.

Список используемых источников

  1. Аксенов, А.М. Создание здоровьесберегающей среды как условие формирования здорового образа жизни у детей-сирот [Электронный ресурс]./А.М. Аксенов.- Журнал Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки.- Выпуск № 2 /2013.- с.360-367. /Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/sozdanie-zdoroviesberegayuschey-sredy-kak-uslovie-formirovaniya-zdorovogo-obraza-zhizni-u-detey-sirot 
  2. Амосов, Н.М. Раздумья о здоровье [Электронный ресурс] / Н.М. Амосов./Режим доступа: http://royallib.com/book/amosov_nikolay/razdumya_o_zdorove.html - Заглавие с экрана (12.12.2016)
  3. Андреев, В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития [Текст]./В.И. Андреев.- 3-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2012. — 608 с. 
  4. Бехтерев, В.М. Проблемы развития и воспитания человека. Избранные психологические труды в 70-ти томах. [Текст]./Под ред. А.В. Брушлинского, В.А. Кольцовой - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК». - 2007.- 413 с.
  5. Брехман, И.И. Человек и биологически активные вещества. [Текст]./ И.И. Брехман.- М.: Флинта, 2012.- 100 с.
  6. Борытко, Н.М. В пространстве воспитательной деятельности [Текст]: Монография / Н.М. Борытко.- Волгоград: Перемена, 2001. – 181 с.
  7. Вайнер, Э.Н. Валеология [Текст]: Учебник для вузов / Э. Н. Вайнер. – 5-e изд. – М.: Флинта: Наука, 2011. – 448 с.
  8. Васильева, О.С. Психология и культура здоровья. Базовые понятия, концепции и подходы [Тест]: учебное пособие /О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов. – Ростов н/Д: Издательство ЮФУ, 2011. – 176 с.
  9. Васильева, О.С., Правдина, Л.Р., Вартаньянц, О.Р. Различные подходы к осмыслению понятия «здоровый образ жизни». [Текст]./ О.С. Васильева, Л.Р. Правдина, О.Р. Вартаньянц .//Журнал «Психология в вузе».- №6, 2010. – с. 28-38.
  10. Васильева, Т.П. Воспитание здорового образа жизни у младших школьников [Электронный ресурс]: автореф. дисс. канд. пед. наук: 13.00.01 /Т.П. Васильева.- Гос.НИИИ семьи и воспитания Рос. Акад. Образования и Мин. труда и соц. развития РФ. – М.: 2000. – 26 с. Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/vospitanie-zdorovogo-obraza-zhizni-u-mladshih-shkolnikov.html 
  11. Винникотт, Д.В. В 48 Маленькие дети и их матери [Текст]./ Н.М. Падалко.- пер. с англ. – М.: Независимая фирма «Класс», 2016.- 80 с.
  12. Воробьев, В.И. Слагаемые здоровья [Текст]. /В.И. Воробьев. М.: Академия, 2015.- 115с.
  13. Выготский, Л.С. Психология развития человека./ [Электронный ресурс]./Л.С. Выготский.// Режим доступа: http://yanko.lib.ru/books/psycho/vygotsky=ps_pzv_cheloveka=ann.htm 
  14. Иванюшкин, А.Я., Игнатьев, В.Н. Введение в биоэтику [Электронный ресурс]: учебное пособие./А.Я. Иванюшкин, В.Н. Игнатьев.//Режим доступа: http://rsmu.ru/334.html - Заглавие с экрана (12.11.2016)
  15. Колбанов, В.В. Формирование здоровья детей в образовательных учреждениях [Текст]/ В.В. Колбанов// Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. – Владивосток: Дальнаука, 2012. – с.139-147.
  16. Кондратюк, М.А. Формирование ЗОЖ у младшего школьника средствами физического воспитания [Электронный ресурс]./ VI Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум» 15 февраля – 31 марта 2014 года. // Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2014/720/6685 
  17. О федеральном государственном образовательном стандарте общего образования: доклад Российской академии образования [Текст]. /Под ред. А.М. Кондакова.- М., 2009.
  18. Петленко, В.П. Валеология человека [Текст]/В.П. Петленко.- СПб.- Минск, 2006.- 203с.
  19. Психологический словарь [Текст] / под ред. В.П. Зинченко, Б.Г. Мещерякова. – М.: Астрель: АСТ: Транзиткнига, 2016. – 479с.
  20. Татарникова, Л.Г. Валеология. Основы безопасности ребенка [Текст]: пособие к курсу валеологии «Я и мое здоровье» для школы первой ступени./Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич, Т.Н. Калинина. – СПб.-2015.-194 с.
  21. Толстова, О.Ю. Беседы о здоровье [Текст]: методическое пособие. /О.Ю. Толстова.– М.: ТЦ Сфера, 2012.- 87 с.
  22. Трещева, О.Л. К вопросу системного обоснования индивидуального здоровья и его компонентов [Текст]/О.Л. Трещева. //Здоровье и образование: матер. междунар. конгресса валеологов. – СПб, 2012, 177с.
  23. Тюмасеева, З.И. Словарь-справочник современного общего образования: акмеологические, валеологические и экологические тайны [Текст]. /З.И. Тюмасаева. – СПб.: Питер, 2014. – 464 с.
  24. Федякова, И.А. Психолого-педагогические условия формирования субъектных свойств личности младшего школьника [Электронный ресурс] / И.А. Федякова. – Режим доступа: http://elibrary.ru/item.asp?id=11608940 
  25. Шишова, В.В., Данилова, М.В. Здоровьесберегающая деятельность в начальной школе как необходимое условие развития школьников [Текст] /В.В. Шишова, М.В. Данилова.//Молодой ученый. – 2014. - №4. – С. 1136-1138.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования здорового образа жизни «Здоровый Я – здоровая Россия!»

В начальной школе МОУ СОШ с.П-Березовка разработана система спортивного оздоровления учащихся. Она включает в себя программу «Здоровый Я – здоровая Россиия!», диагностику и мониторинг заболеваем...

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ

Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго и крепкого здоровья так как это - осн...

Беседа с родителями будущих первоклассников "Проблемы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного и младшего школьного возраста."

Дети должны расти здоровыми и крепкими духом. Здоровье – важнейшая предпосылка правильного формирования детского характера, развития воли, природных способностей. Здоровый образ жизни - это не просто ...

Программа по формированию здорового образы жизни "Мой выбор - здоровый образ жизни"

Программа помогает формирования у подрастающего поколения установок на ЗОЖ, на возрождение духовных традиций русского человека, на воссоздание авторитета семьи. Она направлена на решение задачи не тол...

Психолого-педагогические подходы к проблеме формирования положительной мотивации к учебной деятельности младших школьников.

Формирование мотивационной сферы – это длительный, сложный процесс, состоящий в том, чтобы способствовать изменению уже имеющихся неустойчивых мотивов младшего школьника на начальных этапах его ...

«Формирование здорового образа жизни школьников как один из аспектов здоровьесберегающей деятельности в воспитании»

Здоровье - одна из важных составляющих жизни человека, которая формируется, начиная с самого рождения. В работе рассматриваются проблемы здоровья обучающихся и использование здоровьесберегающих технол...