Главные вкладки

    Доклад по теме:"Современные требования к планированию уроков СБО".
    статья (4 класс)

    Николаева Елена Викторовна

    Социально-бытовая ориентировка направлена на практическую подготовку детей к жизни.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_sbo.docx21.48 КБ

    Предварительный просмотр:

    Современные требования к планированию уроков СБО в специальной (коррекционной )школе 8 вида.

    Предмет СБО - «Социально-бытовая ориентировка» изучается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида, в которых обучаются дети, имеющие проблемы в развитии. Главная  цель уроков СБО - подготовить обучащихся к будущей самостоятельной жизни.  Роль уроков СБО в процессе обучения и воспитания учащихся коррекционных школ незаменима, так как именно на этих уроках формируются знания, практические умения и навыки о бытовой и социальной сторонах жизни: личная гигиена, уход за одеждой, обувью, своим жилищем, приготовления пищи, умение  пользоваться услугами различных учреждений: торговли, средств связи, медицины, общественного транспорта, службы быта и т.п., рационально  распределять и вести бюджет семьи. Предмет «Социально-бытовая ориентировка»,  помогает ребенку ориентироваться в окружающей жизни, сформировать образ будущей семьи, выбрать свой путь, свой взгляд на мир.

    Что же должен знать и уметь выпускник школы, вступая в самостоятельную жизнь?

    Он должен уметь обслуживать себя и своих близких в условиях домашней обстановки, а это предполагает овладение знаниями и умениями в следующих областях: личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода. Такие знания и умения в значительной мере обеспечивают человеку самостоятельность, уверенность и независимость от окружающих и их помощи в повседневной жизни.

    К важнейшим относятся и умения пользоваться услугами учреждений торговли ( магазин, рынок, киоск), службы быта (парикмахерская, ателье, ремонтная мастерская, столовая, кафе и др.), связи (почта, телефон, телеграф), культуры ( библиотека, кинотеатр, театр, музей) и общественного транспорта.

    К сожалению, в жизни неизбежны ситуации, связанные с необходимостью оказания медицинской помощи. Поэтому  дети должны знать медицинские учреждения, в которых следует обращаться в таких случаях (аптека, поликлиника, больница, служба «скорой помощи»), и уметь оказывать некоторую первую помощь.

    Для успешной и благополучной организации независимого образа жизни человек должен ориентироваться и в экономико-бытовых вопросах: иметь представление о деньгах, доходах, бюджете, основных статьях расходной части бюджета, уметь планировать его на месяц, рационально использовать деньги и т.п.

    Немаловажное значение для человека имеет умение организовать досуг.

    Одно из важнейших условий, способствующих социальной адаптации воспитанников вспомогательных школ,- формирование у них умений общения: связано и логично выражать свои мысли, правильно формулировать вопросы, просьбы, предложение помощи; внимательно выслушивать ответы; благодарить за ответ, услугу; соблюдать очередность в разговоре.

    Эффективность педагогической работы по социально-бытовой ориентировке учащихся способствуют следующие условия: целенаправленность и системность педагогической работы; направленность ее на результативную подготовку каждого ребенка; дифференцированный и индивидуальный подходы к учащимся в отношении содержания и методов их обучения; обеспечение максимальной наглядности учебного процесса, активной деятельности детей в ходе восприятия и усвоения материала, осмысления ими учебной информации; формирование положительного отношения к осваиваемой бытовой деятельности; стимулирование деятельности детей одобрением, похвалой; широкое использование игровых методов и приемов обучения; коррекция и развитие познавательной сферы детей, общетрудовых интеллектуальных умений; взаимодействие учителя и воспитателей.

    Идеальный, желаемый «портрет» выпускника вспомогательной школы можно считать целью процесса социально-бытовой ориентировки. Для достижения цели необходимо решить следующие основные задачи по формированию у учащихся:

    - знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);

    - умений пользоваться услугами различных предприятий и учреждений            (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;

    - экономико-бытовых умений;

    - умений организовать свой досуг;

    - умений общения;

    - волевых качеств, веры в свои силы и возможности;

    - познавательной деятельности;

    - эмоционально положительного отношения к окружающим, высших нравственных чувств.

    Социально бытовая ориентировка направлена на практическую подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышения уровня их общего развития.

    Основные требования к уроку СБО.

    Каждый урок СБО представляет сложную дидактическую систему , состоящую из :

    содержания, проявляющегося через различные источники- слово учителя, учебную книгу, документальные материалы, художественную литературу, средства наглядности и т.п

    различных звеньев обучения- формирование новых знаний ( усвоение нового материала); закрепление, упражнения, проверка усвоения учебного материала; повторение; использование усвоенных знаний, умений и навыков в новой ситуации, на практике;

    различных методов и приемов обучения.

    Уроки СБО как и все учебные занятия в коррекционной школе, имеют коррекционно-развивающую направленность.

    На каждом уроке решаются три задачи: обучающая, воспитательная и коррекционно-развивающая. Постановка этих задач предъявляет к уроку следующие требования:

    1.При разработке тематического планирования учителю необходимо правильно определить место данного урока в системе уроков по определенной теме или разделу. На уроке должна быть обеспечена связь изучаемого материала с ранее усвоенными сведениями, а также проведена подготовка к изучению последующих тем.

    2.В процессе подготовки к уроку учитель должен ясно представлять цель урока и точно сформулировать ее в плане или конспекте урока. Цель реализуется в комплексном решении трех задач. Решая коррекционно- развивающую задачу на уроке СБО, учитель стремиться на основе реального жизненного материала формировать у учащихся способность к установлению причинно-следственных зависимостей.

    3.Необходимо продумывать оптимальную организацию труда учащихся и отбирать приемы и методы, адекватные поставленным на уроке задачам. Учащиеся с ограниченными умственными возможностями не способны к долговременному восприятию отвлеченного учебного материала. При построении урока это необходимо учитывать и не допускать слишком длительных периодов на уроке, когда учебный материал воспринимается только со слов учителя. Оборудование, используемое на уроке, включая средства наглядности и технические средства обучения, должно соответствовать его целям и задачам.

    4.Следует использовать любой урок для активного содействия формированию положительных качеств личности учащегося. В зависимости от содержания урока учитель определяет конкретные воспитательные задачи.

    - формировать настойчивость и терпение во время выполнения практических упражнений;

    - воспитывать чувство коллективизма и ответственности за себя и товарищей на занятиях, требующих совместной деятельности;

    - воспитывать самостоятельность, трудолюбие, аккуратность;

    - способствовать развитию эстетического вкуса и эстетических норм поведения.

    Так же следует отметить, для обучающихся с нарушением интеллекта возникает необходимость использования ИКТ на уроках СБО. С психологической точки зрения для детей с ограниченными возможностями здоровья можно выделить несколько наиболее важных причин по которым применение компьютера на уроках становится необходимым: это и реальная возможность процесса индивидуализации и дифференциации обучения, и организация процесса обучения в соответствии психоэмоциональным и физиологическими особенностями детей, и конечно, расширение возможности соблюдения основных принципов коррекционного образования: от сохранного к нарушенному, многократность повторений, выполнение действий по образцу, коррекция психологических функций. В применении компьютерных технологий заложен определенный дефектологический смысл – это возможность индивидуализации коррекционного обучения в условиях класса, обеспечения каждому ребенку подходящих лично для него темпа и способа усвоения знаний, предоставления возможности самостоятельной продуктивной деятельности, обеспеченной градуированной помощи. Учащимся с умственной отсталостью как никому важны наглядные методы обучения, что хорошо реализуется при использовании ИКТ. «Детская природа требует наглядности»- эти слова великого педагога К.Д. Ушинского как нигде актуальны именно в обучении таких детей. При использовании наглядных средств обучения активнее развиваются внимание, восприятие, тренируется зрительная память, мышление учащихся.

    Применение компьютера на уроках СБО давало положительные результаты, необходима правильная организация работы учебного процесса:

     1. Планирование урока, должно осуществляется в соответствии с общим уровнем развития всей учебной группы и индивидуальных особенностей каждого учащегося, что выявляется с помощью психолого-педагогического исследования.

     2. Компьютерные задания должны быть составлены в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся.

    3. Компьютерные задания должны быть составлены, подобраны в соответствии с умением учащихся обращаться с компьютером, необходимо подбирать доступные материалы, постепенно готовя учеников к умению пользоваться более сложными их видами;

    4. Наглядные материалы (картинки, презентации, кроссворды, игры и т.д.)должны отвечать решению основной задачи обучения;

    5. Количество цифровых образовательных ресурсов на уроке должно быть строго ограничено, так как с каждым из подобранных видов должна быть проведена соответствующая работа, которая не перегружала бы возможности зрительного восприятия учащихся;

    6. Вся подобранная цифровая наглядность должна демонстрироваться последовательно;

    7. При использовании цифровых материалов, предназначенных для общеобразовательной школы, взятых из других источников, нужно адаптировать их с учетом программных требований и возможностей учеников школы VIII вида;

     8. Цифровые материалы, взятые из других источников (картинки, фотографии, рисунки, фильмы и т.д.), должны быть качественными, яркими, четкими и соответствовать требованиям, предъявляемым к пособиям (размер, четкость и т.п.).

    9. Кабинет должен быть оборудован в соответствии с установленными гигиеническими нормами, по которым допустимо использование компьютера (Санитарные правила и нормы). Как результат: применение ИКТ на уроках СБО способствует повышению эффективности процесса обучения и воспитания воспитанников коррекционной школы VIII вида, дает возможность индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения за счет изучения учебного материала в индивидуальном темпе, устанавливает межпредметные связи, помогает осуществлять управление учебной деятельностью и контроль за результатами усвоения учебного материала, облегчает процесс запоминания, позволяет сделать урок более интересным и динамичным. Регулярное использование дифференцированного материала с использованием мультимедийного оборудования на уроках СБО, вызывает у наших обучающихся эмоциональный подъем, повышает интерес к учебной деятельности, улучшает качество образования, тем самым способствуя основной цели – успешной социализации и интеграции детей в общество.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Доклад на тему Современный урок

    Доклад на тему Современный урок...

    Доклад по теме: "Современный урок в начальной школе"

    Выступление на педсовете «Введение ФГОС на ступени начального и основного общего образования» с докладом "Современный урок в начальной школе"...

    Педагогический совет по теме: "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования". Доклад по теме: "Современный учитель"

    В своей педагогической практике учителя начальной школы используют разнообразные формы, средства и методы обучения, направленные на формирование активности учащихся и способствующие повышению качества...

    Доклад на тему:"Современный урок в начальной школе".

    Современный урок в начальной школе....

    Доклад по теме: «Современный урок в начальной школе»

    Доклад по теме: «Современный урок в начальной школе»...

    Доклад на тему "Современный урок - как основа эффективного и качественного образования"

    Выступление на педагогическом совете на тему "Современный урок- как основа эффективного и качественного образования"...