статья ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА
статья

         Новый взгляд на образование определяет новые идеалы, новые стандарты, новые технологии и подходы. Во главе сейчас стоит личность - ребенок, не похожий на других.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

Минкович И.В.

МБС(К)ОУ«С(К)НШ-ДС№10» г. Троицк Челябинской области

                                                               «Самая большая радость для учителя,            когда похвалят его ученика».

                                                                                    Шарлота Бронте

Аннотация. Ведущей педагогической идеей в своей работе, считаю развитие творческой деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья через использование методов обучения на уроках и привитие познавательного интереса к обучению в системе личностно-ориентированного обучения. В соответствии с этим свою педагогическую деятельность строю на основе:

  • индивидуализации и дифференциации образовательного процесса;
  • формирования познавательных интересов, обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности.

Это способствует осознанию обучающимися своих возможностей и способностей, пониманию учебных задач, формированию устойчивых интересов к изучению дисциплин, развитию творческого потенциала, повышению мотивации к обучению.

             На современном этапе развития педагогической теории и практики особое внимание уделяется переосмыслению концептуальных подходов к обучению и воспитанию детей с особыми образовательными потребностями и совершенствованию содержания их обучения в целях повышения эффективности коррекционного воздействия и успешной социализации.

         Новый взгляд на образование определяет новые идеалы, новые стандарты, новые технологии и подходы. Во главе сейчас стоит личность - ребенок, не похожий на других.

Дети с ограниченными возможностями здоровья – это особый контингент детей, которым трудно учиться и которых трудно обучать. Дети данной категории имеют отклонения в функционировании центральной нервной системы, оказывающие негативное влияние на школьную и социальную адаптацию ребенка. У данной категории детей отмечают в первую очередь недостаточную готовность к школе: интеллектуальную, эмоциональную, социальную. Эти дети испытывают трудности в процессе обучения, которые обусловлены недостатками внимания, эмоционально – волевой регуляции, самоконтроля, низким уровнем учебной мотивации и общей познавательной пассивностью, нарушениями речи, моторики в виде недостаточной координации движений, низкой работоспособностью.

            У учащихся с ограниченными возможностями здоровья преобладает кратковременная память, процесс запоминания нарушен, недостаточный уровень сформированности мыслительных операций, не всегда адекватная реакция на похвалу и порицание, отказ от выполнения заданий при возникновении малейших трудностей. Все это ведет к потере интереса к обучению и, как следствие, к низкой успеваемости.

          Проработав в коррекционной специальной школе 7 лет, стремлюсь быть организатором эффективных условий обучения, а это требует от меня, как педагога, системы четких знаний специфики работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, умений пользоваться принципами, методами и приемами, помогающими осуществлять коррекционно – развивающий подход к обучению.

Развитие личности учителя так же, как и учеников, происходит в деятельности. В любой деятельности важен результат. В педагогической деятельности результат – это успех учеников.

           Я работаю по адаптированным учебным образовательным программам для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата (НОДА)  и задержкой психического развития (ЗПР) (вариант 6.2). Добилась положительных результатов в обучении и воспитании обучающихся. Дети с желанием идут в школу, стремятся к получению новых знаний, демонстрируют свои творческие способности как в урочной, так и в неурочной деятельности. Это можно расценивать как эмоциональное благополучие обучающихся, связанное со школой.

Благодаря индивидуальному мониторингу уровня усвоения отдельных предметных умений данной категорией обучающихся и поэтапному анализу результатов отслеживания с последующим составлением программы коррекционной работы, мне удалось добиться положительной динамики в усвоении предметных универсальных учебных действий обучающимися, которые испытывают трудности в обучении. Кроме того, учитель-дефектолог и педагог-психолог отмечают снижение уровня тревожности, агрессии и повышение интереса к обучению у обучающихся, которым я определила индивидуальный коррекционный маршрут развития.

       Для достижения положительных результатов в образовании мною были созданы необходимые психологические и педагогические условия:

  • Использование в работе эффективных технологий обучения;
  • Целенаправленная и системная внеклассная работа;
  • Использование разнообразных форм и методов оценки умений и навыков обучающихся.

        В данный период продолжаю изучать и внедрять в практику новые приёмы педагогических технологий: использование системно - деятельностного подхода; применение педагогических технологий (личностно-ориентированный подход        И.С.Якиманской, игровая технология Б.Никитина, здоровьесберегающая технология адаптирующей педагогики, современная коррекционная технология Е.Д.Худенко).

 Использование в работе методов и приёмов личностно-ориентированной технологии (И.С.Якиманская) способствовало 100% успеваемости и обеспечило создание бесконфликтных, комфортных и безопасных условий для развития ребёнка.

          Использование игровой технологии в обучении обучающихся мне помогает решить следующие задачи:

  • Пробудить интерес у обучающихся к учению;
  • Реализовать возможности обучающихся;
  • Приобщить к нормам и ценностям общества;
  • Адаптировать к условиям среды;
  • Развить психические процессы;
  • Расширять кругозор;
  • Учить применять ЗУН в практической деятельности.

           Игровые технологии на моих уроках развиваются параллельно содержанию обучения и помогают мне активизировать учебный процесс.

          Наблюдая за работой, выделяю обучающихся, которые испытывают трудности в общении, или тех, которые создают конфликтные ситуации. С такими учащимися провожу индивидуальную работу.

          Одним из условий получения результата моей профессиональной деятельности является использование технологии коррекционно- развивающего обучения:

1.Соблюдение принципов специальной коррекционно – педагогической деятельности:

  • системности коррекционных, профилактических и развивающих задач
  • единства диагностики и коррекции
  • учета индивидуальных особенностей личности
  • деятельностный принцип коррекции
  • комплексного использования методов и приемов коррекционно – развивающей деятельности.

2.Соблюдение коррекционных условий (педагогическая поддержка):

  • обучение без принуждения
  • адаптация содержания, исключение наиболее сложных подробностей из многообразия материала
  • использование опорных схем
  • дифференциация и индивидуальная помощь
  • указание типа задачи, правила
  • разделение сложного задания на составляющие.

Считаю, что использование мною методов и приёмов современных технологий способствовало формированию положительной, устойчивой учебной мотивации у обучающихся моего класса, а, следовательно, повлияло на качество обучения младших школьников с НОДА и ЗПР.

При интегрированном подходе к структурированию содержания новой учебной темы актуализируются все связанные с ней уже изученные темы, что позволяет формулировать многоаспектные задания. В таких заданиях, сочетающих разный уровень обобщения, теоретический и практический материал из разных разделов учебного предмета, знания представлены также на разных уровнях: на репродуктивном, логическом, проблемном, креативно-творческом. Общей чертой всей системы учебников является то, что одно и тоже учебное содержание может быть представлено в форме наглядных и /или словесных образов, в виде теории и т. п. Разнообразие представления учебного содержания позволяет активизировать разные типы мышления, разные типы восприятия и переработки информации, а в целом создает условия для индивидуализации обучения и прочности усвоения знаний.

       Важное условие реализации учебных программ – создание комфортной развивающей образовательной среды, включающей материально-техническое обеспечение учебно-воспитательного процесса. Общим для всех предметов является информационное обеспечение: наличие компьютера, мультимедийного оборудования, принтера и световой указки. При проведении уроков я использую    мультимедийные презентации, что позволяет на уроках реализовать принципы доступности, наглядности. Мультимедийные презентации применяю на различных этапах урока.  Наиболее удачной формой использования ИКТ в образовательном процессе являются презентации, созданные при помощи программы Microsoft Power Point.

        Использование ИКТ в учебном процессе я вижу в следующем:  повышении  эффективности обучения (развитие интеллекта школьников и навыков самостоятельной работы по поиску информации; разнообразие форм учебной деятельности учащихся на уроке);  осуществлении индивидуального подхода в обучении;  расширении объёма предъявляемой учебной информации;  обеспечении гибкости управления учебным процессом; улучшении организации урока; повышении качества контроля знаний учащихся; включении обучающихся в коллективную деятельность; повышении интереса ребенка  к учению; активизации творческого потенциала ученика и учителя; во включении школьников и педагогов в современное пространство информационного общества; самореализации и саморазвитии личности ученика.  Использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Использование световой указки позволяет обучающимся с детским церебральным параличом показывать правильные ответы с точки зрения учеников. В классе имеются разнообразные дидактические материалы по предметам: тестовые задания, игры по предметам и др.

Убеждена, что достоинством развивающего обучения является то, что оно не вредит здоровью ребенка при условии, что педагог гуманно и методически грамотно походит к процессу обучения. Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. Это достигается за счет доброжелательной обстановки на уроке, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности.

Развивающее обучение учитывает особенности каждого ученика и направлено на более полное раскрытие его потенциала. На уроке использую разнообразные формы и методы организации учебной деятельности. При этом создается атмосфера заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирования обучающихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создания педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

В своей педагогической практике использую разнообразные средства, способствующие формированию, развитию и укреплению познавательной активности младших школьников.

Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей обучающихся, как и для развития познавательной активности, являются ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определённую точку зрения.

Дифференцированный и индивидуальный подход к организации проблемной деятельности обучающихся на уроке способствует успешному выполнению каждым учеником любого задания, поддерживая таким образом постоянный интерес к учению, развивает у обучающихся потребность в самостоятельном поиске новых знаний, способность отслеживать личное продвижение и умение рефлексировать свою деятельность, воспитывает волю, уверенность, целеустремленность и стремление к сотрудничеству.

Становится очевидным, что развивающее обучение позволяет параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию развивающего обучения оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Результаты диагностики показывают наличие у обучающихся учебной мотивации, эмоционального благополучия, адекватной самооценки, отсутствие высокой тревожности. Результаты социометрии показывают, что в классе благоприятный психологический климат, обстановка взаимопонимания и сотрудничества.

Для меня важно обеспечить общее развитие личности ребенка.  Стараюсь построить обучение таким образом, чтобы у детей было желание учиться и активно участвовать во всех видах учебной деятельности, чтобы обучение способствовало в наибольшей степени развитию познавательной, творческой и личностной сферы.

Для меня важно создание таких условий, при которых содержание, методы и формы организации обучения напрямую ориентированы на оптимальное общее развитие ребенка, активизацию его творческих способностей.

           Поддержать стремление ребенка к самостоятельной деятельности, способствовать развитию интереса к экспериментированию, создавать условия исследовательской деятельности – такие задачи ставлю я перед собой в учебном процессе.

           Создаю условия для учебно-исследовательской самостоятельной деятельности ребенка, в ходе которой активизируются личностные качества, воспитывается характер, формируется рефлексия, включается общение, обсуждение, рассуждающее мышление, осуществляется дифференциация «знание – незнание», поиск недостающей информации и многое другое, что приводит к решению проблемы. В необходимых случаях оказываю разные меры помощи.  Чтобы включить каждого ребенка в самостоятельную познавательную деятельность, предлагаю варианты уровней осуществления учебной деятельности, чтобы каждый ребенок мог выбрать оптимальный для себя способ в зависимости от учебной ситуации; мог выполнять задание индивидуально, в паре, в группе, с классом, с учителем; письменно или устно; посредством слова, рисунка, схемы, таблицы и т. д.

Основой всех уроков ставлю диалог, что обеспечивает активную позицию каждого школьника на уроке. Это учит детей взаимодействовать при выполнении заданий, доверять друг другу.

Стремлюсь к тому, чтобы обучение было увлекательным для детей. С этой целью использую нестандартные формы уроков: урок-игра, урок-исследование, урок-путешествие, интегрированные и др.

Помочь каждому ребенку ученику стать успешным – для меня очень важно.  Обучение строю с учетом индивидуальности и особенностей ребенка: учитываю индивидуальный темп продвижения школьника, корректирую возникающие у него трудности, обеспечиваю поддержку его способностей.  Главное для меня в работе над развитием ученика - учитывать, что результаты этой работы могут сказаться не сразу. Поэтому, не прекращая этой работы, терпеливо жду и верю в ее результаты.

Работая по системе развивающего обучения, я, прежде всего, решаю задачи, которые всегда волнуют учителей: как учить детей без принуждения, как развивать у детей устойчивый интерес к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске, как сделать учение радостным, желанным.

Важнейшим параметром оценки результатов деятельности ученика является полнота, осознанность знаний, умение применять полученные знания в нестандартных ситуациях, умение выбирать наиболее целесообразные средства для выполнения учебной задачи.

Особое внимание в воспитательной работе школы и класса я уделяю работе с семьей. Родители учеников играют важную роль в общей воспитательной системе.  Рассказываю, как правильно подготовить ребенка к школьной жизни, знакомлю родителей с правилами внутреннего распорядка школы. Большую помощь в знакомстве с индивидуальными особенностями детей оказывает анкетирование родителей. Посещая семьи, стараюсь выяснить взаимоотношения между членами семьи, их интересы и возможности. В дальнейшем это позволяет мне привлечь родителей к активной работе с классом, сформировать родительский комитет.

Для каждого родителя ребёнок – самая большая ценность, поэтому стараюсь давать информацию тактично. Прежде чем высказывать негативную информацию, называю все положительные моменты в работе ученика, затем – результаты мониторинга успеваемости по предметам, и только после этого даю необходимые рекомендации для устранения недостатков. Последние годы мне повезло работать с родителями, которые заинтересованы в развитии своих детей, в их обучении и воспитании. Очень стараюсь поддерживать тесную связь с семьями и искренне радуюсь самым незначительным успехам детей. Родители являются основными социальными заказчиками образовательного процесса. Поэтому образовательный процесс делаю открытым, приглашая не только на праздники, но и на уроки с целью поближе познакомить с работой и проблемами детей.

Традиционным днём встречи с родителями  стал «Единый родительский день»,  который проводится ежемесячно. В этот день родители посещают уроки, внеклассные мероприятия, получают консультации  специалистов.

Каждым учеником моего класса ведётся портфолио, которое представляет собой подборку, коллекцию работ, целью которой является демонстрация образовательных достижений учащегося. Портфолио позволяет проследить индивидуальный прогресс учащегося, достигнутый им в процессе обучения, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников. Я убеждена, что главное в моей работе это не только оказание образовательных услуг, но и создание условий для развития и социализации личности ребёнка.

Вывод:

Благодаря индивидуальному мониторингу уровня усвоения отдельных предметных умений данной категорией обучающихся и поэтапному анализу результатов отслеживания с последующим составлением программы коррекционной работы, мне удалось добиться положительной динамики в усвоении предметных универсальных учебных действий  обучающимися, которые испытывают трудности в обучении.

Анализ результатов контрольных работ, творческие задания также подтверждают положительную динамику в развитии предметных умений обучающихся.

           В классных делах принимают участие все обучающиеся. Участие в мероприятиях по различным направлениям способствует сплочению коллектива, формирует благоприятный нравственно-психологический климат, создаёт условия для успешного самоутверждения каждого ученика, воспитывает чувство ответственности, взаимоподдержки.

           За участие в мероприятиях по различным направлениям ребята имеют ряд грамот и награждений.

У детей сформирован устойчивый интерес к изучению школьных предметов. На уроках они рассуждают, доказывают свою точку зрения.  Логически излагают мысли. Наблюдают, сравнивают, делают выводы и обобщения, выясняют закономерности. Результаты моих учеников радуют. Дети активно участвуют в конкурсах.

О своих детях я могу с уверенностью сказать, что они учатся учиться, уровень подготовки позволит им успешно продолжать обучение на второй ступени образования.

Становится очевидным, что развивающее обучение позволяет параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников, как в психологическом, так и в физиологическом аспектах. Именно благодаря использованию развивающего обучения оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Результаты диагностики показывают наличие у обучающихся учебной мотивации, эмоционального благополучия, адекватной самооценки, отсутствие высокой тревожности. Результаты социометрии показывают, что в классе благоприятный психологический климат, обстановка взаимопонимания и сотрудничества.

Материал подготовила учитель начальных классов:

Минкович Ирина валерьевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по здоровьесбережению для детей со сложной структурой дефекта для 5-9-х классов

В программе представлены темы по здоровьесбережению по классам среднего и старшего звена. Дается краткое описание тем. Что должен знать и уметь ученик класса....

Учебные вещи и их назначение (урок развития речи для детей со сложной структурой дефекта)

Данный урок преследует такие учебные цели:интеллектуальное и речевое развитие учащихся; развитие пространственного, речевого и осязательного восприятия и сенсомоторной координации. Расширение словарн...

Оказание коррекционной помощи детям со сложной структурой дефекта

Статья участвует в конкурсе « Образование 3.0»Преодолеть «социальный вывих» и ввести ребенка в культуру можно, используя «обходные пути» особым образом построенного образования, выделяющего специальны...

Презентация к уроку чтения по программе 8 вида 2 вариант обучения, для детей со сложной структурой дефекта

Презентация предназначена для развития мелкой и общей моторики рук, внимания, зрительного восприятия. Используется на уроке чтения, графического письма....

Инновационные пути включения в образовательную деятельность детей со сложной структурой дефекта младшего школьного возраста

Современное общество стремительно меняется и ставит перед образованием и школой новые цели и задачи. Педагог не может оставаться в стороне от тех коренных преобразований, которые происходят сего...

Особенности коррекционно-развивающей работы по формированию коммуникативных навыков у детей со сложной структурой дефекта в условиях индивидуального обучения на дому

В материале представлена компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности (личного вклада в развитие образования) учителя начальных классов школы VIII вида (для атт...

Обучение и воспитание детей со сложной структурой дефекта развития.

Коррекционно-педагогическая помощь детям с комплексными нарушениями развития ориентирована на разрешение их индивидуальных и социальных нужд....