ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИЕ
статья

В статье поднимается проблема разграничения понятий «проектная»,  «исследовательская» и «проектно-исследовательская деятельность» младших школьников. Отмечается важность каждого из этих видов деятельности для развития ребёнка в условиях современного образовательного процесса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proektirovanie_i_issledovanie.docx28.67 КБ

Предварительный просмотр:

Байкова Н.Э.   ПРОЕКТИРОВАНИЕ И ИССЛЕДОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАНИЕ

Сведения об авторе: Байкова Нина Эдуардовна – учитель начальных классов, заместитель директора по УВР ГБОУ гимназия № 171 Центрального района (Санкт-Петербурга)

        Аннотация: в статье поднимается проблема разграничения понятий «проектная»,  «исследовательская» и «проектно-исследовательская деятельность» младших школьников. Отмечается важность каждого из этих видов деятельности для развития ребёнка в условиях современного образовательного процесса.

        Ключевые слова: проектная деятельность, исследовательская деятельность, проектно-исследовательская деятельность.

Сегодня в школах распространено обучение детей в проектах. Слово «проект» стало невероятно модным. Проектом именуется всё, что не является традиционным учебным предметом и выходит за пределы традиционной учебной программы.

Однако мало кто понимает, чему по норме нужно учить в проекте, что по форме должно стать предметом освоения школьников при работе в проекте.

Главное назначение проектов вводить детей в деятельность проектирования. Эта задача трудная, поскольку она предполагает хорошее овладение деятельностным подходом. Она предполагает также, что педагог знает, чем деятельность проектирования отличается от других типов деятельности, например, от исследования, что педагог умеет распознавать их и сам хотя бы немного владеет методами исследования и проектирования.  

  Однако даже в деятельность исследования вводить учащихся могут только единицы педагогов, т. к. традиционный учебный предмет на это исходно рассчитан не был и в рамках преподавания традиционного учебного предмета это практически невозможно сделать.

Исследование и проектирование — типы мыследеятельности, которые выделяют наряду с ОРУ (организацией, руководством, управлением), конструированием, разведкой, критикой, программированием и т. д.

Под типом мыследеятельности  понимается совершенно определённая связь процессов мышления, коммуникации, деятельности, рефлексии и понимания, которая проявляется при осуществлении соответствующего вида практики — исследования, программирования, управления и т. д. Мыследеятельность есть единство указанных процессов.

В чём же различия?

        Проект – это прототип, идеальный образ предполагаемого или возможного объекта, состояния, в некоторых случаях – план, замысел какого-либо действия. [1]

        Проектная деятельность – Совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. [2, с.65]

Исследование – характерный для науки, как специализированной формы познавательной деятельности, способы производства нового знания. Основными компонентами исследования является: постановка цели, предварительный анализ имеющейся информации, условий и методов решения задач данного класса, формирование исходных гипотез, теоретический анализ гипотез, планирование и организация эксперимента, проведение эксперимента, анализ и обобщение полученных данных, окончательная формулировка данных и законов, получение объяснений и научных представлений. [1]

Исследовательская деятельность обучающихся – деятельность учащихся, связанная с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвящённой данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий, собственные. [1]

Таким образом, проектирование и исследование – изначально  принципиально разные по направленности, смыслу и содержанию виды деятельности. Исследование – поиск истины, результат исследовательской деятельности заранее неизвестен, а проектирование – решение определённой, ясно осознаваемой задачи. Работая с детьми над их проектами, мы ориентируем их не просто на поиск некоего знания, а на решение реальных, вставших перед ними проблем. Детям в этом случае постоянно приходится учитывать массу обстоятельств, нередко находящихся далеко за пределами задачи поиска истины.

Разработка проекта – обычно дело творческое, но зависит это творчество от многих внешних обстоятельств, часто никак не связанных с задачами поиска истины. Не следует забывать и о том, что теоритически проект можно выполнить, пользуясь готовыми алгоритмами и схемами действий, то есть исключительно на репродуктивном уровне, ведь проектирование может быть представлено как последовательное выполнение серии чётко определённых, алгоритмизированных шагов. [2, с.65]

В отличии от проектирования, исследование – всегда творчество, и в идеале оно представляет собой вариант бескорыстного поиска истины. Если в итоге исследования и удаётся решить какую-либо практическую проблему, то это не более чем побочный эффект. При этом само новое знание, добытое в итоге исследования, может быть не только малополезным, с тоски зрения общества и самого исследователя, но даже и вредно и опасно. Всем, известно, что научные открытия несут не только радость и свет знаний. Реальный исследователь стремится к новому знанию инстинктивно, зачастую не зная, что принесёт ему сделанное в итоге его исследований открытие, и как следствие – ему неизвестно, как можно на практике использовать добытые им сведения.

 Мы должны понимать, что проектирование – это не творчество в полной мере, а творчество по плану, в определённых контролируемых рамках, в то время как исследование – творчество в чистом виде, следовательно, и путь воспитания истинных творцов. Проектирование изначально задаёт глубину решения проблемы, в то время как исследование строится принципиально иначе. Оно допускает бесконечное движение вглубь.

Несмотря на отмеченную разницу, и исследование, и проектирование имеют высокую ценность для современного образования. Исследование как бескорыстный поиск истины чрезвычайно важно в развитии творческих способностей. А проектирование не так однозначно ориентировано на развитие креативности, но оно учит строгости и чёткости в работе, умению планировать свои изыскания, формирует важное для жизни стремление - двигаться к намеченной цели. [1]

        Современная образовательная практика показывает, что у многих из нас постоянно возникает соблазн трансформировать предполагаемый или уже начатый исследовательский поиск ребёнка в решение практической задачи – проектирование. Почему это происходит?  Из вечного желания многих педагогов всё на свете контролировать, и тогда начинается: «Прежде чем исследовать, определи цель,…» и т.д.

        Организовать исследовательскую деятельность в чистом виде в  начальной школе сложно. Наверное, в связи с этим в литературе появилось новое понятие: проектно-исследовательская деятельность, под которым принято понимать – деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, выделение принципов отбора методик, планирование хода исследования, определения ожидаемых результатов, оценка реализуемости исследования, определение необходимых ресурсов.

        Как видно из определения при таком подходе появляется возможность грамотно ограничить исследовательскую деятельность уч-ся. Дети оказываются в ситуации необходимости оценивать реализуемость исследования; выдвигать гипотезы, формируя ожидаемые результаты; планировать ход исследования. В этом случае проект является рамочным компонентом исследования.

        Оценивая возможности исследования и проектирования, важно понять, что в работе с детьми, безусловно, полезны и проектирование, и исследование, а значит, можно выполнять и проекты, и исследовательские работы. В методическом плане важно учитывать, что метод проектов предполагает составление чёткого плана проводимых изысканий, с неизбежностью требует ясного формирования и осознания изучаемой проблемы, выработку реальных гипотез, их в соответствии с чётким планом и т.д.

Источники

  1.  Бордовская Н.В. Диалектика педагогического исследования: Логико-методологические проблемы. – СПб.: Изд-во РХГИ, 2001. – С.491-492.
  2. Полат Е.С., Бухаркина М. Ю., Моисеева М.В., Петрова А.Е. «Новые педагогические и информационные технологии в системе образования». М., 2004.
  3. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1989 [Электронный ресурс]. Режим доступа hh://goo.gl/4RWCle.

        

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании

Теоретические аспекты исследовательского обучения на основе работы Савенкова А. И., доктора педагогических наук, доктора психологических наук, профессора кафедры психологии развития МПГУ...

Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом

Экологическое образование становится стержнем современного образования и служит ключом к перестройке его современных систем и общества в целом...

Проектирование и исследование в современном образовании

Актуальность данной темы состоит в том, что ФГОС как новая парадигма образования предполагает переход от школы информационно-трансляционной к школе деятельностной. Проектно-исследовательская деят...

Экспериментальное исследование (проект) "Современный урок с точки зрения ФГОС".

Проект экспериментальное исследования "Современный урок с точкИ зрения ФГОС"....

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ сборник материалов IX Международная научно-практическая конференция, г. Махачкала, 22 марта 2015 г.

ПЕДАГОГИКА И ПСИХОЛОГИЯ: АКТУАЛЬНЫЕПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЙНА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕсборник материаловIX Международная научно-практическая конференция,г. Махачкала, 22 марта 2015 г....

Проектирование урока в системе компетентностного образования

Выступление на республиканской НПК "Введение ФГОС в Республике Тыва: опыт, проблемы, перспективы" 25 мая 2011года...

ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ СОБСТВЕННОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫМ УЧИТЕЛЕМ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

В данной работе рассмотрены основные этапы и содержание педагогической деятельности учителя начальных классов с целью реализации требований ФГОС НОО. Определены основные квалификационные характер...