"Информационное моделирование, как основной метод приобретения знаний"
статья

Зарипова Ольга Алексеевна

   Чтобы достичь положительных результатов, создать условия для развития аналитического мышления младших школьников, необходимо как можно активнее на уроках применять метод моделирования, использование которого позволит повысить эффективность образовательного процесса в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл informatsionnoe_modelirovanie.docx24.23 КБ
Файл informatsionnoe_modelirovanie.pptx1.74 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЕФИМОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ГОРОДСКОГО ОКРУГА ПАВЛОВСКИЙ ПОСАД

МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Выступление на августовской секции учителей начальных классов:

"Метапредметные компетенции как новый вектор развития начального образования".

Тема: "Информационное моделирование,

как основной метод приобретения знаний"

Подготовила: Зарипова О.А.

учитель начальных классов

27.08.2019г.

"Информационное моделирование,

как основной метод приобретения знаний"

       У школьников, переступивших порог школы первый раз, преобладает

преимущественно наглядно-образное мышление. Они ещё не умеют оперировать такими мыслительными операциями, как синтез, сравнение, обобщение, классификация, свойственные аналитическому мышлению. Не умеют осуществлять деятельность в нетиповой, нестандартной ситуации. Наблюдается отсутствие у учащихся потребности, интереса к учению, мотива к личностному росту, изменению себя, развитию эмоционально-образной сферы, отсутствие эмоционально-ценностных отношений в коллективе, группе.

   Соответственно, когда ребёнку встречается задание, с которым он раньше никогда не сталкивался, где ему нужно проанализировать, обобщить, выделить существенные признаки многие испытывают трудности.

   Чтобы достичь положительных результатов, создать условия для развития

аналитического мышления младших школьников, необходимо как можно активнее на уроках применять метод моделирования, использование которого позволит повысить эффективность образовательного процесса в начальной школе.

    Информационное моделирование включает в себя:

- умение преобразовывать объект из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую модель;

- умение строить разнообразные информационные структуры для описания объектов;

- умение «читать» таблицы, графики, диаграммы, схемы и т.д., самостоятельно перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую;

- умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи, проверять адекватность модели объекту и цели моделирования.

     

Учебное моделирование - компонент содержательного анализа объекта. Несомненным достоинством его является то, что он позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся.

Модель (от лат. modulus – мера, образец, норма) – искусственно созданный

заместитель фрагмента действительности (предмета, объекта, явления, ситуации), который  можно в определенных целях использовать для получения информации об исходной  реальности.

Модель должна:

а) отражать существенные черты явления, чтобы сделанные по модели выводы можно  было применить к этому явлению;

б) упрощать явление так, чтобы действовать с моделью было легче, чем с реальным объектом.

  С помощью моделирования можно свести изучение от сложного к простому,  от незнакомого к знакомому, то есть сделать объект доступным для тщательного изучения.

   Начинать работу по внедрению эффективного метода моделирования целесообразно уже в 1-ом классе, т. к. при выполнении дидактических условий приёмы моделирования и способы действия с моделью оказываются не только доступными детям младшего школьного возраста, но и весьма продуктивными в плане развития мышления ребёнка.

 Особое значение имеет математика для формирования общего приёма решения задач как универсального учебного действия.

   На своих уроках автор использует следующие приемы моделирования.

Рисунок изображает реальные предметы, о которых говорится в задаче, или условные  предметы в виде геометрических фигур.

В целях формирования осознанного подхода к составлению и применению моделей в виде  рисунка в учебнике к задаче даю следующие задания:

-какой рисунок подходит к данной задаче?

-составь по другому рисунку задачу и реши её.

Эти задания способствуют формированию навыка составления и анализа моделей.

Схема – это графическая модель.

Схема является наиболее предпочтительной моделью при решении задач по ряду причин:

- может быть использована при решении задач со сколь угодно большими числами;

- может применяться при решении задач с буквами;

- позволяет подняться на достаточно высокую ступень абстрактности;

Для формирования умения составлять схемы к условиям задач использую следующие  виды заданий:

- нужно перевести текст задачи в чертеж;

- нужно по схеме составить задачу;

- нужно из предложенных вариантов выбрать и соотнести текст задачи и подходящий к нему чертеж.

Задания на уроках математики сориентированы не на формирование у учащихся  умения решать задачи определенных видов, а на формирование обобщенного умения  решения текстовых задач.

Таблица - это вид модели, похожий на краткую запись. Она предполагает уже хорошее знание зависимости пропорциональных величин, так как сама

таблица этой взаимозависимости не показывает. Табличная модель служит формой фиксации анализа сюжетной задачи и является основным средством поиска решения.

Пользуясь такой схемой, нетрудно найти план и осуществить решение задачи.

 На уроках русского языка моделирование может быть применено для решения разнообразных задач, в частности и мыслительных операций.

   Целесообразно формировать необходимые умственные действия с помощью моделирования детьми различных языковых отношений. Очень важно, что построение моделей даёт, кроме того, и возможность формировать у ребенка развернутые действия  контроля и самоконтроля за правильностью выполнения каждой операции и за их  последовательностью, вслед за этим и умение оценивать выполненное действие.

   Обучение чтению и обучение письму мы рассматриваем как единый процесс.          При обучении письму целесообразно использовать не только звуковые модели слов, но и самостоятельно разработанные детьми алгоритмы выполнения заданий .

Алгоритм

Прочитай слова. Рассмотри схемы слов. Соедини линией схему с соответствующим словом. Подпиши под схемой соответствующее слово. Проверь себя. Прочитай слово по схеме.

Чем старше становятся дети, тем сложнее модели.

   В процессе овладения читательской деятельностью школьники часто испытывают трудности, которые затрудняют осознанное освоение текста.

    На уроках литературного чтения используются различные модели.

 Рассмотрим -Модель-обложек.

   Для включения каждого ребенка в активный познавательный процесс и формирования специальных читательских умений автором учебников «Литературное чтение» А. А. Ефросининой предлагается метод моделирования, который позволяет составлять схематические планы и модели обложек с помощью системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев.

Модель учащиеся могут нарисовать, вырезать из бумаги, т. е. слушание и говорение сочетаются с практической деятельностью. Это позволяет проанализировать произведение более наглядно и доступно для юного слушателя, также даёт возможность включить каждого ребёнка в активный процесс и в формирование специальных читательских умений  (умение ориентироваться в книгах, понимать особенности литературного произведения).

    Сначала мы составляем модель обложки после прочтения, в дальнейшем можно использовать готовые модели, а также рисованные обложки для повторения и сравнения произведения.

  Целенаправленная работа по развитию аналитического мышления при помощи метода моделирования на уроках в начальной школе позволяет школьникам достичь значительных успехов.

    Итак, моделирование как универсальное учебное действие является способом познания, анализа и осмысления учебных фактов, средством, с помощью которого достигаются цели обучения. Использование учебных моделей позволяет получить те сведения об изучаемом объекте, которые сложно или невозможно получить в действительности и прогнозировать дальнейшее поведение и развитие объекта изучения. Смысл моделирования заключается в возможности получить информацию о явлениях, происходящих в оригинале, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели. Этот метод основан на способности человеческого мышления к абстрактному сопоставлению свойств различных объектов, то есть к установлению аналогий.

      Научить ребенка учиться - это труднейшая задача, которая стоит перед учителем. Для того чтобы моделирование при обучении стало действительно методом обучения, оно должно проводиться на уроках систематически и целенаправленно.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Выступление на августовской секции учителей начальных классов: " Метапредметные компетенции как новый вектор развития начального образования ". Подготовила: Зарипова О.А.- учитель начальных классов.

Слайд 4

Учебное моделирование – компонент содержательного анализа объекта. Несомненным достоинством его является то, что он позволяет преодолеть элементы механического усвоения знаний в обучении, активизировать мыслительную деятельность учащихся .

Слайд 6

моделирование является одним из условий формирования учебной деятельности младшего школьника

Слайд 8

Рисунок изображает реальные предметы, о которых говорится в задаче, или условные предметы в виде геометрических фигур

Слайд 9

Схема – это графическая модель. .

Слайд 10

Таблица - это вид модели, похожий на краткую запись

Слайд 17

моделирование с пособ познания анализа осмысления учебных фактов

Слайд 18

Смысл моделирования заключается в возможности получить информацию о явлениях, происходящих в оригинале, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели.

Слайд 19

Научить ребенка учиться - это труднейшая задача, которая стоит перед учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс «Моделирование как эффективный метод обучения»

в данном материале представлен мастер-класс по теме "Обучение моделированию"...

Формирование умений школьников использовать приобретенные знания в практической деятельности

При освоении темы возможно обеспечить условия для формирования личностных и метапредметных умений, а также для их использования  в практической  деятельности в рамках изучаемой  т...

Основные требования к знаниям, умениям обучающихся начальной школы, система оценки знаний и умений.

Достаточно полно раскрыта система оценки ЗУН обучающихся.  программные требования, требования к проверке диктантов, изложений и т. д ....

Технологическая карта урока математики в 1 классе. Актуализация приобретенных знаний по теме: “Нумерация чисел от 11 до 20”.

Технологическая карта урока математики в 1 классе. Актуализация приобретенных знаний по теме: “Нумерация чисел от 11 до 20”....

Использование метапредметных и предметных умений с опорой на актуализацию ранее приобретенных знаний. Мини - проект по теме "Животный мир Австралии". 3-й класс

Открытый урок для учителей Центрального района Санкт-Петербурга.В рамках темы "Экология. Животный мир Австралии" по учебнику Forward 3 повторяется лексика по теме, проводится обучение состав...

Основные термины и понятия для проверки приобретенных знаний.

Основные термины и понятия для проверки приобретенных знаний....

Графическое моделирование как основное средство умения решать математические задачи

Глубина и значимость открытий, которые делает младший школьник, решая задачи, определяется характером осуществляемой им деятельности и мерой ее освоения, тем, какими средствами этой деятельности он вл...