Формирование коммуникативных УУД младших школьников
статья (4 класс)
использование опыта по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности в 1-4 классах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_kommunikativnyh_uud_u_ml.shkolnikov.docx | 25.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему: «Формирование коммуникативных УУД младших школьников». Подготовила: Учитель начальных классов Захарова Н.Г.
Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.
К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, в целом, далёк от желаемого. Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты:
- потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
- владение вербальными и невербальными средствами общения;
- эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
- умение слушать собеседника.
Каково же значение коммуникативной компетенции для младшего школьника?
Во – первых, она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.
Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.
В- третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности и благополучия его будущей жизни.
Можно выделить систему работы, которую можно использовать, отрабатывая у младших школьников необходимые умения на различных уроках с 1 по 4 класс:
Виды коммуникативных универсальных учебных действий | Необходимые умения, которые необходимо сформировать |
1.Коммуникация как взаимодействие. Действия, направленные на учёт позиций собеседника. Преодоление эгоцентризма в межличностных отношениях. | - слышать и слушать друг друга; -полно и точно выражать свои мысли; -адекватно использовать аргументы в дискуссии; -спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё; -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении; -владеть монологической и диалогической формами речи; - строить грамматически и синтаксически правильную речь. |
2.Коммуникация как кооперация. Действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности. | - договариваться и находить общее решение; -аргументировать своё предложение, убеждать и уступать; -сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта; -осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания. |
3.Коммуникация как условие интериоризации. Речевые действия, служащие средством коммуникации( передачи информации), способствует осознанию и усвоению содержания. | - понимать возможность существования различных точек зрения; -обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую ( групповую) позицию; -сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор; -аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения; -получать необходимые сведения от одноклассника, |
4.Работа в группе. | -Устанавливать рабочие отношения, сотрудничать в группе; -обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе; - разрешать конфликтную ситуацию через анализ её условий; -уважительное отношение к партнерам, внимание к личности каждого; -готовность помочь и поддержать одноклассника. |
Одним из эффективных методов формирования коммуникативных УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.
В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель- группа совместно действующих детей должно стать исходной формой учебного сотрудничества в классе.
Работу в группах в первом классе я начала с выработки основных правил:
- полное внимание к однокласснику;
- серьезное отношение к мыслям, чувствам других;
- терпимость, дружелюбие;
- никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку.
Уже с 1 класса мои обучающиеся выполняют парные и групповые проекты. Это творческие проекты на уроках технологии, изо, литературного чтения.
В результате работы над проектом решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию. А так же речевые задачи такие, как развитие связной монологической и диалогической речи.
На уроках ребята часто работают в парах и группах при проверке домашнего задания, устного счёта, при изучении новой темы, закреплении пройденного материала. На уроках технологии, математики и русского языка мы часто назначаем консультантов из ребят, которые могут помочь другим. Одноклассники с желанием откликаются и помогают в том, что у них получается отлично.
Мои обучающиеся к 3-4 классу легко могут оценить свою работу и работу одноклассника, дать небольшой комментарий к своей отметке.
Отвечающие не боятся ошибиться. Они знают, что принимается любой ответ. Они знают, что их дружелюбно поправят. Таким образом, они учатся терпимости, взаимопониманию.
Проектная деятельность очень многогранна и не заканчивается уроком. Работа продолжается и во внеурочное время. Моим обучающимся очень нравится выпуск классных газет. Ребята сами распределяют функции. Кто-то подбирает материал, кто-то выполняет иллюстрации, кто-то пишет статьи. Для всех желающих находится работа. Дети радуются, когда видят результат своей деятельности. А одновременно они учатся правильному общению.
По моему мнению, развитию коммуникативных УУД помогает работа по формированию самоуправлению в классном коллективе.
У каждого ребёнка в классе есть определённая обязанность, которую он по желанию выбирает сам. Стараясь добросовестно выполнить свою обязанность, ученик учиться правилам коммуникации, начинает чувствовать свою значимость в классном коллективе, учится вести диалог, контролировать свои действия и действия других. На классных собраниях ребята учатся отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнения других, вырабатывать общее мнение и согласовывать своё мнение с общим мнением.
К 4 классу обучающиеся умеют выполнять ряд коммуникативных действий.
Например, проявлять инициативу, сотрудничать друг с другом с целью поиска и обработки информации, распределять функции членов группы, выявлять проблему, осуществлять поиск её решения, осуществлять контроль и оценку работы своих товарищей. В процессе общения, на уроках и во внеурочной деятельности, у обучающихся формируются такие качества личности, как терпимость, внимание к другим людям, дружелюбие.
Умения, полученные в начальной школе, они смогут применить не только при обучении в школе, но и, что важнее, в процессе коммуникации в жизни в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"
О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...
Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»
Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...
Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".
Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...
Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе.
Материал содержит теоретическую часть, используемые на практике методы и приёмы....
Формирование коммуникативной компетенции младших школьников через исползование технологии обучения в сотрудничестве.
Обобщение опыта работы по технологии сотрудничества....
Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"
Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...