«Работа с текстом – антиципация ».
методическая разработка

Кулакова Ирина Игоревна

«Работа с текстом – антиципация ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota_s_tekstom_-_antitsipatsiya_.docx29.54 КБ

Предварительный просмотр:

Здравствуйте, уважаемые коллеги. Тема моего выступления «Работа с текстом – антиципация ».

Цель современной системы образования – вырастить функционально грамотную личность, которая способна самостоятельно строить и преобразовывать собственную жизнедеятельность, быть ее подлинным субъектом.

Для этого ребенку изначально нужно дать возможность стать активным  участником процесса обучения в целом и процесса чтения в частности, так как умение читать является не только предметным, но и общеучебным умением.

Сформировать сознательного читателя-ребенка –  непростая задача, стоящая перед начальной школой. Но прежде чем книга «заговорит» с ребенком, он должен «оценить» её. На этом этапе и следует применить прием антиципации. В переводе с латинского «антиципация» означает предопределение, предвосхищение, предугадывание событий; заранее составленное представление о чем-либо, способность человека представить себе возможный результат действия до его осуществления.

С помощью антиципации читатель забегает мыслью вперед. Он не только понимает то, о чем говорит автор в тексте, но и предполагает, догадывается,  , о чем тот должен сказать вслед за этим. Читатель превращается в своеобразного соавтора. Прием антиципация можно использовать на любых  этапах урока: на этапе формулирования учащимися темы и цели урока, во время словарной работы, на этапе предтекстовой, текстовой деятельности.

Сегодня мы с вами поработаем с  этапом  предтекстовой деятельности используя прием антиципация. Что он дает на данном этапе? Он способствует выработки мотивации к прочтению текста, повышению активности и осознанности детей при работе с новым произведением, предопределение учащимися его содержания по названию и новым словам, с которыми дети знакомятся до чтения.

Сейчас вашему вниманию будет представлено несколько методов антиципации.

1 метод, я его называю,  «Дерево предсказаний». Прочитайте имя автора и  заглавие текста. (В.А. Жуковский «Спящая царевна»).

-Что вы помните о В.А. Жуковском?,Василий Андреевич поэт, воспитатель

 -Как вы думаете, о чем пойдет речь в сказке?

— Что может произойти?

— А какая эта будет сказка? (определить вид)(волшебная)

— Счастливый ли будет у сказки конец?

— В какой сказке мы уже встречаемся со спящей царевной?(Шарль Перро)

— Как вы думаете, будут ли похожи эти скакзи?Чем?

2 метод «Иллюстрация». Попробуйте спрогнозировать содержание произведения, просмотрев иллюстрации из рассказа Л.Н. Толстого «Акула».

3 метод «Дерево вопросов». Составьте вопросы к тексту по заглавию и иллюстрации. После прочтения текста отметьте, те которые к нему  подходят.

4 метод «Опорные слова». На основании опорных слов, взятых из текста, попробуйте составить небольшой сюжетный рассказ, а затем сравнить его с прочитанным. Виктор Драгунский «Друг детства»: боксерская груша, плюшевый мишка,не буду боксером.

Так же можно использовать«Ориентиры предвосхищения» Целью этого метода является актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношение к теме текста. Ход работы: 1. Прочитайте суждения и отметьте те, с которыми вы согласны. 2. Отметьте их еще раз после прочтения текста. Если ваш ответ изменился, объясните, почему это произошло . ( Александр Ишимов, из книги «История России в рассказах для детей). Суждения могут быть как ложными ,так и верными.

До чтения текста

Суждения

После чтения текста

Славяне отличались всеми хорошими качествами, которыми можно заслужить славу.

У северных и новгородских славян был государь.

И «Глоссарий» . Его мы рассмотрим на примере русской народной сказки « Два Мороза». Посмотрите на список слов и отметьте те, которые могут быть связаны с текстом. Закончив чтение текста, вернитесь к данным словам и посмотрите их значение и употребление слов, используемых в тексте.

Термин

Значение (определение)

Багровый

красный, густого, тёмного оттенка.

Бор 

сосновый лес.

Тешатся 

забавляются, развлекаются.

Унижут 

покроют сплошь.

Намаялся 

очень устал.

Инда

даже.

Таким образом, использование приема антиципации способствует повышению активной и осознанной деятельности младших школьников, усилению их субъектной позиции в учебном процессе и формированию функционально-грамотной личности.  Сегодня я вам представила только те методы антиципации, которыми сама активно пользуюсь на этапе предтекстовой деятельности, но их на самом деле огромное количество. (Ассоциативный  ряд, Знаю, Хочу узнать, Узнал.  , «Рассечение вопроса»

Целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Ход работы: Прочитайте заглавие текста и разделите его на смысловые группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте? «Алфавит за круглым столом» Мы планируем прочитать и обсудить тему взаимоотношений человека и животных, человека и природы. На предложенной вам карте алфавита напишите названия или авторов книг, которые связаны с этой темой. Обсуждение результатов происходит по методике свободного обсуждения.)

Прием антиципации можно и нужно использовать не только на уроке литературного чтения, но и на уроках русского языка, окружающего мира и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс).

Текст для проверки читательских умений, умения работать с текстом художественного произведения (4 класс)Плясунья Ну и погодка, чтоб ей ни дна, ни покрышки!Дождь, слякоть, холод, прямо- бр-р-р!.. В так...

Презентация на тему "Урок русского языка. Тема "Текст. виды работы с текстом. Обобщение знаний."

Данная презентация составлена к уроку русского языка по теме "Текст. Виды работы с текстом. Обобщение знаний."  В презентации прослеживаются различные виды работы с  текстом. Презетация соде...

Работа с текстом для 3-4 кл. исторический текст "Откуда пришла газета"

Исторический текст рассказывает о происхождении первой газеты. Место, время, чья идея, почему возникла необходимость в создании её. К тексту дан ряд вопросов для учащихся 3 - 4 классов. Чтобы ответить...

статья "Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ".

     На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух ...

Доклад на тему "Работа с текстом. Приемы работы с текстом на уроках окружающего мира."

В докладе рассказывается  о приёмах работы с текстом на уроках окружающего мира....

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом» (из опыта работы)

Виды текстов, приёмы и этапы работы с текстом»(из опыта работы)...

Приемы работы с текстом на уроках литературного чтения. Формирование умения работать с текстом как шаг к успешному выполнению комплексных работ

На современном этапе в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта учащиеся начальной школы должны не только научиться читать вслух и молча, но и пользоваться ...