Интеграция учебных предметов на уроках в начальной школе
статья

Интеграция учебных предметов на уроках в начальной школе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Интеграция учебных предметов на уроках в начальной школе, как один из способов в формировании универсальных учебных действий

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих учащихся.

Интеграция предметов в современной школе позволяет наиболее эффективно организовать учебную деятельность и создавать условия  в формировании УУД  на разных этапах урока: на уровне целей, мотивов, рефлексии и т.д.

Интегрированный урок — это специально организованный урок, цель которого может быть достигнута лишь при объединении знаний из разных предметов и направлена  на рассмотрение и решение какой-либо пограничной проблемы, позволяющей наиболее эффективно  формировать и развивать  универсальные учебные действия.

 В чём же заключается суть интеграции в обучении?
"Интеграция" как понятие может принимать 
два значения:

  • во-первых, это создание у школьников целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения);
  • во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция - средство обучения).

По существу, интеграция имеет целью заложить основы целостного представления о природе и обществе и сформировать собственное отношение к законам их развития. Вот почему младшему школьнику важно посмотреть на предмет или явление действительности с разных сторон: в логическом и эмоциональном плане в художественном произведении и научно-познавательной статье с точки зрения биолога, художника слова, живописца, музыканта и т.д.

Необходимость обращения к интегрированному обучению вызвана рядом объективных причин, которые обнаружились в процессе работы. Одной из важнейших проблем является заметное снижение интереса учащихся к предметам, что во многом связано с большим объемом содержания учебных программ.  

Нередко одно и то же понятие или учебное действие в рамках каждого конкретного предмета определяется по-разному, что затрудняет не только восприятие учебного материала, но развитие УУД. Несогласованность предлагаемых программ приводит к тому, что одна и та же тема по разным предметам изучается в разное время. Эти противоречия легко снимаются в интегрированном обучении, которое решает также ещё одну проблему — экономии учебного времени.  

Положительные моменты интегрированного подхода  в формировании УУД:

Во-первых,  интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного знания по дисциплинам.

Во-вторых, планировать предметные цели и  результаты обучения на уровне учебных действий, которыми овладевают обучаемые в процессе освоения содержания по данной теме.

В-третьих, создавать благоприятные условия  в формировании универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, личностных и коммуникативных.

В-четвертых, использовать  высвобождаемое за этот счет учебное время для полноценного осуществления профильной дифференциации в обучении.

Наравне с положительными моментами от использования интегрированного подхода есть и определенные трудности:

  • не все темы можно интегрировать по данным предметам в рамках одного урока, чаще это могут быть лишь элементы на определенных этапах.
  • необходимо уделять достаточно много времени  для формирования и развития предметных учебных действий.
  • обучающиеся должны иметь навыки самостоятельной работы.
  • большая подготовительная работа  педагогов.

Какую же функцию выполняют универсальные учебные действия  в интегрированном уроке:

во-первых, обеспечивают возможность учащимся самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

во-вторых,  создают условия для развития личности и ее самореализации, толерантных установок личности, обеспечивающих ее жизнь в поликультурном обществе;

в–третьих,  обеспечивают успешное усвоения знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) посредством знания предметов, изучаемых в начальной школе. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием, но на интегрированном уроке значимость УУД более актуальна.

        Овладение УУД в конечном счете и ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться.

Роль учителя на интегрированном уроке меняется, его главной задачей становится организация такого познавательного процесса, при котором обучающиеся осознают взаимосвязь всех областей знаний, полученных ими на уроках предметов школьного курса, так и кропотливой работы с дополнительными источниками информации.  Во время подготовки и проведения интегрированного урока происходит взаимодействие двух и более учебных дисциплин, и учащийся здесь выполняет новую, более активную и значимую для самого себя роль, повышая тем самым самооценку и понимание необходимости пополнения своих знаний за пределами материала учебника. Кроме того, при планировании урока большое внимание уделяется организации работы детей на уроке, предполагается смена деятельности учащихся, четко распределяется время на каждый вид деятельности. Основной задачей обучающегося становится выработка индивидуального пути освоения и применения знаний. К учащемуся при проведении интегрированного урока предъявляются следующие ключевые компетентности: умение выдвигать гипотезу и видеть проблему, умение находить и использовать различную информацию, умение предъявлять и обсуждать собственные выводы, сделанные на основе полученной информации, вступать в дискуссию, выслушивать и принимать во внимание выводы других, выступать публично, литературно выражать свои мысли, творить.

Интеграция — необходимое условие современного учебного процесса, её возможная реализация была бы переходом на новый качественный уровень образования, позволяющей активно формировать универсальные учебные действия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе"

laquo;Виртуальные технологии в образовании»В современных условиях, когда столь актуальным является внедрение информационно-компьютерных технологий в систему образования страны, растёт количеств...

Контрольно – измерительные материалы для 3 класса по учебным предметам :русский язык (УМК «Начальная школа 21 века»)

Средства контроля для 3 класса по учебным предметам : русский язык (УМК «Начальная школа 21 века»)...

Использование интерактивной онлайн – платформы Учи. ру для повышения эффективности учебной деятельности и формирования положительной учебной мотивации на уроках в начальной школе.

Актуальность использования платформы Учи.ру, концепция  и ключевые преимущества. Пример из собственного опыта работы на платформе....