Анализ работы РМО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год
методическая разработка

Козлова Валентина Павловна

Методическая тема работы РМО в 2016-2017 учебном году: «Развитие творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания, обеспечивающих формирование ключевых компетентностей младших школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС НОО».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл analiz_rmo_2016-2017.docx37.81 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы РМО учителей начальных классов

за 2016-2017 учебный год

          Методическая тема работы РМО в 2016-2017 учебном году: «Развитие творческого потенциала учителя в процессе совершенствования и поиска оптимальных средств, методов и форм обучения и воспитания, обеспечивающих формирование ключевых компетентностей младших школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС НОО».

          Основная цель: совершенствование профессионального мастерства учителей начальных классов в ходе реализации инновационных технологий системно-деятельностного подхода, способствующих формированию учебно-познавательных компетентностей младшего школьника.  

          В ходе реализации поставленной цели решались следующие задачи:

1.Обеспечение  информационно-методического сопровождения участников педагогического процесса реализующих ФГОС НОО.

2.Освоение и применение на практике инновационных педагогических технологий, способствующих повышению качества обучения, направленных на реализацию современных требований образования.

3. Повышение уровня общедидактической и методической подготовки педагогов.

4.Создание условий для профессионального саморазвития и самообразования педагогов.

5.Развитие умения проектировать собственную деятельность, описывать свой педагогический  опыт и опыт коллег; умения работать с современными педагогическими понятиями,  теориями и концепциями.

6.Проводить обмен опытом успешной педагогической деятельности.

7.Представление и систематизация опыта лучших педагогов  района в информационно-методический банк РМО.

Методические и организационные формы работы:

- открытые уроки;

- внеклассные мероприятия;

- тематические сообщения и доклады;

- творческие отчёты, презентации;

- мастер-классы;

- изучение передового педагогического опыта;

- повышение квалификации педагогов на курсах;

- ознакомление с новинками методической литературы;

- выставки наглядных пособий, дидактических материалов, папок-накопителей учителей;

- анкетирование;

- формирование информационно-методического банка РМО.

Формы проведения заседаний: инструктивно-методическое заседание, практико-ориентированный семинар, мастер-класс, круглый стол, КТД, творческая мастерская.

                                                                1

           В 2016-2017 учебном году было запланировано и проведено 4 заседания РМО по следующим темам:

1. Планирование и организация  методической работы РМО учителей начальных классов на 2016-2017 уч. год (инструктивно-методическое заседание) – МБОУ  СШ №1 г. Сычёвки.

2. «Реализация ФГОС через внедрение комплекса образовательных технологий деятельностного типа»  (практико-ориентированный семинар) – МКОУ Никитская ОШ.

3. Использование инновационных педагогических технологий как фактор профессионального роста учителя и повышения качества образования обучающихся (семинар-практикум) – МКОУ  Юшинская  ОШ  (Никольский филиал).

4. «Создание развивающей образовательной среды: актуальные проблемы» (круглый стол) – МКОУ Субботниковская ОШ.

  Содержательный аспект заседаний  РМО соответствовал заявленным темам и целям. Решая задачи развития творческого потенциала  педагогов и повышения качества обучения в ходе реализации инновационных образовательных технологий, на заседаниях РМО учителя выступали с докладами, сообщениями, творческими отчётами; проводили открытые уроки и внеурочные мероприятия.

           С выступлением-презентацией на тему «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС» выступила учитель МКОУ Никитской ОШ Пашкова С.Г. (заседание №2). В своём выступлении она подробно ознакомила учителей с сущностью и структурой технологии, видами проблемного диалога, методами, формами и средствами обучения, с результатами применения данной технологии на уроках.

            Опытом работы по формированию УУД поделилась учитель МБОУ СШ №2 Козлова В.П. (заседание №2) в выступлении «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики». Валентина Павловна представила методическую цель, актуальные проблемы и теоретические основы данной темы; рассказала о современных образовательных технологиях, методах и приёмах работы, а также, ознакомила с комплексом типовых заданий для формирования познавательных УУД на уроках математики.

            С докладом на тему «Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников» выступила учитель МКОУ  Юшинской  ОШ  (Никольский филиал) Семученкова Н.А. (заседание №3). В докладе был представлен опыт работы учителя по использованию приёмов, форм и методов организации учебного сотрудничества на уроках.

           В    выступлении   на   тему ««Методики диагностики психических познавательных процессов младших школьников» педагог-психолог МБОУ  СШ №1    Станкевич     Е.В.    представила   опыт    работы    школы      по диагностированию психологических, познавательных,  интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в рамках программы «Компетентностный    подход     в  образовательном пространстве     школы –

2

основа успешной   самореализации   ученика». Раздел:   «Одарённые дети». Евгения Витальевна представила методики для изучения психологических особенностей обучающихся.

           Опытом работы по использованию на уроках метода проектов поделилась учитель МБОУ СШ №1 (заседание №4) Байкова Я.В. в своём выступлении-презентации «Методика проведения учебных  занятий с применением педагогической технологии «Квест» (метод проектов)». Яна Викторовна представила методическую разработку учебного занятия (квест-урока)  практико-ориентированной направленности, включающую структуру урока, формы организации и активные методы обучения.

            Организация учебного процесса по ФГОС предполагает наличие соответствующего современного оборудования, материально-технического обеспечения; соответствующего нормам, гигиеническим требованиям и правилам безопасности учебного кабинета.  Об этом рассказала в своём докладе «Кабинет начальных классов. Паспорт кабинета» учитель МКОУ  Юшинской ОШ  (Никольский филиал) Яшенкова С.Н. (заседание №3).

            Работа РМО была нацелена на создание условий для профессионального саморазвития и самообразования учителей. Традиционной на заседаниях РМО стала рубрика «Самообразование как  основа успешности учителя». Педагоги успешно планировали, описывали, реализовывали и обобщали свой педагогический опыт по темам самообразования.

           С творческим отчётом по теме самообразования: «Нетрадиционные формы урока по русскому языку как способы активизации познавательной деятельности учащихся» выступила Штрипкина Е.А., учитель МБОУ СШ №1 (заседание №2).

            Творческий  отчёт на тему: «Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка, литературного чтения, математики в свете реализации ФГОС» был представлен  учителем МБОУ СШ №2 Алексеевой Н.П. (заседание №4).

 На заседаниях РМО учителя делились практическим опытом работы по проведению открытых уроков; совершенствовали умение осуществлять системный анализ и самоанализ уроков и внеурочных мероприятий в соответствии с требованиями ФГОС.

Опытом работы по использованию инновационных  методов и технологий обучения поделилась учитель МКОУ  Юшинской ОШ  (Никольский филиал)  Иванова О.Л. (заседание №3). Оксана Леонидовна провела открытый урок-презентацию на тему: «Водные богатства» (2 класс, окружающий мир). Присутствующие учителя отметили, что содержание урока отвечало поставленным целям и задачам, в течение урока осуществлялось стимулирование познавательной мыслительной деятельности обучающихся, связь с краеведением, учитывался жизненный опыт детей.

            Открытый урок-презентацию на тему: «Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш» (3 класс, литературное чтение) подготовила и провела учитель МКОУ Никитской  ОШ  Богданова Т. Л. (заседание №2). Изучаемый на уроке материал был интересным и значимым для детей, способствовал формированию   нравственных    норм   поведения. С   целью      активизации

3

познавательной деятельности обучающихся, учитель использовала словесные (проблемный диалог), наглядные, частично-поисковые методы обучения (проблемные вопросы, проблемные ситуации); проводила работу по обогащению словарного запаса детей (работа с дополнительными источниками информации – толковыми словарями). Богданова Т.Л. целесообразно и продуктивно применяла современные образовательные технологии: технологию личностно-ориентированного обучения, технологию деятельностного типа – продуктивного чтения, проблемного диалога, здоровьесберегающие технологии, ИКТ. Татьяна Леонидовна провела подробный самоанализ урока; технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

           Присутствующие учителя проанализировали открытые уроки, обменялись мнениями, сделали выводы.

            Повышению профессионализма учителей в использовании современных образовательных технологий, направленных на формирование учебно-познавательных компетентностей младших школьников, способствовала методическая работа по вовлечению педагогов в совместную коллективную творческую деятельность. Так, с целью ознакомления учителей с теоретическими основами, особенностями проведения уроков в технологии критического мышления, учителем  МКОУ  Юшинской ОШ  (Никольский филиал) Бондаревой С.И., был подготовлен и проведен мастер-класс на тему «Использование приёмов технологии критического мышления  в    начальной

школе» (заседание №3). В ходе мастер-класса Бондарева С.И. продемонстрировала    разнообразные   приёмы    технологии   критического

мышления, привела примеры использования технологии на разных стадиях урока. Теоретические аспекты технологии были раскрыты  Светланой Ивановной в содержательном выступлении на тему «Применение технологии

критического мышления как средство повышения активности учащихся в образовательном процессе». Мастер-класс, подготовленный Бондаревой С.И. , прошёл на высоком уровне; методическая цель достигнута.

          С целью выявление оптимальных условий, средств, методов, форм взаимодействия педагога и ученика, способствующих формированию учебно-познавательной компетентности младшего школьника на базе МКОУ Субботниковской ОШ было проведено заседание №4 (круглый стол) на тему «Создание развивающей образовательной среды: актуальные проблемы».  С содержательным докладом-презентацией «Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей младших школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС», выступила учитель МКОУ Субботниковской ОШ Сёмина С.В.. Светлана Валерьевна представила опыт работы по созданию условий для формирования и развития ключевых компетентностей младших школьников средствами современного урока и внеурочной деятельности, что предполагает выбор оптимальных образовательных   технологий   и   методов   обучения, а также,

обеспечение ресурсной учебно-материальной базы, повышение уровня общедидактической и методической подготовки учителя, осуществление мониторинга развития ключевых компетентностей младших школьников.

4

           В ходе круглого стола педагоги активно обсудили следующие темы:

- моделирование учебно-воспитательного процесса как системы, помогающей

саморазвитию личности;

- осуществление эффективной научно-методической работы;

- проведение в школе инновационной исследовательской деятельности.

          Практическим опытом работы по созданию развивающей предметной среды поделилась учитель МКОУ Субботниковской ОШ Синицына И.М., которая подготовила и провела внеурочное занятие  «Экологический суд над человеком» (1-4 классы). Мероприятие было проведено в интересной, нетрадиционной форме, способствовало активизации мыслительной деятельности обучающихся, было направлено на развитие познавательных интересов, формирование творческой активности и инициативности детей.

          Педагогу удалось осуществить замысел мероприятия, реализовать поставленные цели и планируемые результаты. Анализируя мероприятие, присутствующие учителя высоко оценили профессионализм и мастерство Синицыной И.М. в использовании современных образовательных технологий и разнообразных технических средств обучения. Было отмечено также, что целенаправленная и систематическая работа учителя по  созданию условий для познавательной и творческой деятельности каждого ребёнка, способствовала повышению мотивации к учению и  формированию ключевых компетентностей обучающихся.

            На заседаниях РМО осуществлялась работа по изучению публикаций и нормативных документов ФГОС НОО; ознакомление с новинками методической литературы. Педагоги обменивались информацией, полученной на курсах, совещаниях, вебинарах.

            Выступление  на тему  «Организация  учебного  процесса  в  начальной  школе  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС  НОО» подготовила  учитель МБОУ СШ №1 Логинова С.А. (заседание №1).

            С информационным сообщением на тему  «Развитие личности младшего школьника в контексте вызовов времени» (с секционного совещания областного методического объединения учителей начальных классов) выступила Логинова С.А. (заседание №1).

            С сообщением на тему «Организация и проведение ВПР  в  4 классах» в рамках  рубрики «Вести с курсов (СОИРО)»  выступила учитель МБОУ СШ №1 Григорьева Л.Т. (заседание №4).

           С целью удовлетворения информационно-методических потребностей учителей в повестки заседаний РМО были включены вопросы о составлении рабочих программ по предметам и внеурочной деятельности; оказывалась необходимая методическая помощь в работе над темами по самообразованию, по разработке и оформлению технологических карт современных уроков, по проведению системного анализа, самоанализа уроков и внеурочных занятий.

           Информационно-методический банк РМО пополнили методически грамотно оформленные технологические карты уроков и внеурочных занятий,

конспект мастер-класса; теоретические материалы - доклады, выступления, сообщения-презентации (перечень в приложении).

         Анализ работы РМО позволяет сделать следующие выводы:

5

•        деятельность РМО учителей начальных   классов    была ориентирована на

развитие  профессиональной компетентности педагогов;

•        педагоги активно внедряли в учебный процесс современные образовательные

технологии, направленные на формирование компетентностей обучающихся;

•        учителя ответственно готовились к участию в заседаниях РМО, активно осваивая новое содержание образования и распространяя собственный опыт

работы по ФГОС;

•        практический опыт учителей был разнообразен по формам представления (уроки-презентации, внеурочные занятия, мастер-класс, сообщения и доклады-презентации).

          В ходе работы РМО В 2014-2015 уч. г. были выявлены  следующие проблемы:

         Учителя испытывают затруднения:

• в планировании и проведении современных уроков разных типов, внеурочных занятий, соответствующих требованиям ФГОС НОО;

•        в осуществлении  анализа и самоанализа уроков;

•  в умении оценивать результативность использования новой технологии;

•        в составлении и оформлении  технологических карт уроков и внеурочных занятий;

•        в составлении рабочих программ по предметам с учётом формирования УУД обучающихся;

•  в осуществлении  разноуровневой дифференциации в обучении;

• в  анализе и оценке результатов своей деятельности и деятельности обучающихся.

           С  учётом  сделанных  выводов  можно  определить  задачи  и  актуальные вопросы последующей  работы  РМО:

•         продолжить  методическую  работу  по  развитию профессиональной компетентности  педагогов в сфере формирования УУД;

•         продолжить работу по изучению нормативно-правовых документов ФГОС НОО;

•        продолжить работу по развитию умения осуществлять системный анализ и самоанализ современного  урока, внеурочного занятия, по формированию умения оформлять  технологические   карты;

•        продолжить  работу  по  накоплению  и  систематизации информационно-методических  материалов  учителей  (из  опыта работы  по  ФГОС  НОО).

          План  работы РМО учителей начальных классов в 2016-2017 уч.г. реализован в полном объёме. Работу РМО учителей начальных классов в 2016-2017 уч.г. можно считать удовлетворительной.

15.06.2017.

Руководитель РМО учителей начальных классов:                       / С.А. Логинова /                                                                                  

6

Приложение

(перечень собранных информационно-методических и практических материалов)

1. «Технология проблемного диалога как средство реализации ФГОС» - выступление-презентация -  Пашкова С.Г.

2. «Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках математики» - выступление - Козлова В.П.  

3.«Технология сотрудничества на уроках в начальной школе как средство формирования коммуникативных способностей младших школьников» - доклад -  Семученкова Н.А.

4. «Методики диагностики психических познавательных процессов младших школьников» - выступление - Станкевич     Е.В.

   

5. «Методика проведения учебных  занятий с применением педагогической технологии «Квест» (метод проектов)» - выступление – презентация - Байкова Я.В..

6. «Кабинет начальных классов. Паспорт кабинета» - доклад - Яшенкова С.Н.

7. «Нетрадиционные формы урока по русскому языку как способы активизации познавательной деятельности учащихся» - творческий отчёт - Штрипкина Е.А..

8.«Формирование коммуникативных УУД на уроках русского языка, литературного чтения, математики в свете реализации ФГОС» - творческий отчёт - Алексеева Н.П..

9. «Использование приёмов технологии критического мышления  в    начальной школе» - мастер-класс – Бондарева С.И..

10.  «Применение технологии критического мышления как средство повышения активности учащихся в образовательном процессе» - выступление-презентация - Бондарева С.И..

11.«Создание образовательной среды, обеспечивающей формирование ключевых компетентностей младших школьников и повышение качества обучения в условиях реализации ФГОС» - доклад-презентация - Сёмина С.В..

12.«Организация  учебного  процесса  в  начальной  школе  в  соответствии  с  требованиями  ФГОС  НОО» - выступление - Логинова С.А..

13. «Развитие личности младшего школьника в контексте вызовов времени» - сообщение - Логинова С.А..

14. «Организация и проведение ВПР  в  4 классах» - сообщение -  Григорьева Л.Т..

15. Открытый урок-презентация на тему: «Водные богатства» (2 класс, окружающий мир) – Иванова О.Л..

16. Открытый урок-презентация  на тему: «Д.Н. Мамин-Сибиряк. Приёмыш» (3 класс, литературное чтение) -  Богданова Т. Л.

17. Внеурочное занятие  «Экологический суд над человеком» (1-4 классы) – Синицына И.М..                                                                  7


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы ШМО учителей начальных классов в 2016-2017 учебном году

Дано планирование  ШМО учителей начальных классов в 2016-2017 учебном году....

План работы ШМО учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год

В статье представлен график проведения секционных заседаний, темы самообразования учителей, работа по наставничеству, внеклассная работа по предметам...

План работы ШМО учителей начальных классов на 2016 -2017 учебный год

План работы ШМО учителей начальных классов на 2016-2017 учебный год...

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год

В анализе отражены ожидаемые результаты работы, сделаны выводы....

Отчёт о работе ШМО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год

     В 2016-2017 учебном году методическое объединение начальных классов  работало над темой: «Повышение эффективности урока через организацию деятельности учащихся, о...

Анализ работы РМО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год(копия)

Методическая тема РМО "Развитие творческого потенциала учителя  в процессе совершенствования и воспитания , обеспечивающих формирование ключевых компетентностей младших школьников и повышени...

Анализ работы МО учителей начальных классов за 2016-2017 учебный год

Целью МО является повышение качества знаний учащихся через  внедрение современных образовательных технологий, обеспечивающих развитие ключевых компетенций ученика в рамках ФГОС нового поколения, ...