"Одаренные дети. Организация психолого-педагогического сопровождения"
методическая разработка на тему

Шипилова Лариса Викторовна

материалы для проведения семинарского занятия (стажерской практики)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_odarennost.rar2.46 МБ

Предварительный просмотр:

Цель: Просвещение педагогов по проблеме одаренных детей.

Задачи:

  • Углубить знания об одаренности, классификациях видов одаренности, характерных особенностях одаренных детей.
  • Расширить понятие о стратегиях и формах организации обучения интеллектуально одаренных обучающихся.
  • Обозначить задачи по работе с данной категорией учащихся в нашей школе.

Оборудование: экран, компьютер, компьютерная презентация, бланки тестов, распечатки заданий.

План выступления:

  1. Актуальность темы.  (Шипилова Л.В.)
  2. Выявление склонностей педагогов к работе с одаренными детьми. (Шипилова Л.В.)
  3. Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок". (Шипилова Л.В.)
  4. Структура детской одаренности.  (Шипилова Л.В.)
  5. Специфика детской одаренности. (Шипилова Л.В.)
  6. Методики  выявления  одаренных  детей.  (Гусева О.П.)
  7. Классификации детской одарённости. (Белан С.В., Колупаева Г.В.)
  8. Психофизиологическая основа одаренности.  (Можелева Н.В.)
  9. Принципы и стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся. (Можелева Н.В.)
  10. Подведение итогов.  (Шипилова Л.В.)

Ход семинара

1. Актуальность темы.  (Шипилова Л.В.)

Человек шел по берегу и вдруг увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Они окружали его со всех сторон. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими.

— Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе.

— Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия.

— Но это просто глупо! — закричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят!

       Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Нет, мои попытки изменят очень много... для этой звезды.

      Эта притча очень точно определяет сущность современного процесса воспитания, так как на современном этапе воспитание рассматривается как последовательная деятельность воспитателей и воспитуемых, направленная на достижение поставленных целей и приводящая к заранее намеченному результату.

Одним из  направлений  воспитательной  работы  нашей  школы  является  работа  с  одаренными  детьми.

Слайды 1-4. Уважаемые  коллеги. Сегодня мы поговорим о психолого-педагогическом сопровождении детей и подростков с  признаками  одаренности  в условиях сельской школы. Проблема одаренности в настоящее время становится все более актуальной. Это, прежде всего, связано с потребностью общества в неординарной творческой личности. 

      Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну их главных проблем совершенствования системы образования. Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления. Государство в последние годы уделяет вопросу одаренности большое внимание.

       В разделе "Развитие системы поддержки талантливых детей" Национальной образовательной инициативы "Наша новая школа" говорится следующее: "В ближайшие годы в России будет выстроена разветвленная система поиска, поддержки и сопровождения талантливых детей."

2. Выявление склонностей педагогов к работе с одаренными детьми. (Шипилова Л.В.)

(Все педагоги разбиты на группы по 5-7 человек, все предлагаемые задания выполняются в группах.)

Прежде  чем  начать  нашу  работу, предлагаю  определить  вашу  готовность  к  работе  с  одаренными  и  способными  детьми. Для  этого  необходимо  ответить  на  вопросы  этой  анкеты. Подсчитайте баллы, которые Вы набрали, следующим образом: «а» - 3, «б» - 1, «в» - 2.  Анкета "Определение склонностей педагога к работе с одарёнными детьми" (подсчет баллов). Слайд 5. Результаты: 

  • 49 и более баллов. Вы имеете склонность к работе с одарёнными детьми. У Вас есть для этого потенциальные возможности. Вы способны стимулировать творческую активность, поддерживать различные виды творческой деятельности учащихся.
  • От 24 до 48 баллов. У Вас есть склонности к работе с одарёнными детьми, но они требуют дополнительных Ваших желаний, ресурсов и активного саморегулирования в интеллектуальном процессе. Вам необходим правильный выбор объекта направленности творческого интереса учащихся.
  • 23 и менее баллов. Склонностей к работе с одарёнными детьми, конечно, маловато. В большей мере Вы сами не проявляете к этому «особого рвения». Но при соответствующей мобилизации духовных сил, веры в себя, кропотливой работе в сфере повышенного интеллекта Вы сможете достичь многого в решении этой проблемы.

3. Понятия "одарённость", "одарённый ребёнок"   (Лото)  (Шипилова Л.В.)        

Слайды 6-8

Задание 1: Давайте вместе разберемся в психологических понятиях: задатки способностей, способности, талант и одаренность. Внимательно прочитайте определение и подберите нужное понятие:

____________________ - индивидуально-психологические особенности, отличающие одного ребенка (подростка) от другого, от которых зависит возможность успеха в деятельности. ____________________ - анатомо-физиологические особенности организма (особенности строения головного мозга, органов чувств и движения, свойства нервной системы и т.д.), являющиеся условием более легкого овладения эффективными способами деятельности.

___________________- состояние и степень выраженности способностей детей и подростков.

___________________- сочетание способностей, обеспечивающих высокие достижения в определенном виде деятельности, отличающейся принципиальной новизной и оригинальностью подхода.

Правильные ответы: способности, задатки способностей, одаренность, талант.

4. Структура детской одаренности.

Все одарённые учатся легко и быстро! (стереотип особенно распространён в учительской среде). Лёгкая обучаемость относится к одарённости, но это лишь один из её видов (далеко не самый продуктивный потом, во взрослой жизни).

Слайды 9-10.

5. Специфика детской одаренности.  (Шипилова Л.В.)

 Одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности. Однако при этом следует учитывать специфику одарённости в детском возрасте:

1) Детская одарённость часто выступает как проявление закономерностей возрастного развития. Каждый детский возраст имеет свои предпосылки развития способностей.

2) Под влиянием смены возраста, образования, освоения норм культурного поведения, типа семейного воспитания и т.д. может происходить "угасание" признаков детской одарённости.

3) Своеобразие динамики формирования детской, одарённости нередко проявляется в виде неравномерности (рассогласованности) психического развития.

В итоге по одним признакам ребенок может идентифицироваться как одарённый, по другим - как отстающий в психическом развитии.

4) Проявления детской одарённости зачастую трудно отличить от обученности, являющейся результатом более благоприятных условий жизни данного ребенка.

Исходя из этого, в практической работе с детьми вместо понятия "одаренный ребенок" следует использовать понятие "признаки одарённости ребёнка" (или "ребёнок с признаками одарённости").

Слайды 11-12. Предлагаю  вам  из  перечисленных  личностных  и  деловых  качеств  обучающихся  отметить  знаком + те, которые  вам  импонируют, знаком – те, которые  не  нравятся. Пожалуйста, назовите  качества, которые  вам   нравятся  в  учениках. А  каких  качеств  вы  не  хотели  бы  в  них  видеть?  ( Предложить педагогам выделить из перечисленных на слайде личностные и деловые качества учеников, которые им импонируют и те, что не нравятся. Проанализировав ответы, подвести аудиторию к выводу о том, что выделенные отрицательные качества, вопреки общепринятому мнению, могут свидетельствовать и об одаренности ребенка (чаще творческой).

Теперь, коллеги, предлагаю  вам  посмотреть, какие  качества  чаще  всего  характеризуют  одаренного  ребенка.

А  сейчас  предлагаем  вам  познакомиться  с  классификациями  детской  одаренности.

6. Классификации детской одарённости.  (Белан С.В., Колупаева Г.В.)

Слайды 13-19.

Обратить внимание педагогов на разнообразие классификаций детской одаренности. Познакомить с некоторыми из них подробнее (Юркевич В.С., Хеллер К.А., (Богоявленская Д.Б).

Классификация детской одаренности (Богоявленская Д.Б. и др., 2003)

Пять критериев:

- Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

- Степень сформированности.

- Форма проявлений.

- Широта проявлений в различных видах деятельности.

- Особенности возрастного развития.

Используя материал презентации подробно разъяснить каждый критерий.

Слайды 20-21. Привести примеры развития одаренности у известных людей. (Колупаева Г.В.)

РОМАШКА  после 19 (Колупаева Г.В.)

7. Методики  выявления  детской  одаренности.   (Гусева О.П.)

8. Психофизиологическая основа одаренности.  (Можелева Н.В.)

Психофизиологической основой одаренности является межполушарная ассиметрия мозга.

Слайды 22-24.

Межполушарная асимметрия мозга - неравноценность, качественное различие того "вклада", который делает правое и левое полушария мозга в каждую психическую функцию (правополушарные, левополушарные и равнополушарные учащиеся).

Межполушарное взаимодействие - особый механизм объединения левого и правого полушарий мозга в единую целостную систему, формирующийся в онтогенезе.

Гендерные различия - одаренность девочек и девушек, как правило, является вербальной (словотворческой), а одаренность мальчиков и юношей - пространственной и математической.

Сферы специализации левого и правого полушарий головного мозга (разъяснить, на материале презентации).

9. Проблемы одаренных детей.   (Можелева Н.В.)

Слайды 25-26

  • Американский психолог Б. Карне, кроме достоинств, отмечает проблемы одаренных детей:
  • Неприязнь к школе.
  • Игровые интересы.
  • Конформность (отрицание стандартных требований).
  • Погружение в философские проблемы.
  • Несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием.
  • Стремление к совершенству.
  • Ощущение неудовлетворенности.
  • Нереалистические цели.
  • Сверхчувствительность.
  • Потребность во внимании взрослых.
  • Нетерпимость.
  • Низкая продолжительность сна.

Около 30 % отчисленных из школы за академическую неуспеваемость составляют одарённые дети (Гильбух Ю.3., 1991). Около 30% отчисленных из средних школ за неспособность к обучению, неуспеваемость и даже глупость составляют одарённые и сверходарённые дети (Матюшкин А.М., Сиск Д.А., 1988). В школах Великобритании при идентификации одарённых детей особое внимание уделяют неуспевающим школьникам и школьникам с проблемами в поведении, так как в этой группе детей процент одарённых оказывается наиболее высоким (Сергеева Н.И., 1990).

10. Принципы и стратегии обучения интеллектуально одаренных учащихся. (Можелева Н.В.)

Слайды 27-29

Подробнее поговорим о принципах и стратегиях обучения интеллектуально одаренных учащихся..

Принципы: индивидуализация и дифференциация обучения, развивающее и воспитывающее обучение, учет возрастных особенностей.

Стратегии: ускорение, углубление, обогащение, проблематизация обучения (подробное разъяснение на материале презентации).

Задание группам. Какие стратегии обучения интеллектуально одаренных детей являются в наших условиях наиболее перспективными? Обсуждение результатов (обогащение и проблематизация обучения позволяют максимально учесть познавательные и личностные особенности одаренных учащихся и являются наиболее перспективными).

Слайды 30-31

11. Подведение итогов.   (Шипилова Л.В.)

    Проведя  в  школе  определенную  работу  по  выявлению  детей  с  признаками  одаренности, мы  выявили  тех  из  них, с  которыми  можем  заниматься  научно-исследовательской  деятельностью. О  том,  как  это  делать, мы  расскажем  при  следующей  нашей  с  вами  встрече  в  октябре 2013г. Я  очень  надеюсь, что все  мы готовы работать с одаренными и  способными  детьми. Значит, каждый учитель соответствует тем высоким требованиям, которые так необходимы в работе с ними. Это прежде всего:

- желание работать нестандартно

- увлеченность своим делом

- поисковая активность

- любознательность

- интеллектуальность

- нравственность

- эрудированность

- потребность в научной и творческой деятельности,

- знание психологии одаренных учащихся, мотивационная готовность к работе с одаренными учащимися,

- знание всех областей человеческой жизни.

    Если  мы  с  вами  обладаем  такими  качествами, значит  нам  не  составит  больших  трудностей  выявить  детей  с  признаками  одаренности  и  помочь  им  раскрыться. Думаю, что  многие  из  вас  уже  стоят  на  этом  пути.

      Коллеги, благодарю  вас  за  участие  в  нашем  семинаре. Прошу  ответить  на  вопрос: Считаете  ли  вы, что  ваше  время  сегодня  потрачено  недаром?  Положите  жетон  в  сосуд.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Работа с одаренными детьми в современных условиях » Организация психолого-педагогического сопровождения.

Выявление одарённых детей, организация системной работы – одна из главных задач современной школы и образовательной практики в условиях модернизации российской системы образования. “Одаренные дети” — ...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и трудностями в обучении

Система работы по психолого-педагогическому сопровождению детей с ОВЗ и трудностями в обучении. Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с учащимися начальных классов в рамках введения ФГОСО...

Организация психолого-педагогического сопровождения одарённых детей

данный материал позволит точно распределить деятельность педагогов, психологов и родителей в обучении и воспитании одаренных детей...

Особенности организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья

В статье представлен материал об организации психолого-педагогического и медико-социального сопровождения детей с ОВЗ в рамках деятельности структурного подразделения образовтельного коррекционного уч...

Организация психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в условиях инклюзивного образования.

Процесс психолого-педагогического сопровождения ребенка с ОВЗ в условиях инклюзии – это сложный многоуровневый динамический процесс, основанный на тесном мотивированном взаимодействии специалистов раз...

Организация психолого-педагогического сопровождения одаренных детей в начальной школе.

Создание  условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей,  реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.  Наличие с...