Главные вкладки

    Формирование коммуникативных УУД младших школьников
    статья (4 класс)

    Захарова Наталья Геннадьевна

    использование опыта по формированию коммуникативных универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности в 1-4 классах

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл formirovanie_kommunikativnyh_uud_u_ml.shkolnikov.docx25.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Доклад на тему: «Формирование коммуникативных УУД младших школьников». Подготовила: Учитель начальных классов Захарова Н.Г.

    Развитие коммуникативных универсальных учебных действий у младшего школьника является актуальной проблемой, решение которой важно как для каждого конкретного человека, так и для общества в целом.

    К моменту поступления в школу ребёнок обычно уже обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций. Но уровень развития у каждого ученика различен, в целом, далёк от желаемого. Для успешного обучения ребёнка в школе необходимы следующие компоненты:

    • потребность в общении со взрослыми и сверстниками;
    • владение вербальными и невербальными средствами общения;
    • эмоционально позитивное отношение к сотрудничеству;
    • умение слушать собеседника.

          Каково же значение  коммуникативной компетенции для младшего школьника?  

           Во – первых, она влияет на учебную успешность. Если ученик стесняется отвечать у доски или испытывает при этом чрезмерную тревогу, его реальный ответ (как воплощение коммуникативной компетенции) будет хуже имеющихся знаний, а его оценка, соответственно, ниже. Полученный негативный опыт отрицательно повлияет на последующую учебную деятельность.  

         Во – вторых, от коммуникативной компетенции во многом зависит процесс адаптации ребёнка в школе, в частности его эмоциональное благополучие в классном коллективе. Если он легко находит общий язык с одноклассниками, то испытывает психологический комфорт. И напротив, неумение контактировать с окружающими сужает круг друзей, вызывает ощущение непринятости, а в дальнейшем может провоцировать асоциальные формы поведения.

         В- третьих, коммуникативная компетенция может рассматриваться в образовательном процессе не только как условие сегодняшней эффективности  и благополучия его будущей жизни.

    Можно выделить систему работы, которую  можно использовать, отрабатывая  у младших школьников необходимые умения на различных уроках  с 1 по 4 класс:

    Виды коммуникативных универсальных учебных действий

    Необходимые умения, которые необходимо сформировать

    1.Коммуникация как взаимодействие.

    Действия, направленные на учёт позиций собеседника. Преодоление эгоцентризма в межличностных отношениях.

    - слышать и слушать друг друга;

    -полно и точно выражать свои мысли;

    -адекватно использовать аргументы в дискуссии;

    -спрашивать, интересоваться мнением других и высказывать своё;

    -вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении;

    -владеть монологической и диалогической формами речи;

    - строить грамматически и синтаксически правильную  речь.

    2.Коммуникация как кооперация.

    Действия, направленные на согласование усилий по достижению общей цели, организации и осуществлению совместной деятельности.

    - договариваться и находить общее решение;

    -аргументировать своё предложение, убеждать и уступать;

    -сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта;

    -осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания.

    3.Коммуникация как условие интериоризации.

    Речевые действия, служащие средством коммуникации( передачи информации), способствует осознанию и усвоению содержания.

    - понимать возможность существования различных точек зрения;

    -обсуждать разные точки зрения и вырабатывать общую ( групповую) позицию;

    -сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение или делать выбор;

    -аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою точку зрения;

    -получать необходимые сведения от одноклассника,

    4.Работа в группе.

    -Устанавливать рабочие отношения, сотрудничать в группе;

    -обеспечивать бесконфликтную совместную работу в группе;

    - разрешать конфликтную ситуацию через анализ её условий;

    -уважительное отношение к партнерам, внимание к личности каждого;

    -готовность помочь и поддержать одноклассника.

    Одним из эффективных методов формирования  коммуникативных УУД, является проектное обучение, которое предполагает высокую степень самостоятельности, инициативности учащихся, формирует развитие социальных навыков школьников в процессе групповых взаимодействий.

            В связи с этим организация групповой работы учащихся является особой педагогической задачей учителя. Взаимодействие учитель- группа совместно действующих детей должно стать исходной формой учебного сотрудничества в классе.

       Работу в группах  в первом классе я начала с выработки основных правил:

    - полное внимание к однокласснику;

    - серьезное отношение к мыслям, чувствам других;

    - терпимость, дружелюбие;

    - никто не имеет права смеяться над ошибками товарища, т. к. каждый имеет право на ошибку.        

        Уже с 1 класса мои обучающиеся выполняют парные и групповые проекты. Это творческие проекты на уроках технологии, изо, литературного чтения.

    В результате работы над проектом решаются задачи установления интерактивного взаимодействия: умения слушать и слышать собеседника; умение инициативно высказываться, задавать вопросы, проявлять активное ответное отношение, умение эмоционально сопереживать; проявлять эмпатию. А так же речевые задачи такие, как развитие связной монологической и диалогической речи.

         На уроках ребята часто работают в парах и группах при проверке домашнего задания, устного счёта, при изучении новой темы, закреплении пройденного материала. На уроках технологии, математики и русского языка мы часто назначаем консультантов из ребят, которые могут помочь другим. Одноклассники с желанием откликаются и помогают в том, что у них получается отлично.

         Мои обучающиеся к 3-4 классу легко могут оценить свою работу и работу одноклассника, дать небольшой комментарий к своей отметке.

    Отвечающие не боятся ошибиться. Они знают, что принимается любой ответ. Они знают, что их дружелюбно поправят. Таким образом, они учатся терпимости, взаимопониманию.

          Проектная деятельность очень многогранна и не заканчивается уроком. Работа продолжается и во внеурочное время. Моим обучающимся очень нравится выпуск классных газет. Ребята сами распределяют функции. Кто-то подбирает материал, кто-то выполняет иллюстрации, кто-то пишет статьи. Для всех желающих находится работа. Дети радуются, когда видят результат своей деятельности. А одновременно они учатся правильному общению.

          По моему мнению, развитию коммуникативных УУД помогает работа по формированию самоуправлению в классном коллективе.

    У каждого ребёнка в классе есть определённая обязанность, которую он по желанию выбирает сам. Стараясь добросовестно выполнить свою обязанность,  ученик учиться правилам коммуникации, начинает чувствовать свою значимость в классном коллективе, учится вести диалог, контролировать свои действия и действия других.  На классных собраниях ребята учатся отстаивать свою точку зрения, выслушивать мнения других,  вырабатывать общее мнение и согласовывать своё мнение с общим мнением.

          К 4 классу обучающиеся умеют выполнять ряд коммуникативных действий.  

    Например, проявлять инициативу, сотрудничать друг с другом с целью поиска и обработки информации, распределять функции членов группы, выявлять проблему, осуществлять поиск её решения,  осуществлять контроль и оценку работы своих товарищей. В процессе общения,  на уроках и во внеурочной деятельности,  у обучающихся формируются такие качества личности, как терпимость, внимание к другим людям, дружелюбие.

       Умения, полученные в начальной школе,  они смогут применить не только при обучении в школе, но и, что важнее, в процессе коммуникации в жизни в целом.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Статья "Формирование коммуникативных способностей младших школьников"

    О проблемах и актуальности формирования коммуникативных навыков в свете новых образовательных стандартов...

    Формирование коммуникативной компетентности младших школьников по учебникам УМК «Школа России»

    Учебно-методический комплекс (УМК) «Школа России» реализует Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС) и охватывает все предметные области учебного плана...

    Доклад на тему"Формирование коммуникативной компетенции младших школьников на уроках литературного чтения".

    Компетентность и грамотность в общении сегодня являются одним из факторов успеха в любой сфере жизнедеятельности. Отсутствие элементарных навыков общения приводит к множеству конфликтов н...

    Формирование коммуникативных компетенций младших школьников в учебном процессе.

    Материал содержит теоретическую часть, используемые на практике методы и приёмы....

    Педагогический проект "Сочинение как средство формирования коммуникативных компетенций младших школьников"

    Аттестационная работа , основана на опыте работы по УМК "Перспективная начальная школа"...