Научно-практическая конференция "Ход реализации ФГОС на уроках математики в начальной школе"
статья

Никифорова Светлана Николаевна

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.
 Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие: изменение метода обучения и  оценки результатов обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ход реализации ФГОС на уроках математики в начальной школе

Школу делает школой учитель. Учителя разные  - ведь они вырастают из учеников. Художник учится смешивать краски и наносить их на холст. Музыкант учится этюдам. Журналист и писатель осваивают приемы письменной речи. Настоящий учитель тоже смешивает краски. Разучивает этюды, то есть осваивает приемы. Вот учитель- мастер- виртуоз. Как по нотам играет он свой урок. И только другой учитель знает, сколько труда ушло на такой урок.

Каким же тогда быть уроку сегодня? Какие современные педагогические технологии помогут реализовать новые стандарты? 

Нужно, чтобы дети, по возможности,

учились самостоятельно, а учитель

руководил этим самостоятельным

процессом и давал для него материал.

К.Д. Ушинский

        

Современная жизнь предъявляет к человеку новые требования. Общество нуждается в людях творчески мыслящих, любознательных, активных, умеющих принимать нестандартные решения и брать ответственность за их принятия, а также умеющих осуществлять жизненный выбор.
Обучение больше не заключается в том, что ученик получает от учителя некую информацию и осваивает ее. Сегодня ученик сам строит свое знание.

Новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения (ФГОС), отвечая требованиям времени предлагают конкретные инструменты, обеспечивающие:
-изменение метода обучения (с объяснительного на деятельностный);
-изменение оценки результатов обучения (оценка не только предметных        ЗУН, но и, прежде всего, метапредметных и личностных результатов).
 
С помощью чего учить?
 Уроки деятельностной направленности по целеполаганию распределены в четыре группы :
1.
Урок открытия нового знания.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.
Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.
2
. Урок рефлексии.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному выявлению и исправлению своих ошибок на основе рефлексии коррекционно-контрольного типа.
Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных способов действий - понятий, алгоритмов.

3. Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к обобщению, структурированию и систематизации изучаемого предметного содержания.
Образовательная цель: систематизация учебного материала и выявление логики развития содержательно-методических линий курсов.
4.
Урок развивающего контроля.
Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к осуществлению контрольной функции.
Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Структура урока математики по технологии деятельностного метода.

  • 1. Мотивация к учебной деятельности.
  • 2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
  • 3. Выявление места и причины затруднения.
  • 4. Построение проекта выхода из затруднения.
  • 5. Реализация построенного проекта.
  • 6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
  • 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
  • 8. Включение в систему знаний и повторение.
  • 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

 СОВРЕМЕННЫЙ УРОК  МАТЕМАТИКИ

  • 1.Главной целью урока является развитие каждой личности, в процессе обучения и воспитания.
  • 2 .На уроке реализуется системно-деятельностный подход к обучению.
  •  4.Организация урока динамична и вариативна.
  •  5.На уроке используются современные педагогические технологии.

ТЕХНОЛОГИИ:

  • Информационно – коммуникационная технология
  • Технология развивающего обучения
  •  Здоровьесберегающая технология
  •  Проектная технология
  •  Технология проблемного обучения
  •  Игровая технология
  • Проблемно-диалогическая технология

 Цель данных технологий - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений и т.п.), а значит и развитие УУД.

 Личностно-ориентированная технология обучения 

  Помогает  в создании благоприятной атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей

На уроках математики широко применяю проектный метод. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Очень важно, чтобы родители всячески стимулировали детей к этой работе и сами принимали в ней активное участие.

Информационные технологии

Использование ИКТ в обучении детей позволяет:

     - провести урок на высоком эстетическом и эмоциональном уровне (анимация, музыка);

    - обеспечить наглядность;

    - привлечь большое количество дидактического материала;

     - повысить объём выполняемой работы на уроке;

    -  обеспечить высокую степень дифференциации обучения

Включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодоление трудностей в обучении. Использовать их можно на разных этапах урока. Всё это направлено на расширение кругозора учащихся, развитие их познавательной деятельности, формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности, развитие общеучебных умений и навыков.
Если необходимо проделать большое число однообразных упражнений стараюсь включать их в игровую оболочку, в которой эти действия выполняются для достижения  игровой цели.
Например:   «Эстафета». Класс делится на три команды. На доске записаны примеры в 3 столбика (на каждого члена команды по 1 примеру). По команде учителя ученики  по одному выходят к доске  и решают пример. Побеждает та команда, которая решила свои примеры быстро и правильно.  

Учебный диалог можно считать специфическим видом педагогической технологии. Он выступает не только как один из способов организации обучения, но и как неотъемлемый компонент.

      «Лови ошибку».
Объясняя материал, я намеренно допускаю ошибки.
Сначала ученики заранее предупреждаются об этом. Мы можем даже  подсказывать «опасные места» интонацией, жестом. Можно ученикам  предложить роль учителя (раздаются тексты задач или разбор решения со специально допущенными ошибками).                
ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО НА УРОКЕ.

        «Повторяем с контролем».
Ученики составляют серию контрольных  вопросов к изученному материалу. Затем одни ученики задают свои контрольные  вопросы, другие на них отвечают в парах.

       «Пересечение тем».
Ученики подбирают свои примеры, задачи, вопросы, связывающие  последний   изученный материал с любой ранее изученной темой. 

      Использование  здоровьесберегающих  технологий позволяет равномерно во время урока распределять различные виды заданий, чередовать мыслительную деятельность, определять время подачи сложного учебного материала, выделять время на проведение физкультминуток, упражнений для глаз, самостоятельных и контрольных работ, нормативно применять ТСО, что дает положительные результаты в обучении.

Для эффективной организации домашнего задания использую следующие приемы:

Одновременно задаю домашнее задание двух или трех уровней.    
1.Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.
2.Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу.
3.Третий уровень используется в зависимости от темы урока,   подготовленности класса. Это творческое задание.  Обычно оно выполняется на добровольных началах.
Творческие задания включают в себя:
разработка  кроссвордов, составление собственных примеров, задач к изученной теме.

                           «Задание массивом»

     Любой из уровней домашнего задания  можно задавать массивом. Например: даем несколько задач, из которых ученик  должен сам выбрать и решить заранее оговоренный минимальный объем задания.
При задании массивом возникает момент соревновательности.

Результатом формирования познавательных УУД   будет являться умение ученика:

  • выделять тип задач и способы их решения,

-осуществлять поиск необходимой информации, которая нужна для

решения задач,

  •  различать обоснованные и необоснованные суждения,
  • обосновывать этапы решения учебной задачи,
  •  производить анализ и преобразование информации,
  •  проводить основные мыслительные операции (анализ, синтез, классификации, сравнение, аналогия и т.д.),
  •   устанавливать причинно-следственные связи,
  •   владеть общим приемом решения задач,
  •   создавать и преобразовывать схемы необходимые для решения задач,
  •   осуществлять выбор наиболее эффективного способа решения задачи исходя из конкретных условий.

Основные критерии сформированности  коммуникативных действий :

  • желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»),
  •  знание норм и правил, которым необходимо следовать при  общении с окружающими,
  •  умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации.

Критерием сформированности регулятивных действий может стать способность:

  • выбирать средства для своего поведения,
  •    планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм,
  •     планировать результаты своей деятельности и предвосхищать свои ошибки,
  •   начинать и заканчивать свои действия в нужный момент.

Результатом формирования личностных УУД  следует считать:

  • уровень развития морального сознания,
  •  присвоение моральных норм, выступающим регулятором морального поведения,
  • полноту ориентации учащихся на моральное содержание ситуации.

Проектируя урок математики, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  •  Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

     Таким образом, важнейшей задачей современной системы образования  является не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и умений, но и формирование совокупности УУД, обеспечивающих умение учиться, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

     В связи с этим, основная цель, которая стоит перед нами,  учителями  – научить детей самостоятельно добывать знания.

      И в заключении хотелось бы напомнить, что каждый ребенок – индивидуален. Нужно помочь найти в нем его индивидуальные личные особенности.
Помните, что главным является не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Научно-практическая работа "Технология уроков математики в начальной школе на основе деятельностного метода. Л. Г. Петерсон."

В работе описана теория технологии деятельностного метода, представлены конкретные примеры применения его на уроках математики в начальной школе....

Базовая модель обобщенного опыта работы по теме «Реализация технологии системно-деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе»

Идея: обеспечение продуктивной и успешной деятельности младших школьников на уроках математики средствами системно-деятельностного подхода....

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе

Реализация деятельностного подхода на уроках математики в начальной школе...

Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе

Реализация технологии деятельностного метода на уроках математики в начальной школе...

РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Быть компетентным значит уметь мобилизовать в данной ситуации полученные знания и опыт. Смысл современного образования и воспитания заключается в развитии у обучающихся способности прежде всего:• адап...

Семинар урок. Целеполагание на уроке математики в начальной школе: аспекты реализации требований ФГОС

Для достижения требований, обозначенных в ФГОС к личностным, метапредметным и предметным результатам общего образования важнейшей задачей является формирование у учащихся универсальных учебных действи...