Развитие критического мышления через чтение и письмо
статья
Доклад.
Развитие критического мышления учащихся через чтение и письмо
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_kriticheskogo_myshleniya_cherez_chtenie_i_pismo.docx | 29.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Технология РКМЧП
Развитие критического мышления через чтение и письмо
Сначала немного истории. Технология РКМЧП была разработана учеными и преподавателями Хобарт & Вильям Смит Колледж и Университета штата Северная Айова (США) Дженни Л. Стил, Кертис С. Мередит,Чарльзом Темплом и Скоттом Уолтером, которые являются членами консорциума «За демократическое образование». Технология предлагает систему конкретных методических приемов, которая может быть использована в различных предметных областях(филологической, математической, естественнонаучной и т.д.) и для учащихся разных возрастных групп (начальная школа, средняя школа, вузы, учреждения повышения квалификации). Это современная «надпредметная» универсальная технология, открытая к диалогу с другими педагогическими подходами и технологиями, ориентированными на решение актуальных образовательных задач. С 1996 года технология РКМЧП распространяется совместно Институтом «Открытое общество», Международной Читательской Ассоциацией и Консорциумом «За демократическое образование» и прошла апробацию в школах многих стран. В России она появилась в 1997 году; ее используют педагоги в Москве, Санкт-Петербурге, Самаре, Нижнем Новгороде, Новосибирске и других городах. Технология РКМЧП позволяет решать задачи:образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активноговосприятия учебного материала;культуры письма: формирования навыков написания текстов различных жанров;информационной грамотности: развития способности к самостоятельной аналитическойи оценочной работе с информацией любой сложности;социальной компетентности: формирования коммуникативных навыков иответственности зазнание.В ее основе лежит дидактическая закономерность, получившая в отечественной педагогикеназвание дидактического цикла, а в указанной технологии–«вызов–осмысление–рефлексия».Данная закономерность является общей, в ее основе лежат закономерности мыслительнойдеятельности человека. Эта особенность названной технологии существенно расширяетграницы ее применимости.Базовая модель технологииВЫЗОВ (EVOCATION)• актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;• пробуждениеинтереса к изучаемой теме;• обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний;8Прием "ПМИ"помогает детям справиться с работой над сухимиотрывками, научнымистатьями, различными инструкциями.Прием "Отсюда-сюда"развивает стратегическое мышление детей и учит планированиюсвоей работы.Априем "Ассоциации"позволит развивать творческое мышление детей.СИНКВЕЙНВыразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Письменная речь у многихдалеко не так богата, как устная. Мы стараемся писать кратко. Кроме того, письменная речьлишена мимики и жестов. Выразить внутренние переживания в письменной форме человекувсегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов.Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтомупоэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайноэффективной формой рефлексии.Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученикибудут стесняться или бояться этого задания. С этим можно согласиться, но лишь отчасти.Писать стихи в свободной форме по заказу за несколько минут действительно дано некаждому. Но педагоги, использующие технологию критического мышления, предлагают своимученикам стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, который вместе стем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства учеников.ПримерысинквейновУчительДобрый, знающий.Учит, воспитывает, помогает.Старый друг лучше новых!Мастер.Слово«синквейн»французское, обозначающее «пять строк».Причем при его написании, каквы уже, наверное, заметили, существуют определенные правила.1.Первая строка заключает в себе одно слово, обычно существительное или местоимение,которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.-УЧИТЕЛЬ2.Во второй строке–два слова, чаще всего прилагательные или причастия. Они даютописание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.-ДОБРЫЙ,ЗНАЮЩИЙ3.Третья строчка образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающимихарактерные действия объекта.-УЧИТ, ВОСПИТЫВАЕТ, ПОМОГАЕТ.4.Четвертая строка–фраза из четырех слов, выражает личное отношение автора синквейна кописываемому предмету или объекту.-СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ5.В пятой строке содержится одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.-МАСТЕРКак видите, писать синквейны нетак уж и сложно. Не всегда требуется очень четкоесоблюдение правил написания этого вида стихотворения. Например, в четвертой строке можноиспользовать три или пять слов, а в пятой строке–два слова. Можно использовать в строчкахи другие части речи–нотолько в том случае, если это необходимо для улучшения текста.9Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, вкачестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся. Проанализируйтелексическое богатство (или бедность) предложенных синквейнов и сделайте вывод. Привнешней простоте формы, синквейн-быстрый, но мощный инструмент для рефлексии(резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в несколькихсловах не так-то просто).Безусловно,интересно использование синквейнов и в качествесредства творческой выразительности.ЛесникОдинокий, старый,Помогает, защищает, спасает,Помогаешь ты-помогают тебе!Хранитель.ПрезидентУмный, честный,Управляет, планирует, решает.Великий государь есть государь премудрый!Власть.ЗемляПлодородная, теплаяВзращивает, кормит, дарует.Недаром с любовью о ней говоримМатушка.КонфликтГрозный, непримиримый.Разрушает, оскорбляют, убивают.Часто неизбежен для меня.Столкновение."Ключевые слова"Стадию вызова на уроке можно осуществить многими методами, в том числе и хорошоизвестными, например, "ключевые слова", по которым можно придумать рассказ илирасставить их в определенной последовательности, а затем, на стадии осмысления искатьподтверждение своим предположениям, расширяя материал."Верные и неверные утверждения" или "верите ли вы"Этот прием может быть началом урока. Учащиеся выбирая "верные утверждения" изпредложенных учителем описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).Затем попросите учащихся установить, верны ли данные утверждения, обосновывая свойответ. После знакомства с основной информацией (текст параграфа, лекция по данной теме)мы возвращаемся к данным утверждениям и просим учащихся оценить их достоверность,используя полученную на уроке информацию.Кластеры,автор ГудлатВыделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке ввиде грозди. Ведущим приемом могут стать гроздья (кластеры). Делая какие-то записи,10зарисовкидля памяти, мы, часто интуитивно, распределяем их особым образом, компонуем покатегориям. Грозди-графический прием в систематизации материала. Наши мысли уже негромоздятся, а "гроздятся", то есть, располагаются в определенном порядке. Правила оченьпростые. Рисуем модель солнечной системы: звезду, планеты и их спутники. В центре звезда-это наша тема, вокруг нее планеты-крупные смысловые единицы, соединяем их прямойлинией со звездой, у каждой планеты свои спутники, у спутников свои. Кластеры помогаютучащимся, если во время письменной работы запас мыслей исчерпывается. Система кластеровохватывает большее количество информации, чем вы бы могли получить при обычнойписьменной работе.Этот прием может быть применен на стадии вызова, когда мы систематизируем информациюдо знакомства с основным источником (текстом) в виде вопросов или заголовков смысловыхблоков.Следующим шагом будет задание учителя в группах обсудить и сделать предположения оразвитии региона по данным направлениям. Информация записывается. Чтобы разрешитьпротиворечия, которые неизбежно возникнут в ходе записи предположений, и ответить на всевопросы, возникшие при систематизации, чтобы подтвердить или опровергнуть нашипредположения, расширить знания по данной теме, предлагается текст.Продолжается работа с данным приемом и на стадии осмысления: по ходу работы с текстомвносятся исправления и дополнения в грозди."Дерево предсказаний"Прием "Дерево предсказаний" заимствован у американского учителя Дж. Белланса,работающего схудожественным текстом. В оригинале этот прием помогает строитьпредположения по поводу развития сюжетной линии в рассказе, повести. Правила работы сданным приемом таковы: ствол дерева-тема, ветви-предположения, которые ведутся по двумосновным направлениям-"возможно" и "вероятно" ( количество "ветвей" не ограничено), и,наконец, "листья"-обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иногомнения. "11Дерево предсказаний может выглядеть так:"Эффективная лекция"Материал лекции делится на смысловые единицы, передача каждой из них строится втехнологическом цикле "вызов-осмысление-рефлексия". Для организации деятельностииспользуется прием "Бортовой журнал".Стадия "вызова" по каждой смысловой единице осуществляется уже известными вамметодами: список известной информации, ее систематизация, ответы на вопросыпреподавателя, ключевые слова и т.д. Информация, полученная на стадии вызова, обсуждаетсяв парах и заносится в левую часть"Бортового журнала".Бортовой журналПредположенияНовая информацияНа смысловой стадии работа может быть организована так: один из членов пары работает сосписком в графе "предположения", ставит знаки "+" и "-", в зависимости от правильностипредположений; второй записывает тольконовую информацию. Учащиеся работаютиндивидуально.На стадии рефлексии (размышления) идет предварительное подведение итогов: сопоставлениедвух частей "бортового журнала", суммирование информации, ее запись и подготовка кобсуждению в классе. Организация записей может носить индивидуальный характер, т.е.каждый член пары ведет записи в обеих частях таблицы самостоятельно, результатыработыобсуждаются в паре.Затем следует новый цикл работы со следующей частью текста.Очень важной является итоговая рефлексия или окончательное подведение итогов, котороеможет стать выходом на новое задание: исследование, эссе и т.д."Дневники и бортовые журналы"Способы визуализации материала могут стать ведущим приемом на смысловой стадии,например, дневники и "бортовые журналы".Бортовые журналы-обобщающее названиеразличных приемов обучающего письма, согласно которым учащиеся во время изучения темызаписывают свои мысли. Когда бортовой журнал применяется в самом простейшем варианте,перед чтением или иной формой изучения материала, учащиеся записывают ответы наследующие вопросы:Что мне известно по данной теме?Что нового я узнал из текста?12Встретив в тексте ключевые моменты, учащиеся заносят их в свой бортовой журнал. Причтении, во время пауз и остановок, учащиеся заполняютграфы бортового журнала, связываяизучаемую тему со своим видением мира, со своим личнымопытом. Проводя подобнуюработу, учитель вместес учениками старается продемонстрировать всепроцессы зримо, чтобыпотом ученики могли этимпользоваться.Интересным приемом является "Двухчастный дневник". Этот прием дает возможностьчитателю увязать содержание текста со своим личным опытом. Двойные дневники могутиспользоваться при чтении текста на уроке, но особенно продуктивна работа с этим приемом,когда учащиеся получают задание прочитать текст большого объема дома.ЦитатаКомментарийВ левой части дневника учащиеся записывают те моменты из текста, которые произвели наних наибольшее впечатление, вызвали какие-то воспоминания, ассоциации с эпизодами из ихсобственной жизни, озадачили их, вызвали протест или, наоборот, восторг, удивление, такиецитаты, на которых они "споткнулись".На стадии рефлексии учащиеся возвращаются к работе с двойными дневниками, с их помощьютекст последовательно разбирается, учащиеся делятся замечаниями, которые они сделали ккаждой странице. Учитель знакомит учащихся с собственными комментариями, если хочетпривлечь внимание учащихся к тем эпизодам в тексте, которые непрозвучали в ходеобсуждения."Трехчастные дневники"имеют третью графу-"письма к учителю". Этот прием позволяет работать не только стекстом, но и проводить диалог с учителем по поводу прочитанного.Соответственно изменится и функция приема, он будет служить для более вдумчивого"длительного" чтения. Здесь учащиеся сами отвечают на свои вопросы по прошествиинекоторого времени. Содержание граф "дневников" может быть изменено."Таблицы"Существует множество способов графической организации материала. Среди них самымираспространенными являются таблицы. Предлагаем рассмотреть еще несколько табличныхформ. Это концептуальная таблица, сводная таблица, таблица-синтез, таблица ЗХУ. Можнорассматривать данные приемы, как приемы стадии рефлексии, но в большей степени-этостратегии ведения урокав целом.Концептуальная таблицаПрием "концептуальная таблица" особенно полезен, когда предполагается сравнение трех иболее аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, чтоподлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнениепроисходит.КатегориясравненияКатегориясравненияКатегориясравненияПерсоналиифактыПерсоналиифакты13"Таблица-синтез"На стадии вызова учитель предлагает учащимся тему или вопросы, отражающие основноесодержание текста. Учащимся предлагается подобрать ключевые слова, фразы, которые, каким кажется, могут быть опорными в тексте, предлагаемом для изучения впоследствии.Учащиеся самостоятельно (или в группе) заполняют верхнюю часть первой графы таблицы,далее предлагается сам текст. После прочтения или слушания текста таблица заполняетсяполностью.КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА(СЛОВОСОЧЕТАНИЯ)/до прочтения/ВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТА( СВЯЗАННЫЕ СКЛЮЧ. СЛОВАМИ)ПОЧЕМУ ЭТА ЦИТАТА ВАЖНАДЛЯ МЕНЯ (МЫСЛИ,РАССУЖДЕНИЯ1................2................3................4................5................./во время чтения/1.................2.................При работе с информационным текстом предлагаем иной вариант "таблицы синтез":КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВАТОЛКОВАНИЕВЫПИСКИ ИЗ ТЕКСТАПрием “Я уже знаю”Вызов индивидуальных имеющихсяпредставлений по изучаемой темеОбеспечение включения каждого школьника в учебный процессВремя выполнения: 7-8 минутОписание приема.Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенноевремя выписатькак можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, спредложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на умассоциации.1 этап.2 минуты. Учащиеся выполняю работу индивидуально.142 этап.2 минуты. Обсуждение полученных записей в парах (группах). Учащиеся выделяютсовпадающие представления, наиболее оригинальные идеи, вырабатывают коллективныйвариант ответа.3 этап.2-4 минуты. “Сброс идей в корзину”. Каждая пара (группа) поочередно называет одно извыписанных выражений. Учитель фиксирует реплики на доске. Основное условие–неповторять то, что уже было сказано другими.В результате, на доске формируется кластер (пучок), отражающий имеющиеся у учащихсязнания по данной конкретной теме, что позволяет учителю диагностировать уровеньподготовки классного коллектива, использовать полученную схему в качестве опоры приобъяснении нового материала.Пример.Тема: “Япония на пути модернизации” 8 класс.Учитель выписывает на доске ключевое слово “Япония” и предлагает учащимся выполнитьработу.Составляется кластерУчитель:“ Из вышеперечисленного мы можем установить, что Япония–островное дальневосточноегосударство, расположенное в бассейне Тихого океана, обладающее древними культурными ивоенными традициями. В настоящее время Япония–высокоразвитое государство, славящеесясвоей техникой и электроникой. Столица–Токио, национальная валюта–иена. Однако, кначалу XIX века, по своему экономическому и политическому развитию Япония значительноотставала от ведущих европейских держав и США”. Далее следует объяснение новогоматериала.Прием “Решение творческих учебных задач”Цель:-стимуляция творческой мыслительной активности учащихся, пробуждение интереса кизучаемой теме.Время выполнения: 7-8 минутОписание приема.Опираясь на сюжет изучаемого материала, учитель заранее составляет текст задачи ипредлагает учащимся найти различные пути ее решения.15Условие задачи должно соответствовать следующим требованиям:–наличие проблемы, требующей решения;–достаточность условия;–корректность вопроса;–наличие противоречия (неочевидность ответа).Учащиеся решают поставленную задачу самостоятельно или в группах, выдвигают вариантырешения.Учитель предлагает школьникам выяснить, как данная ситуация разрешилась в реальности(переход к изучению нового материала).Прием “Лови ошибку”Цель:актуализация имеющихся у учащихся знаний по изучаемой теме,развитие у школьников критического подхода к получаемой информации.Время выполнения: 5-6 минутОписание приема.Учитель заранее подготавливает текст, содержащий ошибочную информацию,и предлагаетучащимся выявить допущенные ошибки.Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:А–явные, которые достаточно легко выявляются учащимися, исходя из их личного опыта изнаний;Б-скрытые, которые можно установить, только изучив новый материал.Учащиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют своивыводы.Учитель предлагает изучить новый материал, после чего вернуться к тексту задания иисправить те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока.Приемы, используемые на стадии размышления (рефлексии).Цель:формирование у учащихся независимой, взвешенной позиции по отношению кизучаемой теме;развитие умения аргументировано отстаивать свою точку зрения.Прием “Пресс-конференция”Цель:формирование у учащихся умения грамотно и корректно формулировать вопросы;развитие мыслительных способностей школьников;диагностика уровня усвоения нового материала.Время выполнения: 8-12 минут.Описание приема.Перед изучением учебного текста, учитель ставит задачу составить к нему список вопросов.Целесообразно оговорить минимальное их число.Учитель заранее рассказывает ученикам, что вопросы могут быть репродуктивными,расширяющими знания или развивающими его. Репродуктивные вопросы неинтересны. Ответна них–повторение уже известного.Расширяющие знания вопросы позволяют узнать новое об изучаемом объекте, уточнитьизвестное, но не претендуют на значительное усложнение знания.16Развивающие вопросы вскрывают суть,обобщают, содержат в себе исследовательское начало.Всю массу поставленных вопросов учитель разбивает на 3 группы, комментируя своидействия:1–вопросы, на которые можно ответить на уроке;2–вопросы, требующие отдельного исследования;3–вопросы, ответы на которые, возможно не существуют.Учитель отвечает на вопросы из первой группы. Целесообразно предоставить право ответаболее подготовленным ученикам.Некоторые вопросы из второй группы можно использовать как темы будущих докладовучащихся.Внедрение инновационных образовательных проектов в разных школах происходитнеодинаково, причем специфика связана, прежде всего, с различной готовностью педагогов кпринятию и внедрению новых идей.Известно, что любое новшество встречает на своем пути и безоговорочное одобрение,и сдержанную поддержку, и отчаянное сопротивление. Консерваторов, которых отвергаютидеи и принципы новых подходов кобразованию, не так уж и мало.Программа РКМЧП не отрицает полезное старое. Она даѐт возможностьсовершенствовать имеющиеся методы обучения, учитывая приемлемость вводимыхновшеств для нашего образования. Вся работа в этом плане направлена на самое главное-создать на уроке условия, помогающие ученикам самим добывать себе знания на основе ужеимеющегося опыта, дать им что-тоновое, доселе неизвестное.Сила и оригинальность этой программы состоит в том, что еѐ создатели выстроилиновую систему методов и приѐмов обучения.Я вижу, как новые методы меняют моих учеников, меня саму и всю атмосферу нашихзанятий.Я обнаруживаю скрытые таланты в моих учениках, они открывают для себя новые знания, имежду нами устанавливаются отношения, основанные на взаимном уважении и доверии.Использованные материалы1.Сайт международного журнала о критическом мышлении «Перемена»http://www.ct-net.net/ru/rwct_tcp_ru2.Фестиваль педагогических идейhttp://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=93.Газета «Первое сентября»http://ps.1september.ru/newspaper.php?year=2004&num=704.Учебная программа курса «Технологиикомпетентностно-ориентированного образования:«Развитие критического мышления через чтение и письмо»5.Вишнякова Е.Е. «Не только о технологии «Развитие критическогомышления через чтениеиписьмо», «Главное–заинтересовать чтением»6.Столбунова С.В. Лекция No1,3 «Технология развития критического мышления через чтениеи письмо»7.Зачесова Е.В. «Пример использования РКМЧП, текст «Морскиечерепахи»8.Васюта И., Махотина А. «Использование приемов развития критического мышления науроках литературы»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс "Использование технологии развития критического мышления через чтение и письмо на примере урока чтения во 2 классе по теме "В. Драгунский "Заколдованная буква"
Вашему вниманию предлагается презентация к выступлению на мастер-классе по теме "И.спльзование технологии равития критического мышления через чтение и письмо на примере урока литературного чтения во 2...
Использование приёмов технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроках литературного чтения.
Современный школьник должен получить не только знания, но и умение применять их на практике, ориентироваться в нестандартных условиях. На уроках литературы обучающийся должен...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Конспект урока с использованием технологии развития критического мышления через чтение и письмо на уроке литературного чтения в первом классе.
Тема: "АПРЕЛЬ, АПРЕЛЬ, ЗВЕНИТ КАПЕЛЬ" ( А.Майков, А. Плещеев)Цель: Познакомить с названием раздела и прогнозировать его содержание; познакомить с лирическими стихотворениями о весне А. Майкова и А. Пл...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтения с использованием технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо"...
Урок литературного чтения в 3 «Б» классе с использованием технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему «Андрей Платонов «Разноцветная бабочка»
Урок литературного чтенияв 3 «Б» классес использованием технологии«Развитие критического мышления через чтение и письмо» На тему«Андрей Платонов&la...